Пятнадцатый век - для особо продвинутых

Лариса Миронова
 
http://www.proza.ru/2011/10/07/596
Безумие как взыскание истины.
Это тоже часть текста про 15 век.
Пока можно прочесть это, есть много поучительного дня нашего времени.

Эпиграф:

Швыдкой:
"Человек должен быть сыт, одет и хорошо образован. А как это будет называться, не так уж и важно".

Тигран:
"Может хватит искать "особый путь" России, а просто научиться строить, ремонтировать? Тогда жизнь каждого станет заметно лучше".

"Швыдкой тигран" - это вовсе не бывший министр культуры, и тигран - это вовсе не популярный ведущий Дарьял ТВ, это просто собирательный образ современного пропагандиста, швыдкого такого, шустрого то есть, который держит ухо востро и умело пользуется своим рабочим местом  для великого манипулирования  общественным сознанием - надо полагать,
не без пользы для себя.

У меня нет ни имиджа публичной персоны, ни своей передачи в прайм-тайм, нет также и финансирования.
Все, что я могу, так это сделать новую запись в своем блоге. Кто прочтет и поймет, о чем это, тот получит дополнительный шанс прожить свою жизнь чуточку более сознательно.

А посему я начинаю публикацию нового исторического сериала под названием
"15 -й век: начало новой глобальной (рыночной) истории"

Какое отношение к этой теме имеют высказывания, приведенные в эпиграфе?
Прямое. Они показывают, как далеки их авторы не только от народа, но и от понимания того, как устроена жизнь на земле, и что вообще такое - наша земля.

Мировая история может быть написана и вовсе без человека - история есть, а человека в ней нет, и такая попытка уже была предпринята. Надо сказать, вполне успешно. Потому что жизнь самой земли во многом как раз и определяет, в конце концов, все то, что происходит на планете, и пока человек не поймет, что он - всего лишь часть этой большой экосистемы, он будет всё так же безответствегно самостийничать, бряцать оружием и продолжать свободное падение в тартарары. И это не просто красивый образ, это - суть и смысл нашего " бытия ".

Итак, "15-й век" - текст по глобальной истории для особо продвинутых.


(Продолжим)

