День Св. Валентина, или Всё равно, что праздновать

Вячеслав Дорошин
              ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА, или ВСЁ РАВНО, ЧТО ПРАЗДНОВАТЬ!


              26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании Комитета по социальной политике единогласно было принято решение об учреждении нового государственного праздника – Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья, или коротко Дня семьи, который отмечается 8 июля, в День памяти святых Петра и Февронии.
             Уже тогда, в марте, новый праздник назвали «нашим ответом Дню Святого Валентина», и для такого противопоставления есть определённые основания. Обычай отмечать День влюблённых связан с образом святого Валентина и зародился на Западе, и уже потом постепенно распространился на другие страны. А в России 8 июля Русская Православная церковь традиционно чтит память святых супругов Петра и Февронии Муромских, живших на рубеже XII-XIII веков. Их брак считается у православных примером христианского супружества. Верующие считали, что святые Пётр и Феврония своими молитвами низводят небесное благословение на вступающих в брак. /http://www.gazeta.lv/story/5900.html /



             День Святого Валентина…
             14 февраля (в мире – ладно, в нашей стране) творится что-то несусветное: все вдруг вспоминают, что безумно влюблены и бросаются на покупки всего съедобного и несъедобного, лишь бы напоминало форму сердечек. Недаром в этот день, по озвученной как-то раз статистике, объём продаж всевозможных залежавшихся за год безделушек, возрастает в целом на 28%. Торговцы счастливы, влюблённые возбуждены. Все радуются этому КАТОЛИЧЕСКОМУ празднику, отмечают его, сходят с ума и т. п.
             И, как-то грустно становится оттого, что немногие наши сограждане, увлёкшиеся тем, что громче всего озвучивают (то бишь умело поданной рекламой) помнят, что и в Православии есть нечто подобное. А именно – День памяти святых Петра и Февронии, который отмечается 8 июля.
             Пётр и Феврония – покровители семьи и брака. Их брак является образцом христианского супружества. И, заметьте, это не один Святой Валентин, который не понятно, как подходит под определение «влюблённые». Это двое. Мужчина и Женщина.

             Как гласит сказание, «благоверный князь Пётр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Пётр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мёд, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева Феврония была мудрой, её слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красивая, благочестивая и добрая девушка. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако, он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.
             Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.
             В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.
             В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час – 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года.
             Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 году. Ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме».

                /По материалам  http://www.bogolub.narod.ru / 
 
           Святые Пётр и Феврония Муромские: http://life.orthomed.ru/zhizn/semia/00045.htm


           Конечно же, вряд ли стоит осуждать нашу любовь ко всему забугорному (нам от неё, навязанной, никуда уже не деться), но очень жаль, что свою исконную историю мы не то, что не помним, мы её не знаем. И что ещё обиднее – даже знать не хотим, переняв и вживившись во всё чужеродное.
           Нам гораздо ближе и «прикольнее» вот этот самый Святой Валентин (почему он – опять же задаюсь вопросом – один, когда влюблённых должно быть, как минимум, двое? – не понятно). Но наше сознание это уже не воспринимает. В нас бушуют эйфория, накал, душевный оргазм. И не только душевный. Хотя, по идее, если мы действительно любим, подобные чувства к нашим любимым должны нас посещать, ну, наверное, я так думаю, почаще одного символического дня в году.
           А пока же – в России праздник. Католический. Православный (напомню, хорошо бы его с не меньшим размахом и удалью отмечать 8 июля – в День памяти святых Петра и Февронии) никого не волнует. Нон-сенс. Но для нашей страны это нормально. Гуляем.

