Глава 3. Волшебная пещера

Генрих Голштейн
Генрих Голштейн

Фантастическая повесть для школьников
“Настоящая дружба”.
Глава 3.

Ссылка на произведение: http://www.proza.ru/2007/09/25/246

Оглавление:

Глава 1 “Две тысячи семьсот секунд до каникул”. 2
Глава 2 “В походе”. 19
Глава 3 “Волшебная пещера”. 24
Глава 4 “Зал динозавров”. 31
Глава 5 “Последний день страны гигантов”. 41
Семитемпус 1 “Солнечное королевство”. 41
Семитемпус 2 “Битва в Долине Роз”. 92
Семитемпус 3 “Катастрофа”. 107
Глава 6 “Рассуждаем о дружбе… с Аристотелем”. 121
Глава 7 “Возвращение домой”. 147


Глава 3 “Волшебная пещера”.

Дениска и Кузя залезли в свои спальные мешки и притаились, ведь Историчка только что прошла мимо их палатки. Как только скрип ее башмаков стал удаляться, ребята начали перешептываться между собой.
- Дениска, ты еще не спишь? – спросил Кузя.
- Не-а, - прошептал Кузя. – Я думаю о таинственной пещере.
- Я тоже думаю о ней, - ответил Дениска. – А все-таки интересно, Глобус ничего такого не нафантазировал, он же придумщик, как утверждает Историчка?
- Не зна-а-ю… - протянул Кузя, а потом перевернулся на спину и мечтательно произнес: - А знаешь, Дениска, хорошо бы и вправду побывать в этой пещере. А еще прокатиться на машине времени в прошлое и будущее. Только вот страшно, наверное, путешествовать во времени. Вдруг что-нибудь заклинит, и мы так и останемся в другом времени…
- Это тогда и из дома выходить страшно, а вдруг трамвай переедет! Знаешь, Кузька, а давай сгоняем к этой пещере и посмотрим на нее хоть одним глазком. Зайдем минут на пять, а если что не так, то сразу выйдем.
- А вдруг заблудимся?
- Да не заблудимся! – воскликнул Дениска. – У меня вот Ангел-хранитель на шее есть… А на местности я и без компаса хорошо ориентируюсь.
- Но в пещере – это совсем другое, - заметил Кузя.
- Да разберемся как-нибудь. Ну, давай, а? Ты же не трус?
- Да не трус я, не трус! Вечно ты на меня с этой трусостью наезжаешь. Я просто осторожный. Хорошо, пошли в эту пещеру. Тс… Тише, а то нас обнаружат.
Мальчишки вылезли из спальных мешков и выглянули из палатки. Вокруг не было ни души, и только Луна проливала серебряный свет своих прожекторов на легкий прибой черных волн и сонные силуэты палаток на берегу.
- Ну что, Кузя, пошли? – прошептал Дениска, тихонечко вышел из палатки и на цыпочках направился в сторону гор.
- Денис, давай лучше пойдем по берегу. По горам мы за сто лет до пещеры не доберемся, - предложил Кузя, последовавший за ним.
- Так я так и хочу. Давай, пошли, шевели лапками!
- А куда это вы пошли? – позади ребят прозвучал знакомый девчоночий голос.
