Z-триз. Дискуссия. 22. М. Меерович Г. Альтшуллеру1

Виктор Сорокин
Z-ТРИЗ. Дискуссия. 22. М.Меерович-2  В.Сорокину

***

В.Сорокину

Виктор, здравствуй!
 
Честное слово, твое письмо «ТРИЗные сомнения» вызывает и смех, и слезы. Вся твоя беда (НЕ ВИНА!) в том, что ты правильно указываешь источник: «Свой вывод (об отсутствии сомнения в ТРИЗ и вероятности твоего утверждения на 90% М.М.) я делаю только на основании АРИЗ и личных контактов с тризовцами».

Ты можешь счесть меня нахалом и зазнайкой, но я все-таки посмею утверждать, что на контакты с тризовцами, знающими и ПОНИМАЮЩИМИ, что такое истинная ТРИЗ, (кроме самого Генриха) тебе не очень повезло. А самому разобраться у тебя просто не было времени.

Ты судил о ТРИЗ по журналу, а это на 99% не просто макулатура, а еще и весьма вредная литература, ибо она создает в корне неправильное представление о ТРИЗ уровня его понимания Викентьевым и Сычевым. Все наши попытки прорваться на его страницы и провести дискуссионные материалы отсекались. Именно за это и досталось Склобовскому на том съезде, где ты был.

Вина в этом – и самая главная! – лежит на ГСА. 10 лет из 12, которые мы с ним знакомы, я пытаюсь убедить его создать основы НАУКИ. Чтобы не повторяться, привожу целиком 2 последних письма ему.

* * *

Z-ТРИЗ. Дискуссия. 22a. М.Меерович-3 Г.С.Альтшуллеру 

«Добрый день, Генрих Саулович!

В начале апреля получили Циркулярное письмо К2 (ЦП2) Все, затронутые в письме вопросы и в том же порядке, я нашел в ЦП3; ЦП2 я не получил. В.С. от Э.Э.Курги и Ваше Примечание о том, что Информация Президента будет разослана позднее. В конце апреля пришла Ваша Деловая записка №1-96. И многие пункты ЦП2, и Ваша приписка, и Записка вызвали тяжелый вздох: Опять!!! Третий вице-президент, предлагаемый Вами, оказывается несоответствующим должности... И хотя на этот раз я с Вами ПОЛНОСТЬЮ согласен, Вы сами понимаете, что такая обстановка не способствует нормальной работе Ассоциации...

А теперь по существу материалов из ЦП2 (для удобства по порядку их изложения).
Прежде всего сама компоновка материалов: на первая месте информация от ТРИЗ-Шанс и только потом от Ассоциации. Мелочь, но неприятная.

п.2 Проекты.

Проект «Базовый учебник ТРИЗ»
 
Еще одна мелочь: ТРИЗ это ТЕОРИЯ, поэтому писать о ней надо все-таки в женском роде: не состоялся, а состоялась.

Проект «Центр экспресс-методов обучения»

Утверждать на основании спада разработок, что классический железный ТРИЗ в основном сформировался, и высказывать предположения о новом этапе (типа Смычка алгоритма с ЗРТС? Детализация механизма решения задач, где нет противоречий? Создание надТРИЗ?) может только тот, кто в ТРИЗ вообще ничего не понимает! И Э.Э.Курги тут же это доказывает, предлагая в качестве методов для обработки больших объемов информации обучение СКОРОЧТЕНИЮ, СКОРОПЕЧАТИ И АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. Блестящая идея: чтобы выкопать клад, совсем не важно знать, где он находится, важно уметь быстро работать лопатой!

Спад разработок по классической ТРИЗ и рост по ТРИЗ+... свидетельствует только о том, что:

1. Даже среди старых и правоверных ТРИЗовцев нет единомыслия и четкого представления, что же такое истинная ТРИЗ. Тому подтверждение – программа Базовой школы ТРИЗ, которая первым основным механизмом решения изобретательских задач считает использование информфонда (Эффектов, Стандартов, Приемов устранения ТП) без глубокого микро- или макроанализа задачи. Тот же перебор вариантов, но зато на ТРИЗовском материале! И все! Выявление ФП – почему-то второй механизм, и только на третьем сквозь траекторию развития очень призрачно просматриваются ЗРТС. И нигде даже намека на АРИЗ или хотя бы слово алгоритм!

Католицизм это то, что таковым считает Папа Римский. Если Вы, Генрих Саулович, в самое ближайшее время ЛИЧНО не определите, что такое ТРИЗ, с ней произойдет то же, что с христианством. И все, что Вы пятьдесят лет делали, рассыплется. И потом о ТРИЗ будут судить по учебникам авторов типа Э.Э.Курги, тем более, что власть им в руки Вы вложили сами.

СДЕЛАЙТЕ ЭТО! Если нужна наша помощь, скажите, что нужно. Мы сейчас относительно свободны и на ближайшие пару месяцев можем располагать своим временем.