ниже Рабочий текст - пишу для себя!!
@@!!ав-ав!
***
Лариса Миронова

Мариво Пьер Карле
и его театр

  Премьеры комедий Мариво - то шумные триумфы, то оглушительные провалы. Были и друзья и враги. А как его ненавидел Вольтер! А как иронизировал Дидро! Проще назвать тех, кто вообще его не мучил. Однако в лагере просветителей и энциклопедистов у него было много доброжелателей: Фонтенель, Гельвеций, Даламбер...
  Писатели будущих эпох, вольно или невольно перенимали его манеру тонко передавать оттенки психологического чувства, остроту языка, занимательность интриги. Им восхищался Лессинг, с удовольствие смотрели пьесы Мариво Готье и Стендать, Пушкин и Толстой.
  Мариво написал более 30-ти пьес, и лучшие из них идут до сих пор на сценах лучших театров мира. Пьер Мариво родился в Париже  4 февраля 1688 года в семье дворянина мантии (королевского чиновника), заведовавшего монетным двором. Мать Мариво - некая Мария Бюле,
какое-то время семья жила в Лиможе, известном своими эмалями и художественным фарфором. Здесь, в провинции, будущий комедиограф и нашел своих будущих персонажей.
   Заканчивалось царствование Людовика Четырнадцатого, самого "абсолютного" из всех французских монархов, страна лежала в экономических руинах, простой народ абсолютно нищенствовал. Непомерная роскошь двора короля-Солнце разоряла крестьян не меньше, чем войны, а их было много - самая позорная из всех - "война за испанское наследство".
   К концу жизни король-покровитель искусств превратился в ханжу. Религиозная нетерпимость и нелюбовь к вольномыслию достигли своих крайних пределов.
   Полной противоположностью этому периоду был период регентства, подготовивший царствование Людовика Пятнадцатого - с его девизом "после нас хоть потоп!" - что и случилось в конце века (грянула революция 1793 года).
   Высший свет окончательно разложился - в Париже открывается большое количество игорных домов и других злачных мест, посетителями которых становится знать во главе с самим регентом, Филиппом Орлеанским. Особый шик - щеголять своим цинизмом и аморальностью. Изысканность и манерность становятся основой литературных вкусов завсегдатаев литературных салонов. Всё активнее выступает буржуазия - как авангард третьего сословия и как противник сдерживающего её активность абсолютизма.  Всё это делало французское просветительство более активным и боевым, чем немецкое или английское.
   Мариво начал с изучения права, но очень скоро бросил и право, и захолустный Лимож. В 1710 году он уже в Париже. Там он знакомится с представителями раннего - Монтескье и друзьями Вольтера Даржансоном и Эно, он примыкает к правому, наиболее умеренному крылу французского просветительства, социальную критику Дидро и Руссо он подменяет критикой моральной, пишет популярные тогда "нравоучительные" комедии.
   В доме маркизы де Ламбер по вторникам собирались завсегдатаи салона, на этих собраниях царил дух старого доброго либертинажа, особо горячо обсуждали модную тогда тему "древних и новых авторов". Это спор возник ещё в конце 17-го века, как свидетельство кризиса классицистской доктрины. Литература освобождалась от оков поэтики Буало, приближалась к реализму, готовила почву для литературы Просвещения. Салон маркизы, борясь с эпигонами античности, безоговорочно встал на сторону "новых".
   В 1712 году Мариво читает на салоне свой авантюрный роман "Фармазон, или Новый Дон-Кихот. РОман передан в типографию лишь в 1737 году, автору он уже не нравился. В романе две влюбленные пары - слуги и господа. Слуги во всем подражают господам.  И эта ситуация станет основной коллизией почти всех пьес Мариво. Роман получился очень схематичным и условным.
   В 1713 году Мариво публикует первую книгу пятитомного романа "Приключения, или Удивительное действие симпатии": Клорант любим Кларисой, но не любит её, он любит Калисту, но та не любит его. Клариса, в сою очередь, страстно любима Тюркаменом... и.т.д...
   Основные сюжетные линии всё время переплетаются с второстепенными, то и дело возникают вставные новеллы, разрастающиеся до нескольких сот страниц... Однако, возрождая жанр галантно-авантюрного романа, Мариво слегка ироонизировал над его условностью и манерностью. Особенно это видно в третьем романе "Карета, застрявшая в грязи" (1714 год).  Иногда писателю даже отказывает чувство меры - умение строить интригу подменяется необузданной фантазией. Вместо тонко очерченных характеров он хватается за готовые схемы.
  Но в этой книге уже чувствуется будущий автор "Жизни Марианны" и "Удачливого крестьянина". В 1717 году он пишет два пародийных произведения - поэму "Илиада наизнанку"  роман "Телемак наизнанку". Отголоски полемики "старых и новых" то и дело будут возникать в его пьесах. И вот: "...Довольно, я поняла, - говорит маркиза, противница Гортензиуса (комедия "Ещё один сюрприз любви"), - мы более изысканны, а древние - просто неотесаны".
   В 1720 году он уже пишет для театра, сцена становится в этот период ареной самой острой идейной борьбы. В пьесах авторы смело и прямо декларируют свои просветительские и революционные идеи, расшатывая старый порядок... ("Революция в действиии" - "Женитьба Фигаро" Бомарше.)
   В противовес им писатели феодального лагеря используют театр в своих целях - эта острая борьба проникла вскоре и за кулисы, своеобразно преломившись в две актерские школы.
  Обратиться к драматургии Мариво заставили и некоторые обстоятельства личного характера: в один из декабрьских дней 1720 года возбужденные толпы парижан с утра теснились на неширокой улочке Кенкампуа, где помещался основанный в 1716 году банк Джона Лоу. Смелая финансовая авантюра предприимчиваго англичанина закончилась крахом - банк лопнул, его основатель бежал за границу, а тысячи доверчивых парижан, купивших акции банка, остались разоренными, без средств к существованию. Потерял всё своё состояние и Мариво. И ему пришлось начать зарабатывать на хлеб - так, из праздного, хотя и пишущего "удовольствия ради" посетителя литературных салонов он превратился в писателя-профессионала. Первый успех его пьес окончательно решил дело в пользу драматургии. Романов он больше не пишет.
   Мариво пришел в театр в пору острейшего кризиса. Особенно пострадала трагедия.  В конце царствования Людовика Четырнадцатого сцена была просто наводнена  классическими трагедиями, но уже без всякого гражданского пафоса и психологической глубины Корнеля и Расина. Вошла в моду "трагедия ужасов" Кребильона-старшего, который в основу сюжета клал кровавые страсти и нетрадиционные наклонности.  Это приятно щекотало нервы развращенной публики.
   Более жизнеспособной оказалась комедия. Этот "низший" жанр был ближе к реализму, к самой жизни. К тому же комедия была связана с народным фарсом.  Комедиографы писали не только для цитадели классицизма "Комеди Франсез", но и для более демократичных коллективов - "Итальянской комедии" и театров Сен-Жерменской и Сен-Лоранской парижских ярмарок. Но лишь один французский драматург развил в новых исторических условия традиции социального театра Мольера, создав предпосылки для появления в конце века комедий Бомарше - это Рене Лесаж (1668-1747).
   Ко времени прихода Мариво в театр, основанный в 1680 году Комеди Франсез уже не был монополистом среди королевских театров. Рядом с ним в Бургундсокм отеле 1 июня 1716 года основана "Итальянская комедия", через три года тоже ставшая королевской.  Людовик Четырнадцатый, впавший в конце жизни в религиозный фанатизм, приказал театр закрыть, а актеров выгнать из Парижа. Их постоянный зритель, однако, перешел не в "Комеди франсез", а в театры ярмарок. Сразу же после смерти короля-Солнце итальянцы вновь вернулись в Париж по приглашению герцога Орлеанского, возник новый репертуар. Игра итальянцев имела свои особенности - они не умели декламировать, но зато хорошо и динамично жестикулировали, импровизировали, т.е. были настоящими наследниками итальянской народной комедии дель арте.
   Пьесы Мариво им удались на славу. Они, к тому же, многое подсказывали автору. Так Мариво дал театру новый современный репертуар. Большинство женских ролей Мариво написал специально для примы театра Сильвии (1700-1758). При первой читке пьесы "Сюрприз любви" (читал Мариво в уборной Сильвии) она воскликнула:"Сударь, вы или сам дьявол или автор!" Стех пор он сам проходил с ней все роли. Актрисы театра "Комеди Франсез" и близко не имели такого успеха в тех же ролях, что и Сильвия - она была вне конкуренции.
   "Арлекином, воспитанным любовью", Мариво открывает серию пьес, посвященных сюрпризам любви - сюжет этих комедий не нов, ещё Мольер писал в "Школе жен":
   Да, правду говорят, любовь - учитель чудный,
   Чем не был никогда - с любовью стать не трудно;
   И стоит выслушать её немой урок -
   Переменяешь нрав, и в самый краткий срок.
   ... Но тут главным были именно причуды и превратности любви, а не сама любовная интрига.
    Несмотря на то, что Мариво по-прежнему был далек от просветителей, он даже высмеивал философов и вождей прогрессистов, он в "Острове разума" всё же очень приблизился к идеям будущих просветителей-энциклопедистов, кое в чем предвосхитив демократические взгляды Руссо. Для Мариво разумно то, что не испорчено цивилизацией и сословными предрассудками, то, что естественно и правдиво. Именно поэтому разум скорее всего находит дорогу к простым людям.

