О героях и антигероях

Алексей Комаровский
 См. :   


       Обратной стороной героизма является чье-то преступление.
                Старая армейская аксиома.


20 января 2010 года уходящий президент Украины Виктор Андреевич Ющенко, как бы напоследок присвоил звание Героя Украины покойному Степану Андреевичу Бандере – проводнику Организации Украинских Националистов.

Не пытаясь дать оценку данному событию, хочется получить ответ на закономерный вопрос: является ли фигура и роль Бандеры в украинском историческом контексте чем-то уникальным или в истории других народов тоже есть свои бандеры, которых одни чтят как героев, а другие при упоминании их имени разражаются проклятиями?

Для объективного рассмотрения данного вопроса необходимо исходить из понимания того, что на протяжении истории одни нации всегда имели собственное государство и господствовали над другими, своего государства не имевшими. А эти самые другие , в свою очередь, любой ценой стремились собственное государство создать, чтобы выйти из подчинения более удачливым соседям. Причем, зачастую, добивались они этой цели весьма кровавыми способами.

Те, кому это удавалось, впоследствии, начинали чтить людей, возглавлявших вооруженную борьбу за государственную независимость как своих национальных героев, а те, от кого освободились, клеймили позором данных исторических персонажей, обвиняя их во всех смертных грехах.

Примеры: история освобождения Ирландии от власти Великобритании, Италии – от Австрии и Франции, Сербии – от Турции и Австрии, Польши – от Австрии, Германии и России, Алжира – от Франции, Хорватии от Югославии, Израиля от Великобритании и арабских соседей, Палестины от Израиля и т. д. и т. п.

Например, давайте посмотрим, кого чтит народ Ирландии, бывшей вплоть до ХХ века под властью Великобритании, читай – Англии. Назовем всего лишь несколько самых известных имен.
Оливер Бонд — ирландский революционер, один из руководителей революционного союза «Соединенных ирландцев» конца XVIII века, поставивший себе задачей отторжение Ирландии от Англии при помощи французов.
 
Как мы видим, налицо факт сотрудничества с иностранным государством, что делает британского подданного Бонда однозначным предателем и изменником в глазах законопослушных британцев.

Другое дело, что ирландцы числиться британцами никак не желали, а стали ими вопреки своей воле после завоевания острова Ирландия английскими королями.

А что же сам Бонд? Избранный в 1797 году в члены тайной революционной директории, он был арестован англичанами и вскоре умер в заключении.

Или вот, куда более показательный пример: сэр Роджер Дэвид Кейсмент  (1864—1916) - ирландский патриот, поэт, революционер и националист. Работал британским консулом, получил рыцарский титул из рук самого короля. Но, не смотря на это, принял активное участия в так называемом Пасхальном восстании, в ходе которого, ради идеи ирландской «незалежності», достопочтенные ирландцы от души убивали не менее достопочтенных англичан.

О поставках оружия для восстания сэр Роджер договорился с немцами, которые в те годы еще не были нацистами, и поэтому его нельзя обвинить  в сотрудничестве с фашизмом, но сам факт обращения за помощью к врагу государства, подданным которого являешься, для борьбы с этим же государством весьма показателен.
 
Представьте себе, идет Первая Мировая война. Соединенное королевство Великобритании и Ирландии, как тогда называлась Британская империя, воюет с Германией, а часть её подданных договаривается с той же Германией о военном сотрудничестве против власти британского монарха! Факт государственной измены в глазах Лондона налицо.

После перехвата судна с германским оружием британским флотом Кейсмент был арестован. За государственную измену его лишили рыцарства и казнили через повешение в лондонской тюрьме Пэнтонвиль.

В 1965 году его останки были торжественно перезахоронены в Дублине.

В настоящее время Роджер Дэвид Кейсмент почитается ирландцами как национальный герой. О реакции англичан на это событие остается только догадываться.

Патрик Генри Пирс (1879-1916) — ирландский политический деятель, революционер-демократ, драматург и поэт. Один из руководителей Пасхального восстания 1916 года. В провозглашённой ирландскими патриотами 24 апреля 1916 года Ирландской республике стал главой Временного правительства. Расстрелян англичанами.

Джеймс Конноли (1868—1916) — ирландский революционер. 12 мая 1916 года расстрелян англичанами за участие всё в том же Пасхальном восстании.

Кем можно назвать этих людей за их деятельность? Если вы ирландец, ответ будет однозначным: борцы за освобождение родины и национальные герои. А если вы англичанин?
Только вот спрашивают ли ирландские власти, чествуя этих деятелей, позволения на это у английских властей? Весьма сомнительно.

От Ирландии отправимся в Италию. Первый, кого вспоминаешь в контексте поставленного вопроса, конечно же, Джузеппе Гарибальди (1807—1882) — народный герой Италии, полководец, один из вождей движения за объединение Италии и избавления её территории от власти Франции и Австрии – так называемого Рисорджименто.

Приговорённый на родине к смертной казни, долгие годы вел бродячую жизнь, состоял на службе тунисского бея, в 1846 г. предложил свои услуги южноамериканским республикам Риу-Гранде и Монтевидео и, снарядив несколько кораблей, наводил в качестве начальника каперов, то есть пиратов, ужас на Бразилию.
В 1848 году участвовал в восстании против австрийцев. Принял активное участие в отражении нападения французского генерала Удино на Рим. Воевал против неаполитанцев за туринцев и против туринцев за себя. Затем за туринцев против французов и австрийцев.

