Гуманизм как вектор развития. гл. 2. посткапитализ

Герман Янушевский
      ПОСТКАПИТАЛИЗМ. Философия реального будущего. 
               
     Не рано ли заговорил об этом?  Не рано ли «хоронить»  такого живучего монстра?  Это вам не мамонт, который не смог приспособиться к новым условиям.
     Никак не рано.  О посткоммунизме заговорили еще за полвека до развала СССР.  А сегодня ситуация с капиталом ровно также обострена, как и  с «коммунизмом» задолго до развала СССР.  Социально-политическая и психологическая ситуация в  начале 80-х в СССР   была накалена так, что  в кулуарах  тема «а что будет дальше» была самой актуальной.  Об этом с опасением думали директора предприятий, специалисты и рабочие, чиновники и даже тайно – работники  низовых аппаратов  КПСС.  Некоторые даже уходили на другую работу.  Все знали точно, что Брежнева скоро не будет, что придет кто-то новый и как он спланирует дальнейшую судьбу страны – неизвестно. Знали только  точно, что такой «бардак»  с экономикой,  такое унизительное положение  безгласного  народа, такая диктатура чиновничества от КПСС  дальше продолжаться не может.  Будут перемены в обществе. Но какие?  Однако никто и в страшном сне не мог подумать о том, что именно самим  высшим руководством КПСС в  стране будут ликвидированы все  социальные достижения,  фабрики и заводы будут отданы назначенным олигархам  и вернется самая уродливая бандитская форма  капитализма эпохи первоначального накопления.  А ведь были  разработаны и перспективы  глубокой демократизации общества, повышения роли народа в решении  собственных общественных проблем. 
    Точно то же самое происходит сейчас и с капиталистической системой. Только если в Европе и Америке об этом начинает заговаривать сама власть, которая хоть и буржуазна по своей сути, но всё-таки имеет достаточную отдаленность от влияния капитала, ибо  не вмешивается в его дела,  то в России, власть и капитал составляют единое целое.  И поэтому ни капитал, ни власть  критически,  а уж тем более ,диалектически,  мыслить не способны.  Поэтому есть все основания  полагать, что  классический капитализм  на Западе  быстрее найдет продолжение своего пути. А в России они будут  «стоять до последнего»……  русского  человека  и деградировать вплоть до  применения той поганой метлы, которая и будет применена  по назначению.  Обычный русский экстрим. 
    Весьма знаменательно и закономерно, что кризис, вначале финансовый, затем экономический,  капитал начал рассматривать  и как кризис самой капиталистической системы.  Что не просто самокритично, но и глубоко справедливо. Но в России  он оказался еще и кризисом  власти,  ибо  у нас движением капитала управляет никак не рынок или конкуренция.  У нас всем управляет центральная автократическая власть и капитал, слившийся  с нею. Именно она, точнее, из-за её  ошибок  в управлении экономикой и капиталами, Россия  оказалась в более глубоком по сравнению со странами Запада  кризисном состоянии.
     Но власть в странах классического капитализма  начинает понимать, что в этой системе надо что-то  менять, надо вносить изменения в идеологию и практику капиталистических отношений.   В России, как теперь очевидно всё более,  власть ничему не научилась.  И сама  устранилась от проблемы  целенаправленного развития экономики  и повышения занятости населения, и повышения уровня его благосостояния на этой основе.  Нашему   капиталу эта  проблема  как  бы  «по барабану».  Какое-то там развитие, которое требует  длительных  и неясно когда окупаемых вложений.  Нашему  капиталу надо всё  и сразу.  Продать-купить,  захватить, урвать,  меньше рабочим –больше себе, недвижимость лучше на вечном юге, яхты на всегда голубом море.  Обирай, воруй, недоплачивай налоги  и наслаждайся своим  достатком. Он ведь может быть и не вечен.  И наслажденье ведь тоже надо урвать.  И никаких проблем.  А придет новый кризис  власть снова  поддержит капитал  за счет национального достояния,  которым официально назначены нефть и газ.  Именно таковой была  «философия»  классического капитализма в период его накопления еще 150 лет назад.  Но способен ли  вымирающий русский народ   дать  150 лет  своему капиталу для его превращения в цивилизованную по сегодняшним меркам систему  как на Западе?  Даже при всем сегодняшнем мещанско-обывательском уровне,  население  на это неспособно. Ведь не только капиталисту хочется всё  и  сразу, здесь и сейчас.  И самому простому  смертному – тоже.  Он  ведь тоже, оказывается, человек  и тоже со своими потребностями.
     Одним из первых капиталистов это понял  Глава Microsoft Билл Гейтс.  Он призвал изменить систему мирового капитализма, добавив ей «креативности и гуманности»
      Он это сделал  выступая  еще на прошлогоднем   Всемирном экономическом форуме в Давосе, Билл Гейтс призвал трансформировать нынешнюю форму капитализма. Господин Гейтс, который, кажется, умеет извлекать выгоду из всего, призвал бизнес развивать свою деятельность в бедных странах, даже если это не приносит прибыли. Глава Microsoft назвал такую форму экономики «креативным капитализмом». Самый богатый человек в мире (только по мнению Форбса)  признался, что его идеалы сильно изменились за последние годы.  Он  предложил  создать новую форму глобального капитализма, которая позволит как получать прибыль, так и решать проблемы мирового неравенства, сообщает Financial Times.
   Он призвал представителей бизнеса сделать так, чтобы «те положительные стороны капитализма, которые служили богатым людям, также служили и бедным».  Его беспокойство вызывает тот факт, что «прогресс в сфере высоких технологий, медицины и образования не затрагивает потребителей в беднейших странах».
Гейтс сообщил, что его идеалы сильно изменились за последние годы.
«10-20 лет назад я думал только о том, как волшебство программного обеспечения может изменить мир. Однако серьезные достижения могут изменить жизнь только там, где люди могут позволить себе купить их».

