Школа, или выбор это отказ части 1-3

Елена Разгон-Скорнякова
Часть 1
(По мотивам Гай Германики и Топфотопа)

                Школьные годы чудесные,
                С книгою, с дружбою, с песнею.
                Школьные годы опасные,
                С болью, обидой, несчастьями.

Школа - уникальное место, куда 8-11 лет ходят все. Все оказываются в одном возрасте в одних местах в одинаковых условиях. Школа в любые времена была достаточно жёстким учреждением. Градация на классы задавала касты. Учителя в основной массе считали своим долгом поучать и подчинять, а потом учить. Это считалось воспитанием.
В любое время подростки с незрелой психикой оставались один на один со своими проблемами, большинство из которых казалось неразрешимыми. У каждого были отношения с родителями, родственниками и знакомыми, учителями и сверстниками, и мало у кого они были безоблачными. В тот период, когда подростки начинали остро ощущать свою индивидуальность, их пытались постричь под одну гребёнку. Кто-то принимал это как должное, а другие протестовали, как могли.
В обществе нет людей без проблем, независимо от возраста и социальной категории. Каждый решает их как может и когда может. Но в подростковом возрасте без соответствующего опыта проблемы кажутся намного сложнее, чем они есть на самом деле. Если не решить их в своё время, то во взрослом возрасте придётся решать более сложные проблемы без того опыта, который был упущен в школьные годы.
Подростки одновременно хотят быть такими как все, и ни на кого не походить.
Идёт большая внутренняя работа:
- осознание себя,
- общества в виде своего окружения,
- своей роли в обществе,
- и отношения с окружающими.
У каждого в своей форме со своими ситуациями.
Переходный возраст очень знаковый момент,  когда подростки сталкиваются со взрослой жизнью и практически каждому надо принять своё решение для разрешения своей ситуации. Надо сделать выбор, как и когда начать решать проблемы. Этот выбор определит кому-то всю оставшуюся жизнь, кому-то большой период времени. А выбор - это отказ. Во все времена перед подростками жизнь ставила вопросы, ответы на которые надо было искать самостоятельно. Даже если ничего не приходится предпринимать, в этот момент формируется отношение к себе и окружающим. Не важно, как проблема выглядит внешне, энергетический уровень проблем этого возраста одинаков во все времена. Но большинство людей приходят к этому знаковому моменту в школьные годы.
В школьные годы человек подсознательно выбирает, будет ли он личностью, или выберет зависимость от внешних обстоятельств. Конечно, это можно выбрать и 5, 10, 20, 30 лет спустя, но зачем откладывать на 40-летие то, что легче сделать в 17, и не переделывать, тратя на это десятилетия? Обществу всё равно, будете ли человек успешным или неудачником, ему хватает тех и других, каждый выбирает для себя сам.
Личность себя личностью ощущает, а не личность лишь называет. Личность не сомневается в своих поступках, а не личности всё время приходится доказывать самому себе, и необходимо подтверждение от окружающих. Различие в самодостаточности и неуверенности в себе с вытекающей зависимостью от окружающих. Личность не нуждается в оценке.
А что изменилось в системе обучения за последние 30-40 лет? Да ничего, это та же советская система, учителей готовят по тем же методикам, так же пишутся планы на каждый урок, на четверти составляются программы. Один из недостатков советских систем - важнее отчитаться, чем сделать. Большинство учителей - это консервативные задуренные иногда странно одетые женщины, которые не умеют решать свои проблемы. Для них хороши удобные ученики, которые не мешают реализовывать программы обучения. И если из школы выходят личности, то часто в этом нет заслуги учителей.
Страна стала другой, люди стали другими, назрела необходимость реформы школьного образования. Но кто её будет проводить? Элемент системы не может оценить систему в целом, он преувеличит достоинства, уменьшит недостатки, и не сможет оценить потенциал, т.к. текущее положение дел будет казаться единственно возможным.
Если система высшего образования предполагает какую-то самостоятельность, умение организовать свою учёбу, выстроить отношения с окружающими, то система школьного обучения построена на принципе подчинения. Ты выполняй наши правила, а мы за это тебя научим. Если не научился – значит, плохо выполнял правила. Часть народа выходит из школы с убеждением – раз я плохо учился, значит, я ничего из себя не представляю. Ещё часть через некоторое время сталкивается с другой стороной проблемы – я хорошо учился, почему же у меня всё складывается не так хорошо, как могло бы? И лишь те выпускники, которым удалось стать в школе личностями, сформировать мировоззрение и ощутить свою ценность, понимают своё предназначение, что помогает им реализоваться, независимо от былых школьных успехов.Изменяя систему школьного образования нельзя воспользоваться чужим результатом - выбрать древнегреческую, китайскую или американскую методику обучения, надо сформировать свою новую школу. Только что будет целью создания российской школы 21 века - обучение знаниям, помощь в приобретении опыта, формирование личности или очередных послушных учеников, которые должны будут вписываться в рамки новой системы?
6 февраля 2010 г. Казань

