Парк юрского периода

Саша Лукин
Парк Юрского периода.

  Когда я первый раз смотрел «Парк Юрского Периода», я жадно таращился на «настоящих» динозавров. Меня восхищала их мощь, размеры, аппетит. Ещё бы, ведь, это был первый в мире фильм, где так широко была использована компьютерная анимация. До этого все монстры и великаны двигались так, словно по ним пропустили электрический ток – мелкими частыми подёргиваниями, не оставляющими никаких сомнений в том, что это резиновая кукла, которой, пусть искусно и незаметно, но всё же управляет аниматор.
  Смотря фильм с комбинированными съёмками, приходилось принимать правила игры, закрывать глаза на разного рода нестыковки – актриса дико кричит, уставившись на огромную, но плоскую обезьяну на заднем экране.   
  В этом фильме все движения динозавров были естественными. Изображение ясное и чёткое, видно даже, как пар от дыханья динозавра оседает влагой на стекло. Всё было на высшем уровне.
  Я не вдумывался в сюжет, я наслаждался картинкой. А если бы вдумался, узнал бы что…

  На затерянный в океане остров прилетают трое учёных - Алан Грант, Элли Сэттлер и Ян Мальколм. Их встречает хозяин и идейный вдохновитель проекта, профессор Джон Хэммонд – улыбчивый, седовласый толстяк в очках с золотой оправой, сильно смахивающий на Санта Клауса. Он пригласил их «дать добро» на открытие развлекательного парка, что-то вроде «Диснейлэнда», только вместо бутафорских ведьм и пиратов детей будут пугать живые динозавры.
 Он буквально возродил их к жизни и жаждал показать всему Миру, разумеется, немного заработав при этом.
В своих самых скромных снах он видел богатых туристов, заинтригованных массированной рекламой о чуде невиданном до селе, стремящиеся толпами на далёкий остров, и готовых к встрече с ожившими картинками из учебников по палеонтологии.
  Они раскачиваются в вагончиках между вольеров и, поедая сахарную вату и попкорн, восхищённо глазеют на живых вымерших животных (прошу прощения за оксюморон, но лучше не скажешь).
  Бизнес обещал хорошие деньги. Но из-за несчастного случая, инвесторы забеспокоились, и потребовали подтверждения надёжности предприятия. За этим, собственно говоря, и понадобилось присутствие на острове этих учёных.   
  Профессор Хэкммонд радушно принимает гостей, с гордостью показывает им маленький фильм, где в популярной манере (несколько унизительной для учёных такого уровня, но зато легко понятной для нас) объясняется суть научного открытия. Ведёт в лаборатории, где люди в белых халатах с умным видом суетятся возле пробирок, мониторов с диаграммами и яиц внушительных размеров. Умилённо демонстрирует кормушку для хищников, где корова, крепко закреплённая ремнями, опускается в зелёную чащу и аккуратно, не сильно повредив крепёж, исчезает секунд через шесть.
Учёных распирает от научного любопытства, но они сдержанно отзываются обо всей этой затее – они не видят смысла так вероломно вторгаться в дела природы, да и корову жалко.
Но Хэммонд настаивает на том, что это весело. Взрослые и дети будут в восторге.
Чтобы доказать свою правоту он предлагает им бесплатную экскурсию, с участием потенциального клиента – детей. Тут совершенно случайно есть парочка – мальчик и девочка, оба умные, сообразительные – внуки, как ни как.
Гости рассаживаются по специальным электромобилям, берут с собой местного юриста (сначала я не знал зачем, но потом всё объяснилось). Уже в машинах их ждёт приятный сюрприз – там нет водителей! Можно, не стесняясь выражать свои эмоции. «Увау! Смори, смори!... вон побежал! во даёт...»
  Вместо потного незнакомца в униформе - интерактивные дисплеи – последнее слово техники. Туристы сами могут управлять движением. (как? ну, вероятно, они будут проходить коротенький инструктаж по пользованию, да и не должно быть в этом ничего сложного, автомобили-то могут двигаться только взад и вперёд по монорельсе, которая идёт вдоль всего маршрута следования). Когда захотят, смогут остановиться, выйти размяться, покормить динозавров через ограждение. Но осторожно! дотрагиваться до него нельзя, там провода, а по ним десять тысяч вольт бежит – можно легко поджариться до состояния курицы-гриль, так что держите детей при себе.
