Z-триз. дискуссия. 18. в. сорокин-11 м. шустерману

Виктор Сорокин
***

М.Шустерману

Здравствуйте, Михаил и Зоя!

Получили от вас (еще одно вдобавок к письмам от Захарова, Герасимова, Мееровича) неравнодушное письмо на тему сомнения. Значит, тема нужная и важная, так как все придают ей важную роль в процессе изобретательства. И потому стоит вникнуть в явление сомнения глубже.

К сожалению, я еще не получил отзыва моих оппонентов на повторное и дополнительное обоснование моих тезисов: 1) в сомнении никакой энергии нет, 2) сомнение не входит в АРИЗ (а необходимость вхождения в него всем нам очевидна).
Дополнительно к моим обоснованиям (которые планирую выслать вам полностью) выдвину следующие.

Относительно энергии. Энергия в подсознании лежит только в одном месте в неудовлетворенной эмоции (вызванной в своей основе неудовлетворенным инстинктом); в сознании эта энергия отображается также только в одном месте: в решимости удовлетворить неудовлетворенную потребность, или попросту в слове «хочу!», а в продуманном варианте – в явлении цель. Совершать любые осознанные поступки человека заставляет только цели – не мечта, не желание, но напряженная решимость, решение. Сомнение же является либо тормозом (сдерживающим движение к цели, реализуемой с малой вероятностью), либо смазкой (позволяющей отказаться от бездействия, казавшегося до того абсолютно нужным). Но во всех случаях энергетическим инициатором всех поступков и действий являются неудовлетворенные эмоции, потребности, порожденные ими нереализованные цели. И только они. Этот тезис занимает очень важное место в управлении сознанием, и ошибка (моя или ваша) в этом вопросе может направить работу нашего сознания совсем в другую сторону.

Вопрос трудный, ответить на него объективными методами нельзя: эмоции, потребности и цели – вещи не материальные, линейкой их не измеришь и их невещественную функциональную взаимосвязь органами чувств не увидеть, не ощутить. Здесь может помочь только глубокая вдумчивость в самого себя, в свою психику, в свое сознание, в свое поведение. Не знаю, как у вас, но мое поведение подчиняется только моим неудовлетворенным эмоциям (лежащим в разных субстанциях биоэнергетике, этике, эстетике, интеллекте, мировоззрении и т.д.).

Далее, любое подчинение своего поведения (в том числе и интеллектуального) алгоритму исключает процесс сомнения (внутри, в границах этого поведения). Бухгалтер не сомневается; не сомневается и изобретатель, применяющий АРИЗ (подозреваю, что и я сам уже не сомневаюсь, применяя свою, несколько отличную от тризовской, методику изобретательства). Сомнение находится вне алгоритмов; за исключением единственного случая, когда сомнение сознательно включается элементом, шагом, этапом алгоритма (и я его включаю в свою гипермодель сознания). А вот такого, четкого, сформулированного требования тут-то и тут-то решение подвергнуть сомнению я в АРИЗ не увидел, и вы, тризовцы, мне его так и не показали. И Ваше, Михаил, замечание, что АРИЗ требует возврата к исходным условиям задачи и проверки решения, не является доказательством четкого присутствия принципа сомнения в АРИЗ.

Но важность сомнения для изобретательства все мы признаем единодушно. Где оно находится пространственно в блок-схеме творческого мышления и как оно связано по времени с другими умственными делами, мы рассмотрим в другом месте.
Мне очень важно знать, сместилось ли у вас, моих оппонентов, хоть немного представление о сомнении в результате затеянного диалога. Почувствовали ли вы, что в явлении сомнения есть какие-то не до конца ясные и выясненные стороны? Если да, то полный вперед! Мы должны получить из анализа сомнения очень четкие рекомендации, где и как его использовать с большим эффектом.

Сочувствую и завидую вашей жизни. Сочувствую – ибо ваша жизнь представляется наполненной массой ненужных навязанных извне трудностей; завидую потому что вы имеет возможность общаться с детьми. А у меня нет ни одного ищущего молодого...
Во Франции интереса к саморазвитию не видно, так что и ваши замечательные книги здесь вряд ли кого могут заинтересовать. Русская среда здесь в основном религиозная, к разуму относится косо. На днях буду в русском магазине, сдам туда ваши книги проверим спрос через магазин.
Грустно...

Я выслал вам две книги одного названия забыл, какие... (хочу выслать другие).
За сим пока до свидания.

Ваши
ВИКТОР [СОРОКИН] и СОНЯ
Париж, 9 июля 1996