Зеркало

Фома Лосев
               

      То, что с зеркалом не всё так просто, я подозревал давно. Первые сомнения возникли, когда я, почувствовав тупую боль справа в подреберье,  рассматривал цвет глазного яблока. Глаз, к сожалению, оказался желтоватым, что подтвердило предположение. Но суть не в этом. Оторвавшись от желтизны на белой полусфере, я вдруг как то по-новому взглянул на зрачок, потом на сам глаз и отшатнулся. Я неожиданно понял, что из зеркала на меня смотрит кто-то другой, мне неизвестный. Нет, он был поразительно похож на того меня, который каждое утро смотрел на себя во время бритья, но это был всё же не я. Все эти поры, морщины на лбу и у глаз - какое отношение это имело к тому я, которое смотрело изнутри, думало, переживало, иногда чего то хотело, и уж точно, без сомнения было мной? Эта странная оболочка как то слишком быстро состарилась, обрякла, смирилась с навязанными внешним миром правилами, и пытается и меня убедить в этом. Но я -то внутри совсем не изменился за все эти годы и не хочу соглашаться с навязываемым условиям. Кажется, это было вчера, мне пять или шесть лет, и я стою один в комнате, и плачу, и я до сих пор чувствую эту невыносимую горечь,  вижу вокруг эти пустые белые беленые стены, чувствую под ногами коричневые крашенные масляной краской доски. Я помню это и многое другое, кажется, я слышу затихающие шумы голосов, чувствую запахи - всё ещё живо во мне, ещё не успело стать прошлым. И вдруг это старое чужое лицо. Это как в дурном сне, когда  человеку кажется, что он голый оказался на сцене в каком- то непонятном спектакле, все - и зрители, и актёры уставились на него, а он не знает слов и вообще не понимает, как он здесь очутился. Обычно в такой момент человек просыпается в холодном поту, облегчённо вздыхая, что это сон. Вот и я стою голый на сцене, но проснуться никак не удаётся - кто это тот, смотрящий на меня из зеркала?

      Потом подозрения только усилились. Ну, хорошо, предположим, что он – это я. Допустим. Но вот, что интересно: животные, те, кто ещё не научились лгать, например мой кот, они ведь понимают, что и тот человек из зеркала – не я, да и вроде бы их собственные изображения – это не они. Нет ли здесь такого же обмана чувств, ну как с той же разноцветной бабочкой, которая только кажется нам цветной, а в действительности лишь покрыта множеством призмочек? Сколько раз я проводил эксперимент и подносил к зеркалу моего кота, и каждый раз видел только желтый, полный презрения взгляд, который невозможно обмануть. Он чётко давал мне понять, что и этот тип не я, и тот кот в зеркале - не он.

       Особенно страшно ночью. Зеркало стоит напротив кровати и оттуда из обманчивой черноты смотрит Он! Я делаю вид, что засыпаю, перестаю шевелиться,  двигать затекшими ногами и руками, хотя очень хочется, даже затаиваю дыхание, чтобы усыпить того, который спрятался за стеклянной поверхностью. Но тщетно! Не шевелясь и почти не дыша, я всё равно понимаю, чувствую, что мне не удалось его обхитрить.

       Часами я провожу у зеркала и смотрю на него, а он на меня. Это напряженное испытание на выдержку. Но он тоже упрям и не уходит.

        В последнее время меня стало интересовать: а что происходит До и После? Т.е. до того, как я подкрадусь к зеркалу, или потом, когда неожиданно отпрыгну? Чем Он там занимается, пока он не у зеркала и не копирует мои движения? И если  только он не просто следит за мной и не сидит рядом с зеркалом, ожидая моего приближения, то, что заставляет его это делать? Что является причиной? Мои желания, или ему каждый раз кажется, что это он сам захотел? Ну как в том же сне, когда на человека капает вода с потолка, а  ему услужливое сознание предлагает сюжет с морем, лодкой. Кто является первопричиной – он или я? Может быть, и ему кажется, что я копирую его движения с этой стороны, смотрю по ночам из темноты? Или мы оба заблуждаемся и первопричина, ниточки, водящие нашими руками, где то в другом месте? Как дать ему знак, что я не враг, что я готов на переговоры, я тоже хочу понять, откуда тянутся эти ниточки, тоже хочу их оборвать? Надо исхитриться и подать ему знак. Но как, если он копирует все мои малейшие движения? Вопрос. Впрочем, недавно я стал замечать, что и он что то задумал, и он, возможно, собирается  подать мне знак: всякие едва заметные мелочи – лёгкое моргание глазом, шевеление пальцем, как будто он хочет мне на что то показать, дать намёк. Пока это всё еле заметно, посторонний человек уж точно ничего бы не увидел, но мы - то с ним за время многочасового слежения друг за другом научились замечать мельчайшие детали. Сложность ситуации можно понять - ведь нам нужно обмануть того, который держит ниточки!