Дениска и Кузя обернулись и увидели Кристину. Она стояла рядом с их палаткой, утопая в складках тонкого лилового дождевика, и загадочно улыбалась.
- А ты чего не спишь? – сердито спросил Кузя, испытывая чуть ли не гнев от  столь неожиданной встречи.
- А я тоже с вами хочу, - ответила Кристина неулыбчивым кавалерам.
- А куда это ты с нами хочешь? – удивляясь непостижимой осведомленности, поинтересовался Дениска.
- Куда, куда, в пещеру волшебную. Неужели не понятно! – выпалила Кристина.
- Вот это да! – удивлению ребят не было предела.
- А ты откуда знаешь, куда мы собрались? – спросил Дениска. – Подслушивала, значит?
- И ничего я не подслушивала, - Кристина сделала вид, что обиделась на ребят, склонила голову и стала  кончиком кроссовка вычерчивать ровные дуги на песке. – Все и так понятно. Ребята, ну возьмите и меня с собой. Пожалуйста! Я вам пригожусь.
- Чем это девчонка нам пригодиться может? – язвительно поинтересовался Кузя.
- А у меня интуиция хорошая, - ответила Кристина. – Я ту пещеру найду, да и вас из пещеры выведу, если заблудитесь.
- Интуиция у нее хорошая! – усмехнулся Дениска. – Ясновидящая, что ли? Вообще-то я ничего против девчонок не имею. Только тебе все равно нельзя. Мы и сами действуем на свой страх и риск. Это очень опасно. А вдруг что случится? Ты же девочка!
- Так что же, не возьмете меня с собой? – разочарованно спросила Кристина.
- Я же сказал, что нет, не возьмем, - ответил Дениска. – А то что, классной наябедничаешь?
- Нет, не наябедничаю. Честное слово. Честное-пречестное, - пообещала Кристина.
- Ладно, Кристина, мы и так знаем, что ты не ябеда, - сказал Дениска и внимательно посмотрел на Кристину: - Ты на самом деле очень хорошая. Но мы не можем тебя взять. Не обижаешься?
- Не обижаюсь, - ответила Кристина и, сделав шаг навстречу Дениске, поцеловала его в щеку: - Только вы берегите себя, чтобы и вправду чего не случилось. И быстрее возвращайтесь, а то утром преподы устроят из-за вас переполох. А с Историчкой вообще истерика приключится.
- Постараемся вернуться до подъема, - убедительно отчеканил Дениска и чмокнул Кристину в заалевшуюся щечку.
- Вот еще, поцелуйчики! – фыркнул Кузя. – Идти нам надо, а вы тут ерундой занимаетесь!
- А что, завидно? – спросила Кристина.
- Еще чего! – возмутился Кузя. - Тоже мне героиня любовного романа!
- Все, нам пора! – распорядился Дениска. – Только наше путешествие - очень большой секрет для всех. И никому ни слова!
- Никому! – еще раз пообещала Кристина.
Ребята стали спешно удаляться от палаточного лагеря, а Кристина все стояла и махала им рукой, пока не превратилась в лиловую точку и не исчезла в темноте.

