Аватар - чудо за зеркальной дверью

Дмитрий Смоленский
Точки зрения на фильма Д.Кэмерона разделились полярно. Одна часть зрителей характеризует его не иначе как интеллектуальный провал Голливуда (о технологических и коммерческих неудачах речь, слава Богу, не идет), вторая готова отнести фильм к категории эпохальных событий – прежде всего, в силу масштабности, детальности и красоте визуального ряда. Крайности, как известно, смыкаются, и в двух противоположных точках зрения присутствует положение, разделяемое обеими сторонами (только первая часть зрителей указывает на него как ключевой недостаток, а вторая полагает, что его можно понять и простить): слабость идейного наполнения «Аватара».

Именно это и хочется рассмотреть подробно, определить, имеем ли мы дело с научно-фантастическим произведением, либо с боевиком, триллером, модернизированным вестерном, обряженным в фантастические одежды. Главное отличие между первой и всеми остальными категориями и заключается, на мой взгляд, в наличии идейного стержня, ценностного посыла. Если таковой выходит на цивилизационный уровень (касается всего человеческого общества, его нынешнего состояния и перспективы развития) – можно говорить о научной фантастике даже в тех случаях, когда проблема рассматривается в узких рамках. Если же автором ничего не изучается, а герои произведения (фильма или текста) старательно выпутываются из сконструированной им ситуации, двигая сюжет – мы имеем дело с жанровой литературой (теми самыми детективами, триллерами, ужастиками, авантюрами и боевиками).

Итак, причины и задачи определены, осталось хотя бы схематично представить область исследования.

Место действия:
Планета Пандора – спутник газового гиганта Полифемуса в системе Альфы Центавра-А в нескольких световых годах от Солнца.

Время действия:
Ориентировочно конец XXI – начало XXII века.

Обстановка:
Планета Пандора обитаема разумными гуманоидами, имеет пониженную гравитацию, ядовитую для землян атмосферу, чрезвычайно разнообразную флору и фауну. Кроме того, на ней обнаружен уникальный минерал унобтаниум, обладающий антигравитационными свойствами. Этот минерал (стоимость на Земле 20 млн. долларов за килограмм) и есть цель гигантской корпорации, финансирующей экспедиции и освоение Пандоры.

Сюжет:
Парализованный Джейк Салли, в прошлом морской пехотинец, вынужден подписать контракт на участие в программе «Аватар» вместо своего погибшего по нелепой случайности брата-близнеца. После пяти лет полета в состоянии анабиоза, он вместе с группой солдат пополнения и специалистов прибывает а колонию на Пандоре.

Его задачей является дистанционное управление аватаром – существом, искусственно созданным из комбинации генов человека и пандорских аборигенов. По счастливой случайности, в образе аватара он знакомится с местной жительницей и обретает доверие вождей ближайшего племени. Параллельно искусству выживания в мире Пандоры, которому его обучает Нейтири (та самая представительница племени На’ви, что спасла его от смерти), Джейк соглашается исполнять роль разведчика, отведенную ему полковником Куоритчем.

Обстановка ухудшается с каждым днем: от колонии землян требуется увеличение добычи унобтаниума, а самое богатое месторождение находится в районе священного дерева На’ви. Попытки уговорить туземцев уступить им территории «по-доброму» заканчиваются ничем. Причину объясняет сам Джейк Салли в своем дневнике: «…дрянное пиво, джинсы или жвачка? Нам просто нечего предложить им…» Поэтому руководством колонии (подчеркнуто не отягощенным избыточным интеллектом) принимается решение о проведении ограниченной силовой акции.

Главному герою удается организовать объединение военных сил разных племен и скоординировать их действия. После первого успеха силы землян на Пандоре терпят сокрушительное поражение и выдворяются с планеты. Почти все друзья Джейка, причастные к программе «Аватар» гибнут, сражаясь на стороне туземцев, однако сам он остается жив и решается на метаморфозу – окончательное переселение сознания из искалеченного тела в тело аватара, отказываясь от физической принадлежности к Человечеству.

 Определение идеи фильма:
Сразу оговорюсь, что предположения, высказанные многочисленными авторами рецензий и отзывов на фильм «Аватар», и заключающиеся в буквальном цитировании отдельных фраз героя («Нам нечего им предложить…», «Я полюбил этот лес…», «Земляне вернулись на свою умирающую планету») и трактовке их в пользу экологической направленности фильма не выдерживают никакой критики. Эти мысли вложены в уста Джейка Салли и отражают изменение ЕГО мировоззрения: причастность к Человечеству с разделением его слабостей («НАМ нечего…»), обращение к собственной индивидуальности («…Сначала это был просто приказ, но потом Я полюбил этот лес…») и – после многих трагических событий – отказ от земного происхождения, как ныне отказываются от гражданства в знак протеста («ЗЕМЛЯНЕ вернулись…»).

Ровно поэтому представляется абсолютно неверной и трактовки иных авторов рецензий, политизирующих фильм Кэмерона, приписывающих ему антиамериканский, антиимпериалистический характер всего лишь на том основании, что отрицательный герой, полковник Куоритч, участвовал в военных операциях в Венесуэле и Нигерии (не иначе, США захватывала источники нефти!), коммандос набирались из американских морпехов, да и имена у персонажей англоязычные. (Можно представить себе положение режиссера, вздумай он назначить злодеем русского или китайца, индийца или араба. То-то воплей пришлось бы ему выслушать!)

Идея, замысел Кэмерона, его обращение фильмом к мировому зрителю заключается, на мой взгляд, в указании если не целей, то направления движения всей земной цивилизации, а также преград, стоящих на этом нелегком пути.

Направление – вверх, в космос, где ждут чудеса и тайны (не даром Кэмерон с такой любовью и тщательность вырисовывал мир Пандоры, за основу взяв, не иначе как обитателей океана: рыбу-молота, медуз, морских коньков, актинии и кораллы), и вперед – в науку, позволившую в будущем создавать межзвездные корабли и аватаров.
Основной преградой на пути режиссер видит несовершенное устройство человеческого общества, подавляющего личность (два положительных героя, Джейк Салли и вертолетчица отказались выполнять преступные приказы), неверную систему ценностей (обладать вместо постигать, стремление к власти вместо тяги к развитию), ошибочные стереотипы поведения (натиск вместо терпения, сила вместо примера и убеждения).

Мы ДОЛЖНЫ туда идти, - говорит Кэмерон своим фильмом, - ибо будущее достигается движением. Но мы сегодняшние НЕ ГОТОВЫ достичь цели и прикоснуться к Чуду. Наши помыслы не чисты, а взгляд и на чужих планетах видит лишь Землю. Наше прикосновение способно лишь разрушить Чудо, не дав постичь Тайну.

В этом пункте Кэмерон достиг, на мой взгляд, философских высот Станислава Лема. Ведь именно великий поляк впервые высказал мысль, что «космос – не увеличенная до размеров Галактики Земля», что мерки и стереотипы, приемы и правила поведения, оправдывающиеся на родной планете, должны пересматриваться по мере удаления от нее. Кэмерон об этой негибкости, зашоренности землян говорит устами матери Нейтири, цахик (ведуньи племени): «Мы пытались учить небесных людей. Это трудно – наполнить чашу, которая полна!»

Вообще, поразительна привычка понимать что-либо, осмысливать исключительно через упрощение. Отрицательный персонаж Кэмерона приравнивает аборигенов Пандоры к обезьянам, живущих на деревьях – идеологически накачанные рецензенты тут же видят второй смысл: пренебрежение Запада культурами Востока, Юга и Севера, провозглашение (пусть и осужденное режиссером) приоритета белой расы над всеми остальными. В фильме показываются бульдозеры, вырывающие с корнем деревья – разглядывается антитеза капиталистического прогресса райской родоплеменной идиллии. Так и хочется воскликнуть: так сделайте же второй шаг, коль хватило ума на первый, скажите «Б» после «А»! Взгляните вокруг себя! К примеру, увидьте просеку через Химкинский лес, вырубку парка «Лосиный остров», планируемый каскад ГЭС на Ангаре и Енисее, где сейчас почти нечего освещать и отапливать, зато можно будет озаботиться проблемой строительства нового алюминиевого завода и переброской электроэнергии на тысячи километров…

