С широко закрытыми глазами
Друзья мои, приветствую вас на страницах молодежного форума
"Кино? Кино!" Обращаюсь к цитатам нашей прогрессивной молодежи на
тему американского кино :
" До чего же я ненавижу американское кино- какая-то дрянь: ни смысла, ни чувств, сплошная белиберда..../Алексей, 19 лет/
" Глупое, тупое, неприличное кино с туалетным пошлым юмором."
/Наталья, 26 лет/
"Большинство американских фильмов сводится к банальной стрелянине , мордобоям и до ужаса примитивному сюжету.. Смотреть такие фильмы, значит опускаться на ступеньку ниже в интеллектуальном развитии." /Павел, 23 года/
Вам покажется, что автор статьи обратился к архивным источникам "железного занавеса" 70-х? А вот и не угадали, это цитаты из форума 2009 года! Молодые люди, перед которыми сейчас открыты все пути и возможности найти достоверную информацию и приобщиться к мировым шедеврам, продолжают "клеймить" американское кино! А в унисон звучат голоса "известных" и "маститых" :
" Американское кино- это инструмент экспансии, в данном случае, культурной. Кино с такими заворотами нам не нужно" ,- решает за всех Дмитрий Пучков /Гоблин/ - кинопереводчик и режиссер, который, кстати, на переводах американских фильмов и прославился
"Американский кинематограф - выродок почетного и до неприличия богатого семейства - все фильмы делались и делаются на продажу."- вторит Дмитрий Смирнов в статье "Американское кино".
Российский режиссер Александр Сокуров на Венецианском кинофестивале заявляет во всеуслышанье: " Американское кино разрушает человечество!"
А Станислав Говорухин не стесняется признаться в интервью газете "Известия" : " Я ничего о зарубежном кино не знаю вообще...Американское кино не люблю до отвращения. " Лукавит известный режиссер. Ну, как можно не любить до отвращения то, чего не знаешь...
Можно попытаться объяснить подобную позицию российского зрителя:
не знают, не хотят, лень заниматься поисками интересных фильмов, хотя источников информации сейчас предостаточно. Но и в среде иммигрантов в Америке зрелое поколение не принимает американского кино;
"В Америке 11 лет, а продолжаю любить старое советское кино. Абсолютно равнодушен к американскому и европейскому кинематографу. По 10-15 раз пересматриваю "Летят журавли", "Место встречи изменить нельзя", "Собачье сердце" ,"Бриллиантовую руку"./Семен, 53 года/
Ну, довольно уже цитат, Господа хорошие! Ведь в 21-ом веке живем , границы открылись, жизнь бурлит , сколько же можно смотреть на мир " широко закрытыми глазами"?
Все вообще - то знают, что американское кино - лучшее, но ...не признаются в этом. И в молодежной, и в среде российской интеллигенции стало " модно" подсмеиваться над американским кинематографом: он и примитивен, и заштампован, и одержим деньгами. .Тем не менее, Америка была и будет центром мировой киноиндустрии и несмотря на критику, продолжает доминировать на мировом кинорынке, где удерживает десятилетиями 75-80% всей кинематографической продукции.
На открытия не претендую, просто поразмышляю, почему так популярно американское кино?.
Немного истории..
Становление американского кинематографа началось в 1892 году , когда Томас Эдисон сконструировал кинескоп. И к началу 20 века в Нью-Йорке возникает уже несколько десятков мелких киностудий ..Деревня Голливуд, получившая название от огромного ранчо, расположенного в окрестностях захолустного Лос-Анджелеса, обладала идеальными климатическими особенностями - вечное лето, вблизи горные массивы, огромные пространства прерий и тихоокеанское побережье. - прекрасное сочетание для съемки фильмов! Первый фильм, с которого началась история Голливуда, был вестерном Сесила Б. де Милля "Муж индианки". В течение 15 лет скромная деревушка превратилась в столицу киноиндустрии Америки, где сосредоточилось 90% американских киностудий. Голливуд рос как на дрожжах - щедрость крупнейших банков и концернов, прекрасная техническая оснащенность студий, мастерство и опыт сценаристов, обаяние, блеск и красота актеров - все это вывело американское кино на экраны мира. Первые знаменитые актеры Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс создали кинообразы, полные обаяния, силы и доброты. Режиссеры Дэвид Гриффит - фильмом "Нетерпимость" и Эрих фон Штрохайм - фильмом "Алчность "открыли первую страницу мирового кинематографа. Чарли Чаплин изобрел школу эксцентрической комедии, прославив американское кино на весь мир!
В 1960-70-х началась новая эпоха в развитии Голливуда . Волна необычного, откровенного кино захватила зрителей. Режиссеры Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола приносят на экраны неожиданные идеи , открывают волнующие темы и проблемы, создают современные образы и обнажают конфликты.
В 80-х американское кино пришло в Россию, и начинается видеобум.
Мы собирались в тесной квартирке у друзей, которым посчастливилось привезти из-за границы видеотехнику , и ночами напролет смотрели первые, "не наши" фильмы. С воспаленными красными глазами, одуревшие от стонов "Эммануэлей" и "Орхидей", по утрам привычно бежали в свою "правильную" жизнь, но червячок сомнения уже скребся изнутри : что-то не состыковывалось в сознании. Где-то там, далеко , была иная жизнь: странная, влекущая и пугающая .Уже звучала космическая музыка "Пинк Флойд" и фальцет Иуды. из рок-оперы "Иисус Христос-суперзвезда!" оглушал пронзительным криком, а страна спала и молчала, перешептываясь на кухонном пятачке и глуша сомнение красной бормотухой из близкой забегаловки. А потом потеплело, отпустило, приоткрылось ..Нешироко, совсем чуть-чуть, на один глоток свежего воздуха в расправившиеся легкие.И случился решающий шаг...
"Пролетая над гнездом кукушки" / One Flew Over The Cuckoo's Nest/ режиссера Милоша Формана - это фильм, который поставил окончательную точку в моих поисках и сомнениях на тот период, и вернул меня к себе самой! Созданный по роману Кена Кизи, он является совершенно самостоятельным произведением., в котором потрясающая работа режиссера и актера Джека Николсона выводят эту картину в разряд мировых шедевров. Этот фильм о свободе, о "бунте против системы", о сохранении силы духа и достоинства при любых обстоятельствах! И о необходимости остаться самим собой.
Помню, я долго не могла прийти в себя после просмотра и повторяла снова и снова: " Я не дам себя сломать. Я не утрачу способности чувствовать! Я останусь собой."
А потом пришли и другие фильмы: "Однажды в Америке" / Once Upon a Time in America"/ режиссера Серджо Леона, где снялись блистательные актеры Роберт Де Ниро, Джеймс Вудс и Элизабет Мак Говерн. Фильм о дружбе, любви и предательстве, о красоте и пороке, о страхе и отваге.
Сценарий, постановка, операторская работа , потрясающий актерский состав вывел этот фильм в список лучших. Он получил 11 наград и 5 номинаций "Оскара"
Френсис Форд Коппола открыл для меня новый жанр- " триллер", так и оставшийся одним из любимых на всю жизнь! Фильмы "Крестный отец" /Godfather / и "Разговор" /Conversation/ можно пересматривать много раз, открывая для себя неожиданные детали и ньюансы. "Клуб "Коттон"/The Cotton Club/ с Ричардом Гиром в главной роли - это , своего рода, история Америки . 20-30-годы - времена "сухого закона", эпоха джаза и мишурного блеска, царство мафии, гангстеры, шикарные женщины , виртуозы-"чечеточники" и чудесная музыка Дюка Эллингтона .Попытка осмыслить режиссером "военное безумие" привела к созданию философской притчи "Апокалипсис сегодня" /Apocalypse Now/.Фильм стал покаянием за содеянное во Вьетнаме.
Позже, в жанр "психологического триллера" вошел фильм Джонатана Демме
"Молчание ягнят"/ Silence of The Lambs/ с Джоди Фостер и Энтони Хопкинсом, лучший фильм в истории этого жанра, третий фильм , награжденный пятью Оскарами в самых престижных номинациях.
Трудно забыть первое впечатление, произведенное американскими комедиями
"В джазе только девушки" /Some Like It Hot/ режиссера Билли Уайлдера с Мэрилин Монро и "Тутси" /Tootsie/ , режиссер Сидни Поллак, в главной роли Дастин Хоффман. и Джессика Ланж. Искрометные комедии, легкие, по-настоящему смешные, эксцентричные, полные юмора и очарования.
Уже в Америке, окунувшись в лабиринты 300-х каналов, где можно было выбрать достойные фильмы, я изумилась тому, что американского кинематографа я и не знала по сути! Ведь американское кино ассоциируется у российского зрителя исключительно с "блокбастерами" шаблонного типа. По политическим ли соображениям или коммерческим, но в период 90-х годов до страны действительно доходили "массовые" голливудские поделки определенного типа. " Американская культура была воспринята нами как рафинированный сурогат двух человеческих состояний - мифа и рациональности. Американский кинематограф известен всем, но в лучших своих проявлениях он остается неведомой территорией. На экранах крутится 20-30 фильмов ,не имеющих никакого отношения к национальной культуре США. А ведь в Америке производится около 800! только игровых, полнометражных фильмов в год! Почти одновременно с возникновением Голливуда в Нью-Йорке возникло независимое кино, в котором существуют различные течения и направления. "Подпольное кино" затрагивает различные теневые стороны американской жизни, в которой оказывается человек: жизнь городских трущоб, студенческие волнения, негритянские бунты, тупики и бездны.."-совершенно верно замечает Анатолий Давыдов в статье "Кино, которое мы не знаем".А также создаются артхаусы- малобюджетные картины, работающие на музеи и выставки, где проводятся творческие эксперименты /режиссеры - авангардисты Майя Дерен, Кеннет Энгер, режиссеры Дэниэл Мирик, Эдуардо Санчес, Кен Джекобс, Софи Барж, Джен Форд, Энди Уорхол, Тиа Лессин, Карл Дил, Тони Скотт, Дэвид Линг, Шон Пенн, Тод Солонц , братья Коэн , Терри Гиллиат, Джим Джармуш./
Документалисты Америки вывозят свои фильмы на известные мировые кинофестивали, получая заслуженные награды и премии. / режиссеры Майкл Мур, Крис Хечедус, Гита Пател, Сандра Руч/ Анимационное кино зародилось еще в 1900-21 г, в настоящее время - это отдельная киноиндустрия. Голливуд очень разнообразен. Сюжеты и стиль "независимого кино" повлияли на картины голливудских режиссеров.
Этого нельзя не почувствовать и в "Беспечном ездоке " /Easy Rider/ Д.Хоппера, и в "Полуночном ковбое" / Midnight Cowboy/ Д.Шлезингера, и в "Ресторане Элис" /Alice's Restaurant/ Артура Пенна., "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" /They Shoot Horses ,Don't They?/ Сидни Поллака, "Забриски Пойнт " /Zabriskie Point/ Антониони..
Клинт Иствуд, например, формально режиссер голливудский, но на самом деле, он, скорее , независимый режиссер , работающий на деньги Голливуда. Малышка на миллион" /Million Dollar Baby/, "Письма с Иводзимы" /Letters from Iwo Jima/,
"Флаги наших отцов" /Flags of Our Fathers/, последний фильм "Гран Торино" /Gran Torino/- фильмы, которые я посмотрела уже в Америке, открыв для себя этого замечательного актера и режиссера.
Частично согласна с рецензией Алексея Крижевского в статье Одноэтажная Америка" :"Гран Торино - фильм про американское сегодня-это сама Америка, заученно, изо дня в день подстригающая газон, полирующая свой автофетиш . Америка, еще на веку наших дедов бывшая самой расистской страной мира, теперь превратившаяся в пенсионерку, пытающуюся примириться с толпами новых американцев, разговаривающих по-английски с чудовищным акцентом или не говорящих на этом языке вовсе." Да, возможно, фильм и об этом! Жаль, что Господин Крижевский н е осмыслил суть происходящего глубже: фильм еще и о доброте , о "созвучии человеческих душ", даже если они интернациональны, думаю, эти ценноти режиссерского замысла куда важнее политического аспекта! В этой связи хочу вспомнить удивительный фильм Сэма Мендеса "Красота по- американски" /American Beauty/ Точный в деталях, доведенных до гротеска, фильм обретает форму трагикомедии и становится убийственно - правдивым! Из статьи Андрея Глахова:"Фильм говорит о том, что несмотря на прогрессирующую свободу нравов, жизнь по-прежнему состоит из банальностей. А если в Америке и нет культуры, то есть там замечательная простота выражения мыслей и чувств". Как верно сказано! От себя хочу добавить - возможно ли" замечательно - просто выражать мысли и чувства " без присутствия культуры? Не думаю...
Понять Америку поможет документальный фильм "Осенняя страна" /October Country/ Майкла Пальмьери и Донал Мошер.
Часто в критике мелькает мысль о том, что Голливуд проецирует "американский дух" , американскую реальность...
На мой взгляд, ценности американского кино остаются интернациональными и ориентированы на гумманизм, политкорректность, доброту, терпимость, приверженность семье, а также уважение к достоинству человека.. И ничего плохого нет в том, что подобные идеи внедряются на мировом кинорынке. .Я разделяю прогнозы Томаса Дочерти-профессора кинематографии в Университете Брандейса в Бостоне / штат Массачусетс/ .в отношении будущего Голливуда: "Изо всех американских фильмов, снятых американскими или зарубежными режиссерами, картина "Вавилон" /Babel/ режиссера А.Иньярриту является лучшей иллюстрацией того, каким будет Голливуд в будущем - многоязычным и многонациональным, пересекающим культурные границы".
На мой взгляд, американский кинематограф таковым является уже сегодня! Взгляните:
Альфред Хичкок-"один из самых великих за всю историю кино изобретателей формы", родился в Лондоне, умер в США. Фильмы Хичкока завораживают, держат внутренним импульсом от первого до последнего кадра..
Вот как пишет о Хичкоке французский актер, режиссер и сценарист Франсуа Трюффо: " Кино, которое делает Хичкок, до такой степени концентрирует внимание публики на экране, что арабские зрители перестают лущить свои орешки, итальянцы забывают закурить сигарету, французы оказываются не в состоянии заигрывать с соседкой, шведы- заниматься любовью между рядами".
Можно ли сказать лучше?! Уже в первых фильмах Хичкока "Подозрение" /Suspicion/ и "Головокружение" / Vertigo/ обозначен классический жанр "триллер" и "саспенс"/suspense /- напряжение, непревзойденным Мастером которого великий режиссер останется на всю жизнь..
Мартин Скорсезе - американец итальянского происхождения. Фильмы "Последнее искущение Христа"/ Last Temptation of Christ/, "Славные парни" /Goodfellas/, "Таксист"/ Taxi Driver/ c Робертом Де Ниро и Джоди Фостер,
"Бешеный бык"/ Raging Bull/ - лучший фильм десятилетия 80-х, основанный на автобиографии американского чемпиона мира по боксу Джейка Ла Мотты, -все эти фильмы являются мировой классикой.
Квентин Тарантино - автор "Криминального чтива" /Pulp Fiction/ и "Бешеных псов" / Reservoir Dogs / был рожден в США, но отец его - американец итальянского происхождения .Лучшие режиссеры современного Голливуда-иностранцы: Тонни и Ридли Скотт, Мишель Гондри, Энг Ли, Питер Джексон, Билли Уальдер.
Хочу остановиться на режиссере-документалисте Оливере Стоуне. Пересмотрела совсем недавно его фильм "Сальвадор" /Salvador/, в главной роли Джеймс Вуд. Как неожиданно зазвучал этот фильм сейчас, спустя время! Картина описывает события 80-х годов, когда Сальвадор раскололся на хунту, которую спонсировали США , и коммунистов, поддерживаемых Никарагуа, не без помощи Советского Союза . Зная , что О. Стоун - режиссер "политический", подсознательно ожидала увидеть "элементы вкрадчивой пропаганды об освободительной миссии американского солдата". Но фильм оглушил такой правдивой ясностью и болью за человека и маленькую страну, раздираемую противоречиями в борьбе за власть, что я в очередной раз изумилась гениальности великого режиссера.!Его профессиональный подчерк не спутать ни с чем! Лаконизм, простота, шокирующая правда на экране, за которыми осознание величайшей трагедии народа, истребляемого в угоду политическим интересам. Это даже не кино - это сама жизнь - неприкрытая, грубая, циничная. И в каждом кадре и за кадром, в звучании и тишине - позиция автора и режиссера: выхода из Сальвадора нет! Это тупик! Безумие войны. Оливер Стоун также знаменит фильмами " Джон Ф. Кеннеди .Выстрелы в Далласе" / JFK/, "Никсон" /Nixon/,
"Персона нон грата" /Persona Non Grata/, "Уолл-стрит"/ Wall Street/, "К югу от границы" /South of The Border/ - документальный фильм 2009 года.
Телевидение в Америке - это магический идол , мир грез, особая сфера преклонения, почитания, подражания .И, конечно же, связь зрителя с этим Миром происходит через Актера.. Голливудские киноактеры могут гордиться своей удивительной популярностью . Успешные, неотразимые, харизматичные, талантливейшие , богатейшие, они покорили сердца киноманов во всем мире!И, знаете, они достойны почитания, обожания, восхищения! Дастин Хоффман, Мел Гибсон, Том Круз, Энтони Хопкинс , Аль Пачино, Брюс Уиллис, Джек Николсон, Роберт Де Ниро ,Анджелина Джоли , Джулия Робертс, Николь Кидман, Джоди Фостер, Шарлиз Терон, Кэмерон Диаз, Мэрил Стрип , Мелани Гриффит - это далеко не полный список великолепной актерской гильдии Голливуда, куда входит 120 тыс. человек.
Фильмы с участием голливудских актеров можно пересматривать всю жизнь, заново открывая сверкающие грани Таланта.
В Америке я открыла для себя неповторимую, уникальную Кейти Бейтс , которая остается одной из самых любимых мною актрис. Думаю, что лицедейству невозможно научиться - этот Дар свыше.! Посмотрите "Долорес Клэйборн" /Dolores Claiborn/ Тэйлора Хэкфорда и "Мизери" /Misery/ режиссера Роя Райнера с участием этой актрисы , уверена, она овладеет вашей душой....Аль Пачино всегда был для меня актером, ярчайший талант которого раскрылся в фильмах-вестернах. Я испытала настоящий шок, увидев этого артиста в фильме "Запах женщины" /Scent of a woman/ римейк режиссера Мартина Бреста, где Аль Пачино снялся с молодым коллегой Крисом О'Доннеллом. На мой взгляд, Аль Пачино в этом фильме превзошел самого себя! Вспомнились его слова в одном из интервью: "В двадцать с чем-то лет я понял одну вещь: когда меня приглашают сниматься, я не просто вхожу в роль, я должен жить и умирать в ней".
В упомянутом выше фильме актер играет слепого отставного подполковника разведки Фрэнка Слэйда., готовящегося выиграть свой последний бой ...с жизнью. Перевоплощение Аль Пачино - это балансирование на грани, "бег по острию бритвы", прикосновение к оголенным нервам. Вкус и жажда жизни вопреки и назло, когда вроде и незачем жить, когда ты у последней черты...Две потрясающие сцены в фильме, которые невозможно забыть: когда слепой Фрэнк Слэйд ведет автомобиль, и вторая - исполнение танго в ресторане с очаровательной юной партнершей. Откуда, из каких глубин земного свойства актер сумел почувствовать, понять, донести до других а главное, пе-ре-жить! боль и счастье чужой души?! Возможно, это свойство неземное, сродни гениальности.
Я часто думаю о том, как тесно соприкасается кинематограф с нашей земной жизнью . Мы ведь почти и не осознаем, употребляя "крылатые" выражения из фильмов, откуда они пришли?! А зачем? Ведь это и есть сама жизнь!
"Я подумаю об этом завтра!" - слова Скарлетт из старого голливудского фильма "Унесенные ветром" /Gone with the Wind/ режиссеров Д.Кьюкора, С.Вуда и В.Флямина. стал философским девизом для многих людей.
"Держи своих друзей близко к себе, а врагов еще ближе" из "Крестного отца - это золотое житейское правило.
"Ох, уж эти женщины! И жить с ними невозможно, и пристрелить жалко" из фильма "Правдивая ложь"/ True Lies/ Джеймса Кэмерона - это бессмертная классика: последний весомый аргумент Мужчины.
И несколько моих любимейших, "женских" цитат, употребляемых в ежедневном обиходе:
" Я не плохая, просто меня такой нарисовали." из фильма "Кто подставил кролика Роджера?" /Who Framed Roger Rabbit?/ режиссера Роберта Земекиса
"Приятное ощущение на две минуты, а жирок вокруг талии на всю жизнь", фильм "Иствикские ведьмы" /Witches of Eastwick/ , режиссер Д.Миллер.
И слова Женщины в ответ на последний аргумент Мужчины:
"Ты же сказала, что никогда не изменяла мужу?- Я сказала, что никогда не изменяла ему в Париже!"- крылатая фраза Эммануэль из фильма /Emmanuelle/ режиссера Жюста Жакэна. .
В 2007 году возник список 100 лучших фильмов по версии Американского Института Кинематографии. /AFI/ . Мне хотелось бы порекомендовать читателю посмотреть и вновь снятые картины, и старую американскую классику - это фильмы - шедевры, фильмы - История. Вот этот лист::
1. "Побег из Шоушенка "/Shawshank Redemption/ - 1994 г .- реж .Фрэнк Дарабонт- 1-ое место по версии IMDb
2. "Зеленая Миля" /Green Mile/ - 1999 г, реж. Фрэнк Дарабонт, 4 номинации
" Оскар", 3 "Сатурн" и 11 других наград..
3. "Адвокат дьявола" / Devil's Advocate/-1997 г., реж. Тейлор Хекфорд,
премия "Сатурн".
4." Спасти рядового Райгана" / Saving Private Ryan /-1998 г., реж .Стивен Спилберг, 5 премий "Оскар".
5."Из Африки" /Out of Africa/ -1985 г., реж. Сидни Поллак, 7 премий и четыре номинации на "Оскар", 3 "Золотых Глобуса"
6."Выбор Софи" / Sophie's choice/ - 1982 г реж. Алан Пакула., премия Оскар"
7."Человек Дождя"/ Rain Man/- 1988 г. реж. Барри Левинсон, 4 премии "Оскар".
8. "Мадам Баттерфляй" / M.Butterfly/ - 1993 г., реж. Дэвид Кроненберг-
лучший фильм конца 20-ого века, награда "Сезар" .
9. "Матрица" /The Matrix/ -1999, реж. братья Вачовски, 4 "Оскара"
10. "Информатры" /The Informess/-2008 г., реж. Грегор Джордан
11.." Район 9" / District 9/ - 2009 г. реж. Нил Бломкамп
12. "Аватар" /Avatar/ - 2009 г., реж. Джеймс Кэмерон
13. "Звездный путь" /Star Trek/ -2009, реж. Дж. Дж. Абрамс
14. "Джули и Джулия" /JULIE & JULIA/ -2009, реж. Нора Эфрон
Приятной неожиданностью для меня стало известие, что уже трижды в Москве прошел фестиваль американского кино "Новые образы Америки" Идея фестиваля - познакомить российскую публику с американским национальным кино. Проходит это событие в кинотеатре "Формула кино Европа" ежегодно. Я очень рада, безусловно, этот фестиваль является прогрессивным в формировании общественного мнения о национальной культуре США. И это еще один шаг к преодолению барьера незнания, непонимания и отчуждения . Давайте, все же, распахнем "широко закрытые глаза", как в известном фильме Стэнли Кубрика /Eyes Wide Shut / с великолепными Николь Кидман и Томом Крузом, и вглядимся повнимательнее, и откроем верную дверь, за которой горизонт и дорога, ведущая к открытиям и познанию. И научимся уважать и ценить не только национальное культурное достояние, но и мировое.
© Copyright:
Марина Слоэн, 2010
Свидетельство о публикации №210012200235