Кстати, нигде нет таких продолжительных летних каникул как в России. Месяц, полтора, максимум два. Если сократить летние каникулы хотя бы на месяц, можно учиться на год меньше, но надо будет реструктурировать всю школьную программу.
13 декабря 2012 г. Королёв.

Часть 2

Всё начинается с детского сада.
После мехмата распределилась Татьяна на промышленное предприятие, 20 лет писала программы. И была у неё мечта – поработать в детском саду. Дети подросли, Татьяна уволилась с престижной работы, и целый год посвятила мечте, сильно потеряв в зарплате..
Дальше с её слов.
- Я пришла в садик в начале лета – боялась, что осенью мест не будет. За лето меня перекидывали с одного места на другое, успела поработать в шести группах, осенью дали трёхлеток. Их оторвали от мамы-папы, сами ничего не умеют, плачут, не слушаются. Пока 20 человек на прогулку оденешь – уже никакой прогулки не хочется, а надо дышать воздухом часа три. Работала в офисе, думала – а в садике сейчас прогулка, а в садике сейчас компот дают. На прогулке не присядешь, они все разбегаются, толком ни сами, ни друг с другом играть не умеют. Наконец они подросли, в какой-то день девочки играют с девочками, мальчики играют с мальчиками, часть мальчиков играют с девочками. Я налила себе чай, присела и понимаю – а в офисе я могла пить чай в любое время.
- В садике я не прижилась, хотя хорошо разруливала конфликты с детьми и с родителями, иногда даже у сменщицы. Как-то одна мамочка приехала утром на машине, а пакет с одеждой для прогулки до шкафчика не донесла, бросила где-то в коридоре. Пошли гулять – надеть нечего, натянули что нашли. Вечером мамаша к нянечке с претензиями – не так одели. Они думают, что мы наизусть гардероб каждого ребёнка помним. Я ей говорю:- Ваш косяк. – Все претензии сразу исчезли. Узнала про этот случай заведующая: -Это непедагогично, нельзя на таком жаргоне разговаривать. Если хотите с нами работать – а не пойти ли вам заочно в педучилище? – Ага, после университета время на педучилище тратить. А воспитатели с педагогическим образованием матом при детях общаются -  это педагогично!
- Я детям каждому индивидуальное наказание придумывала – это тоже считалось непедагогичным. И ещё они меня не всегда слушались – привыкли, что сменщица на них кричит. Как-то мне педагоги мастер класс по наказаниям показывали. Собрали всех, посадили на стульчики, провинившегося перед строем выставили и командным голосом отчитали – он плохой, он сделал неправильно, он наказан - вы так не делайте. А что, удобно – одного публично унизили, остальные учтут и будут бояться, воспитателям удобно.
Мы сидели на кухне втроём, каждой доводилось поработать педагогом не имея педагогического образования, получились три  взгляда со стороны, которые совпали и дополнили друг друга.
- Моя школьная подруга в детстве была озорной хулиганкой. Поступила в пед, на втором курсе её словно подменили. – Мне надо командный голос вырабатывать. – Зачем, а без команд договориться нельзя? – Ты что, мне же надо класс держать!
- Получается, что вся наша педагогика сводится к тому, чтобы загнать детей в рамки и сделать однотипными и удобными для работы – так педагогам легче с ними справляться. Надо детей сначала подавить, сделать управляемыми, а потом учить и воспитывать. А не хочешь лезть в рамки – ты плохой. Лучше всего загнать детей в стандартную ситуацию, а на каждую ситуацию у педагогов есть инструкция – что сказать, что потребовать, какую реакцию получить. Это наследие системы, чтобы разобраться и увидеть в детях индивидуальность, надо самому быть яркой личностью, а такие в школы попадают редко.
- Точно, я когда в школе начала работать, через некоторое время поймала себя на мысли – захотелось на улице останавливать чужих детей и противным голосом делать им замечания как надо себя вести.
- И у меня в садике такие мысли были – подхватила Татьяна. – А ушла я оттуда странно. Год отработала, купила на неделю путёвку в санаторий, пришла к заведующей – отпустите на неделю. – Нельзя, жди отпуска по графику и езжай. - Но мне сейчас надо, дайте хоть без содержания. – Нельзя, вдруг другим тоже захочется?.- Я на всякий случай написала дома заявление об увольнении, отдаю ей оба: - мне очень надо поехать. – Ну ладно, поговори с девочками, если тебя подменят, я подумаю. –Я с девчонками договорилась, пришла в бухгалтерию, а мне говорят - вас увольняют, заявление вчера подписали. Пришлось уходить. Странно только, почему мне заведующая сама не сказала?
Мы посмеялись. Смех смехом, но мы все ушли в своё время из учебных заведений с упрёками в нехватке педагогичности, а на самом деле не вписались в систему – были слишком гибкими, и отказывались действовать по стандартным схемам. Впрочем, любая система накладывает свои ограничения на все задействованные стороны.
Королёв 26 августа 2013 г.