Полковник Куоритч не получал с Земли приказа начать «контртеррористическую операцию» - он согласовал ее с неумным менеджером под свою ответственность. Но мало ли в России примеров «зачисток», насильственных выселений, отбора земель и предприятий? О конфликтах вокруг Сочинской олимпиады вы слышали? А об ОМОНовских «выдавливаниях» и «рассеиваниях»? Вы пытаетесь петь, господа, все те же старые песни? «Фильм «Аватар» — приговор жестокому американскому экспансионизму. Но помимо этого — это еще и философский ориентир для нашей деградирующей цивилизации» (см. http://www.pravaya.ru/comments/17812) ? Ау, проснитесь!  Весь современный мир, вся земная цивилизация – за исключением малого числа стран и народов, часть которых уже поумнела, а другая часть еще не создали себе полноценных государств – все поражено одним недугом. И диагноз звучит как «присвоение права определять интересы общества исходя из собственного о них представления». Возьмите любую культуру (западную или восточную), любой государственный строй или режим правления, чуть поскребите их – и вы увидите одно и то же: «Этого требуют национальные интересы… революционная необходимость… постановление органов местной власти… Иисус заповедовал нам… такова воля Аллаха». Муравейник с ускоряющейся специализацией, и кругозором его граждан, ограниченным порогом собственной кухни.

Вот почему я считаю миссию «Аватара» полностью выполненной: он еще раз показал величину и разнообразие мира, его сложность и противоречивость – то самое Чудо, о котором мы забываем в ежедневной своей рутинной занятости. Он показал и Тайну планеты Пандора, где все живое связано в единую симбиотическую цепь, где народ омотикая помнит свое родство с деревьями и цветами, лесными хищниками и крылатыми драконами. Мы, люди, об этом сначала забыли, а потом – поколение за поколением – господствующие религии выжигали из нас древнюю память, до сих пор препятствуя ее возвращению. Сколь угодно можно фантазировать о происхождении человека от всемогущего Бога (назовите его хоть Шивой, хоть Буддой, хоть Саваофом, хоть Аллахом), укорять палеонтологов в неспособности обнаружить переходное звено между древними гоминидами и человеком, но если сходство человеческой ДНК с шимпанзе составляет 96-98%, это о чем-то говорит? Да не стоит даже забираться в тонкости наследственных кислот – достаточно вспомнить устройство животных, птиц и рыб. Сердце, печень, кишечник, мозг. И спросить, есть ли у животных душа – взглянув в глаза собаке или лошади. Мы сделаны из одного с ними материала и ведем происхождение от Большого Взрыва. Туманность Андромеды – наша далекая родственница, кедры – стотриллионоюродные дяди, киты – трехмиллиардноюродные братья. Мы едим пищу, выросшую из праха предков, и уходим в нее же, чтоб питать потомков. Такая простая мысль, впрямую сказанная Кэмероном  Громко сказанная! И вновь, похоже, не услышанная…

Требования братьев Стругацких к качеству фантастики – чудо, тайна, достоверность – полностью соблюдены Джеймсом Кэмероном в фильме «Аватар».  Вот оно – Чудо за дверью будущего, а вот и сама зеркальная дверь: посмотри на себя, Человек! Готов ли ты шагнуть за порог, созрел ли, разобрался ли с собственными проблемами, чтоб заняться чужими? Конечно, Вселенная не храм, а мастерская. Но ты, Человек, всегда останешься в лучшем случае подмастерьем, ибо Мастер – сама Природа. Если не считаешь, что чаша знаний твоих полна, если готов учиться и перенимать навыки – шагай смело. Но в случае величания себя Царем природы благодаря лишь навыку стирать с лица земли города и творить пустыни – останься здесь, сейчас, и продолжи выстругивать табуреты внутреннего сгорания и дверные косяки на микросхемах. Авось, уютней устроишься в своем каменном жилище, где проще всего выжить тараканам и крысам.

И выбор каждого зрителя: остановиться ли у зеркала, уверяя себя, что видит он не собственную внешность, а кого-то совсем далекого и почти незнакомого, или признаться в несовершенстве и отправиться доучивать пропущенные и неусвоенные уроки. Или шагнуть за дверь. Самое интересное, что вторые есть и их уже достаточно много. С ними и говорил Джеймс Кэмерон. Остальные посмотрели красивые картинки, потратив немного денег,окупив затраты и принеся немало прибыли компании "XX век - Фокс". За что она им искренне признательна и снова ждет у экранов.