По следам Эзопа

Анна Поршнева
Есть у Эзопа загадочная басня. Я, как ни билась, не поняла её смысла, хотя история мне очень нравится. Может быть, кто-то поможет мне с этой загадкой.

Итак, Эзоп говорит:
Некий человек пришёл на берег моря и принялся играть на флейте в надежде, что рыбы придут на его зов. Но надеялся тщетно. Тогда он забросил в море невод и вытащил полный. Глядя на то, как рыбы бьются на берегу, он сказал: "Странный вы народ! Пока я играл вам, вы плясать не хотели. Сейчас я смолк, а вы затанцевали."

Можно рассматривать эту басню как историю о разных способах мотивации. Дескать по-хорошему рыбы не захотели, так к ним применили насилие. Но право же, как ждать от рыб того, чтобы они добровольно пошли на смерть, хотя бы и привлечённые сладкой музыкой?

Хотя наши правители очень часто именно этого от нас и ожидают.

P.S. И несколькими часами позже: половив рыбку в мутной воде выяснила, что этой басней Кир ответил посланнику какого-то греческого города, на который он пошёл войной. Всё-таки значит: не хотели миром, так теперь и войной не обойдётесь? Какая грустная басня...