О духовной любви

Михаил Пушкарский
В греческом языке для разных проявлений любви имеется соответствующее слово: «эрос», «сторге», «филио», «агапэ». И если говорить о высшем и подлинном проявлении любви - это агапэ - жертвенная любовь. Сила жизни , свобода духа и добродетель проявляется в жертвенной любви.
Сама эта любовь может проявляться по разному.

Бывает, любовь проявляется в динамике, полноте чувств, в обилии творческих или добродетельных плодов, и указывает на осязаемый источник жизненной силы и вдохновения.
Другая любовь - органична и естественна, уравновешенна. Но так же деятельна и заботлива, также жертвенна и способна на подвиг.

Существование похожего разделения (классификации) можно видеть в научных психологических теориях. Например, А. Маслоу описывает Pear experiences – высшие переживания и Platean experiences – переживания «Плато».
Первые описываются как потрясающие сознание радостные моменты, мистическое ощущение единения, сопричастности с миром. Такие переживания часто вдохновляются сильной глубокой любовью, красотой природы или впечатлениями от шедевров искусства и музыки.
Вторые – это те же высокие переживания, но более длительные, хотя и с меньшей эмоциональной интенсивностью, то есть более спокойные и ровные (А. Н. Романин «Гуманистическая психология и психотерапия»).

Любовь по сути одна, а все её различия – разные фазы или взращивающие и культивирующие процессы, дающие свои плоды.
Образ полноты и вдохновения на примере Иисуса Христа:
«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие Он сказал о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Иоан.7:38,39).
И пример сознания и воли:
 «Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! в прочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук.22:42)

Любовь вдохновенная и пламенная встречается реже.
Если это любовь святого, то она стабильна и имеет божественный источник и божественную крепость.
В Библии много примеров такой любви. Особенно яркие сочетания проявлений творчества, силы Духа и плодов добродетели отражены: в Псалмах, Книга Иова, Откровение Иоанна, у Соломона и в Посланиях Апостолов, и конечно же, это само Евангелие и Сам Христос.
Возможно мы не найдём  поэзии и творчества в книге Деяний, но там были воистину Деяния, выше которых уже ничего нет: сила Духа Святого в благовестии с божественными исцелениями, воскрешением, и подвиги мученической смерти.

Божественную любовь может познать любой христианин, «родившийся свыше», как откровение христианской веры и христианского пути.
Но чтобы пребывать в этой любви, необходимо усилие для посвящения себя Богу.
Отвечая на вопрос, почему не все христиане могут быть святыми, преп. Серафим Саровский сказал: «не хватает решимости». Действительно, кто может сказать, что из «земного» его уже ничего не держит?

В других случаях, любовь, проявляющаяся в экзальтации, романтизме и вдохновении имеет душевную природу.
Человек влюблён в другого человека или какое-нибудь дело - его мироощущение обновляется, открываются неизведанные светлые перспективы – и он готов принять и устремиться к высшим идеалам. И это хорошо, но на практике не всегда выдерживает испытания. Можно вспомнить Петра, ученика Христа: добрые порывы его закончились отречением.
Поэтому надёжным критерием остаётся судить по делам. ... Если только дела, также – не без любви (1-е Кор.13).

Но вот – любовь «беспричинная», которая любит без вдохновения, а просто в силу того, что все для неё «ближние» - родственники, друзья и случайные встречные. Какова природа этой любви?
Эта любовь как бы без чувственных проявлений - как её понять?
Однако, например, уже естественная родительская любовь также всегда деятельна и жертвенна.
И дело здесь не в проявляющихся унаследовано материнском - отцовском, инстинктах. Всё это, конечно, вносит свой вклад в воспитание и развитие зрелой личности. Но человек в свободном выборе и сознании формирует свою натуру в аутентичном смысле.

Что же побуждает человека заботиться о ближних, переживать за детей, сочувствовать старикам, жалеть и оказывать помощь животным?
- «Праведный печётся и о жизни скота своего, сердце же нечестивых  жестоко» (Пр. 12:10).
Одним словом, всем праведным деяниям любви, присуще доброе сердце. В этой любви «всеобщего добра», мы видим уже сформированную натуру и подлинную личность, о которой говорят: «он не мог поступить иначе».
Эта любовь как «закон, записанный в мыслях и сердце», поэтому как будто не существует её психологии. Но её психология – это влияние всей жизни: наследственность, развитие, вера и божественное пастырство. Что в конкретных случаях человек пережил, впитал, осознал – всё это составляет его индивидуальность.
Различные культурные, нравственные и духовные личные «достижения» во взаимном обогащении преобразуют то общее чувство любви и добродетели. Но весь этот опыт переживания – благого и красивого, аккумулируется в сознании, постепенно проникая в него «до мозга костей».
Можно ли говорить о любви человека, который сам никогда не видел и не испытал в своей жизни ничего хорошего?

