Мешок сахара

Сергей Васфилов
   

                1

   Стран на нашей планете много. Одни из них обладают обширными просторами, которые заполнены множеством природных полезностей, используемых человеком. Другие страны обладают малой территорией, на которой и природных полезностей мало. Матушка-природа, по-женски сердобольная богиня нашей планеты, заметила поразительный парадокс. В странах с большой территорией, напичканной природными полезностями, живут бедные граждане, а в странах с маленькой территорией, бедной природными полезностями, живут богатые граждане. Матушка-природа удивлялась: «Почему бедные граждане богатых просторами и природными полезностями стран прозябают, а богатые граждане бедных просторами и природными полезностями стран  живут припеваючи?!»

   Пока Матушка-природа размышляет над этими вопросами и ищет подходящий способ  восстановить справедливость в гражданском обществе нашей планеты, заглянем нашим любопытным оком в одну из бедных стран богатой просторами и природными полезностями. В этой стране граждане исповедуют демократический принцип управления обществом и природными ресурсами. В основе этого принципа лежит правило пятипалой руки: каждые пять лет взрослые члены общества избирают вождя. На последних выборах граждане избрали вождём Опцуя. Физически крепкий, умственно развитый, в меру темпераментный и говорливый он обещал за пять грядущих лет сделать граждан богатыми, а бедную страну превратить в экономически развитую державу.

   На следующий день после официального вступления на должность вождя, Опцуй уединился в кабинете, сел на скрипящий старенький табурет за видавших многих его предшественников письменный стол и написал свой первый указ. В нём он коротенько доступным для всех граждан языком изложил план перехода экономики страны к рыночным отношениям. План сразу же запустили в производство, и граждане страны ступили на тропу переходного периода.

   Однако не успели граждане и шага ступить по этой тропе, как во всех торговых точках страны цены на товары стали победоносно расти. Неожиданно для вождя Опцуя не менее победоносно стала расти бедность граждан. Этот рост бедности вызвал бурное негодование населения. Оно не обладало могучим интеллектом вождя, поэтому не понимало, что рост бедности является всего лишь побочной издержкой победного шествия страны к высокому уровня благосостояния всех граждан. Вождь Опцуй горько сетовал, что граждане не понимают временного характера роста бедности. Они почему-то не осознают, что это всё-таки рост, а не снижение!?
 
   Тем временем в ранее монолитном населении стали расти группы граждан оппозиционно настроенных к предложенным вождём экономическим реформам. Ещё более неприятно поразили вождя постоянные сборища таких граждан. От их криков у Опцуя стало постоянно гудеть в ушах. Внедрённые в оппозицию осведомители принесли вождю ещё одну неприятную весть. Оказалось, что все члены оппозиции исповедуют любовь к Матушке-природе, а эта презренная, по мнению Опцуя, дама не нашла ничего лучшего, как взаимно втрескаться в этих негодяев. Она, видите ли, любит и уважает их за бескорыстную любовь к богатому и высоконравственному существованию на нашей прекрасной планете. Чёрт возьми, а разве он, их верный вождь, не желает им того же!?

   С горя от таких гадких вестей вождь Опцуй на трое суток скрылся в недрах правительственной резиденции. Днём он нарезал круги по периметру кабинета, а ночью пытался заснуть благодатным сном. Иногда это ему удавалось. В одном из сновидений его навестила Матушка-природа и суровым голосом пророка прочитала ему божественное нравоучение. В заключении она выразила уверенность, что все пять лет своего срока на посту вождя он будет твёрдо стоять на политической платформе всеобщего равенства всех граждан его страны по уровню материального благосостояния и высоконравственной духовности. Проснувшись и вспомнив этот сон, вождь Опцуй хлопнул себя руками по бёдрам и воскликнул:

   - Вот вздорная баба! Языком молоть и я умею. Нет, чтобы подсказать, где на просторах нашей страны находится торная дорога, по которой я мог бы смело вести народ в богатейший рыночный рай?  Или могла бы шепнуть мне на ушко, где конкретно в нашей стране находится светлое будущее народа?

   Осознав, что ждать конкретной помощи от Матушки-природы не приходится, вождь Опцуй принял единственное правильное решение, разработать новый план рыночных реформ. Для солидности задуманного дела, он назначил главным министром Чопоуе. Опцуй с детства знал этого гражданина. Когда-то они вместе играли в бабки. Преданный друг, прекрасный организатор и специалист широчайшего профиля Чопоуе, не раздумывая, нырнул в административные объятия вождя. В качестве первого шага к рынку главный министр предложил развивать производство рукотворных полезностей из собственных природных ресурсов. Основную массу полученных полезностей следует потреблять внутри страны, а избыток экспортировать в другие страны. Вырученную валюту направлять в Фонд народного благосостояния. Накопление валюты обеспечит рост благосостояния страны.
 
   Государственная копилка, созданная с целью обогащения страны, а не граждан, возмутила народ. По стране прокатилась волна митингов, на которых протестующие граждане по-мужицки ругали властную парочку Опцуй-Чопоуе. На недовольство граждан экономическими реформами Чопоуе ответил призывом работать больше, а потреблять меньше. Граждане громкими криками опротестовали призыв главного министра и потребовали к ответу вождя. В пику Чопоуе они вышли на улицы с лозунгом «Товарищи, будем работать меньше, а потреблять больше!»  Вождь Опцуй скоропалительно извинился перед народом за очень сырой вариант предложенных Чопоуем экономических реформ, но сурово осудил лозунг митингующих граждан, назвав его содержание экономической безграмотностью и нравственным абсурдом. Главному министру вождь поручил срочно начать борьбу с экономической безграмотностью населения.

   Чопоуе тотчас принял, а вождь одобрил решение показать своим согражданам наглядный пример эффективного труда в условиях рынка. Для этого были приглашены граждане богатых стран. Местное население сразу же окрестило этих граждан иностранцами. Они не остались в долгу и окрестили местных граждан аборигенами. Иностранцы получили от правительства вождя Опцуя разрешение добывать любые природные полезности в любых количествах. Властной парочке казалось очевидным, что стоит показать согражданам, как нужно интенсивно вкалывать, чтобы стать богатыми, они расшибутся в лепёшку и будут трудиться с такой скоростью, какой на нашей планете никто и никогда не видывал.

   Дни летели по стране своим чередом. Приглашённые иностранцы начали активно наращивать скорость собственного обогащения. В ответ на такую наглость аборигены стали с такой же скоростью наращивать зависть к растущему благосостоянию иностранцев. Особенно аборигенов нервировал и возмущал очевидный факт, что обогащение иностранцев происходило за счёт эксплуатации их труда и природных полезностей. По стране прокатилась новая волна митингов. На них граждане требовали выгнать иностранцев из страны. В ответ властная парочка снова обвинила собственных граждан в экономической неграмотности. Матушка-природа осудила взаимную ругань обеих сторон экономического конфликта и выразила сожаление  о продолжающемся снижении нравственности граждан в этой бедной стране.

   От обиды на критику Матушки-природы вождь Опцуй готов был горько разрыдаться, но взял себя в руки, вызвал Чопоуе и обвинил его в провале очередного пути экономических реформ.
 
   - Вы слишком преувеличиваете некоторые шероховатости усвоения реформ обществом, - оправдывался Чопоуе.

   - Как бы ни так! – иронично воскликнул Опцуй. – Хороши шероховатости, когда вместо повышения благосостояния наших граждан и их нравственности, в стране повысилась митинговая активность граждан, а их нравственность, естественно, упала. Нам срочно надо принять меры для повышения нравственности наших граждан. Есть у вас какие-нибудь идеи?

   Чопоуе глубоко, но ненадолго, задумался и предложил очень простое, но элегантное решение поставленной вождём задачи. Оно легко уложилось в одно предложение. Все граждане страны должны сами себя обеспечивать рабочими местами. Вождь засомневался, что таким простым способом можно поднять нравственность граждан в богатой просторами стране. Но ночью во сне голос Матушки-природы благословила Опцуя на этот новый эксперимент. Вождь согласился и правильно сделал. В дальнейшем эта гениальная находка Чопоуе получила мировое признание и была с успехом использована для поднятия экономики во многих странах. Учёные дали ей благозвучное название «Закон самозанетости».
 