Дениска и Кузя шли вдоль горного хребта по направлению к самой высокой горе, похожей издали на башню замка. Дениска шагал почти метровыми шагами, и Кузе приходилось нелегко: он то шел вровень с Дениской, то отставал, и ему приходилось догонять друга, переходя на легкий бег. К тому же в руке у Кузи был факел, а именно палка, обмотанная сверху полпудом пакли. По крайней мере, именно так казалось Кузе в те моменты, когда он догонял Дениску. Этот  факел ребята захватили в лагере и собирались использовать в темном лабиринте пещеры. Некоторое время они молчали, пребывая в легком волнении от своего рискованного предприятия. Но мерцающие невозмутимым спокойствием звезды на черном бархате небосклона, льющиеся отовсюду трели цикад, ласковый шум морского прибоя в приятной прохладе южной ночи, а также огромное желание во что бы то ни стало отыскать таинственную пещеру, придавали им решимости и задора. К ребятам вновь вернулось хорошее расположение духа, и они стали обмениваться шутками и рассказывать самые последние из услышанных во время похода анекдоты. Пройдя примерно с полпути, мальчишки сбавили скорость и стали исследовать взглядом “каждый сантиметр” горы. Но, несмотря на все старания, поиск не приносил результата.
- Может быть, мы уже прошли эту пещеру? – с досадой в голосе воскликнул Дениска. – Где же вход в нее?
- Ой, ой, ой, мы ее никогда не найдем в темноте, - запричитал долгое время сохранявший спокойствие Кузя. – Да и существует ли вообще эта пещера? Ой, ой, ой, наверное, нам лучше вернуться назад.
- Не ной, Кузя, - осадил друга Дениска. – Давай еще немного поищем. Время у нас пока есть. Только ты, пожалуйста, не ной и не причитай пискляво, как девчонка. Ладно?
- А я и не причитаю. С чего ты взял? Так просто, мысли вслух. Ой, ой, ой! – вновь закричал Кузя, но теперь уже споткнувшись о камень. – Караул, я падаю!
Кузя растянулся на песке, а Дениска встал напротив и захохотал:
- Ага, донылся! Аккуратнее, а то всю паклю в песке вывозишь. Вставай, трусишка, “не наложи” в штанишки!
Кузя поднял лицо, выглядевшее так, будто бы на него надели грустную маску Пьеро, составленную из тысяч мелких песчинок, и обиженно произнес:
- Смеешься надо мной? А еще другом себя называешь!
- Да ладно, Кузя. Успокойся, с кем не бывает! – ответил Дениска, не в силах сдержать смех. – Вставай, давай я тебя отряхну, дружище.
Кузя стал подниматься, как вдруг его внимание привлекли удивительной формы цветы среди камней. Их круглые золотые головки, нанизанные на очень короткие стебли, состояли из множества желтых иголок и издали напоминали  маленьких ежиков, свернувшихся в клубки.
- Дениска, смотри, желтые ежики!
- Какие ежики? – еще сильнее захохотал Дениска. – Да, Кузя, из-за падения тебе уже желтые ежики стали мерещиться!
- Да нет же, правда, это цветы какие-то, – настаивал Кузя.
Дениска обернулся и замолк. Пространство среди камней было действительно усыпано “желтыми ежиками”, и это золотистое море,  слегка волнующееся на легком ветру, устремлялось прямо к узкой расщелине в скале.
- Ежики, ежики… Это не ежики, это солнышки. Смотри вперед. А вдруг вон там и есть вход в пещеру? – воскликнул Дениска и побежал к расщелине. – Кузя, иди скорее сюда! Здесь, и правда, лаз какой-то.
Кузя метнулся к Дениске прямо по “солнышкам” и замер рядом с ним.
- Кажется, это действительно вход в пещеру, - сказал Дениска, заглядывая в узкий проем в скале. - Вот только та ли это пещера, которую мы ищем?
- А вдруг не та? – засомневался Кузя. – Заблудимся еще в ней или провалимся куда-нибудь.
- Кузя, ты опять за старое? Зачем мы тогда столько шли сюда среди ночи? Надо же посмотреть. Но там темно. Давай сюда факел скорее. Спички-то взял?
- Ну да, - ответил Кузя, роясь в рюкзаке. – Только не пойму, где они?
- Так… Значит так, Кузя, если ты забыл спички, то будешь сидеть всю ночь и как пещерный человек добывать огонь трением камней друг о друга. Честно это будет, как ты считаешь? На мой взгляд, все честно. А впрочем, и я помогу тебе. Нельзя же друга, хоть и растяпу, бросить в беде. А вот и Ангелы нам послали немного сухого хвороста у входа в пещеру, видимо для того,  чтобы нам было легче разжигать огонь.
- Да нет же, вот они, спички! – радостно воскликнул Кузя, извлекая из рюкзака заветный коробок.
Дениска подпалил паклю и юркнул в расщелину, а за ним поспешил и Кузя. Огонь разгорался все сильнее и сильнее, освещая черную бездну широкого тоннеля и стены из серых камней. Ребята устремились вглубь пещеры и прошли совсем немного, как вдруг услышали треск хвороста позади себя.
- Ты слышал, Кузя, хворост захрустел у входа в пещеру? Или мне показалось?
- Да слышал. Как будто хрустнул какой-то сухой сучок. Или два сучка, - подтвердил Кузя.
- Странно, ведь мы здесь вроде бы как одни. Хм… И кто это, интересно, крадется за нами, будто шпион? Неужели Кристина? - стал рассуждать вслух Дениска, а затем громко крикнул: – Эй, кто там еще? А ну выходи, коли не трус!
Эхо усилило слова Дениски и разнесло их канонадой по подземному лабиринту. Но шпион то ли отмолчался, то ли его и не было вовсе, поэтому ребята, оставив подозрения, продолжили свой путь.