Без внутреннего мира, без светлого прошлого, у человека нет моральной опоры. В злой среде такой человек окажется в неврозе Если же человек развитием не далёк, то в злой среде он становится животным.
Всё это говорит о том, что любовь и добродетель, не приходят от рождения в готовом виде.
Даже, если человек от рождения имеет Божье призвание, он в раннем детстве создаёт свой внутренний мир и находит свою жизненную позицию.

Чувство сострадания и способность к сопереживанию в своём идеале – это любовь ближнего как самого себя. А если вспомнить молитвы Моисея и ап. Павла – их любовь и того больше!
Нечто вместе пережитое и всё светлое из прошлого, вдохновляет и делает людей преданными друг другу.

Оптимизм, как дух веры, способствует духу любви. И многократно увеличивается оптимизм в пробудившемся сознании.
Когда человек переживает своё рождение на свет, как невероятную случайность и большое чудо...
Когда осознаёт это чудо жизни...
Когда счастлив тем, что имеет общение и поддержку в человеческом обществе,  или более тесном общении с близким ему человеком...

Человек, в эстетическом восприятии, сопереживании, стремлении к созиданию - создан к добру.
Что такое жизнь? Это самое удивительное зрелище и самая великая тайна. Переживание красоты и непостигаемой премудрости жизни – это то обобщённое эстетическое чувство, от которого мы реагируем на отдельные фрагменты прекрасного в той или иной мере.
Кроме того, регистрируя возвышенные порядки бытия, осознаём мы или нет, мы подтверждаем факт существования Высшего Начала.

Природная (земная) любовь – это первая ступень в  духовном развитии. Это опыт, который человеку необходим для откровения веры и духовной жизни – для познания Творца. Если кто думает, что нет никакой разницы, или грешник быстрее приходит к Богу, то можно сказать, каждый случай индивидуален.
Но, не имея хотя бы  частицу человеческого, просто - не через что будет пробуждаться. «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его... И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Иоан.1:14,16). Нравственность – это отзвук Царства Небесного.

Любовь «сознательная» человека спасает, не давая ему терять своё человеческое лицо. Но эта любовь не ограниченна лишь совестью.
Возвышенность и сила этой любви кроется в единении с объектом любви – со всем тем, что имеет живую душу... со всем тем, что имеет красоту... со всем тем, что можно ещё спасти.
Даже небольшое вдохновение, при наличии нравственного и как такового со - знания,  способствует пробуждению, переходу от «веры в веру" и обогащению духовной жизнью.
Многие находят вдохновение в творчестве...
Кто-то выбирается на природу, кто-то идёт в театр или музей... Или сама творческая идея интересна и вдохновляет...
Но в этой любви может не быть той силы и стабильности, необходимых для самопожертвования в других добродетелях и жизненных испытаниях. Или, как говорят, любить конкретного человека – это несравненно больше, чем философски переживать за всё человечество.

Несомненно, творчество оказывает огромное влияние на воспитание и формирование  личности.
Человек же, пропитанный переживаниями в непосредственном взаимодействии с жизнью, нашедший внутренний мир и достоинство в добродетели, находит своё призвание чаще в конкретных делах, созидательной общественной и реформационной деятельности.

                ЛЮБОВЬ И СОСТРАДАНИЕ.

В 1Кор.13 Ап. Павел говорит: «Любовь не радуется не правде, а сорадуется истине». Какое же, конкретно, чувство имеется ввиду, когда "любовь не радуется не правде? Можно сказать – это сожаление, негодование, печаль... Но точнее будет сказать - о сострадании.