   Сделать мощный экономический рывок из трудовых окопов самозанетых граждан, как предполагал Чопоуе, бедной стране не удалось. Тем не менее, неуклонное повышение благосостояния и нравственности граждан, хотя и с низкой скоростью, происходило на всей огромной территории страны. Огромные просторы требовали строительства множества дорог. Когда строек много, а денег мало, построенные дороги получаются захудалые с низкой проходимостью. Очевидно, что по таким дорогам к высокому уровню благосостояние граждан быстро не доедешь. По этому поводу вождь Опцуй выразил своё искреннее соболезнование согражданам:
 
   - Дорогие мои земляки, не надо так надсадно рыдать над испарившимися в бескрайнее небо мечтами о нашем всеобщем и быстром обогащении! Эти мечты, как перелётные птицы, ещё вернутся к нам. Вот тогда мы их непременно осуществим. Для этого мы обладаем всеми необходимыми ресурсами, как природными, данными нам в безвозмездное пользование Матушкой-природой, так и человеческими. Жаль, что Матушка-природа не желает послать стране волшебный импульс, который превратит наши мечты в экономическую и социальную реальность.

   Сограждане Опцуя никак не отреагировали на слова вождя, а главный министр Чопоуе скептически заметил:

   - Лучше бы Матушка-природа одарила наш народ геном трудолюбия! Уж больно в нём лени много.

   - Мне кажется, наш народ достаточно трудолюбив, - возразил вождь Опцуй.
 
   - Конечно, трудолюбие у нашего народа не отнимешь, но только на собственных огородах. На них они выращивают прекрасный картофель, а на навозных грядах великолепные огурцы. А их редька и хрен? Это же вкусовой восторг для самых щепетильных гурманов! А хлебный кислый квас вприкуску с отварным картофелем в мундирах?

   - Знаю, знаю! – с воодушевлением воскликнул вождь. – Вот куда надо направить процесс самозанетости!

   - Отличная, смелая мысль! – перебил вождя Чопоуе. – Если мы направим всю энергию самозанетых граждан на последовательное увеличение продукции огородничества, садоводства и прочей продукции личного хозяйства, экономические реформы в стране пойдут небывалыми темпами.

   - Безусловно! – перехватил инициативу вождь Опцуй. – Избыток наших сельскохозяйственных деликатесов мы за валюту будем экспортировать из страны. Часть вырученной валюты будем отдавать самозанетым гражданам. Это позволит им обогащаться, что, несомненно, скажется на возрастании их нравственности.

                2

   Однажды поздним вечером, устав от государственных трудовых бдений над ворохом бумаг, вождь Опцуй тщательно пережёвывал кусочки болонистой говядины, внутренне проклиная рогатую скотину за её долголетие, его супруга, госпожа Опцуй, вдруг сказала:

   - Знаешь, Опцуйчик, у нас в стране как-то нехорошо стало с нравственностью.

   - Вот именно! – обрадовано воскликнул вождь Опцуй и быстро задвинул тарелку с недоеденной говядиной за кринку, в которой роскошно лохматился букет полевых цветов. – Буквально на днях мы обсуждали этот вопрос с Чопоуе. Решили, что таков закон природы. Мы будем богатеть за счёт снижения нравственности.

   - Хорош закон природы, нечего сказать! – госпожа Опцуй трагически поджала губки. – Выходит, мы с тобой тоже богатеем. Вот почему мы с тобой в год съедаем два мешка сахара!

   - А, так вот отчего я за этот год потерял сразу два зуба! Уж не значит ли это, что моя нравственность снизилась на две позиции?

   - Фи, два зуба, павшие жертвой нравственности в лице твоей любви к сладкому! Это – пустяки. Знаешь ли ты, как я пострадала из-за того, что ты родился в наш прекрасный, пусть и нищий, мир ужасным сластёной?