Итак, радостно в путь!
Пока гости наслаждаются видами, один из работников парка – программист, слегка располневший мужчина чуть больше тридцати, решает поправить свои финансовые дела за счёт фирмы – нашёл время... Он отключает сигнализацию и крадёт пробирки с ДНК динозавров. (Интересный факт – когда этот персонаж договаривается с сообщником  через свой компьютер, он видит собеседника на мониторе в он-лайн режиме, но внизу картинки можно наблюдать курсор, который движется по дорожке записи. То есть, этот программист разговаривает с записанным изображением. Прикольно.)
Между тем, экскурсия продолжается, но, как назло ни одного динозавра. Гости расстроены и не скрывают своего разочарования. Видя их настроение через камеру (так всё-таки, за туристами будут подглядывать?), хозяин решает выманить экспонаты для обозрения. Откуда-то, буквально из-под земли, появляется коза. Она привязана, поэтому не убежит в чащу, а будет съедена на глазах у зрителей.
  Но опять мимо – динозавры не клюют на приманку, и машины едут дальше. В конце концов, гостям становится скучно, и они вылезают наружу. Среди высокой травы (неясно ЗА ограждением или ВНУТРИ него) находят трицератопса (если кто не знает – а это я, думаю, все нормальные люди - это невысокое грузное животное, похожее на носорога, но с двумя большими изогнутыми рогами по бокам и одним маленьким на носу. На голове что-то вроде кокошника.)
Радости учёных нет предела – они могут дотронуться до древнейшей истории. Вот она лежит у их ног и тяжело дышит. Но что такое? Элли Сэттлер, как врач считает, что трицератопс нездоров. (То есть, она впервые видит живого трицератопса и уже делает какие-то выводы в отношение его здоровья. Ну что тут скажешь – смело).
  Тут опять сюрприз, как коза, из-под земли вырастает егерь. Он подтверждает сомнения женщины-врача, - да, динозавр болен.
  Съел чего-нибудь – уверенно заявляет Элли, и в подтверждении своих слов находит ядовитое растение в двух шагах от тела.
  Егерь не так в этом уверен. Но Элли не сдаётся – в следующем кадре, она уже в длинных резиновых перчатках (откуда она их взяла? вероятно, услужливо одолжил егерь) роется в помёте динозавров, пытаясь найти отравленные какашки. Поиск не дал результатов, но Элли не унывает.
В это время, в центральном корпусе, откуда ведётся контроль за работой всего парка, узнают, что надвигается ураган, и предлагают завершить экскурсию, о чём незамедлительно сообщают гостям через микрофон. Но в машинах никого нет – все заняты тем, что смотрят, как Элли роется в огромной куче дерьма.
  Тем не менее, все решают двигаться дальше. Но только не Элли. Она не бросит умирающее животное, пока не выяснит причину его недомогания. Она остаётся.
  Ну что ж, дело хозяйское - говорят все – и счастливо удаляются.
Но уезжают они недалеко, машины неожиданно замирают на месте и двигаться дальше не желают. Никто по этому поводу сильно не расстраивается; в центральном корпусе все думают, что всему виной временные проблемы, о которых предупреждал сисадмин, перед тем, как смотаться за «Колой», а гости думают, что всё под контролем, и скоро они тронутся дальше.
Возможно, кто-то на их месте стал бы беспокоится, начал бы толкать машину, или пошёл пешком. Дорога-то вот она – иди вдоль рельсы и рано или поздно выйдешь к гостевому корпусу.
Но главные герои терпеливо ждут, когда всё уладится само собой.
Между тем, как-то незаметно стемнело. Пошёл дождь. Тут обнаружилось, что это то место, где привязана коза. Вон, её видно за ограждением. (Как они там оказались? Развернулись? Как? Это же монорельса.)