Он выразил надежду, что бизнес поймет, что на тех рынках, где получение прибыли сейчас практически невозможно, компании все равно должны осуществлять свою деятельность, понимая, что они делают доброе дело  даже не получая свою прибыль

        Президент США Барак Обама призвал лидеров "большой двадцатки" на предстоящем в апреле саммите в Лондоне согласовать дополнительные действия по выходу мировой экономики из кризиса, говорится в опубликованной в немецкой газете Welt статье.
  Президент США заявляет, что он также готов "к далеко идущим реформам по регулятивной инфраструктуре", но напоминает странам G20 об их долге спасти другие государства от непосредственного финансового краха.
           ( Опубликовано на сайте rg.ru 24 марта 2009 г.

          В своей статье Обама подчеркивает, что США готовы служить примером для тех, кто хочет восстановить мировую экономику и вернуть утраченное доверие к финансовой системе.

Ранее лидеры европейских стран высказывали скептицизм по отношению к призывам США для дальнейшего вливания в экономику государственных денежных средств, предпочитая сосредотачиваться на мерах по усилению контроля и надзора за финансовыми рынками.
     По мнению Обамы, G20 должна быстро предоставлять деньги, чтобы стабилизировать развивающиеся страны и в значительной мере увеличить резервную мощность Международного валютного фонда и региональных банков развития.
   В заключении Обама признал, что США несет долю ответственности за кризис, но добавил, что лондонский саммит представляет его участникам возможность "работать вместе, чтобы вернуться к стойкому росту, который возможен только при открытых и прозрачных рынках".
    Администрация США объявила о введении корпоративного налога «на ответственность за финансовый кризис». Новый налог, в случае утверждения конгрессом, будет взиматься с 30 июня 2010 года, а его размер составит 0,15% в год от основных обязательств компании.

«Я считаю своей обязанностью возместить американским гражданам каждый цент, и намерение добиться этого возросло после того, как я увидел статистику о растущих прибылях тех компаний, которые обязаны своей жизнеспособностью налогоплательщикам — всем, кто продолжает чувствовать тяжесть рецессии. Поэтому я предлагаю ввести кризисный сбор социальной ответственности с крупных американских компаний, который стал бы компенсацией американскому народу за поддержку, предоставленную Уолл-стрит», — говорится в письменном заявлении Барака Обамы, распространенном пресс-службой Белого дома.
      Сбор будет распространяться на банки, сберегательные компании, страховые компании, а также брокеров, оперирующих ценными бумагами. В обязательном порядке сбор будут выплачивать компании, участвовавшие в госпрограмме по финансированию проблемных активов (Troubled Asset Relief Program, TARP) и программе по предоставлению гарантий ликвидности (Temporary Liquidity Guarantee Program, TLGP).
      Особенно резко выступают за реформы капитализма,  так сказать на ближней периферии американизма.  Сложная экономическая ситуации сложилась в Испании.  Поэтому Испанская пресса настроена очень решительно, хорошо зная  мнение населения.
"Publico.es", Испания)  Элисео Байо
«Обама знает идеологический сценарий, который может привести к невиданной ранее революции, но у него нет союзников, которые были бы в состоянии понять её, а мир тем временем подпал под влияние бессмысленных идей и погряз в разрушительном хаосе. Надежда – это химера, а потому ни один убеждённый и последовательный революционер никаких надежд не даёт. Новый мир, именно в силу того, что он новый, возникает, когда старый полностью исчез. Но каков он будет этот новый мир, никто себе представить не в состоянии».

("La Vanguardia", Испания)
Франсеск де Каррерас (Francesc de Carreras)
Конец эпохи и начало нового десятилетия. Возможно всё, как хорошее так и плохое. Кто занимается пророчествами, непременно ошибается. Очень важно не упустить предоставляющиеся возможности».
    
                Вот ведь как!   Сколько раз мы слышали и от властей  стран  традиционного капитализма, и от наших, которые вторят им,  мало понимая сущность высказываний ТАМ.  «Из кризиса мир выйдет обновленным».   Он выйдет обновленным,  если власти поймут, что это кризис не просто финансовый, это кризис капиталистической системы.  Вот  Обама  это понимает,  Б.Гейтс  тоже понимает,   и Н.Саркози тоже понимает.  Вот что пишет Сергей Марков, директор Института политических исследований:
- «У американцев принято аплодировать, как на съездах  КПСС, но это действительно была речь реформатора. Обама серьезно настроен на реформы – в первую очередь, на модернизацию американского капитализма, а, значит, и мирового. Важнейшая задача – поставить под контроль крупнейшие банки. Обанкротить их нельзя, поэтому Обама, чтобы не стать их заложниками, решил их делить.»      
       Речь президента США,  о которой мы говорили выше, во многом перекликалась с выступлением Николя Саркози, открывавшем в этот день Давосский форум. Эти люди пришли с разных флангов, но сейчас говорят об одном и том же: капитализм-казино должен быть закрыт. Это хороший сигнал и для нас – не нужно бояться модернизации, сопротивления и восстания банков, как в США. Сочетание рыночной конкуренции и активной роли государства – единственное, что спасет нас от катастрофы,  говорил   Н.Саркази.
Давос поставил диагноз: американская модель капитализма в упадке.
      Как считает президент Мексики Фелипе Кальдерон, высказавшемся  еще на саммите в Перу: "структурным проблемам в глобальной экономике позволили достичь такой степени загнивания, что спираль кризиса вышла из-под контроля     И это случилось не в развивающихся странах".

     И только в России  ничего этого не замечают.  Не могут понять, что наш капитализм  впал в кризис  более глубокий ввиду  его  дремучего состояния  столетней давности  и диктаторского управления  и самим капитализмом, и всей экономикой со стороны власти.
     И как теперь  с этих позиций  можно смотреть на  программу реформирования нашего общества?   Будет ли  достигнут хоть какой-то успех, если  за цели реформирования принять не системный подход, не реформирование принципиальных общественно-экономических  капиталистических  отношений, а какие-то частности?  Когда на Западе говорят о реформировании капитализма,  то не все имеют ввиду  его  ликвидацию как  капитализма-казино.  Менять саму систему  никто не хочет.  Но вовсе не потому, что она так хороша. Объективная оценка сегодняшнего капитализма и властью,  и самим населением планеты уничтожающая.  Не могу не привести следующий материал  полностью.
 
