Бернадот и Дезире

Эдуард Кукуй
Не поддержал переворот

республиканец Бернадот.

Была ещё тому причина-

задет он был

и как мужчина.

Жена его- Дезира Клара,

 другому сердце обещала,

тогда, ещё в раскладе карт,

 пылал любовью Бонапарт,

но предпочёл вдруг Жозефину_

 нетрудно угадать причину...

И совершив переворот,

не выставляя чувств наружу,

в чин маршальский произведёт

 того, кто стал Дезире мужем.

Он Бернадота отпустил-

 манила шведская корона,

за что сполна тот отплатил,-

 паденьем щедрого патрона...

И королём стал Бернадот.

И королевою Дезира.

И в Швеции лишь тень живёт

от захватившего пол Мира

2010
АААААААААААААААААААААААААААААААА

Исторический роман
Анна- Мария Зеленко
"Дезире", М. 1993г, 576 стр.


Глава 35 1 января 1812.
.........................
.........................
Возвратившись в гостиную императрицы, я впервые имела возможность увидеть маленького Римского короля. Император держал его на руках, а малыш заливался криком. На его кружевной рубашечке сверкал орден Почетного Легиона.
Увидев меня, Наполеон приблизился, нежно прижимая к себе ребенка и уговаривая его: «Перестань плакать, малыш! Короли не плачут!» Я взяла ребенка на руки. Он был худенький и очень легкий. Я гладила шелковые волосики и тихонько прижимала его к себе.
 Жан-Батист узнает лишь через несколько дней, что Даву вошел в Померанию… Я поцеловала легкие шелковые волосики Римского короля…
— Ваше высочество увидит, что наследный принц примкнет к России. И наследный принц будет прав, — услышала я. Кто прошептал мне на ухо эти слова? Талейран. Он подошел ко мне, прихрамывая.

Я устала и хотел уехать, но ко мне приблизился император под руку с императрицей.

— Вот моя заложница, моя очаровательная заложница! — любезно промолвил император. В толпе приглашенных послышался вежливый смешок.
— Но вы не в курсе дела, месье и медам, — продолжал Наполеон. — Боюсь, что для Ее высочества это совсем не забавно. Маршал Даву, к несчастью, занял часть северной страны, которая теперь является родиной Ее высочества.
Все молчали. Улыбки сползли с напрягшихся лиц. Никто не понимал, шутит император или нет.
— Предполагаю, что царь может сделать более выгодное предложение шведскому наследному принцу. Я даже слышал, что он предлагает ему руку одной из великих княжон. Представляете, как это может обернуться для нашего бывшего маршала?

— Брачный союз с членом старинной царской фамилии всегда соблазнителен для человека из простонародья, — меланхолично заметила я.
Кругом оживленно зашептались.
— Конечно, — сказал император, смеясь. — Но это событие может в корне переменить ваше положение, мадам. Поэтому, как старый друг, я советую вам написать Бернадотту и рекомендовать ему заключить союз с Францией. Я думаю, что это также и в ваших интересах, мадам…
— Мое положение очень прочно, сир, — я, кланяясь, — хотя бы, как королевы-матери…
Он удивленно посмотрел на меня. Потом, повысив голос:
— Мадам, до тех пор, пока между Швецией и Францией не будет подписано соглашение о союзе, я не хочу видеть вас при дворе, — и он удалился с Мари-Луизой.

Дома меня ожидала Мари. Я отпустила Иветт и остальных праздновать Новый год. Мари сняла с меня бриллиантовые серьги и отстегнула золотые аграфы с плеч.
— С Новым годом, Мари! Император вооружил самую большую армию, которая когда-либо у него была, а я должна написать Жану-Батисту, чтобы он заключил союз с Францией… Объясни-ка мне, как случилось, что я становлюсь действующим лицом в игре людей, которые делают историю?
— А вот смотри… Если бы ты тогда не заснула в приемной депутата, то м-сье Жозеф не должен был бы будить тебя. А если бы ты не вбила себе в голову, что Жюли и этот Жозеф…
— Да. И еще, если бы мне не было так любопытно познакомиться с его братом, маленьким генералом… Какой плачевный вид был у него в его потертом сюртуке!
Я оперлась локтями на туалет и закрыла глаза. Да, только из любопытства, детского любопытства я попала в то положение, в котором нахожусь сейчас. Но дорога, по которой я начала идти с Наполеоном, привела меня к Жану-Батисту. А с ним я была так счастлива!

— Эжени, — тихонько сказала Мари. — Когда мы уедем в Стокгольм?
«Если я потороплюсь, то еще смогу успеть на свадьбу моего мужа с великой русской княжной», — подумала я горько и продолжала сидеть, закрыв глаза.
— Спокойной ночи, — прошептала Мари.
1812 год только что начался, но я чувствую, что он будет ужасен.
(как и 210 лет спустя ... Э.К.)