   - Какой мир? Какая сластёна? Чего ты мелешь?

   - Вот, всегда так, каждый мужик думает только о себе, а что творится в нежной душе жены, его не волнует.
 
   - Ну, вот, пошла, писать свою бабью историю…

   - У вас, мужиков, всегда так, во всём виновата жена! Между прочим, вчера за завтраком после отварного картофеля в мундирах ты умял в свою необъятную утробушку последние остатки нашего запаса сахара и даже не соизволил сообщить мне об этом в своём прощальном поцелуе.  А я, как последняя дура первого лица государства, смотрела в окно, как ты своими сильными ногами понуждал государственного осла во время доставить твоё тело на очередное заседание правительства. Я очнулась от обаяния твоего отъезда из нашей резиденции только тогда, когда на грунтовой дороге осела пыль твоего элитного осла. Убирая со стола остатки нашего завтрака и прочей, сопровождающей его посуды, я вдруг обнаружила, что у нас закончился сахар. Я приняла серьёзное государственное решение, пойти на рынок и купить очередной мешок сахара.

   - О, боже и все святые нашей нищей страны! – вскричал вождь Опцуй. – И ты пошла пешком за этим несчастным мешком сахара?! Как ты не можешь понять простейшей истины, что этот мешок сахара будет стоить мне ещё одного зуба?

   - Успокойся, Опцуйчик, для нашей нищей страны судьба ещё одного твоего зуба ничего не стоит. Мне кажется, ты напрасно грешишь на сладкое. Я ем его гораздо больше твоего, а теперь посмотри на мои зубы, - и госпожа Опцуй гордо оскалила полную обойму великолепных жёлтых зубов, готовых хоть сейчас показать себя в действии. - Видишь результат? Так что ешь больше сладкого, и у тебя вырастут новые, хорошие и крепкие зубы!
 
   - Оставь, пожалуйста, свои глупые шутки! Давай, ближе к нравственности. Сегодня это  главный вопрос выживания нашей нации.

   - Да, так вот пришла я на рынок и довольно быстро выторговала мешок сахара. Продавец, крепенький мужичок, швырнул мешок к моим ногам и снова стал зычным баском зазывать покупателей. Я ему говорю: «Любезный, не могли бы вы мне этот мешок сахара донести до остановки муниципального гужевого транспорта? Это недалеко, всего метров сто». А он мне с такой слащаво-приторной вежливостью отвечает: «Несите, сударыня, сами своими ручками или на своей очаровательной спинке. У нас сейчас действуют настоящие рыночные отношения между всеми гражданами страны. Нащупайте в вашем кошельке пару баксов и предложите их какому-нибудь мужику. Он вам этот мешок до самого дома дотащит».

   - Вот ведь какие безнравственные козлы в нашей стране встречаются! – в сердцах воскликнул вождь Опцуй и так стукнул ребром ладони по столешнице, что пучок цветов чуть-чуть не выскочил из кринки. – А ты, голуба, уж, действительно, наняла бы грузчика.

   - Какого грузчика?! На какие шиши? Ты когда в дом последний раз зарплату приносил?

   - Ой, голуба, у нас в стране с деньгами просто катастрофа какая-то. Главный министр Чопоуе, вроде бы и умный человек, и организатор прекрасный, а вдруг взял весь остаток годового бюджета, да и вляпал в ценные бумаги какой-то иностранной страны с быстро растущей экономикой. А куда и зачем ей расти, если в этой стране богатых граждан больше, чем в нашей стране бедных? И что ты думаешь? Экономика их росла, росла и доросла до кризиса.

   - Как так?

   - А вот так, взяла и лопнула, как мыльный пузырь! Пропали наши денежки, мы с Чопоуе, как два дурака, сначала искренне порадовались внезапному обвалу экономики богатой соседней страны, но затем спохватились, и сильно огорчились такой бедой у соседей. Сколько денег, с таким трудом заработанных нашими гражданами, мы выбросили на их экономическую помойку! Вот и приходится сидеть без зарплаты.  Правда есть в этом чуть-чуть радости - не один сижу, а в компании дружной семьи наших граждан.
 
