По первому льду

Эл Лесс
     Начало декабря в тот год  было не по-зимнему теплым.   Вся природа   замерла перед суровыми испытаниями зимы.  Перелётные птицы,  выкормив  потомство  давно уже улетели  на юг в далёкие теплые края, звери переоделись в зимние шубы, а некоторые, предварительно  сделав  кормовые запасы, укрылись глубоко под землёй или залегли в спячку. И деревья приготовились к лютым морозам, прикрыв корни опавшими листьями. Только мороза все нет.
     Редкие рыбаки тогда возвращались с водоемов мрачными и угрюмыми. По их лицам  сразу можно было понять - пусто.
 В середине декабря, почти, как всегда неожиданно выпал снег и  пришли  морозы. Столбик термометра опустился чуть ниже десяти градусов. Взрослый народ засуетился, заспешил, доделывая отложенные на потом дела, а детвора уже радовалась на катках и горках.
  Любители зимней рыбалки  оживились. Как же! С такими морозами через два- три  дня долгожданный  лед и на большой воде встанет, а то ведь зима по численнику давно, а погода осенняя. Вот раньше было…. И начинаются воспоминания чуть ли не вековой давности. "Помню на «Октябрьскую лед встал",- говорит один. “-“Да что там на Октябрьскую”,- перебивает его другой,- в начале октября на первый лед ходили. А ловили по сколько!  Не то, что сейчас. “
   В середине недели  на некоторых водоёмах лед  действительно встал. Мужики уже проверяли  его толщину на пруду. Трещит, но держит.
       Но радость была недолгой. Уже в ночь с четверга погода изменилась. Подул южный ветер. Температура поползла вверх. Пошел  мелкий дождь. От снега уже не осталось и следа,  а он все шёл, шёл, шёл.
  Суббота. Сумеречное утро. На берегу лесной речки, со всех сторон заросшей кустарником и камышом, стоят два странных человека и, эмоционально  размахивая руками, о чем - то спорят.
 Да, действительно странные - снега нет, а они с лыжами, мороза нет, а они  в ватных куртках и штанах, но в плащах.
    Это мы - рыбаки. Решаем, стоит ли  заходить на подтаявший  лед?
 Вчера по такой погоде вообще ехать не  думали, но потом всё же собрались.
Считается, что первый лед,  по чистой воде, самый прочный и это действительно так. Четырехсантиметровый, он  вполне выдерживает взрослого человека.
    Пробив пешнёй   лёд,  измерили толщину - около трёх сантиметров. Маловато, но на лыжах должен  выдержать.
    Дождь, южный ветер и плюсовая температура сделали свое дело. Кое- где  на  течении  уже  были видны  промоины. Ступили с большой опаской. Паутина трещин расходилась из -под лыж во все стороны, но инстинкт охотника на грани безрассудства двигал нас вперед. Справедливости ради надо отметить, что глубина здесь была не выше пояса.
    Путь наш лежал на другую сторону залива к рыбным местам, где течения не было вообще, да и лед должен быть толще. Обходя особо опасные места, дошли до назначенного места.
Дождь наконец- то перестал. Сняли плащи. Сбросили рюкзаки на лед. Перевели дух.
  Пробив  здесь же первую лунку,  пробуем толщину льда. Ого! Около 7 сантиметров. Лыжи можно снять. Такой лед лошадь выдержит,  а в старину  по такому льду открывался санный путь через реки.
   Раскладываю рыбацкий стульчик, поудобнее усаживаюсь. Достаю из сумки зимнюю удочку, насаживаю на мормышку мотыля и  с  замиранием сердца  опускаю на леске- паутинке наживку на дно. Не очень глубоко. Около полутора метров. Аккуратно шевелю мормышкой на дне: облачко мути часто привлекает подводных обитателей.  Плавно приподнимаю мормышку.  Остановка. Опускаю, подергивая при этом удочкой. Вверх- вниз, вверх-вниз. Остановка. Пусто, да и кто надеялся в первой же лунке поймать. Эта ловля потому  и называется ходовая, что за день не один километр пройдёшь и не один десяток лунок сделаешь. Но это же в зимнее глугоглушье, как один дед глухозимье называет- февраль то есть.
Перехожу на другое место. Пусто.
    Друг ушел далеко вперед, в конец залива. Кричит мне: “Здесь рыбы нет!” Я молча  киваю головой.
    Подул холодный ветер. Стало зябко. Натянул посильнее шапку, набросил капюшон, надел меховые варежки, открыл термос, хлебнул горячего чая с лесными травами и шиповником. Ласковое тепло разлилось по всему телу. Совсем другое дело, только теперь в сон потянуло.
   Чистый, как стекло, лед  позволяет запросто разглядеть подводных обитателей. Иногда распластаешься на зеркальной поверхности, закроешься от света руками и наблюдаешь.  Вот, суетливо промелькнула стайка плотвичек, а на глубине под корягой затаился в засаде окунек.  Но сегодня на мокрый от дождя лед ложиться совсем не хотелось.