Святые говорят, что не нужно любить грех, но нужно любить самого человека.
Но как, например, любить того, в котором невозможно найти ничего человеческого?
Даже, Господу Богу для спасения необходимо зацепиться за что-нибудь доброе.
В крайнем случае, можно любить в надежде - в надежде на благовидный образ. В надежде остаётся некоторый свет и радость.
Если этого нет, то остаётся только сострадание погибающему. И конечно же, безобразное и злое любить невозможно.

В духовной жизни, на доброе Святой Дух откликается радостью любви, на злое страхом Господним. Глубокое понимание куда ведёт путь греха – это сострадание в страхе Господнем.
Именно такое чувство было у пророка, где сказанно: «Как ты пал денница?!». Так и Иисус говорил об Иуде в чувстве страха Господнего: «лучше бы ему и не родиться».
«Любовь, которая не радуется неправде - есть страх Господень»!

       БОГАТСТВО ДУХОВНОЙ ЛЮБВИ.

Любовь осуществляется в Пробуждении, Преображении и Единении с Богом, Телом Христовым.

В сети случайно вычитал великолепное духовное переживание любви:
(www.cirota.ru/forum/view.php?subj=79153)
Я не думаю, что так можно написать, имея лишь поэтический дар.

«Любовь Божья, подобна яркому, ласковому солнцу в весенний день, когда оно растапливает весь серый и грязный лед, накопившийся за зиму. Бегут ручьи и уносят последние ледышки и весь слежавшийся мусор.

И еще Любовь Божия подобна бритве, отсекающей все сомнения и вопросы вроде: как любить? кого любить? нужно ли любить? Кто лишь однажды пережил ее, тот уже не может обижаться, торопиться, разочаровываться, ждать взаимности, наставивать на своем...

В свете этой Любви любые неприятности разочарования кажутся несущественными, любые отношения с людьми - неуклюжими, любые попытки сделать кого-то счастливым - жалкими, любая самость - ничтожной, ум - неповоротливым, слова - лишними, усилия - тщетными....

Любовь Божия - есть печать Вечности, она столь стремительна, что перед ней всякое движение кажется недвижимым. Чтобы ты ни делал, есть лишь она. Весь мир перед ней, всего лишь, серая песчинка перед бриллиантовой стеной высотой до небес...

Вся наша радость, счастье, восторг и экстаз, лишь прозрачное облачко, готовое раствориться в безбежном синем небе Любви Божией...

Любовь Божия - насколько незрима, невещественна, неприложима к любым рамкам, настолько же весома, крепка и сформирована в реальность нашего бытия. Ничто не может ее увлечь за собой, но ничто не может и поколебать ее. Тончайший аромат весны в первые теплые зимние дни и крепость основания Гималаев - ее отличия...»

Психология духовной любви – это психология настолько богатого человека, которого любая трата не может сделать бедным. Впрочем, хорошо об этом (и о материнской – отцовской любви) написал Э.Фромм в «Искусство любви» (но только и всего... не имея веры).
Психология духовной любви – это психология и бессмертного человека.
«Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. А оставаться во плоти нужнее для вас» (Филип.1:21-24).

Это написано реальным человеком Апостолом Павлом в письме к Филиппийцам. Такую он имел свободу в духе - такую он имел полнокровную жизнь.

Для сынов Царства Небесного главная цель на земле - подвижничество в спасении душ. Истинный страх Господень, который «чист и пребывает во век» - это ответственность в том, что «свяжешь на земле, свяжется и на небе». Это высшая сознательность.

Духовная любовь милосердием открывает сердце нуждающегося и благодатью исцеляет его душу.

Любовь не гордится и не нуждается в хвале – она рада пониманию.

Любовь снисходит к людям, как неведающим что творят, детям, и прощает.

Любовь страннолюбива – она созерцает задатки совершенства, заложенные Творцом в своих чад.

Любовь сострадает врагу в его неведении. Она не раздражается по богатству своего духа и самообладания. Смотрит на врага как на Божье создание, призываемое к спасению души.

Живя не только настоящим, но и будущим, имея доверие Богу, любовь всего надеется и всё покрывает.

В единении с Богом и облаком свидетелей на небесах – с Церковью Небесной, кроется наибольшая крепость и сила вдохновения.
«Выйдя за стан к врагу» святой не имеет угнетающего чувства одиночества (Иоан.16:32). Он не подаёт примера малодушия до самой смерти. Он даже перевоспитывает тех, у кого осталось хоть чуть человеческого. В жизненной силе любви Благая Весть свободы, вечности и счастья.