Школа, или выбор - это отказ, часть 3

Свершилось, наша Аня пошла в первый класс.
- О, какая очередь! – воскликнула Аня 1 сентября, увидев толпу перед школой. – Да, это за знаниями!
Учительница по отзывам с родителей хорошая, на подарки натуральных шуб и бриллиантовых украшений не требует.  Аня боялась неизвестности и чуть не плакала. В школу родителей не пускали, детей отвели старшеклассники.
- Куда мы их ведём, мы же их в тюрьму ведём, - переговаривались они между собой.
- Вас ждут заводы!  На продлёнку давали приоритет детям работников заводов Королёва.
Странности в  школе начались ещё на летнем собрании. Завуч отнеслась к родителям первоклассников как к сборищу неполноценных подростков, повышала голос, не могла скрыть презрения, говорила неграмотно, категорически настаивала, что блузки должны быть постельного цвета, только постельного, не в постельных нельзя! Решили, что случайность, но за полгода случайности начали расти в геометрической прогрессии. Затянувшаяся формальная линейка 1 сентября, которую первоклашки едва выстояли. Четыре первых класса по 36 человек, плохая организация.  За первое полугодие два детских концерта в душном зале почти на два часа с четырьмя номерами от каждого класса. Две недели репетировали, снимали детей с уроков. Первая четверть - 4 урока каждый день, вторая четверть - 5 уроков, 3 четверть 5-6 уроков. Обязательное посещение внеурочки - шахматы, ритмика, что-то ещё, надо же дать предметникам заработать. После первого урока завтрак на 10-минутной перемене - успеть спуститься, всё съесть и вернуться в класс. Аня ест медленно, в лучшем случае съедала половину, пить не успевала. Каждый день давали фрукты, но брать их с собой детям не разрешали, чтобы не мусорить в классе. На остальных переменах учительница задерживала детей в классе, если не успевала уложиться. После уроков они тоже частенько оставались в классе минут на 20-30, их класс выходил всегда последним, а родители с младшими детьми мёрзли это время на улице. Родители открыли в интернете группу, общались, вместе обсуждали домашнее задание, в рабочих тетрадях, где многие моменты можно было трактовать двояко. Учительница ждала от детей идеального выполнения всех требований, жёстко относилась к любым неточностям и ошибкам, старалась добиться этого увеличением нагрузки. Часто объём домашнего задания был на грани возможного, иногда выполнение занимало несколько часов. Чашу терпения переполнили три момента. Детям задали подготовить презентацию для участия в какой-то школьной программе - слайд-шоу про 36 пород собак. Родители посвятили собакам все выходные, Аню в школе отругали - слишком подробно, надо было короче. Анину подругу Лизу выгнали в коридор с урока физкультуры - плохо себя вела. Кто-то хулиганил, ребята при разборках не стали стучать, весь класс на неделю лишили перемен в коридоре, заставили сидеть в классе. Нарушение всех норм!
- Аня, а тебя в школе хоть раз похвалили?
- Нет, ни разу.
Анина мама не выдержала и пошла к учительнице.
- У меня к девочке претензий нет, она справляется с учёбой на отлично.
Почему за полгода не нашлось минуты времени, чтобы хоть раз сказать это неуверенной в себе девочке? Недаром Аня попросила продолжать в выходные занятия с репетитором, там её хвалят. Странно успевать в школе, но для получения элементарной похвалы тратить время и деньги на репетитора. Анина мама решила поговорить с учительницей.
- Она иногда  путает домашнее задание, сложно на слух воспринимать. Вот будут дневники...
- Дневников по программе не предусмотрено, задания будут писать учителя в электронном виде все 11 лет.