           И что ещё примечательно, День Святого Валентина смело можно назвать праздником не столько влюблённых, сколько розничной  торговли. Почти у всех ритейлеров в этот и околопраздничные дни продажи делают скачок, в некоторых категориях рост достигает 200-300%.
           Обратимся, к примеру, для интереса к статистике пятилетней давности. В наши дни кризис, конечно, даёт о себе знать, но вряд ли дела любителей поживиться под шумок всеобщего ликования так уж изменились к худшему. Напротив, кризис только разогрел их аппетиты. Итак, небольшой экскурс в историю:
 
           «Есть только три дня в году, когда ресторан работает со стопроцентной загрузкой. 14 февраля поужинать приходят с любовницами, 8 марта – с жёнами, а в ночь на 31 декабря – с семьёй», – говорит гендиректор отеля «Советский» и ресторана «Яръ» Валерий Максимов.

           И всё же наибольшую выгоду от Дня Святого Валентина получают именно рестораторы, которые добиваются стопроцентной заполняемости залов. По словам управляющего Vogue Cafe и ресторана «Бисквит» Михаила Петухова, 14 февраля во вверенных ему заведениях прибыль увеличивается на 20–30%. А Валерий Максимов отмечает, что больше других увеличивается заказ на алкоголь и блюда, содержащие афродизиаки.

           Торговые сети тоже не теряются, повышая цены в отдельных категориях, но весьма и весьма ощутимо.
           «В наших магазинах каждый год происходит скачок продаж алкоголя, шоколада и мягких игрушек», – рассказывает PR-директор холдинга «Марта» (управляет в Москве сетями Billa и «Гроссмарт») Евгений Сухарников. По его словам, продажи за два-три дня повышаются в 2-2,5 раза.

«При этом рекламные затраты минимальны – ритейлер только выставляет в торговом зале POS-материалы», – говорит Сухарников.

           Для дистрибуторов вина 14 февраля – знаковая дата.

«Именно с этого момента заканчивается традиционный январский спад продаж», – объясняет директор по маркетингу холдинга Gerrus Group (крупный поставщик и производитель вина) Кирилл Бутко.
           «За несколько предпраздничных дней продажи растут в разы, особенно на дорогие красные вина. При этом дистрибутор не тратит на это ни копейки», – радуется руководитель отдела маркетинга компании «Винаръ» (один из крупнейших дистрибуторов вина) Дмитрий Староверов.

           Особый акцент на День святого Валентина делают специализированные торговые сети.
           «За два-три дня до праздника наши продажи растут где-то на 100%», – говорит президент сети «Дикая орхидея» Александр Фёдоров. А в сети магазинов подарков Le Futur, по словам вице-президента департамента розничных продаж Лилии Менкевич, продажи скакнули вверх ещё за несколько дней до праздника.

           «В целом по этому периоду наш оборот возрастает на 45–50%»,  – говорит Менкевич. Значительное количество товара Le Futur закупает специально «под 14 февраля».

Безусловно, самый большой всплеск продаж на 14 февраля происходит у торговцев цветами. Например, в сети доставки цветов AMF выручка обычно увеличивается втрое.
           «Руководству даже приходится нанимать дополнительных сотрудников», – радуется PR-директор AMF Ирина Решетина. К тому же прибыли цветочников растут не только за счёт повышения спроса: во время праздников торговцы повышают цены.

                /Источник: http://www.advertology.ru/article10777.html/


           Премилая вырисовывается картина, не правда ли?

