Рыбацкое счастье

Эл Лесс
  Как обычно в пятницу вечером  мы с другом строим планы на субботнюю рыбалку. «Ну что-, говорит Михаил,  в  «Залив» махнем или к «Парому»? «Залив» и  «Паром» -это условные названия реки Керша.
В «Залив» ходим только по компасу. Возьмем  нужное направление и идём строго по выбранному азимуту:   сначала по лесной чаще,  потом по пойме реки, где камыш выше человеческого роста. Другого пешего пути в залив нет. Вроде бы и расстояние небольшое- всего полтора- два  километра, но если отклонишься от заданного направления,  то залив можно попросту пройти мимо и  заблудиться –местность к этому располагает -ни одного очевидного  ориентира. Все деревца похожи одно на другое, как две капли. Однажды,  когда большой компанией возвращались в метель  с зимней рыбалки,  мы здесь заблудились.
   Другое дело к «Парому»- старая военная насыпная дорога - раньше упиралась прямо в реку, но   со временем часть насыпи размыла полая вода, часть заросла ивняком. Здесь компас не нужен, да и почва потверже.
       Всю неделю шел осенний затяжной дождь. Воды налило столько, что в «Залив» мы попросту можем  не пробраться. Решаем к  «Парому».
         Время выезда  в шесть часов,  чтобы затемно прибыть на место и не пропустить утреннюю зорьку.
    Встал я в шестом часу. Вышел на улицу. Землю покрыл первый снег.  Да и ничего удивительного: все же поздняя осень. По православному календарю сегодня «Казанская».
Погода не спиннинговая, в пору на зимнюю рыбалку собираться.
        В шесть часов, как договорились,  заехали  Михаил с Сергеем. Сергея мы попросили довезти  до насыпи, а вечером забрать из условленного места.
  Рыбацкая сумка  собрана, резиновая лодка упакована в рюкзак, спиннинг приготовлен. Через десять минут после отъезда внезапно дождь заявил о себе барабанной дробью по крыше и крупными каплями на ветровом стекле вездехода.
   Ехали по разбрюзшей  дороге   около часа.    «Сейчас идти просто бессмысленно,-  сказал Михаил, мало того, что дождь, так ведь и темень вон какая». Я соглашаюсь. Выходить в темноту и сырость из тепла не хотелось.
  Просидели в машине около часа. Рассвело. Дождь оставил от снега лишь небольшие серые кочки.
  Дождь внезапно прекратился, и мы, как по команде, выскочили из машины. Лодку за спину, сумку наперевес, спиннинги в руки и вперед –  месить грязь и принимать  холодный  камышово-ивовый душ.
   Не успели добежать до реки, как небо опять прохудилось.
     Но, теперь обратной дороги нет. Сергей уехал.   
   Пока качали лодку пили крепкий чай из термоса и делали как  всегда прогнозы предстоящую на рыбалку.
 Отчалили. Первый заброс в кипящую от дождя воду ничего, кроме водорослей не принес. Да, и надежда на сегодняшнюю рыбалку при такой погоде угасала с каждой минутой.
Течение реки нас потихонечку несло вниз, позволяя без труда облавливать возможные места стоянки щук.      Буквально на четвертом забросе  Михаила  щука позарилась на приманку. Первая зубастая в садке. Мы оживились.  Проплыли ещё несколько метров, теперь  у меня щучка на 1,8кг. Сегодня, явно, щука была настроена  активно.
  На втором повороте реки из-под берега за  воблером выскочила приличная щука, на глазок за 3 кг. Сопроводила приманку до самой лодки и, увидев нас, ушла в глубину, оставив напоследок большой водоворот. 
  Дождь все идет и идет, то немного утихая, то усиливаясь. До обеда мы поймали еще по одной щучке. Их отпустили из-за их незначительного веса. Изредка выскакивали небольшие окуньки-матросики, по размеру соизмеримые с приманкой сопровождая её,  как эскорт милиционеров.
    Доплыли до залива. Заболоченные берега  поросли камышом и непроходимым  ивняком.  На кочке  пообедали. Одежда от дождя вся промокла. Горячий чай и бутерброды в самый раз. 
   После обеда пробовали ловить в  заливе -пусто. Вернулись на реку. В этом месте она  расширяется и становиться глубже. В конце омутка,  за корягой образовался небольшой заторчик из веток и старого камыша- любимое место засады щук. Движение  руки  и приманка летит    чуть ниже затора. Начинаю проводку воблера, то ускоряя его движение, то чуть останавливая. При ускорении воблер заныривает в глубину, а при остановке всплывает. Чем быстрее проводка, тем глубже он заныривает. Такие зигзаги имитируют больную рыбку.
 Напротив затора ощущаю удар. После этого на поверхности реки образовывается  большой водоворот. «Миша –говорю я –видел как щука вывернула? Она ведь стукнула по воблеру, но не взяла».  «Видел,- говорит Михаил, наверно приличный экземпляр», и посылает приманку прямо в  водоворот. Пусто. Теперь я забрасываю  воблер.  Проводя ближе к коряге,  ощущаю наваливающуюся тяжесть на другом конце лески. На всякий случай делаю  подсечку. Есть. Позарилась-таки зубастая на импортную  приманку. Резких рывков не было. Рыба  просто   поплыла против течения как раз в сторону лодки и я еле-еле поспеваю сматывать леску  на катушку.  Щука-то то наверно не очень большая, не сопротивляется, говорю я другу, а водоворот вон какой сделала, но рыба   проследовав мимо лодки показала силу подводного аборигена. Затрещал фрикцион катушки стремительно разматывая леску метр за метром. Стараюсь  сдержать натиск.  5метров, 10 , 15 , рыба остановилась.  «Миш, говорю я, это экземпляр»! Осторожно разворачиваю щуку назад и  направляю её    в сторону лодки.  Она опять проплывает мимо лодки, только теперь в другую сторону, на сей раз, как-бы приподнимая её из глубины подвожу к борту резиновой лодки.  Щука, особо не сопротивляясь, остановилась.  Тишина. За долгое время рыбалок  мы с другом договорились, что в самые ответственные моменты, под руку друг другу ничего не говорим. Сачок не берём на рыбалку принципиально.
   Медленно кладу спиннинг на лодку и, ласково обхватив рыбу  двумя руками, осторожно переваливаю  в лодку. Всё! Ну, теперь- то не уйдет. В лодке щука попыталась проявить свою силу, но было поздно. Я навалился на неё всем телом и не давал выпрыгнуть из лодки  до тех пор,  пока она не утихомирилась.
-Миш, у меня что-то даже ноги трясутся!
-Да и у меня тоже!- говорит он. 
–А у тебя- то чего?
 –«Адреналин, наверное. Не каждый день такую рыбу увидишь. Жалко только, что ты без особой борьбы  вытащил», говорит он.
-« Да, нет уж, хватит. Помнишь, сколько у меня ушло в этом году крупных рыб»?- отбиваюсь я.
Постепенно дрожь прошла, да и дождь кончился. Щука спокойно лежала,  распластавшись по всей длине, лишь иногда шевеля плавниками и безмолвно открывая рот. В такие моменты становится немножечко грустно. Кончилась её разбойничья жизнь.
  Выглянуло солнце, небо расчистилось.  Наверно на  мороз, предположили мы.
Рыбалка продолжалась с переменным успехом. Изредка попадались щучки, иногда безрассудные  окуньки.
  Доплыли до назначенного места  вовремя. Вышли на берег. Лодку сложили в рюкзак, рыбу в сумки. Щука конечно же ни в одну сумку не уместилась, поэтому её пришлось нести на палке.
   -«Что-то я замерз,- сказал я Михаилу, вздрагивая от озноба».
-« Понятно, в одежде ни одной сухой нитки не осталось. Ничего, сейчас согреешься», успокаивая,  сказал Михаил.
     До машины еще предстояло форсировать болото метров 250- где по бревнышку, по жердочке, а где напропалую   по  трясине. В  другое время,  пропрыгал  бы не задумываясь, но сейчас  одежда  мокрая,  за спиной тридцатикилограммовая  лодка, спереди пудовая сумка с  рыбой, да ещё  метровая  щука в руке. Преодолевать препятствия пришлось потрудиться. Одну ногу вытаскиваешь из трясины, а вторая увязает –не вытащишь.  Идешь по бревнышку – балансируешь, то лодка тянет, то сумка перевешивает. Раз не удержался и свалился бревна. Стою почти по пояс в трясине (хорошо сапоги длинные) и не могу ни одну ногу вытащить. Пришлось лодку с  сумкой снимать и, опираясь на бревно, вытягивать себя, почти как Барон Мюнхгаузен.
    Не рыбалка получилась, а сплошной экстрим. 
    Мы слышали, как подъехала машина, когда подходили к концу  болота.
    «Вот это щука? удивился водитель, никогда  таких  здоровых не видел!»
   УАЗик  ехал не торопясь по лесной дороге, разбрызгивая лужи в разные стороны. Тихо и монотонно урчал мотор убаюкивая рыбаков  после тяжёлой, но приятной рыбалки. Незаметно кончился лес, а там и дома показались.

  Керша- река небольшая, редко где в ширину она достигает 10 метров, а  глубина в два метра считается чуть ли не омутом. Правда есть одно место,  где глубиной она может померяться  и самой Цной - 11 метров.
   Летом иногда смотришь, под веткой затаилась стайка рыбешек и кажется, воды в реке  вовсе нет, а  рыбки будто в воздухе парят. Вода в середине лета, когда обилие водной растительности, кристально чистая, с Байкалом может поспорить. Дно в солнечную погоду просматривается до шести метров.
   Летом в  заливах расцветают желтые кувшинки и белые красавицы лилии. По берегам речки буйствует травянистая и древесная растительность.
 А какие здесь запахи луговых цветов! А пение  птиц! А шум леса!
   Вот она красота родного края!!!



пос. Октябрьский. Ноябрь 2008г.
И. Закидушкин.