- Школьная программа для тупых, ориентирована не на сильных учеников, а на отстающих! - не сдержалась Анина мама.
- Да, я согласна, программа не самая удачная, но я ничего не могу с этим поделать. Мы каждый год пишем письмо в Министерство, но всё остаётся без изменений. Умножение начнётся через два года, но только до до 20. Сказки Пушкина они начнут читать только в 3 классе, не обсуждая и не пересказывая. Я ничего не могу с этим поделать. Нас проверяют, это запрещено.
- Всё она может, только не хочет, - объяснили знающие люди. - Ей на категорию надо сдать, она выступить против боится. Каждый хороший учитель всё равно старается дать детям нормальные знания.
- Это программа для всех, или только для Подмосковья? Возможно, детей специально не развивают, чтобы шли на заводы, а не в институты. Студентов много, а на производстве работать некому. Кто захочет, тот проявит упорство и будет дополнительно заниматься.
- Говорят, в Москве в некоторых школах ситуация ещё хуже, тоже по этой дурацкой программе учат.
Информацию выложили в группе для родителей. Нас поддержала только Лизина мама, многие родители возмутились. Как можно критиковать программу, школу и учителей, вдруг это отразиться на детях? Надо молчать и соглашаться, школа на хорошем счету в комитете образования. Вам что, больше всех надо? Встал вопрос о смене школы со 2 класса, но тут оказалось, что в новую математическую гимназию побежали ученики из разных школ, их пока берут, но скоро вакансий не останется. Наших девочек взяли последними, всё оформили за день, после них набор закрыли. Быстро и неожиданно. Придётся возить на учёбу, но в гимназии к детям относятся по человечески, здание новое, детей в классах меньше 30 человек, помещения огромные.
Из новой школы Аня вернулась в восторге. Её похвалили, с ней учителя разговаривали! В столовой вкусно кормили! Каждому человеку хочется немного внимания, интереса и человеческого отношения. Особенно детям. В старой школе в основе отношении было пренебрежение - как к ученикам и родителям, так и к учителям.
Как оказалось, новую гимназию с математическим уклоном построила РКК Энергия. Со следующего года организуются аэрокосмические классы. Будут отбирать одарённых учеников, а слабых переводить в другие школы. Дети с первого класса принимают участие в олимпиадах. Победители олимпиад могут без экзаменов поступать в любой ВУЗ России. Космосу нужны новые кадры. Куда мы попали!
Лизиной маме передали, что после перевода непослушной Лизы в новую школу старые одноклассники сказали дома родителям - слава Богу, что Лиза с нами больше не учится, явно повторяя чужие слова.
- Почему они у вас такие зашуганные? - спрашивали родителей Сони и Лизы в новой школе.
- Учительница внушила им страх сделать что-то неправильно. Считала, что достаточно один раз объяснить и показать, и нормальные дети должны всё идеально повторить.
Учительница первая моя! Как своевременно с тобою мы расстались!
Как говорят, нет плохих учеников, есть плохие учителя. Но учителям часто тоже приходится несладко.
- Очень странные родители у младшеклассников, - удивлялась молоденькая учительница. - Многие считают, что я им что-то должна. Одна мама приходит в школу и требует - вы должны поставить моему сыну пятёрку. Я достаю тетрадь и показываю - за что тут ставить пятёрку, работа от силы на тройку, скажите спасибо, что я за неё четыре поставила. - У меня два высших образования, мой сын должен на отлично учиться, поставьте ему пятёрку!
Королёв 8 февраля- 5 марта 2017