«9 ноября. FINMARKET.RU - Всемирный опрос, проведенный BBC World Service, показал, что неудовлетворение капитализмом весьма широко распространено на планете. Большинство населения планеты разочаровано капитализмом и рыночной экономикой. В среднем лишь 11% респондентов в 27 странах говорят, что он работает хорошо, и что большего регулирования со стороны государства не требуется.
      Наиболее распространенное мнение заключается в том, что проблемы, которые испытывает капитализм, можно решить с помощью большего регулирования и реформ. Такое мнение высказал 51%  принявших участие в опросе BBC.
    В России такого мнения придерживается 44% опрошенных, Украине – 55%.
    Процент тех, кто считает, кто капитализм неизлечимо болен и его следует заменить, в России точно совпадает со среднестатистическим показателем – 23%.
    В Украине число требующих замены капитализма больше – 31%, но все равно отстает от таких стран, как Франция (43%), Мексика (38%) и Бразилия (35%).  Населения даже в такой традиционно капиталистической стране как Франция  Почти вдвое больше недовольна капитализмом,  че  население России! 
     Зато Россия лидирует по числу тех, кто считает, что правительство должно или национализировать основные отрасли производства, или играть более активную роль в управлении ими – 77%.
      Лишь 12% участвовавших в опросе россиян считают, что власти должны играть меньшую роль в управлении экономикой, и 6% высказались за то, чтобы эта роль осталась без изменений.
     Схожие показатели среди российских участников опроса и по вопросу о том, должны ли власти более равномерно распределять экономические блага: 76% считают, что "да", 14% - "нет", и 5% процентов высказались за то, чтобы ничего не менять.
      Что касается Украины, то три четверти опрошенных высказались за более активную роль государства в управлении экономикой, и 80% - за то, чтобы власти играли более активную роль в равномерном распределении экономических благ.
      Эти показатели в целям отражают настроения в подавляющем большинстве охваченных опросом страна.

/Финмаркет/   
Источник - IFX-News   
 
     Просто  живущие и действующие внутри этой системы люди  естественным образом не могут знать того,  что твориться  за  закрытыми дверями.   Сами капиталисты  игнорируют  прогрессивные  достижения   науки,  возраст которой составляет полторы сотни лет, которая  называется  «Наука об общих закономерностях развития человеческого общества».  Наука, которая базируется на  прогрессивной философии, которая единственным  источником  прогресса человечества и одновременно его целью  принимает самого человека,  действующего  в своём человеческом обществе.  Кто может назвать более гуманистическую философию? 
    Россия настолько отстала уже за годы диктатуры КПСС технологически  от  передовых стран Планеты, настолько усугубилось её  отставание за период  реставрации капитализма, что сегодня говорить о  том чтобы  «догнать»,  а тем более «перегнать»  никак не приходится.  Совершенно безосновательно и предположение выйти в мировые лидеры только за счет срочного развития  высокотехнологичных и наукоемких отраслей.  Для этого всё рано требуется самая современная промышленная база. Кроме серьезных научных кадров.  А путь перевода экономики на инновационные рельсы  требует вообще  перестройки всего массового сознания и глубоких преобразований в самом человеке  и обществе.  Здесь требуются огромные вложения в самого человека  и десятилетия  активного  процесса  формирования новой личности. 
   Ни для  одного, ни для другого  у народа времени уже нет.  Надо хорошо понимать, что более высокая технология  обеспечивает и более высокие темпы   дальнейшего прогресса.  А  с нашей устаревшей безнадежно технологией мы  будем не догонять,  а отставать всё больше. 
  Ну и что же делать?
   Несомненно, что человечество идет к закату эры капиталистической собственности и капиталистических отношений собственности.  Всё реальнее  становится ситуация  преодоления  противоречий между  общественным характером  производства при капитализме   и частным присвоением результатов труда работников.  Продолжается непрерывно еще со времен Маркса  сокращение нормы прибыли капитала  не только потому,  что он стремиться преодолеть  своё  генетическое  противоречие между  повышением производительности труда и увеличением объемов производства,  с одной стороны,  сокращением  уровня доходов  работников,  с другой,   и таким уровнем потребительских возможностей  людей, которые бы не создавали проблем перепроизводства, т.е. КРИЗИСОВ.    Сегодня это актуальнейшая проблема, стоящая перед капиталом.  Требуется уникальное балансирование  самой рыночной системы   прежде всего в сфере  производства  чтобы  удлинить   цикличность  создания кризисной ситуации. Сегодня эта цикличность составляет для  текущих кризисов  примерно 7 лет. Для  разрушительных кризисов  около  40 лет.  (сегодняшний разрушительных кризис третий после  такого  кризиса 30-х годов.  Второй был в 70-е годы.)
   Но это безуспешная попытка, ибо, по утверждению  главного специалиста по капитализму Д Сороса,  рыночная система хорошо работает только в сфере распределения.  В сфере производства она практически не работает.  Это  слишком громоздкая и немобильная система.  И кто бы сомневался.  Рынок это вообще утопия. Мы в массовом порядке обманываем себя, рассчитывая на рыночную конкуренцию.  Капиталистическое производство,  и это описал еще Маркс,  всегда стремится к центру, всегда к созданию монополий, всегда более  к  необходимости договоренностей,  чем  конкурентной беспощадной  борьбе.  Что  вовсе не в интересах  капитала.  И это  еще одно генетическое противоречие капитализма – противоречие между  рыночной конкуренцией  и  центростремительными силами,  противоречие  между хоть и буржуазной, но всё же демократией,  и  авторитаризмом власти, соответствующей авторитаризму капиталистических монополий. Неразрешимость  их  привела к созданию уже  к началу ХХ века  системы мирового империализма,  что подробно описал В.Ленин.  И сегодня мы являемся свидетелями  той деградации этой системы,  которая при нем  еще только намечалась, н которую он так предвидел. 
    Но главное,  как преодолеть  необходимость рядового человека  ежедневно идти на далеко не всегда любимую работу, быть под началом далеко не всегда  хорошего хозяина  и получать за это далеко не всегда удовлетворяющую даже минимальные запросы человека,  заработную плату. 
    И вырваться из этого замкнутого круга человек не может, ибо чтобы вырваться, ему необходима собственная экономическая независимость.  Которую  зарплатой не создашь.  Вот  тут и начинает человек чувствовать свою ущербность.  Особенно в ситуации, когда  в СМИ  ему широко демонстрируют  мир безудержного  гламурного потребительства  и тп.  Сколько в обществе может быть  мелких предпринимателей?  10-20-50- процентов населения?  А если больше, то кто останется работать на  мелких лавочников?  И что это будет за общество?  Или нам мало образца Германии 30-х годов, когда именно эта категория стала главной опорой фашизма?  И  легко и просто относиться к этой   опасности  нельзя. 
    Поэтому Россия может выйти на передовые рубежи в мировой системе только одним способом.   Первой преодолеть капитализм  и создать общество экономически свободных, равноправных граждан,  общество национальных интересов.  Национальных означает и интернациональных.  Ибо  сумма согласованных национальных интересов человечества дает общие  интернациональные интересы.  Это совершенно не то, что происходит не с какой-то  интернационализацией, которая к капиталу неприменима, а с той  самой пресловутой  глобализацией  монополистического капитала, о  чем так много твердят капиталисты.  Она им нужна для свободного проникновения  эксплуатирующего  народы  личного капитала.  (в африканских странах только проценты по госдолгам  американским  банкам  составляют  большую часть их бюджета,  оставляя народ в беспросветной нужде) 
    Рано или поздно капитализм  придет к необходимости полной ликвидации прибавочной стоимости, того свойства производства,  ради которого и  зародился капитализм.  Маркс  не напрасно  предвидел то  время, когда   технологический производственный уровень достигнет такого качества,  будет производиться такой  объем товаров, который  на  простую заработную плату, (в сумме всегда меньшую, чем рыночная цена выпущенного товара),  не реализовать.  Значит  либо сокращать производство, увольнять рабочих,  либо  сокращать до нуля свои прибыли за счет увеличения зарплаты.  Это и будет момент зарождения социалистических производственных отношений, когда  общественный характер производства  будет  соответствовать общественному же характеру потребления. Частная собственность на средства производства окажется преодоленной, ибо капиталисту уже не понадобится производство, не приносящее прибыли. Народы найдут способ решения проблемы  трудоустройства бывших капиталистов, которые  в силу своего опыта  смогут прекрасно работать и на общественных предприятиях. 
    Когда мы все читали   утверждения Маркса о  зарождении социализма в недрах капитализма,  было совершенно непонятно, как и  почему  это может  происходить?  Мы читали и просто верили  авторитету классика.  И вот только теперь стал понятен механизм и движущие силы этого явления.   Оно реально,  ибо подтверждается и многими другими  и теоретическими рассуждениями и доказательствами сегодняшней практики. 
   И важнейший вопрос в том, какая страна  окажется первой, мощно стимулирующей этот мировой процесс.  Какая страна станет лидером дальнейшего  гуманистического развития человеческого прогресса. 
СССР  уже был в роли такой страны, когда за два десятилетия изменил весь облик общества, страны, психологии народов.  На СССР  в 30-е годы смотрел весь мир с восхищением.  После победы во второй мировой войне  в мире  вообще главенствовали социалистические настроения настолько, что испуганный Трумэн объявил  открытую войну коммунизму у себя в стране и,  наподобие сегодняшней «Аль-Каиды»  объявил   коммунизм как угрозу национальной безопасности.  Как же  скучна своим однообразием политика капитала.  Поиски врагов, локальные войны в целях продвижения своих интересов  в  наиболее  экономически и  стратегически важные регионы Планеты.  Можно было бы даже предугадать куда будут передислоцированы войска коалиции после вывода их из персидского региона.
    Чтобы понять, что таким лидером  должна стать именно Россия,  необходимо остановиться на   системе исторических обстоятельств. 
     Уникален  русский народ, уникальна история России. Народы западно-европейских стран  никакой другой формы собственности кроме крупного  частного владения  средствами производства и  землей   не знали  на всем протяжении истории. Это была рабовладельческая, феодальная, капиталистическая собственность. 
     История же русского народа сложилась так,  что  первобытно-общинная собственность  на землю, которая строилась на коллективной работе по превращению лесных  угодий в пашню  затем коллективному распределению новых земель между участниками  этого процесса.  Это всё  требовало только коллективного труда.  (сжечь, а затем выкорчевать гектары леса  - и так  многократно)
     Общественное владение землей и частное пользование ею  было нормой  общественной жизни вплоть до начала формирования государственности, когда земли стали захватывать  постепенно бояре и приближенные, постпенно превращаясь в помещиков как опору государственной власти. Крестьяне-земледельцы, естественно, постепенно закреплялись за каждым помещиком чтобы  навсегда ограничить их миграцию  на   новые, еще малозаселенные и свободные земли  севера, Сибири,  юга  России.  Так  общинность прекратила свое существование. Но не везде.  Весь  Север, Поморье, Прибалтика, некоторые территории   сегодняшней  Украины,  все южные территории и вся Сибирь  были не охвачены  крепостничеством  и продолжали жить и развиваться в системе общинной собственности  на землю.  В центральные районы России эта общинность была возвращена Реформами 1861 года.  Вся Россия была поделена на  примерно 140000  первичных  государственных структур – сельских общин, которые  осуществляли  свою деятельность на основе  полной гласности, открытости, прямой выборности  всех органов управления,  в том числе и судебной власти.  Мировые судьи могли принимать судебные решения исключительно на  основе  суда присяжных.  Последние за своё  время  выполнения функции присяжных  могли принимать  участие в заседаниях  только один раз.
     В советское время  система сельских общин была заменена на  «Сельские советы»,  которые  имели точно такие же права по управлению  общественной землей своего сельского Совета.  Сельсовет сам наделял людей   пастбищами, сенокосами,  участками для  строительства домов.  Конец этому положил Н.Хрущев.
      Но уникальность русского народа и истории России состоит еще и в том, что  общество познало кроме частого владения,  общественного владения,  еще  и государственную форму владения собственностью средств производства.  Можно, конечно,  рассматривать её и как извращенную форму общественной собственности,  где вся она,  декларируемая как общенародная  фактически было передана в управление  чиновничеству.  Однако,  есть  и в этой форме собственности свои  частные, но не системные преимущества. (плановость, мобилизационность материальных и человеческих ресурсов,  регулирование  развитием наиболее отсталых  сфер общественной практики и пр.)
      Какой народ в мире  имеет еще такой опыт!  Мы имеем опыт не только эволюционного развития общества, причем эволюционного по форме, но революционного по содержанию.  Речь идет и о реформах Петра-1, и о реформах  Александра-2, как наиболее ярких свидетельства этого утверждения.  Но еще и опыт  силовых революций,  перевернувших  всё  мировое сознание. Так что Россия  самой историей  поставлена  в лидеры  движения  по  переустройству  мировой  общественно-экономической системы.  Сегодня  это вектор  гуманистического развития,  реального превращения самого человека в свободного производителя на основе общественной собственности  и   индивидуального  управления своей частью этой собственности.  На основе  полной экономической независимости  каждого человека. 
    Если не эта, то какая  может быть альтернатива  разваливающемуся  империализму.  Когда-то империей зла был назван СССР,  сегодня  настоящая  империя зла это реальный империализм. 
    
     Конечно, легко сказать  - сделать человека экономически независимым производителем,  двигателем,  средством  и целью всего гуманистичесгого общественного развития.
     И наши  праволибаральные  обыватели  западнического толка, как и обыватель  стран традиционного капитализма  с трудом могут  воспринять  идею  свободной и экономически независимой личности.  Но не наш  многострадальный народ, который познал уже все  ухищрения  эгоистического собственника,  будь то частник  или государство-монополист. 
    Несколько выше мы  впервые   вскрыли  экономические механизмы перерождения  частной собственности в  общественную.  Это  естественный эволюционный процесс,  основанный на  преодолении объективных  противоречий капитализма.  Они смогут быть разрешены в строго очерченных рамках  объективного развития общества.  Любое насилие здесь грозит гуманитарной катастрофой, революциями, войнами и пр. 
  Повторюсь.  Тенденция к снижению  нормы прибыли будет и  дальше  продолжять усиливаться вследствие усиления опасности  кризиса перепроизводства  такой  силы, который, если его  игнорировать заранее,  вызовет полный крах не только финансовой системы, но всей экономики вообще.  Необходимость закрытия  множества предприятий приведет к массовой общенациональной безработице, обнищанию населения и к совершенно непредсказуемым   последствиям.  И никакие финансовые вливания уже не помогут. Выход один – выравнивать покупательную способность населения уничтожением нормы прибыли вообще, и обеспечить доступ к товарам тех слоев населения  метрополии или  периферии, которые еще не имели такой доступ.  (Вспомните мысли Б.Гейтса, изложенные выше)
     В этом случае  производство и все социальное обеспечение будет сохранено.  Заработная плата рабочего будет включать и долю произведенной им прибавочной  стоимости, и общая рыночная цена произведенной рабочим  продукции станет равной  сумме всех заработанных рабочим денег.  Покупательная способность  будет обеспечена доходом. Но тогда  изменится и статус рабочего, ибо он  уже прекратит быть эксплуатируемым пролетарием.  Произойдет предвиденное Марксом соединение   рабочей силы  и права управления средствами производства. Это будет означать, что  окажется преодоленным и  диалектический  антипод  пролетариата – капиталист. 
     Это, несомненно, приведет   к переходу частной собственности средств производства в общественную собственность.  Ибо никакой капиталист не станет заниматься  тем, что не приносит ему прибыли. А ввиду того, что производством надо будет продолжать управлять,  все акции предприятия, находившиеся до этого момента в руках бывших владельцев  придется передать  рабочим, как новым собственникам, которые и организуют управление им уже на новой основе. Надо сказать, что в этих условиях промышленный капитал будет усиленно перетекать в зону финансового капитала.  И при преодолении частной собственности в сфере производства  частная финансовая собственность может сохраниться.  Она может сыграть  свою положительную роль и в посткапиталистическом обществе.  Социалистическая общественная собственность также будет нуждаться в кредитовании. Поэтому этот частный финансовый капитал будет необходимо либо национализировать, либо использовать его при полном контроле общества в общественных  интересах.
    Проблемой станет Федеральная Резервная Система США – частная  финансовая организация,  где сосредоточены  ценности  на сумму в квадрильоны долларов.  Почему так резко подорожало золото в кризис?  Кто его скупает  десятками тонн в то  время, когда мир  подвергнут обнищанию?  Будет ли сообщество миллиардеров – двадцатка  собственников ФРС,  печатать  новые миллиарды долларов для наполнения ими экономики США, если бы они не  имели  в Форт-Ноксе  адекватные  золотовалютные резервы?   Никакой экономист  в здравом  уме этого себе не позволит.  Кудрин  наоборот, изымает сотни миллиардов долларов из экономики России чтобы  не переполнить её деньгами  даже  в условиях её развала  и острейшей потребности  финансирования её развития.  Но эти американские  ребята спокойны.  Ни один кредитор США  не потребует  срочного возврата кредита с процентами.  И  хранилища Форт-Нокса  останутся нетронутыми.
     Предложенный сценарий  разложения  капиталистической системы  сложился  в результате  построения непрерывной цепи последовательных  политико - экономических событий, которые прочно детерминированы. Какое-то одно из них не может быть вырвано из контекста,  не может никак произойти,  если не произошло предшествующее. И наоборот, если  какое-то произошло, то за ним должно  последовать строго определенное,  как бы единственно возможное, предписанное  предыдущим событием.
    Теперь можно это явление рассмотреть и с точки зрения  философии  науки под названием «Общие закономерности развития человеческих обществ».  В простонародье – марксизма.  Формирование философского осмысления  капиталистических отношений собственности Маркс осуществил почти сразу после окончания университета  при изучении  работ политэкономов  конца18 начала 19 в.  Это были  блистательные экономисты,  работы которых  и сегодня абсолютно актуальны, ибо точно описывают сегодняшние процессы в капиталистической системе,  которые  зародились как генетические свойства капитализма.  Но Марксу  экономических представлений было недостаточно.  Политэкономия только констатировала, как и любая другая наука того времени. И только Маркс впервые  понял, что должна быть создана такая наука об обществе, которая бы позволяла  не только увидеть  факт,  но и  понять закономерности  всего процесса  общественного развития. А значит и управления им.
    Вот что писал Маркс  в известном письме  соиздателю  журнала Арнольду Руге:
   «..Мы не стремимся догматически предвосхитить будущее, а желаем только посредством критики старого мира найти новый мир. До сих пор философы имели в своем письменном столе разрешение всех загадок, и глупому непосвященному миру оставалось только раскрыть рот, чтобы ловить жареных рябчиков абсолютной науки. Теперь философия стала мирской; это неопровержимо доказывается тем, что само философское сознание не только внешним, но и внутренним образом втянуто в водоворот борьбы. Но если конструирование будущего и провозглашение раз навсегда готовых решений для всех грядущих времен не есть наше дело , то тем определеннее мы знаем, что нам нужно совершить в настоящем,-- я говорю о беспощадной критике всего существующего, беспощадной в двух смыслах: эта критика не страшится собственных выводов  и не отступает перед столкновением с властями предержащими..»
     .
       Марксу было хорошо. Он не жил в условиях  полного отсутствия свободы публичного слова, запрета на  пропаганду  гуманистических идей  экономического равноправия  членов  общества и народовластия. Маркс  в своих  «Экономическо-философских рукописях 1844 г»  дал образец  философского осмысления экономических явлений. 
      Так,  экономисты  зафиксировали  такое явление, как  продажа рабочим и покупка, соответственно, капиталистом  живой человеческой силы  для производства работ на непринадлежащем рабочему оборудовании, производство товаров, не принадлежащих никак рабочему  и отстранение рабочего от системы распределения.  Ничего личного, только бизнес. Но Маркс увидел в этом основную  уничтожающую личность, сущность капитализма. Это ОТЧУЖДЕНИЕ человека от всего в системе общественного производства.  Проблема отчуждения  - коренная проблема  философии  науки об общих закономерностях общественного развития.  В ней  проявляется и коренное противоречие капитализма – общественный характер производства и частное присвоение результатов труда и прибавочной стоимости.  И  Маркс  делает вывод, что это коренное противоречие капитализма когда-нибудь и приведет капитализм к разрушению.  Преодоление проблемы отчуждения  будет означать преодоление капитализма. 
      Но  чем практически  будет заменено отчуждение?  Понятно, что каким-то присвоением.  Вот  отсюда и вульгарное представление  капиталистических апологетов, что  Маркс  предлагал всё  отнять и поделить.  И сегодня эта совершенно  глупая фраза широко гуляет по буржуазной прессе. 
      Но речь идет совершенно о другом.  Речь идет о присвоении права на управление  теми средствами производства, на которых рабочий  трудится, на управление  самим процессом труда,  на управление  результатами труда и системой распределения.  Иначе говоря, речь идет о  передаче всех прав от  одного собственника  коллективному собственнику – ОБЩЕСТВУ.   Но ввиду того, что общество  и есть сумма  взамосвязанных общностью труда людей, значит  каждому члену общества своей  части.  Как и в случае  нескольких собственников- капиталистов одного предприятия. Это и будет  реализация мечты Маркса о преодолении отчуждения  в полной мере.  Отчуждение будет превращено в присвоение.
Недавно нашел интересный материал.Из ЖЖ  Мартишенко.
                ТРЕБУЙТЕ УЗАКОНИТЬ ПРИРОДНУЮ РЕНТУ!
ОБРАЗЕЦ ОБРАЩЕНИЯ: " Я как гражданин России, требую от Вас, господин Президент Р.Ф. , иницировать принятие закона о Природной Ренте, универсально распрстраняющей принцип частной собственности на все богатсва  Природы Р.Ф. и на каждого гражданина Р.Ф.  А потом  последующего перечисления  из бюджета Р.Ф. равнодолевых сумм на персональные банковские счета всех граждан Росссии и всех последующих со дня рождения за использхование и распоряжение их частной собственностью. Общая сумма этих равнодолевых сумм должна быть не меньше суммы аукционных продаж участков недр, продаж прав на добычу растительных и биоресурсов и налоагов на недропользователей. Для граждан будет приемлемо не распространять принцип наследования на рентные накопления , а расходы в строго бехналичной форме и  цели установленные государством ".
 Это и есть экономическая основа социализма.
     Далее.  Отношения капитал – наёмный работник Маркс определил как отношения собственности.  Один собственник имеет капитал,  другой человеческую силу  (или интеллект).  Один продает – дугой покупает.  Ничего личного. Только бизнес.  Но  Маркс за этим увидел  трагедию  наёмника.  Бесправие, униженность собственным подневольным положением человека.  Поэтому тогда, когда он говорил о преодолении отчуждения он  еще понял и то, как  могут измениться отношения собственности  в условиях общественной собственности на средства производства.  Сегодня мы уже понимаем, что в результате присвоения человеком прав на управление  своей частью общественной собственности оказывается, что  в этих условиях в экономические отношения вступают ВСЕ ЧЛЕНЫ ОБЩЕСТВА  ДРУГ С ДРУГОМ.  Человек из раба становится  равноправным членом общества, а само общество превращается в  коллектив  свободных производителей, как говорил Маркс,  «ассоциированных производителей».  Мы понимаем, что  такое  развитие общества  находится вполне в русле  философии науки об общих эакономерностях общественного развития.  Это вектор гуманистического  прогресса человечества.  Пройдя тысячелетия  монархизма, тирании, рабовладельчества, различных  монархий  и, наконец, диктатуры капитала,  человечество  возвращается в то свое  свободное состояние,  которое и позволило ему  изначально превратиться в человека.  Ведь никаких Законов, директив, приказов  на эту тему никто никогда не издавал. Человечество развивалось вполне разумно инстуитивно управляя свом развитием. Просто  производя продукты, торгуя, меняя.  И только тирании приводили к стагнации обществ и их  развалу.  Тирании всегда оправдывали себя  необходимостью  усиления государственности, наместничеством бога на земле,  идеями спасительности общества от чего-то того, что придумывали сами же спасители.   Но сегодня человечество, как основная производительная сила (по Марксу)  достигло такого уровня интеллектуального, творческого развития, что  оно само гарантированно может решать свои социально-экономические  проблемы.  И выбирать вектор развития, соответствующий национальным и общественным интересам.   И теперь  он также не нуждается ни в каких Законах, директивах,  чьих-то  установках на эту тему.  Речь идет о  преодолении  государства как органа насилия,  всех политических партий как выражающих интересы частных интересов и отдельных групп населения.  Общественные интересы  не могут быть ограничены ничем.
   Классик  еще  170 лет назад писал   в «Манифесте Коммунистической партии»:
: «Мы приближаемся  теперь быстрыми шагами  к такой ступени развития производства,  на которой   существование этих классов (капиталистов и пролтариев. Г.Я.) не только перестало быть необходимостью, но  становится прямой помехой  производству…Общество, которое по-новому  организует производство   на основе свободной и равной ассоциации  производителей, отправит  всю государственную машину………в музей древностей,  рядом с прялкой  и бронзовым топором.»
      Прошедшие  десятилетия   не могли  дать воплощения этих  идей, поскольку  уровень развития производства  и отношений собственности  не предопределяли  еще такие возможности.  Сегодня они уже  появляются.  Капитализм  проявляется действительно как  КАЗИНО (Н.Саркози). 
      Вполне понятно, что коренным образом изменятся  и экономические   отношения  Но как?
     При капитализме  в отношения собственности вступали капитал  и рабочая сила.  А какими будут отношения собственности, если  и рабочая сила, и средства производства  (капитал)  будут сосредоточены в одних руках?  Не приведет ли это в реставрации наёмного труда и эксплуатации?  Никак не приведет, ибо, во первых, каждый член общества будет экономически независимым  и способным обеспечить своё благополучие. (а для эксплуатации пригодны только неимущие  пролетарии, кто вообще не имеет средств к существованию).  И во-вторых,  никто  не захочет просто так унижаться  продавая себя  другому человеку,  ибо права  и возможности  у всех равны.
     Таким образом,  оказывается, что в отношения собственности  окажутся втянутыми только  сама рабочая сила как собственность каждого члена общества.  Т.е. отношение  ТРУД – ТРУД.  В условиях  личного труда  на личном предприятии,  где работают только члены семьи  (без права найма)  и  отсутствия разделения труда  в отношения  собственности вступает весь семейный коллектив по отношению к внешним для него предприятиям.  Коллективный труд – коллективный труд.  Сложнее отношения в условиях  общественного производства  при глубоком разделении труда.  В основе этих отношений (рабочая сила - рабочая сила)  окажутся  отношения в сфере производства.  Все производители  окажутся  взаимозависимыми.  Все – ответственными за  производительность  труда и качество продукции.  В этих условиях  уже не может возникнуть вопрос:  «Товарищи,  а кто вшил  этот  рукав?  Кто так криво пришил пуговицы?».  Это было в условиях обезличенного,  а значит и безответственного производства.  В условиях социалистических  производственных  отношений и отношений собственности  каждый ассоциированный производитель будет нести персональную ответственность за свою продукцию  на большом производстве.  Это необходимо для  объективной оценки  качества труда при распределении прибыли в соответствии с  вкладом каждого члена коллектива.  «От каждого по способностям – каждому по его труду».  В этих условиях  сами работники будут требовать строжайшего учета и объективности.  Но при этом, естественно,  максимально увеличивается взаимозависимость участников производства.  Это и есть  «трудовой коллектив».   
     И уж совершенно понятно, что в таком коллективе  будут реально зарождаться множество  инновационных проектов,  направленных на повышение производительности и качества труда  и,  главное – продукции.  При  социализме  спрос так  же будет рождать предложение.  И  значит,  рынок  до некоторых пор  сохранится.  Пока  уровень производства не будет способен обеспечить  всех   и  всем. 
   Это лишь наиболее общие аспекты отношений собственности  и производственных отношений  в посткапиталистическом обществе. 
     Коренным образом изменятся и  политические отношения.  Партии, как олицетворение клановых интересов,  окажутся не востребованными и самораспустятся.   Ибо единым интересом станет единый национальный интерес.  Вместо кооптации чиновников самих  себя во власть  критерием  отбора  станет  программа того кандидата, которая  наиболее полно будет отражать  национальные интересы.
    В условиях  общественной собственности и  превращением каждого члена общества в  управленца  материальными средствами  и процессом  труда,  каждый член общества  будет стремиться  к участию и в управлении обществом  и государством.  Но  такую структуру  называть государством будет уже неправильно.  Это будет подлинная РЕСПУБЛИКА.  Каждый член общества окажется крайне заинтересованным в том, чтобы  и народные средства   не расхищались, и решения относительно  жизни человека  были  адекватны  потребностям общественного развития, и чтобы просто  на улице был порядок.  Поэтому всей жизнью общества будут управлять советы, комитеты,  коллегии и т.п.  общественные органы.  На долю  бюрократа останется только   «техническая, как и положено  столоначальнику» (но не далее),  канцелярская работа.  И планировать экономическое развитие, и распределять фонды и средства, и контролировать  работу  вышестоящих органов  будут только общественные органы. Общество,  как сложная социальная система, как и любая система,  станет действительно самоуправляемой,  саморегулируемой.  Это будет реализованная идея народовластия.  Автократизм  уйдет в прошлое.  В этом и состоит сущность мысли, что каждый человек, даже простая кухарка будет управлять обществом.  И ей для этого вовсе не потребуется покидать своё рабочее место.  Как  и всем другим членам общества. 
      В условиях бурно развивающегося производства  для общественной   деятельности   будет оставаться   всё больше и больше времени. 
     Таким образом, сущностью политической жизни общества  станет  решение проблем  изучения  потребностей развития  общества, формулирование  национальных интересов,  борьба  инновационных идей по управлению обществом и экономикой  и  конкурс  программ  кандидатов  в  председатели общественных советов,  которые  и будут отвечать за  реализацию  этих программ.  Однако,  говорить в целом о структуре управления обществом и Республикой   мы  с достоверностью не можем. Это решит время.
      Превращение человека в экономически независимый субъект  общества  коренным образом изменит и  всю социальную жизнь общества.  Дело в том, что  долями  общественной собственности  должны быть обеспечены в равной степени все категории населения.  Это и дети со дня рождения, и инвалиды, и старики, и заключенные, и бомжи, и сироты  в детских домах.  Каждому должна быть предоставлена именная непродаваемая акция, удостоверяющая их  право управления долей собственности.   Но как будет управлять младенец, или  инвалид, или  немощный старик?  Поэтому  все эти категории  имеют право  передать своё  право только родственникам, ближним или дальним или, если таковых нет, самому  передать акцию в управление какому-либо предприятию  чтобы получать хоть какой-то доход.  Он, конечно, не должен равняться доходу работающего на предприятии.  Таким образом, каждый человек  становится носителем потенциального дохода  от использования  того капитала, который  обозначен в стоимости акции как основной фонд.   Это значит, что  население  для того, чтобы увеличить свои материальные ресурсы  начнет активно  заводить детей,  Детские дома опустеют, ибо  все дети будут усыновлены,  снизится число абортов,  не станет отказничков  среди новорожденных.  Опустеют и дома престарелых,  ибо  дети  и  родственники  постараются  не просто  взять стариков на попечение, но и  хорошо следить за их здоровьем. Обеспечением этому социальному процессу  станет  значительное улучшение  материальных,  а значит и жилищных условий.  Миллионы  людей  начнут своё  маленькое  семейное  «дело»  без найма  рабочей силы. Миллионы  переедут  на свободные заброшенные земли для ведения своего личного хозяйства  и просто освоения  территорий. 
    С  улучшением условий материального существования   получит развитие  массовый спорт,  улучшится содержание досуга,  молодёжь  переориентируется в  направленности образования,  приоритетными станут не  менеджеры, а  специалисты  сферы материального производства, сферы облуживания, сельского хозяйства.  Человек  поймет,  что деньги зарабатываются собственным трудом, а не  эксплуатацией другого, что  материальное благополучие  более достижимо в условиях семьи.   Сотни тысяч молодых здоровых мужчин, дислоцировавшихся ранее в ЧОПах, ОПГ бандитов, рейдерских фрмированях, ОМОНЕ,  милиции  будут освобождены для выполнения  более полезной для общества работы.  Ни охранять, ни грабить,  ни подавлять уже никого не потребуется.
    Мы,  конечно, не можем  отразить все  изменения, которым подвергнется общество  при становлении человека как   его члена,  как свободной   личности, свободного производителя.   
     Коренным изменениям  окажутся подвергнуты   и  не только структура власти в Республике.  Коренное изменение произойдет и во всез других «ветвях власти.  Все  печатные и  электронные  СМИ  также станут  принадлежать  работающим в них  людям.  Это значит, что они станут подлинно независимыми.  Но не исключена и  материальная поддержка  этих органов  Республиканской властью. Более того, в  некотором случае возможно  и постоянное  субсидирование прессы за счет общественных фондов.  Больше не потребуется затрат 25%  эфирного времени на  осточертевшую рекламу.
      Не изменится лишь функции, а значит и организация деятельности прокуратуры,  хотя  потребность в её  работе сократится намного.
      Милиция  непременно должна быть переведена там, где это возможно, где она   контактирует непосредственно с человеком, на общественный характер  охраны правопорядка.  «Милиция»  как народный  орган, тем и отличается от «полиции»  как государственной силы.  Милиция должна быть разделена на милицию охраны правопорядка  и криминальную милицию.  Конечно,  должны быть сохранены те области деятельности, которые требуют профессиональных знаний. Должны быть выборными все руководящие посты в милиции – начальник и его подчиненные.  Милиция должна иметь территориальное подчинение.  Кроме специальных отделов.   Центральный аппарат с десятками генералов должен быть сокращен максимально.   
       Автоинспекция может вполне быть переведена  на  общественное управление.  Вот уж тогда  дежурный водитель нарушителю как коллега коллеге не простит ничего.  Коррупция, поборы на дорогах  для пополнения и бюджета, и карманов исчезнут навечно. 
    Суды сверху до низу будут выборными.  Причем выборы  будут  открытые и прямые.  Суды должны быть только судами присяжных. Присяжные  должны иметь право принимать участие в судебных заседаниях только один раз  в выборный период.  Сменяемость - три  года  для  всех.
     Принципиально  народное образование от детсада до докторантуры,  здравоохранение,  учреждения культуры,  массовый спорт,  должны быть функцией  республиканской власти.  Но обстоятельства, связанные   с  уровнем  материальной обеспеченности  населения,  с  тем, какое  будет принято решение по этому вопросу самим обществом,   предугадать невозможно. Общество может принять  три  варианта. Либо люди будут  отчислять из своих доходов   в фонд  общественного потребления, и тогда все эти области общественной жизни будут  как бы,  бесплатными.
   Либо  общество примет решение не отчислять ничего и никуда, а  человеку самому оплачивать и образование, и медицинское обеспечение , и платить за обучение спортивному мастерству.   Но может быть и так, что общество найдет возможным  оплачивать все социальные проекты из взимаемых с трудящихся налогов.   Всё это зависит от множества,  прежде всего экономических факторов. 
Но то, что объем государственных расходов будет уменьшен на порядок, несомненно.  Исчезнет необходимость содержания  так наз. «политических партий», госаппарат сократится на не менее чем 80%,  не потребуются и миллиардные  финансовые вливания  в частный сектор  и пр. и пр. 
    
      Сегодня мы  нарисовали лишь самую общую,  эскизную картину  посткапиталистического общества.  Можно говорить о деталях,  с чем-то не соглашаться, что- представлять иначе.  Но невозможно утверждать, что капитализм вечен и что никакого посткапиталистического общества быть не может.  Это  проявление крайней формы  деградации личности – непонимание того, что  ВСЁ  ПРОХОДИТ  и НИЧТО НЕ ВЕЧНО.  А нам, как сказал Маркс, надо ускорять этот процесс не догматически предвосхищая будущее, не рисуя  теоретические абстракции,  а только на  основе  критики  существующего режима  пытаться найти закономерное решение  проблем развития человеческого общества.