Профессор Хэммонд волнуется - что делать? Как всё исправить? Машины не двигаются, защита не включается, телефон отрубился.
И тут... правильно, ещё один сюрприз – появляется Элли! Она, всё так же озабоченно, как у тела больного динозавра, склоняется над монитором компьютера, над которым уже склонился профессор и чёрный парень в белом халате. (Как она там оказалась? Неизвестно. Я за то, чтобы её привёз егерь потайными тропами, так чтобы остальные гости не видели. А вы?)      
  В это время, хитрый парень сисадмин, наполнив бокс пробирками с эмбрионами, залезает в тесный джиппик и мчится, сквозь непогоду к своему сообщнику к докам. Но сбившись с дороги, застревает в грязи. Вылезает на свежий воздух с намерением сдвинуть машину лебёдкой. Дождь льёт уже со страшной силой, мощный поток сбивает его с ног. Толстяк отчаянно борется со стихией. Подыскивает крепкое дерево, но неожиданно встречает дилофозавра (надо понимать так, что все звери уже прознали, что периметр не охраняется и попёрли в самоволку.) Тот меньше роста человека, но ведёт себя агрессивно – раскрывает свой капюшон и плюётся тёмной вязкой слюной. Сисадмин, еле сдерживая панику пытается скрыться в машине – со второго раза ему это удаётся, но там его уже ждёт ещё один дилофозавр, который и убивает несчастного. (Как этот зверь попал внутрь? – неизвестно.)
  Вообще, меня приводит в тихий ужас (но разве ни этого добивался режиссёр?) уникальная способность динозавров в этом фильме, проникать в любые помещения.      
  И тут начинается самое интересное - появляется тираннозавр! Фильм стоит посмотреть хотя бы ради этого момента. Зрелище пугающее ожиданием неведомой опасности. Она рядом, она приближается, её пока не видно, но ты знаешь, что встречи не миновать.
Вода в стакане дрожит от приближающихся шагов гигантского животного (этот фокус придумал сам Спилберг, он прикрепил струну от гитары ко дну подноса и оттягивал её в нужный момент).
Тим - внук профессора, порывшись в багажнике, находит прибор ночного видения. Без труда включив его, девятилетний мальчик обнаруживает, что козы нет. Кусок её ноги уже без всякого прибора ночного видения можно видеть на прозрачной крыше автомобиля.
  Затем раздаётся леденящий душу утробный крик огромного животного и в боковом стекле появляется морда Тирекса. У Дональда Дженаро, адвоката сдают нервы и он вылетает из машины, Тирекс за ним.
  Короче, адвоката съели (вот, оказывается, зачем он там был нужен - показать, что Тирекс не шутит). Начинается заварушка. Лекси, внучка профессора, невольно привлекает внимание огромного зверя и тот нападает на автомобиль, где сидят беззащитные дети.   
Ян Малькольм отвлекает зверя на себя и падает с переломанной ногой. Алан Грант и Лекси перелезают через ограждение, и, рискуя жизнью спускаются вниз по свисающим тросам.
  Туда же летит сброшенная тирексом машина с Тимом, которая застревает на дереве. (Отсюда можно догадаться – с какой высоты слезали Алан и Лекси, раз внизу поместилось большое дерево).
  Пытаясь помочь выбраться Тиму, Алан поворачивает колёса машины и она падает вниз. (зачем электромобилю, который движется только по рельсе – руль? куда его не верти, машина поедет только в ту сторону, куда идёт рельс.)
Прибывшие, спустя какое-то время, на место трагедии Элли и Роберт Малдун – главный егерь – в прошлом опытный охотник, развлекавшийся тем, что отстреливал хищников в Кении -  обнаруживают только Яна.
  Не спрашивая где Дональд Дженаро (!?), которого уже съели, ну да и бог с ним – Элли бросается к машине, которая упала с дерева. (Как она туда спустилась!? По тросу?)
Никого не найдя, она тут же оказывается у Яна, наверху. (опять же – как?! Как ей так быстро удаётся опускаться и подниматься на такую высоту? И где всё это время был Тирекс? Наверное, ждал, пока все соберутся и сядут в машину, а то неинтересно, когда мало народу.)