Они шли еще десять или пятнадцать минут. Дениска нес факел на вытянутой руке и освещал мрачное подземелье, а Кузя следовал за ним по пятам, боясь отстать и потеряться.  И вот ребята дошли до места, в котором немного петляющее русло тоннеля распадалось на два рукава. 
- Начинается! - воскликнул Кузя.
- Что начинается? – спросил Дениска.
- Как что? Лабиринт Минотавра начинается… Ты посмотри, Дениска, тоннель раздваивается. Куда нам теперь идти?
- Ну, пойдем налево. Посмотрим сначала, что там. А потом вернемся и пойдем направо.
- А ты уверен, что мы не заблудимся?
- Не уверен. Но что делать? Давай, Кузя, за мной.
Дениска и Кузя свернули налево и, пройдя немного, попали в одну из зал подземного дворца. В первый миг их глаза, привыкшие к темноте подземелья, были ослеплены. Постепенно приходя в себя, ребята поняли, что освещение, оказавшееся совсем не таким ярким, как показалось им вначале,  поддерживается тысячами каких-то микроскопических огоньков. Окинув взглядом огромное пространство, мальчишки замерли от восхищения. Полукруглая зала напоминала античный амфитеатр, окруженный несколькими ярусами массивных разноцветных колонн. Припоминая экспонаты минералогического музея, Дениска и Кузя обнаружили сходство цветов и оттенков колонн с черным и коричневым мрамором, красным и розовым порфиром, зеленым малахитом, сверкающим хрустальными кристаллами рыжеватым целестином. С потолка люстрами причудливых форм свисали огромные сосульки, а на полу повсюду виднелись большие и маленькие конусы, напоминающие заснувшие вулканы. Тысячи огоньков рассредоточились по всем ярусам амфитеатра. Отражаясь и переливаясь в хрустальных сосульках и кристаллах, они порождали эффект легкой иллюминации. Самое интересное, что огоньки время от времени почему-то перемещались, а вслед за ними по стенам залы блуждали свет и тени. Колышущиеся светотени распаляли воображение и усиливали фантастические ощущения у ребят.   
- Вот она, пещера великанов! Такая огромная и вся наполненная мерцающими огоньками! - воскликнул Дениска. – Фантастика!
- Фантастика! – подтвердил Кузя. – Только вот холодновато здесь что-то.
- Холодновато, - согласился, поеживаясь от холода, Дениска. – Эти огоньки светят, но не греют.
- Так это, наверное, и есть светлячки, про которых нам Глобус рассказывал?
- Ага. Смотри, они еще играют и бегают друг за другом, мелюзга какая. Не наврал, значит, Глобус про пещеру-то, - Дениска взял Кузю за руку и потащил за собой на середину амфитеатра. – А сверху на нас свисают сталактиты, так? Я чего-то в их названиях постоянно путаюсь.
- Да. А внизу сталагмиты. Не споткнись, Дениска. Только если все про эту пещеру – правда, то скоро начнется…
- Что на этот раз начнется, Кузя?
- Как что? Волшебства всякие. Ой, унесет нас неизвестно куда в прошлое или в будущее.
- Кузя, ты опять за старое. Ты же сам хотел попутешествовать во времени. А теперь струсил, да?
- И ничего я не струсил. Это ты опять за старое. Ну, хотел. Только это было в лагере, в палатке, в спальном мешке. А теперь мы в этой самой пещере находимся. Ой, ой, ой, унесет нас неизвестно куда… А ребята будут завтра по горам ходить, в море купаться…
- Значит, струсил. Слушай, Кузя, ты мой лучший друг, но я не хочу, чтобы ты был трусом. Что ты мне в конце учебного года пообещал?
- Ну, пообещал, может быть, что буду воспитывать в себе смелость, развивать волю, силу там всякую. А может быть, ничего такого и не обещал…
- Как это не обещал? Обещал, обещал. И когда ты начнешь ее воспитывать, смелость-то? C какого понедельника?
- С какого, с какого… Ладно, Дениска, признаюсь тебе как другу, струсил я немного. И стыдно мне перед тобой, ведь ты мой самый лучший друг. Только со своим другом я могу быть таким откровенным. Но это ведь не значит, что я должен вслед за тобой в колодец прыгать?
- Вообще-то не должен. Но в колодец ты уже залез, Кузя. Так что решайся на следующий шаг. Так мы идем дальше или нет?
- Эх, была, не была! – Кузя набрал воздуха в легкие и на выдохе сообщил о своем решении: - Идем дальше, Дениска!
Ребята добрались до самой массивной колоннады одного из нижних ярусов амфитеатра и, следуя вдоль нее, направились в следующую залу подземного дворца.
- Здесь опять темно, Дениска, - сказал Кузя.
- Темно, темно, а факел на что? Да не дрожи ты, Кузя, будь мужчиной! Вижу какое-то светящееся газовое облако впереди. Оно еще и шевелится.  Наверное, это и есть свет в конце тоннеля!
- Наверное, это привидение, - ответил Кузя и, немножечко похныкав от страха, занялся самовнушением: - Я смелый, теперь я смелый. Я ничего не боюсь, мне не страшно… Я настоящий мужчина!
- Вот молодец, Кузя, давай тренируйся на ходу, - и только Дениска похвалил своего друга, как что-то серое промелькнуло перед самыми их носами и понеслось прочь.
