Аристотель Фиораванти

Константин Рыжов
Задолго до переезда в Россию Аристотель приобрел широкую известность в Италии как блестящий инженер. Под его руководством в 1455 г. была передвинута колокольня Св. Марка в Болонье. Тогда же Фиораванти выпрямил колокольню в городе Ченто и башню при церкви Св. Ангела в Венеции. Правда последняя из-за слабости грунта простояла всего двое суток и рухнула, задавив нескольких человек. Аристотель немедленно покинул Венецию и больше туда не возвращался. В 1458 г. он отреставрировал древний мост в Павии, а с 1458 г. находился на службе у Миланского герцога Франческо Скорца. В 1465 г. Фиораванти был приглашен ко двору венгерского короля Матиуша Корвина, на службе у которого строил в основном мосты через Дунай.
 По возвращении в Италию Фиораванти работал в Риме и на своей родине в Болонье. В июне 1473 г. его неожиданно арестовали и обвинили в сбыте фальшивых монет, за что лишили всех имевшихся привилегий. Обвинение оказалось ложным, но раздосадованный мастер в 1475 г. согласился на уговоры русского посла и вместе с сыном отправился в Москву. Здесь ему было поручено возведение Успенского собора – главного собора объединенного русского государства.  Любопытно, что до этого шестидесятилетний мастер не возвел в своей жизни еще ни одного храма. Тем не менее, он уверенно взялся за дело. Быстро разобрав старый, недостроенный собор, он отправился во Владимир, чтобы осмотреть и обмерить тамошний Успенский собор. Впрочем, задуманный им самим храм, отличающийся монументальностью своих форм, ни в коей мере не являлся копией владимирского.  Выложенный из блоков белого камня, он поражает спокойным величием и торжественностью, чему в немалой степени способствует золотое пятиглавие, а так же скупой декор и суровая неприступность белокаменных стен.  Фасад делится на одинаковые простенки-прясла, разграниченные вертикальными выступами-лопатками. Узкие вытянутые окна прорезаны точно по оси каждого простенка; поясок из колонн, заимствованный итальянцем из владимирского собора, тянется по стенам ровно на середине их высоты. В совершенной симметрии постройки, необычной для русских храмов, чувствуется уверенная рука зодчего эпохи Возрождения. Московские заказчики остались очень довольны творением Фиораванти. Русский летописец с восхищением писал об Успенском соборе: «Церковь чюдна вельми величеством, и высотою, и светлостью, и звонкостью, и пространством, такова же прежде того не бывала в Руси». Собор был закончен к 1477 г., хотя оставалась еще внутренняя отделка, которая заняла около двух лет. 15 (26) августа 1479 г. состоялось торжественное освящение.
Успенский собор остался единственным архитектурным шедевром Фиораванти. Больше он зданий не строил, но продолжал служить московскому князю в качестве военного инженера. В 1482 г. Фиораванти был начальником артиллерии во время похода Ивана III на Новгород и руководил строительством понтонного моста через Волхов. После этого престарелый мастер захотел возвратиться в Италию, однако Иван III не отпустил его, а, напротив, арестовал и посадил в тюрьму за попытку тайно покинуть Россию. Вскоре Фиораванти освободили, так как в 1485 г. он сопровождал великого князя в походе на Тверь. Позже имя Аристотеля больше не встречается в летописях; нет так же свидетельств о его возвращении на родину. По-видимому, в том же году или годом позже он скончался.

Комплекс Московского кремля http://proza.ru/2012/01/23/334