           Всё хорошо, всё замечательно. На первый взгляд.
           Но надо же разобраться, в конце концов, почему внедрён на совершенно других просторах, на наших просторах, этот чужеземный, чужеродный праздник, насаждённый в общем-то насильственно. Одно дело, Пётр I насильственно насадил картошку, худо-бедно пригодилось – теперь у нас есть свой Мак-Дональдс или эти, наши любимые… чипсы. А другое дело, попробуйте насильственно разводить у нас колибри. Они ж подохнут! У нас холодно. Какой, помилуйте, Святой Валентин? Какое 14 февраля?
           Влюблённые, ну, нельзя же вот так подвергать своё здоровье опасности и так активно в холод целоваться на ветру! Другое дело, летом – 8 июля. Сам Бог велел – всё цветёт, птички поют, погода расчудесная. Это, во-первых. А во-вторых, причём тут Валентин? Почему он один, сам с собой, так сказать, празднует этот праздник? А потом мы не можем решить демографическую проблему в стране. Естественно, потому что «влюблённых» – один. Он. Не однополый, не двуполый, он просто ОДИН.
           Мне тут же начинают рассказывать историю о Святом Валентине. Не надо. Я прекрасно знаю историю, откуда это всё взялось. Но я стремлюсь к несколько иному. Я хочу, чтобы у людей включилось сознание: а почему, собственно говоря, вот этот праздник, который ждут-не дождутся целый год все эти вот продавцы резиновых изделий в виде сердечек и залёженного шоколада? Почему мы все практически проходим мимо нашего отечественного прекрасного праздника – дня памяти святых Петра и Февронии? Которые, действительно, символизируют и любовь, и ответственность, и семейную жизнь.
           Через что прошли эти два человека? Через то, через что проходит любая семейная пара: через сомнения, через предательство, через возврат, через благодарность и т. д.
           То есть они всю жизнь прошли как раз через то, что больше всего ценно. А именно. Тут надо понять. Мало идти по жизни вместе. Надо же идти, глядя в одном направлении. Ведь можно идти вместе, а глядеть (как этот самый у нас – двуглавый на гербе) в разные стороны. Или пускай даже не идти, а стоять, но глядя в одну сторону. И тогда все рассветы и все закаты вы будете видеть вместе. А так получается, одна будет видеть рассвет, а другой – закат, и наоборот.
           Вот у Петра и Февронии был именно идеал семейной жизни. Что ж мы их-то не помним и не празднуем? Что ж мы чужеродного Валентина празднуем-то?
           Все журнальчики, все «гламурчики», все эти стишочечки… эти теле-передачечки, где все ходят с шаричечками, все целуются и показывают целую (нет, не гору) урну «валентиночек».

           Слушайте, ну, что же это за унижение-то такое?
           Во-первых, себя (следствие нашего невежества было рассмотрено выше), а во-вторых тех, кто не получил эти «валентинки».

           Нам преподаватель в институте рассказывал, как он, сердобольный, сидел как-то в одной из школ и специально писал «валентинки», потому что знал, какие девочки без его вмешательства их не получат. Вкладывал в конвертики, подписывал и развешивал на каком-то там специальном подготовленном стенде. И девочки потом несказанно радовались. Нет, они не знали от кого. Но у них же фантазия хорошо развита – читающие это девочки поймут, ибо знают о чём я. Они тут же представят, что это именно возлюбленный прислал, никто другой. «Какой же идиот ещё мне пришлёт? Вероятно, это только от того, кого я люблю». От Бреда Пита, естественно.

           Шутки шутками, а грустно-то да ещё как. Если, конечно, вдуматься.
           Хотя… с этим уже сложнее. Думать-то в такой эйфории зачем?
           Так что, будем проще.

           С Днём Святого Валентина, вас, дорогие влюблённые! Днём, который параллельно ознаменован у нас ещё и как день торговли. «Сердечками», «валентинками» и прочей безделушной мишурой. Магазины считают прибыль. А мы неизвестно что отмечаем.
           А что такого? Русскому человеку как? Правильно. Ещё один праздник не помешает. А что в действительности празднуем? Да кому это важно! Главное – празднуем! Ну и славненько.

           Люблю вас, люди! С праздником!

                /13-14.II.2010 г./

               
                * * *


         Примечание:
 
         Ритейлер (retailer) – участник системы распределения, продающий товар непосредственно потребителю. Это конечное звено канала сбыта, обеспечивающее доступность товаров для приобретения конечными потребителями.

         Афродизиаки (Aphrodisiaca) – средства, возбуждающие половое влечение и усиливающие половую способность: яйца, икра, устрицы, дичь, трюфели, спаржа, сельдерей, женьшень, дамиана, мускус, гашиш, кантаридин и др.

         POS-материалы – средства оформления мест продаж, задача которых состоит в повышении продаж конкретного товара или группы товаров в данной торговой точке.


                * * *