Кенотаф для Мандельштама

Эстер Долгопольская
               
                Лучший способ думать- это написать…
                (ПАСКАЛЬ КИНЬЯР)
         


     Отчего же нет  на Земле могилы Мандельштама?Нет вообще.Есть только Камень подле места захоронения вдовы Поэта Надежды Яковлевны,который указывает место ,где такая могила могла бы быть…
   
      Именно этот факт и есть начало Мифа… Ибо Поэт есть сам Миф. Он существовал ,он жил целых 45 лет, даже почти 47 год… Жизнь была необычайно трудной , какой только и может быть жизнь Поэта в России: непризнанность, клевета ,неверные  истолкования ,отвергнутая многими Любовь его,непонятые тексты, аресты, попытки самоубийства,короткое пребывание в лагере,на Земле , в памяти многих людей…
 
     Но Гений поэтический имел место. Состоялся, и влияние его неизбывно. При всех перечисленных фактах,при всем непонимании,при неприятии , а теперь при Возвелечивании и создании КУЛЬТА. Всё это не важно. Важен лишь факт влияния и оставшихся свидетельств  того, что Гений был ,появился на совсем небольшой промежуток времени,когда не было меня и тебя и ещё многих…Вот его строки,строки стихов ,созданных этим Гением:

Не кладите же мне,не кладите
Остро ласковый лавр на виски,
Лучше сердце мое разорвите
Вы на синего неба куски…
И когда я усну,отслуживши,
Всех живущих прижизненный друг,
Он раздастся и глубже ,выше,
Отклик неба,забыв мою грудь.


   Утекли в песок  известные воспоминания и про шубу, и про ссоры и про все остальное. Разоблачения ,допросы,объяснения с пощечинами и без, бесконечные  споры, жуткий  характер,интриги…Где это все? Нелюбовь, неприятие друзей? Непонимание и ненависть врагов…Попытки понять ,даже Сталин пытался…

                И только красным огнем по белому  написано было:

      Всё ХЕВЕЛЬ ХАВАЛИМ (HEVEL HAVALIM), что переводится  как "Легкий пар изо рта,туман,что рассеется бесследно, и нет НИЧЕГО". NADA Y NADA…

  Но Гений был. А вехи биографии и тяжелые подробности ,вымысел и правда уже  бездоказательны,потому что тлеет все и уходит  - в песок. А было, ах,  было безденежье ,бесконечные переезды, отчаянье и безумье…

Когда щегол в воздушной сдобе
Вдруг затрясется,сердцевит,
Учёный плащик перчит злоба,
А чепчик черным красовит.

Клевещет жердочка и планка,
Клевещет клетка сотней спиц-
И всё на свете наизнанку,
И есть лесная Саламанка
Для непослушных умных птиц!

   Ах,это вечное сравнение со Щеглом, с птицей, всегда  без дома и… поёт! Всё пополняется книга страшных и непонятных воспоминаний,одна Эмма Герштейн чего стОит: и модные сейчас веяния в отношении жизни и утех втроём, приставаний или намеков на приставания, отношения с дамами, как тогда было модно: жена и подруга…Примеров много, так что Мандельштам  - не один… Но что это все значит ,когда

  ...Есть за кУколем дворцовым
     И за кИпенем садовым
     Заресничная страна-
     Там ты будешь мне жена.

     Выбрав валенки сухие
     И тулупы золотые,
     Взявшись за руки, вдвоём    
     Той же улицей пойдём
      
      Без оглядки,без помехи 
      На сияющие вехи-
      От зари и до зари
      Налитые фонари.   


    А эти жуткие ,якобы доказанные последние минуты с огромными белыми тифозными вшами и обморок , а потом и смерть в предбаннике пересыльного лагеря. Было ли ? Да ,может и было.
Но Гению все это  безразлично. Даже смерть Надежды Яковлевны,"нищенки – подруги", и весь её подвиг – все Гению – легкий дым,туман, миг один во времени,ибо ВЫСОК он и не может ни слышать,ни осязать.Он совсем в других измерениях и эмпиреях.

 Разрывы круглых бухт и хрящ и синева,
 И парус медленный,что облаком продолжен- 
 Я с вами разлучен, вас оценив едва:
 Длинней органных фуг-горька морей трава
 Ложноголосая- и пахнет долгой ложью.

    Его мать была пианисткой ,поэтому стихи сопряжены с музыкой и иногда ,не зная никакой музыки ,никакой поэзии мелодий и всей этой архитектоники музыкальной –просто
невозможно схватить и жить его стихами,стихами Гения поэтического образа,стихами Осипа Мандельштама,которые он впитал с молоком матери. Уши его всегда были полны музыки, а остальное просто никто и не знал до конца…

   Для чего же мы пытаемся написать все это,для какой цели вяжем Венок из обрывков жизни, грез, слухов, воспоминаний и ассоциаций?

ВЕНОК ОСИПУ МАНДЕЛЬШТАМУ (есть и книга с таким названием,выпущенная в Одессе в начале 90-ых годов!) помещаем здесь с одной только мыслью и желанием: пусть каждый Пишущий попытается прильнуть к источнику Поэзии Гения,пусть только попытается… Хотя бы попытка уже сделает любого сильнее,чище и обяжет быть лучше.Или казаться лучше,   и  даже этого будет уже достаточно. Достаточно.

В год тридцать первый от рожденья века
Я возвратился,нет – читай: насильно
Был возвращен в буддийскую Москву,
А перед тем я всё-таки увидел
Библейской скатертью богатый Арарат
И двести дней провел в стране субботней,
Которую Арменией зовут.

         IV

 Я больше не ребенок.
                Ты,могила,
Не смей учить горбатого-молчи!
Я говорю за всех с такою силой,
Чтоб нЁбо стало небом,чтобы губы
Потрескались, как розовая глина.
_____________________________________               
*Кенотаф (др.-греч. кевос-пустой  и тафос — могила)-
                надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного.