Примак

Татьяна Александрова
- Рая, я, наверное, не пойду .
Они стояли около серой питерской девятиэтажки, перед заляпанной объявлениями входной дверью с кодовым замком.
- Да почему, Маш? Мы ведь уже пришли. И чего ты боишься? Cтолько времени прошло…
- Неудобно как-то…
- Все нормально. – Рая решительно взяла Машу за руку и набрала номер квартиры.

 И вот они уже в уютной прихожей, пахнет пирогами, салатами и еще чем-то вкусным.
- Раздевайтесь, пожалуйста. Вот тапочки, кому какие нравятся, - высокий пожилой мужчина галантно помогал раздеться, приветливо улыбаясь. Рядом с ним стояла миловидная женщина лет сорока в передничке веселой расцветки.

- Познакомьтесь – моя подруга Маша.
- Очень приятно. Кирилл Сергеевич.
- Лариса. Здрасьте, - Женщина спохватившись снимала  передник. – Очень приятно. Коля мне о Вас рассказывал… Папа, ну приглашай гостей в комнату.
- Проходите, пожалуйста, присаживайтесь.

 В гостиной, на диване, в пол-оборота к вошедшим сидел аккуратно одетый немолодой мужчина. Он повернулся к ним и, смущенно улыбаясь, поздоровался.
- Спасибо большое, - говорил он, принимая подарки, - не стоило так тратиться…
- Вы извините Колю. Ему пока не очень-то можно ходить. –Лариса подошла к мужчине и встала рядом, положив руку на его плечо.
 - Ничего, ничего, - Раечка вступилась за Колю, - все наладится. Ты выглядишь гораздо лучше.
- Как там погодка на улице? – спросил Коля.
- Дождь и слякоть, ничего хорошего. – Рая тоже подошла к Коле и погладила его по голове. – А волос-то полно еще – чуб так и вьется.
- Издеваешься, да?

- А что мы стоим? Давайте за стол, Будем именинника чествовать.
 Уселись за нарядно накрытый стол. Маше досталось место между Кириллом Сергеевичем и Раей, прямо напротив Коли.
 Выпили за здоровье именинника, “за присутствующих здесь дам”…Постепенно исчезла скованность, все оживленно болтали, вспоминали лето, деревню на Псковщине, рыбалку…
 - Эх, чудные там у вас места, - говорил Кирилл Сергеевич, обращаясь к Рае и Николаю одновременно.- Я вот один раз только был, а теперь все мечтаю снова туда съездить.

 Да, Кирилл Сергеевич был прав. Теперь, когда прошло столько лет, Маша поняла, что действительно там, в глухой деревушке была поистине счастлива….  когда ранним летним утром плыла с Колей на лодке по озеру сквозь белесый зябкий туман…   когда они все вместе с Раечкой и Вадимом коптили рыбку на осиновых поленьях и наперебой рассказывали друг другу, как клевало, и как ушла, конечно, самая большая…  когда, поднявшись на высокий холм, оглядывая окрестные луга и поля, вдыхала тягучий  и пьянящий воздух и не могла сдержать невольные слезы, полившиеся из глаз от необыкновенной вокруг красоты…

 - Ну что ж, давайте еще раз поздравим Колю с Днем рождения, пожелаем ему крепкого, как раньше говорили, кавказского здоровья! – Кирилл Сергеевич поглядел на Ларису, - и счастья, конечно!
 - Спасибо, Кирилл. – Коля потянулся рюмкой к Маше, чтобы чокнуться  и заглянул ей в глаза. И такой жалобный, такой щемящий был этот взгляд, что ей как-то не по себе стало…

 - Коля, может тебе не надо больше водочки?  Может, хватит ?..
Но Коля, видимо, уже выпил лишнего.
 - Нет, не хватит! Давай, Кирилл, наливай всем.  Хочу сказать…
 - Коля, тебе бы не надо больше. Все-таки сердце…- Рая пыталась остановить Николая.
- Да что вы мне все указываете?! Мне уже шестьдесят! Шестьдесят! Это вы можете понять? А у меня ни кола, ни двора…  Ни детей, ни внуков…
- Коля, Коля…
- Что “Коля”? Вот чего ты меня к себе привела? Из жалости, я знаю…  Даже твой отец меня моложе…Все жалеете меня…А мне противна ваша жалость…Давайте еще выпьем! Не останавливай меня, сам знаю…  Вот всю жизнь по чужим углам… Как из деревни приехал к сеструхе… из жалости пустила к себе жить, так с тех пор и пошло…

- Коля, как тебе не стыдно? Мама тебя очень любила. – Рая старалась не заплакать…
- Да, любила… Думаешь, я не помню добра?  Как все в одной комнате жили…Я оттуда и сбежал, женился очертя голову…Аня-то старше меня была… Зато с квартирой…Такой я идиот, всю жизнь прожил зря…
- Коль, давай я тебя в постель уложу…  Не плачь, тебе нельзя…- Лариса извиняющимся взглядом посмотрела на Раю с Машей и увела Николая в спальню.

- Мы, пожалуй, пойдем. – Женщины засобирались домой.
- Вы извините, что так вышло. Коля еще не совсем здоров. Приходите к нам…
- Спасибо. До свиданья, Кирилл Сергеевич.

 На улице действительно моросил противный мелкий дождь. Прохожие спешили укрыться в метро.
 Рая с Машей спустились по эскалатору и сели на лавочку. Поезда приходили и уходили, а они все сидели и разговаривали.
- Зря, конечно, я пошла, - вздохнула Маша.
- Да брось ты. Все было бы то же и без тебя. У него уже комплекс – ничего
нет, никого нет…
 - А после того, как эта Тамара-то умерла, как все было?
-  Да как – в его квартире Тамарины дети поселились, а его на дачу в Лемболово. Там не дача, а халупа какая-то. А тут откуда ни возьмись – Елена эта появилась. Активная такая – взяла  его в оборот. Вытребовала денег у Тамариных сыновей за часть площади, купила квартиру в Агалатово. Приняла в нем участие…У Кольки тогда машина была неплохая, так он генеральную доверенность выписал дочери этой Елены. Как под гипнозом был…  А потом как-то узнал, что Елена его замужем!
- Да ты что?
- Вот и да…  Потом пошел в ГБР квартиру приватизировать, а там сказали, что квартира оформлена на Елену.
- Ужас! Прямо детектив какой-то.
- Вот какие мерзавки встречаются…  Здесь в ГБР у него инфаркт и случился. В больницу увезли. А там Лариса медсестрой работала…Как ангел крылья над ним распростер. К себе забрала, и даже отец не возражал.

- Поразительная история.
- А ты ни о чем не жалеешь?
- О чем?.. Да нет , конечно, ты что?
-  А помнишь - ты рассказывала, какой он вкусный борщ варил? Туфли с тебя после работы снимал, ножки мыл?..
- Все это было…Ты ведь знаешь, мы с Олечкой тогда в однокомнатной крошечной жили. Она уже в девятом классе была. Куда  еще и его?
- А тут Тамара – завхоз, да с квартирой, живо подобрала, что плохо лежало…Жалко мне его, Маш. Бедняга, что-то у него все жены умирают?  Аня болела – умерла, потом Тамара…Может, сейчас хоть повезет?... У меня  никого кроме него родных  и не осталось…

- Ладно, Раечка, я уже на этом поезде  поеду.
- Ну, пока. Звони, не пропадай.
- Ты тоже. А то, как на новую работу перешла, так и не видимся совсем.
Рая поцеловала Машу в щечку и направилась к другой стороне платформы.

 Маша ехала в полупустом вагоне, и ей вспоминался еще довольно молодой Коля, который , заламывая по-женски руки, восклицал:” Если не с тобой – то в петлю!” Артист!

 Она улыбнулась своим мыслям и посмотрела на часы. Рано еще, успеет своего любимого О’Генри почитать перед сном.

 Поезд летел на коротких перегонах, словно птица. Приятный голос знакомого диктора объявлял остановки. Маше стало казаться, что едет она сейчас в ту деревенскую глушь, где земля покрыта пахучими травами, а с вершины холма видится чудное озеро, манящее к себе мягкой синевой… И над всем этим простирается бескрайнее, безмятежное небо…

 Рая с Машей встретились снова только через полгода по печальному случаю - на похоронах Ларисы…

 Наверно, тогда  уже она все знала…