   - От этого сидения без денег вместе со всей страной нравственность у нас не повысилась ни на грош. Будь я на твоём месте, я бы отправила этого глупышку Чопоуе в самые глухие и безлюдные места нашей богатой просторами страны!

   - Слава матушке-природе, голуба, что в нашей истерзанной международными неурядицами стране не ты принимаешь решения!

   - Так не лучше ли отдать вожжи нашей экономической телеги в руки матушки-природы? В политических играх нашей планеты она всегда стоит на реальной земной почве.
 
   - А, тебе всё шуточки, - отмахнулся вождь от супруги.
 
   - Извини, пожалуйста, - обиделась госпожа Опцуй. – Не забывай, что хлеб, картофель и сахар растут на реальной, а не на политической, почве.

   - Опять ты про сахар!

   - Да, про сахар! И не про абстрактный сахар, а про конкретный мешок сахара. Между прочим, этот мешок весит пятьдесят килограмм. Может ли хрупкая женщина моих лет протащить на собственной спине пятидесятикилограммовый мешок и не два шага, двести метров?
 
   - Почему двести метров?

   - Потому что твоё правительство под руководством господина Чопоуе построило остановку гужевого транспорта в двухстах метрах от рынка, на котором торгуют сахаром и прочими товарами!

   - Неужели ни один мужчина не предложил помочь женщине донести этот несчастный мешок сахара до остановки?!

   - Раньше, конечно, так и было. Только купишь мешок сахара, а к тебе уже подваливает какой-нибудь симпатичный мужчина в приличном костюме военного покроя и совершенно бесплатно предлагает донести покупку до остановки. Подходит нужный номер общественной телеги. Мужчина аккуратно бросает на неё мешок сахара, культурно прощается и уходит по своим делам. А сейчас что? Тьфу! – вот что. Рынок, одним словом, есть, а порядочных людей осталось раз-два и …

   - Как же ты дотащила пятидесятикилограммовый мешок сахара до остановки?! – удивился супруг.

   - А никак. На моё счастье подвернулся под руку солдат твоей национальной гвардии. Увидев меня с мешком, он удивлённо воскликнул он: «Разве можно такой симпатичной женщине таскать такой тяжёлый груз?!» Этот солдатик бесцеремонно забрал у меня мешок сахара, бросил его как подушку на свои широкие плечи и лёгкой, пружинистой походкой донёс до муниципальной телеги. Ах, Опцуйчик, сколько в этом красавчике было грации и скрытой силы! Вот уж в чьей груди, наверняка, бьётся глубоко нравственное сердце!

   - Вот, видишь, значит, нравственность в нашей стране ещё не умерла окончательно и бесповоротно! - обрадовался вождь.

   - Не умерла, но постоянно болеет и влачит жалкое существование, – поправила супруга госпожа Опцуй.
 
   - Я обязательно разыщу этого солдата и нацеплю на его высоконравственную грудь орден «За особые заслуги перед Отечеством первой степени»! В непростой экономической ситуации нам, как никогда, нужны такие социально-активные граждане.  Только с их безвозмездной помощью мы сможем быстро и качественно создать рыночную экономику и вывести граждан из бездны бедности на вершину достойного благосостояния.
 
   - Ну, пошла душа в рай, - вздохнула супруга вождя. – Ты не опоздаешь в свою резиденцию?

   - Какая резиденция? Ночь на дворе!

   - Ах, да, - опомнилась госпожа Опцуй. – Почему же я подумала, что сейчас утро? Странно.

   - Это у тебя головокружение от успешной доставки мешка сахара. Впрочем, мне всё равно пора. Пойду в кабинет, поуправляю ещё пару часиков страной на сон грядущий, кроме меня ведь некому. Опять же эта проблема с нравственностью. Как её повысить? Потому  в нашей стране нравственность лежит в области экономики, а экономика лежит в области рынка? Какая-то странная матрёшка получается.

   - Лучше бы ты подумал над цивилизованным способом доставки товаров с рынка в нашу резиденцию.

   - Нет уж, это вопрос частный, а не государственный.