Гарибальди и его люди убивали неаполитанцев и туринцев, то есть фактически своих же соотечественников, тем не менее, он признан национальным героем Италии. При этом в Италии и в остальном мире никого не волнует, как относятся к его фигуре потомки вышеназванных туринцев и неаполитанцев.

Для Австрии же и Франции, которые, в результате его деятельности, лишились своей власти над Итальянскими территориями, Джузеппе Гарибальди однозначно был врагом, заслуживающим всяческого порицания.

Что же касается Украины, то её народ до 1945 года, то есть, во времена начала деятельности Степана Бандеры представлял собой  типичную natia irredenta, то есть разделенный народ, землями которого до ХХ века владели Австрийская и Российская империи, а после их распада – Советский Союз, Польша, Румыния и Чехословакия.

В отличие от диаспоры, члены которой рассеянно проживают на территории удалённых от их исторической родины государств, члены ирреденты, как правило, компактно расселены в государствах, граничащих с их исторической Родиной.

Примерами современной ирреденты можно назвать тех же ирландцев в Ольстере, венгров в Румынии, азербайджанцев в Иране, поляков в Литве, Узбеков в Киргизии, русских в Украине (Крым) и так далее.

Другое дело, что в свое время земли украинцев полностью входили в состав других государств, точно как сегодня земли басков принадлежат Испании и Франции, а земли курдов - Турции, Ирану, Ираку и Сирии.

Вполне естественным в этих условиях является стремление к национальному объединению в рамках единого, желательно национального государства.

И также естественно, что официальные власти другого государства будут стараться всячески этому стремлению препятствовать.
И в этих условиях возникновение вооруженного противостояния является неизбежным. А где вооруженное противостояние, там, к сожалению, и человеческие жертвы, ответственность за которые всегда возлагается на зачинщиков и руководителей национальных движений.

Еще примеры?

Сабино Арана Гоири (1865-1903) — баскский политический деятель, националист, революционер, идеолог независимости Страны Басков от Испании. Также его считают главным идеологом печально известной террористической организации ЭТА, действующей поныне и ставящей своей целью силовое достижение независимости Басконии от Испании.
 
Современные испанские историки называют Арану «баскским Гитлером». Патриотично же настроенные баски всячески почитают и считают своим национальным героем.

Абдулла Оджалан — курдский политический деятель, лидер Рабочей партии Курдистана, в настоящее время находится в турецкой тюрьме. Родился 4 апреля 1949 года в Турции. В 1971—1974 годах учился на факультете политологии Анкарского университета, но университет не закончил. В 1974 году организовал политическую группу, которая в 1978 году оформилась под названием «Рабочая партия Курдистана». В 1980 году бежал в Сирию, где при поддержке сирийских государственных структур Оджалан организовал боевые отряды и с 1984 года начал боевые действия против Турции под лозунгом независимости Курдистана.

В 1990-х годах под его руководством сражалась многотысячная партизанская армия, получившая наименование Армия освобождения народов Курдистана. Эта армия состоит из профессиональных партизан, называемых на латиноамериканский манер «герилья», и обладает хорошо обустроенными базами в труднодоступных высокогорных областях.

Вплоть до 1998 года Оджалан  жил в Дамаске, однако в октябре 1998 года был вынужден покинуть Сирию, после чего после безуспешных попыток найти убежище в России, Италии и Греции 15 февраля 1999 был похищен спецслужбами Турции в Кении и помещен в турецкую тюрьму на острове Имралы в Мраморном море.

Осужден на казнь, которая позднее под давлением мирового сообщества была заменена на пожизненное заключение. В результате его действий на территории Турции погибли около 40000 человек.

Так кто же он, Абдулла Оджалан?

Если встать на точку зрения турок, то он, однозначно, государственный преступник, изменник родины и исчадие ада. А для безгосударственного курдского народа – чуть ли не единственная надежда на обретение независимости родины.

Еще один весьма показательный пример – герой палестинского народа Ясир Арафат (1929—2004), сумевший пройти путь от боевика-террориста до всемирно известного политического деятеля, обладателя Нобелевской Премии Мира.
 
Для палестинцев он безоговорочный национальный герой и кумир, а для израильтян – примерно, то же самое, что и Степан Бандера для россиян и части украинцев.

Зеркальный пример: бывший премьер-министр Израиля, генерал Ариэль Шарон.

Для израильтян он - герой, защитник родины и видный государственный деятель, а арабы обвиняют его в геноциде ливанского народа и всячески проклинают его имя.

Итак, в принципе, в большинстве случаев одни и те же люди оказываются героями и антигероями и Степан Бандера не является исключением из этого правила.

Post Scriptum.

Подавляющее большинство украинских исторических деятелей, прославляемых в отечественных учебниках, с точки зрения наших северо-восточных соседей - поголовно сепаратисты и предатели!

Единственный украинский исторический деятель, который позитивно воспринимается не только в Украине, но и в России – это Богдан Хмельницкий. Казалось бы, вот он – подлинный и однозначный национальный герой Украины, но…

С точки зрения наших западных соседей-поляков казацкий гетман Хмельницкий – государственный изменник и негодяй, который, будучи подданным польского короля,  посмел развязать гражданскую войну в Речи Посполитой, в результате которой она не только потеряла власть над половиной украинских земель, но и постепенно пришла в упадок как государство, впоследствии исчезнув с политической карты Европы.

Такие дела, сограждане.