Вторая ударная

Олег Борисенко
Я вырос в Петропавловске Северо- Казахстанской области.
С родителями, дедушкой и бабушкой, проживал по улице Свердлова 144.

Помню, ходили мы с дедом в магазин за продуктами, а по дороге располагалась пивнушка «Голубой Дунай».

Дедушка заходил попить пивка, а я носился под высокими круглыми столами.
Меня, и моего дедушку здесь все знали, да и вообще, незнакомые в «Голубом Дунае» никогда не бывали.
Для таких же пацанов как я, была завезена куча песка, где мы копались, пока деды и отцы, как говорится, сдуют пенку.

На девятое мая надев медали и парадные костюмы там собирались ветераны Великой Отечественной Войны.

В этот день в «Дунае» было более людно и празднично.
Тогда , сорокалетние мужчины мне казались такими взрослыми, и даже сегодня, имея за ушами полтинник, я не могу их представить в своем  возрасте.

Звон медалей сливался со звоном пивных кружек, звоном мелочи, бросаемой продавщицей на поднос.
Гул голосов, облако табачного и махорочного дыма, атмосфера праздника Великой Победы. Все это осталось в моей памяти навсегда.
И вот среди блеска медалей и орденов,в пивнушку, на правах завсегдатая, входил мужчина лет сорока пяти. На груди у него не было ни одного знака, указывающего его принадлежность к армии фронтовиков.

-О!- радостно неслось со всех уголков «Дуная»,
- Вторая ударная!
-Айда, к нам!
-Давай, сюда!

Его угощали  и звали ко всем столикам.

Позже, немного повзрослев, когда деда не стало, уже у отца я узнал, жизненную историю.

Генерал Власов, который командовал «Второй ударной» сдался немцам.
Но были солдаты и офицеры, которые с боями вышли из окружения.
Они не изменили Родине и присяге.
Более того «Вторая ударная» одной из первых перешла в наступление.

Служа в полковой разведке, герой моего рассказа дошел до победы.

Отец тогда, ковыряясь в двигателе мотоцикла, посмотрев на меня, спросил:
-Видел у него финку, которой он рыбу в пивнушке чистит?
-Ага! Красивая.
-Трофейная, - сказал батя, и добавил:
-Говорят, он ей столько немцев зарезал, сколько Иван Кожедуб самолетов не сбил.
Только один- трижды герой, а другой- «за победу над Германией» уже после войны кое-как получил.
Отец достал папироску, прикурил, и с горькой иронией добавил:
-Вторая Ударная, власовец, какие уж тут награды, хорошо хоть домой вернулся.

В те времена о такой жизненной несправедливости мало говорили, тем более при детях, но уважение фронтовиков к мужчине по прозвищу «Вторая ударная» я запомнил на всю жизнь. Ведь не медали и ордена красят человека.
Человек своими делами зарабатывает авторитет…
Дай Бог здоровья ветеранам, их так мало осталось…
(фото, дедушка в середине, начало войны)