Разделились беспощадно мы на женщин и мужчин... А

Роман Кун
На одной из фотографий, сделанных из окна гостиницы, я увидел вход в Александро-Невскую Лавру и часть Некрополя 18 века. Стал с удовольствием рассматривать.
Всякий раз, бывая в Питере, обязательно прихожу туда. Могу не сходить в Эрмитаж или Русский Музей, но туда иду во что бы то ни стало. Это уже стало каким-то ритуалом.
Чаще всего посещаю именно Некрополь 18 века. Из-за могил некоторых людей, в частности, из-за могилы отца Иакинфа (Никиты Яковлевича Бичурина), великого отечественного китаеведа.
А еще из-за могилы Натальи Гончаровой, к которой, сразу хочу предупредить, отношусь сложно. Естественно, речь идет о ее роли в жизни А. Пушкина.
Но сейчас я подумал о другом. Не хочу на самом деле опять поднимать проблему «гений и стерва», но не могу не обратить внимание вот на что.
Да, ей оказался неинтересен и во многом просто недоступен внутренний мир нашего поэта. Чего стоят одни только ее слова о том, что ей надоели стихи Пушкина да и он с ними вместе! Я представляю, каково было услышать это поэту от своей «мадонны», от этого «гения чистой красоты»! И мне тоже обидно за него! Так и хочется назвать ее курицей, у которой кроме зерен и петухов других интересов и быть не может.
Но с другой стороны…А что собой представляет это «солнце нашей поэзии» чисто с житейской точки зрения? Выходец из малознатного рода, который своей известностью обязан не столько заслугам его представителей, сколько наличием среди них «обезьяны Петровой» - Абрама Ганнибала. Взбалмошный мальчишка. Учился как попало, спустя рукава. За всю жизнь не работал фактически НИ ДНЯ, если не считать, разумеется, поэзии, за которую, впрочем, он получал сущие гроши. Циник, скандалист, бретер. В революционные дела влезал не столько из-за своих твердых убеждений, сколько из чувства вечного протеста против всех и всего.
Заметьте, что терпеть такого забулдыгу желающих, кроме нее, так и не нашлось.
А что дал он Наталье Гончаровой как женщине, как хозяйке?
Да, думаю, немало. Он сделал ее любимой женщиной, дал ей детей, свой дом, статус замужней женщины, в конце концов, на века прославил ее своими стихами и своей любовью, гениальной любовью гения. Это, я думаю, очень и очень немало.
Но жили они средненько, если учитывать статус рода, к которому принадлежала Натали, и особенно амбиции самого поэта. Как подачку ему кинули камер-юнкера и, ей-Богу, он заслужил эту пощечину! Кто он, если не неудачник! Хороший муж ей достался: в житейском плане абсолютный ноль, беден, груб, скандален, вечный дуэлянт и вечный бабник! И оставил ее из-за глупейшей дуэли вдовой с выводком детей и ничем не обеспечил. Царь вынужден был взять ее на содержание! Еще одна пощечина, которой он, впрочем, был доволен, перед самой смертью пожалев лишь, что не может быть «весь его» для царя.
Что же удивляться, что она, выдержав необходимое время, вышла замуж за бывшего знакомца поэта и стала генеральшей?! Таким только образом она смогла начать вести такую жизнь, к какой стремилась!
Он должен был умереть, чтобы она была счастлива?
Что, смерть гения – нормальная цена за женское счастье?!
Кому как, а мне горько думать о ее трудной судьбе!
И, что же, я осуждаю поэта?
Ни в коем случае!
Я вообще никого не осуждаю – ни Его, ни Ее.
Мне жалко обоих!
Пушкин – гений, без его стихов я бы никогда не сложился как личность. И мне по большому счету дела нет до его характера и его хозяйства.
Да и обществу в целом дела нет и оно его еще при жизни (и заслуженно!) объявило гением.
Мне же просто жалко его!
Но мне жалко и ее!
Просто они не подходили друг другу.
Как часто это, к сожалению, бывает в жизни!
Она – отличная хозяйка, женщина божественной красоты, но ей никак не подходит роль подруги гения.
Он – шелапут, раздолбай, но гений! Не ему быть другом такой Женщины!
Как посмеялась судьба над обоими!
Как жестоко она их обоих обидела!
Но разве обладать ТАКОЙ ЖЕНЩИНОЙ маленькая компенсация за душевное одиночество и раннюю смерть?!
Но разве быть хотя бы несколько лет супругой гения малая цена за доставшиеся разочарования?!
Нужно ли решать, кто из них двоих прав или надо смириться перед этой горькой диалектикой, что правы оба?
И еще. Как интересно расположились могилы в Лавре! Гении, неугомонные пассионарии, творческие люди похоронены в Некрополе 19 века, а люди, желавшие жить спокойной, домовитой жизнью, остались в Некрополе 18 века.
И среди них оказалась своя Маргарита – Наталья Николаевна Гончарова, она же Наталья Николаевна Пушкина, она же Наталья Николаевна Ланская…
И в этом распределении тоже есть своя печаль…