Глава 36  Париж, апрель 1812

Приехал Пьер, сын Мари. Его призвали в армию, самую большую армию из всех, когда-либо существовавших. Он скоро уезжает в полк. До сих пор я каждый год платила восемь тысяч франков, чтобы освободить Пьера от военной службы. Когда он родился, Мари стала моей кормилицей, а Пьера отдала в деревню. Я лишила его материнского молока, и это меня целовала Мари вместо родного сына…
Выросший без материнской ласки Пьер не заморыш. Он очень высок, мускулист, и лицо его покрыто бронзовым южным загаром. У него черные смеющиеся глаза.
Мари ходит как сомнамбула. Иногда ее дрожащая рука тихонько гладит руку сына.
— Не огорчайтесь, мама! Ведь я призван императором в самую большую армию, которая пойдет в Россию. Император хочет, чтобы мы, наконец, объединили всю Европу в одно огромное государство. И у меня открываются такие возможности!
— Какие, какие?
— Стать генералом, маршалом… разве я знаю? — он помолчал. — Мама, дайте мне розу из сада. Посмотрите, наши солдаты маршируют с цветами. Мы вернемся с блестящей победой!
................................
................................


ИЗ ВИКИПЕЛИИ
................


Дезире; Клари; [Бернарди;на Евге;ния Дезиде;рия Клари;](фр. D;sir;e Clary, Бернадин Эжени Дезире Клари, фр. Bernardine Eug;nie D;sir;e Bernadotte, урождённая Clary; 8 ноября 1777, Марсель — 17 декабря 1860, Стокгольм) — невеста Наполеона Бонапарта, позднее жена наполеоновского маршала Жана Батиста Бернадота, впоследствии ставшего королём Швеции и Норвегии под именем Карла XIV Юхана, с 1818 года — Дезидерия, королева Швеции и Норвегии.



Дезире Клари родилась в Марселе, Франция, в семье Франсуа Клари (Марсель, ул. Сен-Ферреоль, 24 февраля 1725 — Марсель, 20 января 1794), богатого торговца шёлком, и его второй жены (с. 26 июня, 1759) Франсуазы Розы Соми (Марсель, 30 августа 1737 — Париж, 28 января 1815). В первый раз (с 13 апреля 1751) он был женат на Габриэле Флешон (1732 — 3 мая 1758). Детей в этом браке не было.

Её сестрой была Жюли Клари, которая стала женой Жозефа Бонапарта и носила титул Королевы Неаполитанской и Испанской.

Дезире была невестой Наполеона, но после его женитьбы на Жозефине она в 1798 году вышла замуж за генерала Жана-Батиста Бернадота, будущего короля Швеции и Норвегии. От брака с ним у неё родился единственный сын Оскар, будущий король Оскар I.

Дезире получила образование обычное для девочек в дореволюционной Франции. Она обучалась монахинями в школе при женском монастыре. Когда в 1789 году началась революция, родители забрали её домой. В юности была убеждённой республиканкой.

В 1794 году её отец умер, а брат был арестован по приказу революционного правительства. Как она говорила позже, из-за этого она познакомилась с Жозефом Бонапартом. Брат был выпущен из-под ареста и вернулся домой. Жозеф был представлен семье и вскоре женился на Жюли. Он познакомил Дезире со своим братом, генералом Наполеоном, в которого она сразу же влюбилась. Через несколько месяцев Наполеон сделал ей предложение.

В 1795 — 1797 годах проживала с матерью и сестрой в Италии, где Жозеф выполнял дипломатические миссии.

Мадам Бернадот
После возвращения во Францию Дезире встретила своего будущего супруга. И 16 августа/17 августа 1798 мадемуазель Клари вышла замуж за французского генерала, в будущем Маршала Жана-Батиста Жюля Бернадота. В 1799 у них родился сын, которого назвали скандинавским именем Оскар.

После того как Бернадот стал наследным принцем Швеции в 1810 году, она жила в этой стране с 1810 по 1811, после чего, испытывая неприязнь к Швеции, вернулась в Париж, где оставалась вплоть до 1823 года, в то время как её муж был в Стокгольме (в 1818 он стал королём). Начиная с капитуляции Парижа в 1814 году и до Реставрации Бурбонов дом наследной принцессы Дезидерии являлся приютом для семьи Бонапартов, боявшихся повторить участь Наполеона.

21 августа 1829 года состоялась её официальная коронация в Стокгольме как королевы Швеции, под именем Дезидерия. Королева Дезидерия похоронена в церкви Шевалье рядом с мужем, королём Швеции Карлом XIV Ю;ханом (Жаном-Батистом Бернадотом).

В честь Дезире Клари назван астероид (344) Дезидерата, открытый в 1892 году.

В 1951 году увидела свет книга австрийской писательницы Анны-Марии Зелинко «Желанная», повествующая о жизни и судьбе Дезире Клари. В России на русском языке в 1993 году книга вышла под названием «Дезире».

В 1938 году был снят итальянский художественный фильм «Невеста короля[it]», реж. Дуилио Колетти[it], посвящённый Дезире Клари, в роли Клари снялась актриса Эльза Де Джорджи[it].

В 1942 году был снят французский художественный фильм «Удивительная судьба Дезире Клари[fr]» , реж. Саша Гитри. В роли Дезире Клари снялись актрисы: Карлеттина (в детстве), Женевьева Гитри[fr] (в юности), Габи Морле (королева Дезидерия).

В 1954 году был снят художественный кинофильм «Дезире: любовь императора Франции[en]» (название оригинала: D;sir;e) режиссёра Генри Костера с Джин Симмонс в роли Дезире, Марлоном Брандо в роли Наполеона Бонапарта, Мерл Оберон в роли Жозефины.

В 1955 году в художественном фильме «Наполеон: путь к вершине» режиссёра Саши Гитри роль Дезире клари сыграла актриса Дани Робен.