- Ой, ой, ой, привидение! – закричал Кузя на все подземное царство, и его опрометчивого крика оказалось достаточно, чтобы потревожить покой целого роя неизвестных существ.
Существа стали беспорядочно метаться по ограниченному пространству, верещать и сталкиваться с ребятами. Дениска изловчился и, схватив наугад одного из крылатых пришельцев, поднес к нему факел. Маленькое существо со страшной рожицей было само напугано и дрожало в его руке.
- Ну и рожа! Караул, вампиры! – закричал Кузя и бросился бежать по темному коридору.
Дениска помчался за ним вдогонку, отгоняя факелом крылатых тварей. Мальчишки долго и беспорядочно носились по подземным лабиринтам, пока не оказались  в новой зале пещеры. Преследователи оставили их в покое, и Дениска с Кузей остановились, чтобы перевести дыхание.
- Кузя, и чего ты их испугался? – выпалил Дениска. – Это же совсем безобидные летучие мыши, а не вампиры вовсе. Ты же видел, как тот маленький мышонок сам был напуган.
- Тоже мне мышонок. Ну и рожа была страшная у этого мышонка!
- Обычная рожа, как и положено летучим мышам. В этих краях вампиры не водятся, они живут в Южной Америке.
- А зачем тогда они нас атаковали? – усомнился в безобидности крылатых преследователей Кузя.
- И вовсе они не атаковали. Просто сами нас испугались, поэтому и метались в разные стороны. А ты значит, мышки испугался, как девчонка?
- И вовсе я не девчонка! Прекрати обзываться! Я только начал воспитывать в себе смелость, а ты уже надо мной смеешься. В таких условиях невозможно стать смелым!
- Смелые для подвига условий не ищут. Испугался по полной, вот и носились из-за тебя как сумасшедшие по подземелью. Где мы теперь?
Расстроенный Кузя поднял голову вверх и неожиданно воскликнул:
- Дениска, смотри, где мы!
Денис тоже поднял голову и даже привстал от удивления. Новая пещерная зала, в которую они случайно попали, была еще больше прежней. Невдалеке от них под сталактитовыми сводами плескалось огромное подземное озеро, а сверху через проем в вершине горы в пещеру проникал лунный свет. Он медленно лился серебряными пылинками, словно песок в песочных часах, осыпая серебром гладь озера и переливаясь в кристаллах горного хрусталя.
- Вот это да! – восхитился Дениска. - Светит Луна, а значит, что ребята и преподаватели еще спят. Интересно, а сколько сейчас времени?
Кузя посмотрел на часы, но обе стрелки намертво замерли на циферблате.
- Время почему-то остановилось… - озадаченно пробормотал Кузя.
- Смотри, Кузя, вот через тот проем в верхушке горы мы и выберемся отсюда, если не найдем дорогу назад.
- Как, интересно, мы выберемся, взлетим, что ли? – усмехнулся Кузя.
- Да нет, мы же не эльфы крылатые. Будем карабкаться по стенам пещеры, - ответил Дениска и затушил факел.
- А если свалимся?
- Тогда, Кузя, мы упадем прямо в озеро.
- А вдруг там не вода, а серная кислота, или в нем какие-нибудь динозавры живут?
- Сам ты динозавр, - ответил Дениска и засмеялся: – А мы этим динозаврам как съездим по лбу. Так вот, вот так! – Дениска смеялся и отрабатывал удары на воображаемых динозаврах; Кузя, подражая ему, тоже стал сражаться с динозаврами-призраками.
Ребята бежали по берегу озера и бомбардировали его гладкую поверхность маленькими хрустальными камешками.
- А мой дальше улетел, а мой дальше! – визжал от восторга Кузя.
- А мой больше раз о поверхность озера стукнулся! – хвастался в ответ Дениска. - Так что я победил!
- Нет, я. Я дальше забросил.
- Хорошо, ты победил на дальность, а я - на число касаний. О правилах игры мы поначалу не договаривались. Идет?
- Идет. Дениска, что я вижу? Лодка!
- Правда, лодка. И откуда она здесь?
- Наверное, друг Глобуса, такой же специалист по географии, как и он, забыл ее здесь от страха.
- Чего, Кузя, пойдем, посмотрим, что там за лодка? - сказав это, Дениска побежал к лодке, а Кузя помчался за ним.
Ребята осмотрели лодку. Она была вроде бы не дырявая, да еще и с веслами.
- Поплаваем? – предложил бесстрашный Дениска.
- Поплаваем, пожалуй, - ответил стремящийся стать таким же бесстрашным Кузя.
Кузя залез в лодку, а Дениска оттолкнул ее от берега и заскочил на ходу. Он сел за весла и начал грести. Лодка медленно заскользила по зеркальной глади озера, окаймленного сталактитовой растительностью удивительных форм. На самой середине озера серебряный вихрь, льющийся через просвет в горе, захватил ребят, и им стало казаться, что они на бешеной скорости несутся через бесконечность времени и пространства навстречу неизвестности. Внезапно конус лунного света, словно веер, раскрылся на все триста шестьдесят градусов, и после яркой вспышки, сравнимой со взрывом, сокрушающим плотину, отовсюду хлынули потоки солнечного света. Пораженные и на миг ослепленные Дениска и Кузя упали на дно лодки лицом вниз и крепко-накрепко закрыли глаза…