О Голубиной книге

Индрик
О «ГОЛУБИНОЙ КНИГЕ»

В советское время “Голубиную Книгу” оценивали как духовный стих, имеющий христианскую основу с лёгкой примесью дохристианских языческих воззрений.
В недавно вышедшей книге Серякова, которая так и называется “Голубиная Книга”, автор проповедует прямо противоположный взгляд на это древнее сказание. На большой фактуре и в сравнении с другими древнейшими эпосами автор показывает языческий (дохристианский) характер мировоззренческой основы “Голубиной книги” с наложением поздних христианских влияний на эту архаическую основу.
Что же в действительности представляет собой Голубиная Книга? Каков Сокровенный смысл её повествования?

Чтобы понять, о чём же идёт повествование в этой книге, необходимо сначала уяснить себе суть её названия. А для этого рассмотрим и проясним для себя смысл основного корня её имени – ГОЛ. В ряду однокоренных слов мы видим следующее:
у-ГОЛ (др.рус. УЗ-ГОЛ) – геометрическая характеристика взаимного положения при пересечении линий, плоскостей, определяющая форму фигуры или тела.
ГОЛ-ова – главная часть (тела, сообщества), мыслительный аппарат.
ГОЛ-убой – цвет спектра; в древней духовной традиции символизирует Мудрость Творца.
ГЛ-убина – (небесная, земная, морская) наивысший уровень приближения к центру, сути явления.
ГЛ-ава – начало, основание, корень.
ГОЛ-ос – ГЛАС – звук, зык, мелодия, главный колокол.
ГОЛ (голый) – являющий самую суть.
ГАЛЛО (ГОЛЛО) – свечение вокруг небесного тела.
Итак, проанализировав все эти понятия и выявив в них главные характеристики, выясняем:
ГОЛ – начало, корень, главный звук, мысль, суть всех явлений, цвет Мудрости Творца.
Говоря строго, все эти понятия: голос, звук, цвет и свет вообще, и в первую очередь мысль, – суть все частотные, колебательные процессы разного уровня, составляющие основу всего Проявленного Бытия. А зная о том, что во главе их стоят вибрационные (излучающие) процессы, мы поймём, что
ГОЛ – это основная частота, вибрация, излучение мысли Творца, порождающее и формирующее весь наш Мир и лежащее в основе всех процессов и явлений.
Таким образом, Голубиная, Глубинная книга – описанная звуковым языком в мифологических образах история Творения Мира – Глубинная Мудрость, излучаемая в Мир Творцом.

А повествует Голубиная книга о том, кто мы и в каком Мире мы находимся, как этот Мир появился, какой смысл он в себе несёт и какую роль мы играем и должны играть в окружающем Мире. Причём повествование это зачастую оказывается правдивее писаний, претендующих на святость и божественность.

Начнём с варианта, который взят из книги XIXв. “Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым”: “Да с начала века животленного сотворил Бог Небо со Землею, сотворил Бог Адама с Еввою…” Такое начало в былинном стиле создаёт впечатление, что Русский народ излагает библейские предания, но очень скоро начинаются разночтения с Ветхозаветной Библией, которая как известно пересказывает многие сюжеты древнешумерского эпоса.
После нарушения Адамом с Евою заповеди великой Господа “пришли оне к самому Христу, к самому Христу, Царю небесному” с мольбой спустить

…на землю… трудную,
Что копать бы землю копарулями,
…а и сеять семена первым часом
А Небесный Царь, милосерде свет,
Опущал на землю его трудную.

Таким образом Перволюди оказываются на Земле по собственной воле и начинают после райской праздности жить своим трудом:

От своих трудов он стал сытым быть,
Обуватися и одеватися.

И заканчивается эта во многом антиветхозаветная часть Книги и вовсе удивительными словами:

От того колена от Адамова,
От того ребра от Еввина
Пошли христиане православные
По всей земле святорусския.

Если Ветхозаветную мифологию признавать истиной в последней инстанции, то последние слова стиха можно рассматривать как манию величия древних Русов. Если же воспринимать библейский текст (как стало сегодня уже достоверно установлено) в качестве многократно редактированного и многовариантного источника, имеющего небиблейские корни, то не являются ли слова Голубиной Книги напоминанием “Иванам, не помнящим своего родства” об их подлинной истории?

Особо надо сказать об отношении к Ветхому Завету в Древней Руси. Простолюдинам запрещалось знакомиться с ним самостоятельно из-за опасения за чистоту их Душ. Единственным безопасным способом было знакомство с отдельными Ветхозаветными частями с обязательным толковым объяснением их сути, что в конце концов превратилось со временем в Толковую Библию.
Да и сами библейские имена воспринимались в древнейшие времена на Руси совсем иначе. Например, имя Соломон, звучавшее на древнееврейском наречии древнеарабского языка как Шелом, не могло не вызывать ассоциаций с русским словом ШЕЛЬМА.
Любопытным является другой языковой (звуковой) факт – слово РАШ (РШ или РС) обозначало на упомянутом языке не только соответствующий народ (Русь), но и ГОЛОВУ.

Здесь же уместно напомнить мнения людей, критически относящихся к Библии и не верящих слепо в её святость.
Так христиане-каиниты считали, что книги Библии “были написаны по внушению библейского Творца-Иалдабаота с целью извратить всю историю человечества” (Н.А.Морозов, Христос, 7 книга. М.,1998, с.713).
Последователи манихейства “считали Ветхий Завет произведением силы тьмы. Они нападали на его нравственность и на изображение бога Библией со свойствами человека, останавливались на её несовместимости с Новым Заветом…” (Там же, с.739).

Недаром начало Голубиной книги излагает недогматический подход к пониманию грехопадения. Многие исследователи отмечают, что некоторые Вероучения своей мифологией формируют в людях “комплекс неполноценности”, утверждая что мы изначально рождены во грехе вслед за первыми людьми, совершившими великое грехопадение и изгнанными за это из Рая.
Невольно вспоминаются строчки Высоцкого: “Я был зачат как нужно во грехе, в поту и нервах первой брачной ночи…”. Порочность зачатия и врождённая греховность изначально вкладывают в наше сознание, чтобы тут же предложить и единственно возможный путь спасения любым из существующих вероучений.
 
Хотя вероучения и сообщают нам, что Божий Сын искупил первогрех своим страданием, тем не менее вся мировая история последних двух тысячелетий всё больше и больше подтверждает нашу не врождённую, а приобретённую греховность, которую мы век от веку усугубляем, убивая как природу внешнюю, так и свою внутреннюю людскую и человеческую природу.