Венеция - венец воспоминаний

Дина Иванова 2
ВЕНЕЦИЯ - венец  воспоминаний.

                MUNDUS ALTER – «другой мир».Так этот город назвал Петрарка.

В этот город нельзя быстро въехать.
Город без наземного транспорта. В мире он единственный.
Вода-вода, улицы каналы, растущие из воды дома.
Всё это придаёт городу какие-то особенные свойства.

Первый взгляд на Большой канал – это театр.
Кажется, что попал в оперную Венецию времён Отелло.
Застылость зданий, мостов и плавная текучесть улиц. Впечатление усиливают медленно скользящие по водной глади узкие, изящные гондолы.
В Венеции осталось много нетронутого временем. На каждом шагу реально ощущаешь её прежнюю, щедро отражённую на многих полотнах художников. И в первую очередь у главного художника города - Витторе Карпаччо. С его полотен смотрится немного другой по «возрасту» и духу город. Он полон жизни и красок. Обветшавших зданий на Большом канале нет. Все шестьдесят восемь палаццо по фасадам украшены яркими фресками. Отражаясь в воде, они становятся ещё более величественными и прекрасными.
В дни праздников повсюду распахнуты высокие окна, через подоконники которых перекинуты восточные ковры. Опираясь на них, дамы демонстрируют свои пышные, богато расшитые, наряды. И ты, словно присутствуешь на этом празднике, замечаешь, что силуэт города служит театральным задником, а все участники - самой заметной частью городского декора….

Но и сегодня Большой канал притягивает своеобразной театральностью. По каналу, как по главной улице любого города, быстро перемещается особый транспорт. Баржи, лодки, катера, гондолы.
В Венеции практически нет зелённых насаждений. Поэтому остро воспринимаешь любой живой цвет.
Глаз вырывает из оживленного движения барж, те, которые загружены корзинами с разными овощами, зеленью, фруктами, цветами.
И вот - баржа останавливается. Начинается настоящее представление. Ловкие грузчики, в ярких комбинезонах опускают эти красоты в чёрные глазницы подвалов. Вся разноцветность исчезает мгновенно. Чудится, что её поглотила вода. Сменяются декорации, появляются новые ощущения.

С первых минут город удивил и особенностью своего звучания, вернее, звуком своей тишины.
В Венеции поразительно тихо. Эту тишину не разрушают даже толпы туристов.
Но это странная тишина. Она каким-то образом впитала в себя волшебные звуки Вивальди, упоительную классику Верди.
Хорошо подметил Бродский - «Скрипичные грифы гондол покачиваются, издавая вразнобой тишину».
На улицах часто можно встретить играющих музыкантов. Их тонкие, плавные мелодии тоже «издают тишину»
А вечером в городе, сидя в каком-нибудь кафе у кромки воды, можно слышать, как плещется рыба…

200 лет назад  здесь своими голосами очаровывали гондольеры. Они исполняли октавы из «Освобождённого Иерусалима» Торквато Тассо, но позже постепенно переходили на легкие народные мотивы, модные джазовые напевы.
Сейчас гондольеры в лучшем случае речитативом бросают реплики, или просто указывают на интересное здание.

В мировом сознании Венеция закрепила за собой образ умирающего города.
Два века сделали своё дело.
Красоты города отвлекают от этой грустной мысли. Но запахи…
Сначала, кажется, что пахнет вода. Постепенно начинаешь понимать, что это запах самого города. Добавляют затхлости и сохранившие кое-где старинные деревянные сваи.

Но стоит углубиться подальше от центра, в самые отдалённые уголки и меняется осязание-обоняние. Минуя горбатые мостики, узкие улочки-щели, попадаешь на миниатюрные площади - кампо. (поля). Они у самой воды...
Исчезает запах увядания.
Как-то нашли завидное место, где по соседству с маленькой церквушкой приютились несколько столиков, весьма скромного кафе.
Предлагают свой товар и торговцы свежей зеленью.
Утром и днём почти пусто. Редко сюда заглядывают туристы. А зря.
Именно здесь можно увидеть полную жизни, простую Венецию.
Получить огромное удовольствие, наблюдая, как в часы отлива женщины и дети спешат собрать «frutti di mare» (дары моря). Женщины свой «улов» креветок, раковин, моллюсков, маленьких осьминогов забрасывают прямо в карманы фартуков, а мальчишки в карманы широченных шорт, успевая ещё с этой живностью поиграть в «футбол».

В кафе гостям приготовят местное лакомство – кальмара, фаршированного овощами. Обязательно подадут стаканчик холодного белого вина. Еда неприхотливая, но свежесть продуктов, заправка « правильным маслом» делают перекус незабываемым. Сидя, в этом уютном уголке, забываешь о грозящей гибели Венеции, о своих и чужих бедах. Отливы и приливы доверительно говорят – всё проходит, а жизнь вечна. Так хочется, чтобы эта вечность сохранила вот такую естественную красоту…

В любом уголке Венеции можно встретить изобилие неповторимых красот.
Многие известные произведения скульптуры и живописи здесь рассеяны по церквям. Встречаясь с ними, чувствуешь, что именно венецианская школа живописи одна из главных живописных школ Италии. Трудно встретить в Италии музей, где бы не было работ Тинторетто, Веронезе..
Интересно, что в самом городе музеи туристы посещают не очень активно. Понятно почему.
Всё, чем очаровывают картины старых венецианцев – синее небо, красота архитектуры, таинственные воды лагуны, перед вашими глазами.
Смотри. Наслаждайся. Запоминай.

Хорошо в своих заметках подметил Пётр Вайл: «Надо быть снобом, чтобы не полюбить Венецию, после того как её полюбили и красноречиво признались в этом сотни достойных людей. Только в русской традиции: тут Блок, Кузьмин, Ходасевич,
Ахматова, Пастернак, Дягилев, Стравинский, Бродский»……

Собираю разложенные фотографии, листочки дневниковых записей.
Воспоминания так хорошо грели душу, создавали романтическое настроение. Обнародованные здесь, они подарили ощущение разделённой радости…
Их многие прочитали. Тепло отозвались.
Спасибо всем..