   Тридцатые годы - время творческого расцвета Мариво. Кроме блестящих пьес, он пишет два своих лучших реально-психологических романа - "Жизнь Марианны" и "Удачливый крестьянин". Драматургический опыт хорошо сказался на романном мастерстве Мариво. Преобладает сценическое изложение, авторский текст свертывается порой до лапидарной ремарки; Стендаль, не любивший пьес Мариво, многому, однако, научился у него в плане романистики - "как важно правдиво описывать каждое движение человеческого сердца".
   Но что нового появилось в пьесах этого цикла?
   Если в ранних комедиях основой конфликта было сословное неравенство героев, то теперь приходит неравенство имущественное. Вообще тема денег теперь получает особое место, что и понятно - в обществе появилось много нуворишей, этих французских "малиновых пиджаков", и они сильно изменили тогдашние нравы. Нищает дворянство.  Если раньше деньгами интересовались только слуги, теперь же ими озаботились маркизы и графини. Другая особенность - насыщение гуманизмом и активное обращение к морали (буквально прямым текстом).
   Строить конфликт в каждой пьесе исключительно  на внутренней логике чувства, не обуславливая его ничем иным, всё же нельзя. Иначе сложилось бы бесконечное однообразие. И Мариво обязательно вводит какой-нибудь дополнительный мотив, что делает борьбу оероя более трудной, а конечное торжество любви - более неожиданным, так появляются "комедии нравов", "комедии интриги", "комедии характеров"...
   В комедии "Безрассудные клятвы" на пути героев - присущая им любовь к свободе и ложное толкование ими роли самолюбия. Люсиль и Дамис не хотят вступать в брак, хотя оба и нравятся друг другу. Чтобы отвести глаза родителям, Дамис начинает ухаживать за сестрой Люсиль, Фенисой. Терзаясь ревностью, Люсиль, в конце концов, преодолевает свою гордость и открывается Дамису.
    Совсем иные препятсвия на пути Араминты и Доранта, героев пьесы "Ложные признания" - (1737). Она богата, он беден. Под видом простого управляющего он проникает в её дом. Почти все обитатели дома охвачены неутомимой жаждой денег: с упоением мечтают о них слуги Арлекин и Дюдуа, госпожа Аргант стремится убить сразу двух зайцев - выдав дочь за графа, она получит и дворянский титул и доходное поместье; компаньонка Араминты МАртон ждет не дождется своего наследства. "Подумайте же о деньгах, - говорит она Доранту, - уверяю вас, уверяю вас, что мысль о них будет для вас  столь же сладостной, как и для меня."
   Этим носителям стяжательского начала противостоят Араминта и Дорант, для них "любовь... заглушит все остальные голоса". И они одерживают победу. Но побеждают они не только капризные порывы своих сердец, но и куда более существенные сословные предрассудки. материальные интересы.  Этот мотив постоянно есть в пьесе, и его не могут заглушить другие голоса - об истинном благородстве человека, на которое не влияют ни происхождение, ни деньги.
   В отличие от других пьес Мариво, "Ложные признания" очень многоплановы.  Кроме основной любовной интриги, в пьесе есть и критика буржуа, стремящейся выйти в знать (г=жа Аргант), и ищущих выгодных браков с богатыми буржуазками аристиократов (Граф).  С мягким юмором создан образ чудака стряпчего господина Реми. Важную роль в сюжете играет образ находчивого лакея Дюбуа, предтечи Фигаро Бомарше.
   Деньги, движимое и недвижимое добро, завещания и закладные - все эти вопросы постоянно на повестке дня в этот период творчества Мариво.
   В комедии "Школа матерей" (1732) Мариво использовал некоторые сюжетные положения двух мольеровских пьес - "Школа жен" и "Школа мужей". Но если у Мольера Агнесса - тип простой, невинной девушки, то Анжелика Мариво уже осознает свою "невинность" как проблему и корит мать за плохое воспитание. Остро наметив конфликт "отцов и детей" (Анжелика бунтует против матери, а Эраст против отца_ , Мариво разрешает его счастливой развязкой. Родители испытывают угрызения совести и со слезами радости вручают своих детей друг другу, прощая им все их хитрости.
  В пьесе "Мать-наперсница"(1735) которую Вольтер назвал "буржуазной драмой", Анжелика не воюет с матерью, не хитрит и обманывает, а старается победить её  чистосердечием и откровенностью. И теперь перед нами не мать-тиран, а подруга, которой можно смело открыться.
   Идея равенства между людьми и серьезность любви как свободного чувства стоит здесь на первом месте.
***
   В ноябре 1742 года умер председатель Академии аббат д`Уттевиль, друзья Мариво предприняли целый ряд демаршей, чтобы кресло председателя осталось за драматургом.  Мариво был избран большиснством голосов. Став академиком, Мариво уже не мог писать для итальянской труппы. А писать доя "Комеди Франсез" ему не хотелось.  Но он ставит на её сцене свои старые пьесы. Его творчяеская активность снижается, большие рассуждения о морали, прочитанные в Академии, затем напечатанные в журнале, не имеют успеха, с 1775 года выходит знаменитая Энциклопедия  Дидро и Даламбера, и перед просветителями Франции уже стоят иные задачи. Мариво явно пережил свой век. И он зачехлил своё перо.
   Теперь он много болеет. Мариво умер 12 февраля 1763 года. После его смерти осталось лишь немного денег, старая мебель и два десятка книг, которые он завещал своему лакею. Всего несколько газет дали скупые некрологи. Могила его затерялась.
***

