Часть 3. Нукратский торговый путь

Павел Пестриков
На фотографии берег реки Вятка в ее верхнем течении. Где-то здесь располагается место торга между булгарами и вису.

Повествуют  Мохаммед-Гали и Абу Хамид Мухаммад ибн ар-Рахим ал-Гарнати:


    "Главой булгарских половцев был мастер Караджар, который за уход в Булгар получил почетное прозвище Караджура и явился основателем булгарского дома Караджуров. Караджуры были отменными воинами, строили и сопровождали булгарские суда.
Караджурам были переданы земли в бассейне реки Ока. Булгары стали называть Оку Саин-Иделью или Гюль-Асма (в память о знаменитых представителях Караджуров), а землю, окружавшую Оку Кортджаком. Реку Нерль называли Сасы-Иделью. Эта речка впадает в Оку, и на ней сын Караджара Балын устроил свое становище, которое сейчас является городом Владимиром (Балыном). А Балын женился на Гюльасме и стал совладельцем ее земель. Сыном Балына и Гюльасмы был Саин, названный так в честь деда, а его сыном – Кулба. Сын Кулбака Балта основал в 1003 году для своих дел стан Балта. Тогда же он плавал к князю Ростова Борису с предложением о беспошлинной торговле булгарских купцов на Руси в обмен на часть джирской дани.
Потерю владимирских земель, захваченных русскими, булгарский царь попытался компенсировать Караджурам, выделив им земли по Вятке и Волге. Джураш из рода Караджуров по прозвищу Уржум основал на Вятке город Уржум. В 1111 году в нем во время набега галиджийцев в возрасте 41 года погиб сын Джураша Асладж.
Сып, внук Олега Салахби, нередко плавал в Киев и получил прозвище Шамбат. Его владения находились в округе Улем (между Угличем и Ростовом). А еще владения потомков Хума, которых называли домом Утар – по имени предка Эрека, располагались на Цивиле и Каме. Из этого дома вышло немало славных людей, хозяев перевозов и купцов, плававших на родину Утара – самый север –  Дикий Урман... На свои деньги он возвел крепость Гусман на реке Воя (Джук), ставшей главной на Нукратском пути на север.
У  Булгара есть северная область, жители которой платят харадж (не являются мусульманами), между ними и Булгаром месяц пути, называют ее Бийсу... А день там летом 22 часа.
Севернее Бийсу расположена страна Вису. Жители Вису не входят в страну Булгар, а жители Булгарии не входят в страну Вису.
Между местом жительства вису и огромной рекой, текущей в страну Хазар, называемой Вятка (Атиль), расстояние около фарсаха (6 км).
На Вятке располагается  место торга, который бывает во всякое время, на нем продается много полезного товара. Жители Булгара, добравшись к месту торгов, кладут свои товары в определенном месте, обозначая цену количеством воткнутых клиньев и уходят. Потом возвращаются и находят рядом другие товары, которые могут быть им полезны. Если купец удовлетворен, то забирает предложенное в обмен и оставляет свои товары, а если нет, то забирает свои товары и оставляет предложенное. Продавец не видит покупателя и наоборот. 
От вису идут чрезвычайно хорошие шкурки бобров, клыки и рога водных и полевых животных, меха, мед и воск . За Вису есть область, известная под названием Югра (Йура). Мечи, привозимые из стран ислама в Булгар, приносят большую прибыль. Булrарцы везут их в Вису, где водятся бобры. Жители Вису везут их в Югру, и ее жители покупают их за соболиные шкуры.
Один из арабов так описал группу людей-вису: красного цвета, с голубыми глазами, волосы белы, как лен, и в холод носят льняные одежды, на некоторых шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров вывернут наружу, пьют ячменный напиток, кислый как уксус.
 Нукратский торговый путь начинался в Болгаре. Плыли по Каме и Вятке к реке Чепца (Бийсу). Сначала добирались до крепости Нолинск (Гусман), где соединялись дороги из Ростова (Джира) и Болгара. (Дальше по Вятке для булгар путь был опасен столкновениями с русскими, эту территрию булгары не контролировали). Из Нолинска по Вое (Джуку) и Ошлани (Туну) выходили к реке Лема (Бишек), по ней добирались до притока Чепцы Косы (Ошмы) и по Косе  проходили к Чепце (судя по археологическим раскопкам существовало ответвление по Кильмези и Лобани). Ответвление Нукратской дороги, шедшей из Болгара по Нижней и Средней Каме (Агидели) и Верхней Каме (Чулману) в Бийсу, называлось Чулманской дорогой. Этот путь к вису был намного дольше, путь в один конец занимал три месяца.
О происхождении названий этих рек сеид Якуб писал следующее. Однажды сын Айхи Мизан плыл из Урмана в Бийсу и решил сократить путь – не добираться до устья Бийсу, где был город Кирово-Чепецк (Ак-Артан), а пройти более ближним путем. Он высадился в устье какой-то реки, которую стали называть его именем, и затем по ее притоку пошел к Бийсу. Это название впоследствии превратилось в Зуда? (Джалма). От Бийсу он уже в полной безопасности и не спеша направился к югу по реке, которую назвал Ашыкма, а со временем это слово превратили в Ашма (Коса)... Мизаны занимались торговлей главным образом северными товарами — клыками и рогами водных и полевых животных, мехами, медом и воском. При этом они были неутомимы в своих путешествиях.
А прежняя провинция Бийсу была разделена на три – Бийсу с центром в Нолинск (Гусман-Катау), Ура с центром в городке Каргадан (предположительно Мухинское Городище на реке Кара) и Байгул, подчинявшуюся Уре...
 Местных жителей, оставшихся в язычестве, зачисляли, по их пожеланию, в чирмыши. Чирмыши платили налог и находились на военной службе. Во время войны они получали часть добычи. На военные сборы они должны были являться в полном вооружении, которое приобретали на свои средства.   
Хозяева в городах составили рыцарское сословие сувари. Мелкие хозяева-суварчии были приравнены к бахадирам, средние – к бекам, вали, сотникам и иналам, знатные – к уланам. Они также должны были в случае нападения врагов составлять ополчение, содержать отряды (булек) из наемных воинов и служить офицерами (яубашами).
Заменяя часть налогов чирмышам обязанностью строить и содержать укрепления, булгарский царь предпринял строительство валов и крепостей.
    Одной из таких крепостей стал Свияжск на Свияге.
И когда я вспоминал о том величии, - пишет Мохаммед-Гали - которое когда-то имела Булгарская Держава, то обливался слезами и утешал себя лишь тем, что все свершившееся произошло по воле Всевышнего, и что Творец обошелся еще довольно милостиво со своим булгарским народом. И я особенно это чувствовал при изучении событий того времени, когда это величие только зарождалось".


                УШКУЙНИКИ

  Начало: [http://proza.ru/2010/02/12/74]  Продолжение: [http://proza.ru/2010/02/27/968]