Скользящие или Складки уже не в моде

Злата Вишневская
"     В  10--20-е  годы  маска все чаще начинает ассоциироваться с выражением сущности,  а  лицо  --  с  ложью.  По  видимости,   такой   подход   кажется парадоксальным,  но  за  ним  стоит  своеобразная  логика.  Маска соприродна сущности -- потому что объективно ее отражает"

(Ямпольский М. Демон и лабиринт)
_______________________

Где-то когда то кто-то предложил скольжение как способ современного существования. Захотелось с этого места поподробнее. Особенно после комментов к к\ф "Аватар" и к "Бесславным ублюдкам".

Тезис: современная парадигма культуры, которая формируется на пороге смерти постмодерна, отличается глубинной интуицией поверхности.

В совокупности с интуицией поверхности отличительными чертами ее являются невинность сознания и способность принимать вещи такими, какими они кажутся.


Собственно, о чем я? - о том что внешняя репрезентация содержания становится сейчас ключевым фактором восприятия вообще и установления смысла в частности. Что если ты не можешь эффективно вывести на внешний "экран" твое внутреннее содержание, то воспринимающий субъект не заинтересован/не имеет достаточно времени/не уполномочен идти дальше поверхности, и (вос)принимает тебя таким, каким ты кажешься. Если ты  не то, чем кажешься, то это - твои проблемы. Отсюда следуют выводы:

1) статус и его аксессуары с необходимостью должны стать (и уже фактически стали) первым и самым главным фактором в межличностных отношениях.

2) в крайних формах стремление придать своей поверхности индивидуализирующую форму наблюдалось в 20-м веке почти всегда (панки, роккеры, анимешные фанаты и пр), но все манипуляции с чисто внешними атрибутами лишь превратили такие попытки в создание дополнительной униформы, наподобие маски или татуировки, способствующей более гладкому прочтению поверхности (т.е. при взгляде на двух готов, вне зависимости от того какие конкретно лаки для ногтей и булавочки с шипами носят, становится понятно, что именно они хотят о себе сказать миру). мода и дизайнерские находки, равно как и отказ от следования моде - все это составляющие одного семиотического кода, рельефно выделяющего поверхность, для лучшего и гладкого ее считывания. к этому же относится и современнная система образования, глянец, латекс и эпиляция, антицеллюлитные кремы и пластические операции - сюда же, в эту кассу : все это относится к разряду вещей, облегчающих скольжение взгляда по поверхности.

3) учитывая пункт 2, репрезентация уникальности содержания (особенно в сети) распространяется на манифестирование своих пристрастий (желательно,  чтобы они были уникальными - но при этом прослеживается и следование мейнстриму, в русле статусных категорий, или модных тенденций - или - в отказе от следования моде). если про сеть - то указанная тенденция влияет и на размер шрифта и цвет манифестации соответствено. что очень точно вписывает индивида в иконически-стереотипную категорию. опять -таки облегчающую считывание с поверхности (см. блоги на тему - "фу, вы читаете донцову- выйдите из лифта"; "моя бабушка  читает донцову, но она хороший человек"). деталям (словам например) не уделяется практически никакого внимания - потому что значение имеет лишь тотальность ведущего свойства считанной поверхности.

4) подобное доминирование поверхностей приводит к трансформации культурных идеалов - в части, касающейся отсутствия психологических комплексов. во-первых, любую поверхность можно подогнать под принятый стандарт. во-вторых, несоответствие поверхности принятому стандарту тоже может считаться знаком репрезентации внутреннего содержания (грубо, но правда - если я брею ноги - я гламурная киса, если не брею и ношу усы - то  феминистка образца 1812 года).  отсюда установка на тотальную толерантность и позитив.

5)общение между персонами (суть поверхностными репрезентациями) возможно в функциональном ключе, по принципу бинарной оппозиции - "доставляет или нет". от этого зависит количество потраченного времени на общение. и коллекция персон (репрезентирующих поверхностей) - как своих, так и чужих - многообразие зависит от развитости сферы потребностей индивида.

В качестве лирического отступления: создание 3d реальности подтверждает тезис на 200 процентов: 3d реальность - это симулякр поверхности (или - эмулятор - как вам удобней), торжество поверхности, обволакивающей нас. в 3d анимации (как и в "долбаном сюрраунде" (dolby surround) кажимость перестает быть изолированной, она выходит нам навстречу, захватывает и поглощает нас. иллюзионисты делают что-то подобное, но их мир фокусов и трюков до сих пор оставался изолированным и ограниченным рампой, границами сцены. а теперь мы уже внутри иллюзии (внутри экрана!) - причем это не метафора (про политические и прочие манипулятивные техники). это - реальность. кроме которой в скором врмени у нас не будет никакой другой.

Вывод: сейчас имеется налицо уникальная возможность быть свидетелями и принять участие в процессе зарождения новой культурной парадигмы.

кубики складываются в квадратики. не упустите свой шанс.