   Летом залив полностью покрыт ряской и другими водорослями, а зимой от растительности остаются только островки. «Вот здесь и надо искать стайного окуня,- подумал я,  делая очередную лунку. Хорошо бы на дне еще ямка или коряга была».
   Уже без особой надежды  опускаю мормышку в лунку  и пытаюсь изобразить её игрой одного из вкусных для рыбы блюда  жука-бокоплава.  Специально весь предыдущий вечер в аквариуме тренировался. Кивок еле заметно для глаза качнулся и остановился.  Подождал немножко. Еще раз пошевелил мормышкой- ничего. Показалось, наверное. Иногда такое случается. 
  Время к обеду. Поклёвок нет. Надежды тоже. Иногда слышу от знакомых, когда пустым  с рыбалки домой приезжаю: "Что вы там весь день морозитесь»
    Но как же?! А вдруг  к вечеру пойдет. Вот и бегаем по речке, как заведенные, до этого самого вечера. Ищем «клеевую» лунку.
   И опять  лунка -проводка-пусто. Лунка- проводка- пусто. Лунка -проводка... Кивок дрогнул и приподнялся. Сердце замерло.  Может, опять показалось? Удочкой  осторожно поднимаю мормышку вверх. Кивок опускается. Не зацеп ли? На всякий случай решаюсь сделать подсечку. Леска зазвенела как струна, готовая в любой момент лопнуть. Тяну. Ближе к лунке рывки становятся все сильнее и сильнее. Смягчаю их одной рукой  и в то же время другой рукой защищаю леску от острых краев лунки. «Ещё водоросли подо мной, -с досадой думаю я,- сейчас заведет -и всё».   На крючок сел очень приличный окунь. Вижу через прозрачный лед, что и он меня тоже видит, поэтому и рывки все сильнее. В конце -концов    удается завести его в лунку  и вытащить. «Хороший экземпляр попался, грамм на четыреста потянет!”-  кричу я товарищу.
   Красавец окунь особенно  эффектно смотрится на фоне  осенне- серых красок  природы. Глаза желтые, полоски на светло-сером  теле черные, с четкими очертаниями, плавники и хвост насыщенно ярко-оранжевые. Чудо!
 Не успеваю глазом моргнуть, а товарищ уже рядом луну делает.
   С новым мотылем опять опускаю мормышку. У друга ничего. У меня ничего. Очень часто большие окуни бывают одиночками: поймаешь одного,  и на этом все заканчивается.
   Минут через несколько опять такое же нежное,  еле уловимое покачивание сторожка, незамедлительная подсечка - и  ещё один «лапоть» на льду. Не меньше чем первый. Потом еще один. Смотрю, и у соседа дела наладились. Вытаскивает одного за другим. Все один к одному. Нашли -таки окуневую стоянку.
 Клев неожиданно прекратился.
 -А сколько времени?, -спрашиваю у товарища.
-Третий час уже. Когда только время пролетело,- отвечает он мне.
    Хотя уже поздновато, но иду ставлю   живцов на пять  зимних «жерлиц- флажков», на щуку.
  Флажки простояли до самого вечера. Мы уже засобирались домой, как  вдруг один из  флажков поднялся. Тихонечко,  без резких движений, подхожу к жерлице. Смотрю на катушку с леской, а она, то чуть провернётся, то остановится. Беру в руку леску и  чувствую небольшие рывки. Понял. Щука  рыбку-живца развернула и начала заглатывать (как правило щука хватает рыбку поперек, отплывает и потом, повернув  её головой в глотку, проглатывает). Резко подсекаю. Удачно. Завозилась. Стараюсь  подтащить её к лунке, ближе, ближе, новдруг  леска ослабла. «Сошла, - с разочарованием вздохнул  я.
- Хорошая была, не меньше трёшника. Повезло сегодня зубастой».
 Еще несколько секунд сижу над лункой, анализируя ситуацию.  Может, что то не так сделал? Да нет, просто сегодня повезло хищнице. Сматываю флажки, собираю удочки.
     Пересчитали сегодняшний улов. Получилось  ровно 110 мерных окуней. Хорошо до машины идти  недалеко.
            Домой ехали не спеша, обсуждая каждый этап сегодняшней рыбалки. Первый лед сегодня нас порадовал.
      На следующий день опять начался дождь и  под еготеплыми струями все окончательно растаяло.    В Москве передали до плюс десяти. Всемирное потепление, наверно, надвигается.
     Вечером позвонил сосед, работающий в столице. Такого заядлого рыбака я в жизни не встречал.
-Как там погода?- спрашивает.
 -Отличная,- отвечаю  я.
-Когда же лед встанет? Мне прямо не терпится сходить на рыбалку. Уже снится по ночам.
-Да мы были уже на первом льду,-  с хитринкой говорю я.
 Он, как мне показалось,  даже подпрыгнул на том конце провода.
-Как был?! Когда?! Ты меня опять разыгрываешь?
-Бывает и такое,- соглашаюсь я, -и подробно рассказываю о вчерашней рыбалке.

Февраль 2009г. Пос. Октябрьский                И. Закидушкин.