Блаженная-К

Игорь Богданов 2
Рассказ      БЛАЖЕННАЯ 

   История эта короткая, но занимательная в своём роде, ибо речь пойдёт о нищей, подвизавшейся возле провинциальной церкви, само существование которой (церкви) казалось невозможным еще десяток лет тому назад, при старом режиме.
   Её (нищую) смело можно назвать героиней, так как у неё есть своя легенда. Согласитесь, не у каждого человека есть собственная легенда. Женщина эта - теперь уже нищенка - раньше была обыкновенной служащей, женой, матерью своих детей, домохозяйкой, каких тысячи и тысячи. Времена стояли такие, что прожила бы она свою жизнь спокойно до глубокой старости и даже не предположила бы ни на миг, что всё могло сложиться иначе в её судьбе, так же как и в истории страны с именем Советский Союз.
   Не вдруг и не сразу, но всё же достаточно быстро - а самое главное, неотвратимо - произошли в огромной стране ужасные для большинства самых обычных людей перемены. И наша героиня потеряла сначала работу, потом жильё и семью. Каким образом это произошло, я судить не берусь. Но раз есть героиня, значит, обязательно будет присутствовать и трагедия в её судьбе, иначе не может быть. Последней её потерей стала дочь, которую сердобольные граждане деликатно отлучили от матери. Из-за понесенных лишений и страданий бедная женщина окончательно потеряла всякую связь с действительностью.
   Она жила в буквальном смысле на улице, таская за собой огромное количество сумок с домашним скарбом, методично перетаскивая их с места на место. Довольно безобидный вид сумасшествия, но для малолетнего ребенка совершено недопустимый, в конце концов дочь оказалась у дальних родственников. Впрочем, эту утрату мать уже не заметила. Ибо все силы её, как душевные, так и физические, уходили на борьбу с силами природы, ведь героев без борьбы не бывает, а игнорировать погоду не может позволить себе даже сумасшедший. Поскольку общественной безопасности она не угрожала (а документов не имела или утратила, значит, официально говоря, её вроде как на свете и не было вовсе), то счастливо избежала она сумасшедшего дома. Хотя говорить о счастье здесь, наверное, неуместно, но даже сумасшедший между неволей и свободой выберет последнюю, пусть даже она не сулит ему ничего хорошего: ни теплого угла, ни миски с казённым супом. Природа, однако, оказалась к бедолаге суровой, и очень быстро сумки её частью потерялись, а отчасти пришли в полную негодность. И пришлось заменить их на картонные коробки, которые тоже из-за дождя и сырости очень быстро разваливались. Но на местном рынке упаковок выбрасывалось огромное количество, так что она по-прежнему передвигалась по городу вместе с кучей коробок. Единственным отличием от прежнего сумочного состояния было то, что в коробках уже ничего не было, но видимость имущества сохранилась. Настоящее же своё имущество она носила на себе: одежду, обувь, ложку, расческу и какие-то копейки, на которые уже давно ничего нельзя было купить. Хотелось бы сказать, что под каждым ей кустом был готов и дом, и стол, да язык не поворачивается, ибо на дворе уже стояла зима и листья с деревьев давно уже облетели, а столы для бродяг старые русские еще не привыкли ставить. Особенно запомнилась сцена, увиденная мной из окна автобуса: наша героиня преодолевала расстояние из города в ближайшую деревню, у нормального человека на это уйдет полчаса. Однако суть её способа передвижения состояла в бесконечном перетаскивании коробок, от большой кучи к маленькой, на десяток-другой метров, и опять с начала, и так до самого вечера. Несмотря на суровый мороз, холода она, видимо, не ощущала, отчасти из-за кучи надетой на неё одежды, отчасти из-за одержимости своим занятием. Всё же природа вместе с погодой сумели заставить её отказаться от её мифического имущества: дурацких коробок, вид которых причинял обывателям душевные страдания и желание оказать материальную помощь в виде одежды и обуви. Питалась же бедняжка, как я могу предполагать, таким редким в наше время продуктом, который именуется в народе "доброта людская". Продукта этого в  человеческом мире очень мало, и выделяется он очень скупо, с редкой избирательностью. Ибо люди очень хорошо понимают, чьё горе исключительно, а чьё терпимо. В такой степени и оделяют они несчастных: кому раз, а кому и постоянно. И даётся этот редкий продукт только для того, чтобы чужая жизнь, словно огонёк на ветру, не угасла перед ликом божьим. Здесь облик героини выкристаллизовался совсем до святости. Так как стала она в глазах людей не просто горемыкой, с тоской взирающей на мир, а блаженной, смотрящей на людей с верой на исцеление их огрубевших душ. В такой ипостаси она уже не нуждалась ни в документах, ни в прописке, ни в жилье, ибо стала гражданином мира. Даже про возраст её можно было сказать очень приблизительно, что-то между сорока и пятьюдесятью годами. Да и зачем блаженной ненужное знание? В конце концов, очутилась она возле местной церкви, коей оказалась она старше во много раз, по иронии судьбы. Именно здесь её деятельность и образ жизни счастливым образом совпали и приобрели священный смысл. Теперь просит она милостыню не для себя, а для церкви и, вероятно, вполне довольна своим существованием. Ведь своего прошлого она, слава богу, не помнит, так же как и имени, возраста, адреса дома, где она когда-то жила, была ли у неё когда-либо дочь или её никогда не было. Во всяком случае, за будущность нашей героини можно не беспокоиться. Сказано же в писании: птицы божьи не сеют, не пашут, но каждый день сыты бывают. Если уж не сыты, то, по крайней мере, несчастными их назвать язык не поворачивается. Достаточно только раз взглянуть на местную блаженную, чтобы понять для себя, сколь относительны понятия счастья и несчастья в жизни любого человека, богатого ли или бедного.


                Конец  ( 27 июня-12ноября 05г.) Богданов И.