  Потом была страшная, захватывающая дух погоня, и Тирекс... не догнал машину. С такими-то здоровенными ногами – вот лентяй.
  Профессор всё это время не сидел сложа руки, а думал, как всё починить. Чёрный парень в белом халате советует ему всё выключить, а потом всё опять включить – авось и заработает. Профессор соглашается. Чёрный парень открывает щиток и вырубает все тумблеры. Так...
  Ну, а включать их надо идти в соседний корпус. (почему в соседний? почему нельзя повернуть те же тумблеры, только в другую сторону?).
Ну хорошо, кому идти? Чёрному парню. Так, ушёл. Что-то долго нет. Кто следующий? Есть желающие?
Пошли Элли и Роберт Малдун. Малдун предусмотрительно взял с собой ружьё – профи, как-никак. Вышли наружу, там уже рассвело.
  И тут опытный глаз охотника обнаружил засаду. Элли удалось добежать до какого-то бункера, а вот Малдуну не повезло – велоцирапторы выведенные в неволе, оказались умней диких львов центральной Африки. Короче, его тоже съели, он даже выстрелить не успел.
  Алан и дети, отдохнув немного на дереве, стали выбираться к своим. Дороги никто не знал, но, увидев столбы ограждения, радостно вскарабкались вверх по проволоке. Тут, совершенно ни кстати, Элли включила рубильники, и Тим, прошитый высоким напряжением, как ошпаренный отлетел в сторону. Но не надо волноваться, Алан сделал Тиму искусственное дыхание и тот очнулся живым и здоровым, только волосы стоят торчком.   
  Всё заработало, и защита, и сигнализация и телефон. Профессор вызвал вертолёт и демонстративно отказался от идеи с парком развлечений.
  Элли, к своему ужасу, обнаружила рядом с рубильниками руку того чёрного парня, который первый пошёл выключать систему. А затем появился и довольный велоцираптор. (Почему он дал Элли закончить дело? непонятно. Как он там оказался? – непонятно.) И как только Элли доложила по рации, что всё включила, он радостно напал на неё.   
Она оказалась проворней Малдуна и убежала. В гостевом корпусе она встретила детей и Алана. Тут же радость встречи омрачили три велоцираптора. (Как они перемещаются, что их никто не слышит?) Они угрожающе зашипели на беззащитных людей.
Все укрылись в комнате, но туда упорно рвался один из хищников. Электронный замок двери почему-то не закрывался, хотя Элли повернула все рубильники и нажала все кнопки. Алан и Элли держали дверь, а Лекси на ближайшем компьютере старалась включить замок, Тим стоял рядом и, хлопая по её креслу рукой, подбадривал сестру – ну, давай, быстрей, ну давай же!..
На полу лежало ружьё, но Ален не мог до него дотянуться, у Элли тоже не получалось. Мог Тим, но он был занят подбадриванием сестры.
В конце концов, Лекси удалось освоить новейшую охранную систему, и заблокировать замок. Алану досталось ружьё, но он бездарно истратив все патроны, положил его на прежнее место.   
Все - Алан, Элли и дети - стали пробираться по вентиляции ближе к выходу, но провалились в демонстрационный зал, прямо в лапы к велоцирапторам. Один, не откладывая,  сразу же атаковал, но у же в воздухе был пойман Тирексом (я даже не собираюсь спрашивать, как он туда попал?). Завязалась битва между динозаврами. Пока они разбирались между собой, люди успешно ретировались.
Профессор, Алан, Ян, Элли и дети сели в вертолёт, и он взмыл вверх, оставив далеко внизу Тирекса, вездесущих велоцирапторов, а заодно и всех членов персонала, кто, возможно, ещё был жив, ведь, судя по началу фильма, людей там хватало.
   
  Конечно, здесь тоже есть нестыковки, но всё равно, я считаю этот фильм огромным шагом в развитии кинематографа. С него началась эра компьютерной графики. Это уже потом была «Матрица» и «Властелин Колец», а тогда люди смотрели ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА