Сюрприз для прокурора

Владислав Карпешин
В то время я метался по коридорам прокуратуры как оглашенный. Нужно было срочно подписать бегунок, а нужные люди как назло, в полном соответствии с законом подлости, отсутствовали. Кроме того, на мне висела текущая работа, ну и хотелось по возможности разгрести дела, чтобы поменьше осталось моему правопреемнику, и он бы вспомнил обо мне добрым, а не матерным словом.
И тут я встретился с ним. Скуратов спускался с лестницы во главе небольшой свиты, очевидно, с пятого этажа, где у него находился кабинет, и резко свернул ко мне. Наверно на моем лице Скуратов прочитал сочувствие и сожаление, а он тогда остро нуждался в искренним сочувствии.
Меня поразило его лицо, это была застывшая, неподвижная маска человека, находящего в сильнейшем шоке, и толком не понимающем, где он находится.
Скуратов молча пожал мне руку, пробормотал что-то и пошел своей дорогой.
Затем ко мне подскочили ребята из его компании и дружно пожали мне руку. Ну, этих то я хорошо понимал, Скуратов тогда еще был Генеральным прокурором страны.
В следующие дни неотложные дела носили меня по прокуратуре вихрем, и как будто черт подталкивал, я регулярно встречался со Скуратовым. Повторялась одна и та же сцена. Молчаливое рукопожатие. И всегда меня поражала опустошенность этого человека, он как будто смотрел из своего мира, где и намеривался остаться.

- Что-то ты последнее время подружился со Скуратовым,- как-то подозрительно спросил меня мой непосредственный шеф, он же начальник управления.
- Ну конечно, - беззаботно ответствовал я,- мы же с ним в одинаковом положении. Оба кандидаты на увольнение.

Нет, от Скуратова не шарахались как от прокаженного, но среди служивого люда стояла такая напряженная неловкость, как воздух во время грозы. Вот-вот грянет гром и сверкнет молния.
Но молния так и не сверкнула, а эта странная история зависла в воздухе.

Для большинства пользователей СМИ выводы по этой широко растиражированной истории  были однозначны и застыли таковыми по сей день. «Мужика подловили, а когда стал неугоден, слили компромат и убрали».

Да что греха таить, у меня самого появлялись такие мыслишки. А что, мужик в годах, но не старый, возможности не малые, а жизнь то утекает. Услужливые негодяи, да около такой должности, всегда найдутся.

Но когда я свожу воедино свои впечатления и пытаюсь проанализировать ситуацию, у меня выходит совершенно иная картина.

Существует такой универсальный метод - поступки проверяй характером. Ну не может подлец мгновенно переродиться, а хороший человек стать негодяем, и соответственно действовать.

Скуратов у своих сослуживцев, а это весьма взыскательная публика, всегда слыл достойным, порядочным человеком.
Доктор наук, профессор, он не прошел ту практическую школу выживания, которую с самых низов, приходилось проходить в основном всем работникам прокуратуры.
Даже прокуратуру страны того времени он превратил в некую наукообразную организацию.
Но ни у кого и никогда не было оснований сомневаться в его порядочности. Поверьте, редкое качество для руководителя такого ранга, а уж в настоящее время наверно безвозвратно утерянное.

Уважаемые читатели, вспомните веселые, неунывающие физиономии политических деятелей и прочих мультимиллионеров, когда их обвиняют в мздоимстве или иных аморалках, да им просто смешно. «Испугали ежа голой попой. Подумаешь, покувыркался с проститутками. Да это обычные услуги в наше рыночное время».
И главный довод, а у Вас есть доказательства?
Милые, откуда, кто же даст нам возможность их получить?!

А теперь можете представить интеллигента в третьем поколении, которому в публичном месте плюнули в лицо и грубо нахамили. Он ошеломлен, подавлен, в шоке.
А если ему на голову вылили помойное ведро на глазах у всей страны.
Вот именно такое лицо я видел у Скуратова.

Это в какую воспаленную голову могла прийти такая спецоперация! Какой совестью надо обладать, чтобы разрешить показ непроверенного скандального видео в прямом эфире! Ведь не побоялись ответственности, значит, ждали только награды.
Сплошная помойка, а не телевидение. И вызывает только одно чувство – брезгливость.
То, что история дурно пахнет, конечно, понимали и власть имущие. Недаром, официального руководителя операции Бардюжу вскоре отправили послом в тихую и благополучную Данию на отдых. Заслужил.

Реальные обстоятельства были не простыми. В августе 1998 года прогремел так называемый дефолт, вызванный до сих пор необъясненными реформами. В результате население обнищало в три раза. Но ведь не все население; часть его, представляющее близкий президентский круг общения, в т.ч. конечно же, избранные руководители крупных корпораций, знали о дефолте и трудно себе представить, какие фантастические прибыли они получили.
В самом деле, несложные условия задачи. Вам известно, когда стоимость одного доллара поднимется с 6 рублей до 25, и у Вас в наличии имеется значительное количество рублей. Подсчитайте,  как и сколько новых долларов Вы можете получить, не ударив пальцем о палец?
Вообще все так называемые экономические реформы, происходящие в последние годы, почему-то очень напоминают аферы, а на правовом языке – мошенничества.

Впрочем. Одни люди потеряли деньги, другие их приобрели. Закон сохранения материи. Нет поводов для волнения.
А этот «гадкий» Скуратов дает указание о возбуждении  трех уголовных дел по фактам дефолта. Эх, где они сейчас, эти дела!
И понеслось. Как сообщил мне тогда один мой старый сослуживец « мы почти сразу вышли на семью Ельцина, там такое, нам расследовать еще 50 лет». Информация о данных делах просочилась в прессу, опубликовывались статьи о многомиллиардных суммах, полученных близким окружением Ельцина, в частности его дочери -Дьяченко; о оффшорных компаниях на краю света, где отмывались эти деньги. А затем как отрезало! Как будто и не было разоблачительных статей.

Лихое было время! Сейчас и представить трудно, как это можно публично охаивать семью президента.
Свободной прессы нет - остался один интернет.
Вот его бы заткнуть и полный ажур.

Как в целом и дальнейшем развивались события мне достоверно не известно. Далек я был тогда от событий в прокуратуре.
Но с достаточной долей вероятности можно предположить, что Скуратову было предложено прекратить дела, а он заартачился.
Как решить проблему. Генеральный прокурор страны не Ванька с Пресни, это серьезная фигура и обладает не малыми полномочиями. Так просто к ней не подступишься.
Каких либо злоупотреблений за Скуратовым замечено не было, ну не воровал он. Единственно, что смогли накропать верноподданные СМИ, так это изрядное количество костюмов Генерального прокурора. Нескромно знаете ли.
А затем появилась замечательная идея. Если нельзя обвинить в злоупотреблениях, то можно облить помоями, да так, что не отмоешься.
Вот и появился видеосюжетец в самое смотрибельное время. Попробуй, отмойся!

Лично для меня нет сомнения, что это видеомонтаж, причем не очень тщательно сфабрикованный. Эти глупые фразы прокурора к проституткам, нелепая моторика движений. Однако как это доказать?
Скуратов, без сомнения, очень умный и информированный человек, понимал, что при нужном обеспечении можно признать подлинной и фальшивую банкноту, а состязательность как принцип судебного процесса, вряд ли будет присутствовать.
И он оставил всё как есть. Можно ли его осуждать за это? Полагаю, что нельзя. Тем более, что не исключались и другие, более значимые и реальные угрозы.

Всё это так. Но был же генерал Варенников, который,  единственный по делу о "мятеже", добился оправдательного приговора! Правда, генерал был человеком другого поколения и всю свою жизнь без боязни смотрел смерти в лицо.

Для меня же настоящий рассказ является основанием к следующим печальным выводам:

Это у них на западе имеется желтая пресса, а у нас в России появилось и желтое телевидение. Цвета поноса!

Для достижения своих целей власть имущие в России не гнушаются ничем.
Сразу вспоминается доктирина Адольфа Гитлера - "Я освобождаю Вас от любой морали!"
Туда, где освобождаются от морали, неизбежно приходит фашизм!