Судьба, которой можно позавидовать

Валерий Хлызов
     Журналистской биографии Станислава Федоровича Мешавкина может позавидовать любой нынешний представитель некоронованной четвертой власти. Сын фронтовика, сложившего голову под Харьковом, не принадлежал к баловням судьбы. С ранних лет в поте лица добывал хлеб насущий. Сызмальства чтение западало в душу Станислава, из книг он черпал глубокие мысли, светлый взгляды. Обнаружившиеся  литературные способности сыграли ведущую роль при выборе профессии.  В уральской  глубинке в юношеском  возрасте Мешавкин работал  библиотекарем, заведовал избой-читальней, был ответственным секретарем сельской газеты. Целеустремленность, чистота помыслов, подкупающая простота сближала его с людьми, которым он дарил чудесные мгновения  общения  с волшебным миром книг. Совмещая работу с учебой, Станислав получал среднее образование, затем, перебравшись в Свердловск, поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета. Началась  новая жизнь, но никогда не забывал талантливый юноша родные места под Красноуфимском Свердловской области.               
     С 1951 по 1956 годы  Мешавкин, будучи студентом очного отделения, заведовал отделом,  а  затем исполнял обязанности заместителя редактора газеты “Березовский рабочий”. На протяжении последующих  пятнадцати лет  работал в почитаемых всеми екатеринбуржцами газетах “Уральский рабочий” и “ Вечерний Свердловск”. С 1971 по 1993 годы  бессменно  возглавлял редакцию  не  менее популярного на Урале журнала “Уральский следопыт”. Занимая  руководящую  должность, Станислав Федорович не превратился  в  газетного чиновника, он  по-прежнему активно занимался творчеством. Так, в 70-80-е годы в журнале “Урал”, а также в литературных сборниках, выпущенных  Средне - Уральским книжным издательством,  публиковал яркие, содержательные очерки  о жизни и творчестве  уральских прозаиков Владислава Крапивина, Юрия Ярового, поэта-сатирика Игоря Тарабукина. На страницах “Уральского следопыта“ помещал статьи о злободневных проблемах  общественной жизни. Отдельным  изданием выпустил книги “Тропой геокосмоса”, “В середине России”. К журналистике Станислав Федорович всегда относился  серьезно,  не без основания считая ее одним из жанров публицистической  литературы.
     Станислав Мешавкин был одним из основателей литературного движения отечественных фантастов “Аэлита”. Общественное движение, возникшее в столице Среднего Урала в начале восьмидесятых годов прошлого века, пыталось с помощью массового читателя решить глобальные вопросы современности, заглянув в будущее. С подачи редакции “Следопыта” творческому  дуэту - братьям Аркадию и  Борису Стругацким  —  удалось выйти на союзный, а затем и мировой простор. Долгие годы не гасла дружба Станислава Федоровича с этими одаренными людьми.
     Не менее интересным было общение  Мешавкина с Булатом  Окуджава,  посетившим  Урал  в конце  восьмидесятых. В Нижнем Тагиле прошло детство Булата Шалвовича, а в Свердловске в период сталинских репрессий погиб его отец. Сопровождая  дорогого  гостя  в  поездках  по  памятным  местам,  Станислав Федорович почерпнул для себя  много нового из жизни  знаменитого  барда,  писателя  и  сценариста. Вместе с ним  заново пережил счастливые и трагические события давно минувших лет.
     Не  чуждался  известный  журналист  и  начинающих  авторов.  Находясь  на  заслуженном  отдыхе, Мешавкин оказал   екатеринбуржцу  Геннадию Антропову помощь в издании  книги “Звездочки”. В конце  девяностых  годов  активно сотрудничал с редакцией  Вестника уральского отделения Российской Академии наук “Наука. Общество. Человек”.
     Два  десятилетия  Станислав Федорович  был  моим   соседом  по квартире. Дружба наших несовершеннолетних внучек  явилась счастливой предпосылкой  для  более  близкого  знакомства. Невысокого роста, немногословный, с умными   усталыми  глазами  человек  на первый взгляд,  казалось бы,  мало чем  отличался от остальных  соседей. Трудно было себе представить, что за обыденной внешностью скрывается  известный  в стране журналист,  бывший депутат, дважды орденоносец, заслуженный  работник  культуры  Российской Федерации.
     Следует отметить, что в  личной жизни Станислав Федорович  был  застенчивым и неприхотливым человеком. Лишь в  беседах на  журналистском  языке обнаруживалась  его всесторонняя  образованность,  незаурядный,  гибкий  ум, самостоятельность  суждений о современной жизни. А  суждения  эти были вескими и категоричными. Был ли Станислав  Федорович   верующим  человеком? Безусловно, был,  но вопрос в другом — во что он верил. Верил  же  он  в безграничные  возможности  людей, в их здравомыслие, в социальную  справедливость. Именно  об  этом  писал всю жизнь, борясь с недугами общества,  справедливо полагая, что перо  не  худшее  оружие.
     К сожалению, жизнь  людей скоротечна. 2007 год  стал   для   Мешавкина роковым. Ныне дело Станислава Федоровича продолжают, став профессиональными  журналистами  сын  Андрей,  дочь Надежда  и  внучка Алена.  Для них судьба  именитого  родственника, впрочем, как и для многих  других  честных  людей,  наилучший  пример  для  подражания.