   Однако Мариво, несмотря на посмертную безвестность у современников, всё же признан вторым после Мольера крупнейшим комедиографом Франции Он создал совершенно новый театральный жанр, кое в чем близкий итальянской народной комедии и использующий некоторые приемы французского ярмарочного театра. Он облагородил, возвысил "низкий" жанр того времени,  приблизил свои пьесы к языку салона и насытил их нравственными идеями.
   Мариво был первым после Мольера писателем, сумевшим придать новый тон французской драматургии. В необузданную комедийную стихию он внес изящество и интимность, остроумие и лиризм сюжета, поэтичность и глубину в трактовке любовной темы.
   Мариво был, конечно, уже и ограниченнее Мольера, но в этой большой и сложной области человеческих отношений он оказался глубже и серьёзнее автора "Тартюфа".
   "Я разыскал в человеческом сердце все уголки, где может только укрыться любовь, - говорил он, - когда она не может открыться, и каждая из моих комедий имеет целью заставить её выйти на свет из такого сокровенного уголка". Готье видет в этом целую революцию в области театра, и даже полагал, что Мариво превзошел Мольера. "У Мариво вы начинаете ощущать биение живого человеческого сердца", - писал он. И был прав.
Мольер, блиставший в живописи характеров, один только раз заставил прозвучать эту струну - в "Мизантропе". В остальных случаях его влюбленные - просто театральные любовники, скроенные по одному и тому же лекалу.
   Именно это свойство пьес Мариво и оказало самое сильное воздействие на писателей последующих эпох.Среди них и автор "Опасных связей" Шодерло де Лакло, и Стендаль, и Мюссе - прямые наследники его таланта.
   Его творчество, по словам Жана Жироду, "освещает истинные заслуги духа Франции".
  ***
 
  комедия "Ложные признания"

   Араминта
   г-жа Аргант - её мать, женщина вздорная и тщеславная
   г-н Реми - поверенный
   Дорант - племянник г-на Реми
   Граф Доримон
   Арлекин - лакей Араминты
   Мартон