2. Возвращаюсь к теме спада и роста. После Вашей глобальной идеи об объективности ЗРТС и выявлении их на материале патентного фонда новой глобальной идеи «Куда копать?» пока нет. Мы с Ларисой (Шрагиной) разрабатываем методы развития мышления (Ваша идея о Теории Сильного Мышления) и внедрения их в педагогическую практику, но на основе прежде всего освоения АРИЗ (чего, насколько нам известно, не делает больше никто). Подготовлен учебник «Основы культуры мышления», план-проспект я Вам выслал в предыдущем письме (от 25.11..5 г.), но ГЛАВОПУС!..
 
3. ТРИЗ создавалась не как фундаментальная, а как прикладная наука, и в этом качестве себя прекрасно зарекомендовала, обеспечив хлеб с маслом и икрой (не кабачковой!) достаточно большому количеству пользователей и халтурщиков. Любая новая разработка при отсутствии права на интеллектуальную собственность тут же подхватывается и тиражируется даже без упоминания ИМЕНИ автора, не говоря уже о материальном вознаграждении. Так что желающих работать на доброго дядю становится все меньше... А экономическая ситуация сейчас такова, что просто вести обширный поиск с целью накопления материала и ожидания озарения идеей нет возможности.

4. Существующий к настоящему времени объем наработок по ТРИЗ ПРИ ОТСУТСТВИИ ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ И ТЕРМИНОЛОГИИ позволяет пристегивать ТРИЗ к чему угодно, даже к рекламе нижнего белья. Об этом ли Вы мечтали 50 дет назад?

5. Часто возникает ощущение, что достаточно большому числу считающих себя тризовцами вполне хватает того, что уже есть. Кому-то не нужны новые глобальные разработки, которые придется догонять, кому-то Ассоциация ТРИЗ с четкими определениями понятий (Так легко работать на уровне «Ну в общем ты меня понимаешь!») и сертификацией уровня преподавателей и специалистов («А вдруг не аттестуют?»).

Вот, на мой взгляд, ОСНОВНЫЕ причины спада роста разработок. А дела в железной ТРИЗ еще огого!!!

Проект «Заочная Школа ТРИЗ» (а также Информация о Базовой Школе)

Мнение о программе Школы я высказал выше. А так как ЛЮБУЮ программу составляет и подгоняет под себя преподаватель, то при всем моем огромном уважении к Александру Борисовичу я лично никому советовать учиться в этой школе не буду. Прежде всего потому, что сейчас ТРИЗ уже давно инструмент не для решения железных задач, а для формирования тризнутого мышления. А для этого нужно начинать с системно-функционального подхода (генетический анализ) и с АРИЗа, и только потом, на материале большого объема решенных задач, можно делать выводы о существовании приемов, стандартов и т.п. Так построена наша программа и наша книга, так мы обучаем навыкам ОРГАНИЗОВАННОГО И ОСОЗНАННОГО МЫШЛЕНИЯ. Поэтому наши слушатели АНАЛИЗИРУЮТ, ищут и находят идеальные решения не только для технических, но и для организационных, экономических, психологических и других проблемных ситуаций.
 
3. Круглые столы

ПРОБЛЕМЫ в ТРИЗ:

Обсуждать предложенные проблемы после таких заявок о сути ТРИЗ вряд ли есть смысл... Особенно когда предлагается такая СТРУКТУРА БАЗОВОГО УЧЕБНИКА, который УЖЕ взят Ассоциацией за основу и должен быть посвящен только железной ТРИЗ...

Интересно, кто в данном случае выступает под именем Ассоциация, если Вы, автор ТРИЗ, КАТЕГОРИЧЕСКИ отказываетесь участвовать в создании такого учебника?!
Вот такие не очень конструктивные и веселые мысли возникают при чтении ЦП2.

Теперь по Вашей Деловой записке №1-96.

О школах. Это, на наш взгляд, действительно самое главное, что нужно сейчас делать. Но школы, и прежде всего Центральная, должны иметь четкую КОНЦЕПЦИЮ ТРИЗ. Определить такую концепцию, повторяюсь, должны Вы САМИ как автор. И тогда выбор Центральной школы, определяемый наличием сильного коллектива преподавателей, будет производиться на ее соответствие разработанной Вами концепции ТРИЗ.

Для создания концепции необходимо, как минимум:

1. Дать общее определение ТРИЗ как науки.
2. Определить объект исследования ТРИЗ как науки.
3. Определить предмет исследования ТРИЗ как науки.
4. Определить цели исследований.
5. Определить методы исследования.
6. Дать определения основным (ключевым) понятиям.
7. Определить приоритетные направления исследований.

Последние несколько лет мы в основном проводим семинары «Формирование творческого мышления» для школьников и педагогов всех уровней. В своей работе мы используем такие определения:

1. ТРИЗ это наука, изучающая объективные ЗРТС и разрабатывающая методологию (систему методов и приемов) решения технических проблем.
В процессе своего развития ТРИЗ эволюционировала от решения чисто технических задач до методов, формирующих культуру мышления на уровне, соответствующем стилю мышления творческой личности. Результаты этой эволюции позволяют говорить о создании фундамента науки о Теории Сильного Мышления.

2. Изначальный объект исследования эволюция технических систем как составной части искусственных систем.

3. Предмет исследования – выявление закономерностей изменения технических систем.
Исследования показали, что ЗРТС распространяются на все искусственные системы!

4. Цели исследований:
Изначальная создание методологии (системы методов и приемов), основанной на объективных законах развития технических систем и предназначенной для поиска наиболее эффективных решений проблемных ситуаций.
Современная формирование культуры мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мыследеятельности.

5. Методы исследования анализ процесса изменения продукта изобретательской (творческой) деятельности с целью выявления причин этих изменений и способов их реализации.

6. Основные (ключевые) понятия.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ (АРПС) – определенная последовательность выполнения мыслительных операций, основанная на объективных законах развития искусственных систем, для поиска наиболее эффективного решения проблемной ситуации.

КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ – результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – возникновение противоречия, не удовлетворяющего потребителя системы, как результат взаимодействия двух или более элементов системы.

ПРОТИВОРЕЧИЕ – свойство связи между двумя элементами системы, при котором при изменении одного из элементов в нужном для потребителя направлении возникает недопустимое для потребителя изменение второго элемента.
 
СИСТЕМА – совокупность элементов, предназначенная для выполнения определенной функции и образующая при своем объединении новое свойство, которым не обладают отдельно взятые элементы.

СИТУАЦИЯ – результат взаимодействия двух или более элементов системы.

СТРАТЕГИЯ МЫШЛЕНИЯ – преобладающая для субъекта тенденция к определенной последовательности выполнения мыслительных операций.

КОНЦЕПЦИЯ (наш вариант)

Скрупулезный анализ десятков тысяч патентов описаний ПРОДУКТА изобретательского процесса позволил Г.С.Альтшуллеру выдвинуть основополагающий для всей методологии технического творчества взгляд на процесс совершенствования объектов техники не как на психические процессы, происходящие в мышлении изобретателя, а как на их закономерный переход из одного состояния в другое. Точно так же, как происходило развитие и совершенствование живых организмов. В результате был сделан вывод: технические системы развиваются по всеобщим диалектическим законам и не подчиняются субъективной воле человека.

Эволюция техники, таким образом, подтвердила общие положения объективной логики Гегеля: предметный мир определяет характер действий с ним.

Придя к такому выводу, Г.С.Альтшуллер сформулировал концепцию науки о развитии технических систем: Технические системы развиваются по объективно существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного совершенствования старых и создания новых технических систем. Выявленные к настоящему времени закономерности (работа в этом направлении продолжается) сведены в систему законов развития технических систем (ЗРТС). ЗРТС легли в основу принципиально нового направления эвристики науки об изобретательстве: теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В ТРИЗ процесс решения задачи построен как четкая программа по выявлению и устранению логических и диалектических противоречий, сведя к минимуму все субъективные факторы.

Основной инструмент ТРИЗ – алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ это комплексная программа последовательных операций по выявлению и устранению противоречий, включающая в себя систему психологических, логических и информационных инструментов для проведения анализа.

Необходимость соблюдать определенную последовательность выполнения мыслительных операций для эффективного анализа проблемной ситуации дает возможность рассматривать процесс мышления как технологический процесс и формировать навыки выполнения этих операций через систему упражнений так же, как формируются навыки выполнения специфических операций в любой другой профессии. Продолжительная работа с ТРИЗ формирует в пользователе особый стиль мышления, который распространяется на анализ и поиски решения любых других проблем. Таким образом, ТРИЗ может быть использована для формирования культуры творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мыследеятельности.

В настоящее время на основе ТРИЗ разработана педагогическая методика для развития мышления и воображения. Процесс обучения направлен на формирование КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ как результата целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций.

Теоретической базой методики является понимание творческого интеллекта как единства и взаимодействия эмоционально-образного и логического компонентов.
В качестве методологической основы принят подход к процессу мышления как к технологическому процессу по выполнению определенных психических операций, выполняемых при решении сложной проблемы.

Многолетние результаты внедрения методики позволяют рассматривать весь комплекс ТРИЗ с ее объективностью базовых законов, четкой логикой алгоритма, системой упражнении на развитие мышления и воображения как ведущий компонент новой науки – Теории Сильного Мышления (ТСМ).
Содержанием нашего семинара “Формирование творческого мышления” является комплекс из двух систем упражнений – для развития мышления и воображения.

Отличительной особенностью комплекса является:

1. Направленность на развитие воображения как главного компонента творческого мышления.

2. Упражнения по развитию воображения выполняются по специально разработанным алгоритмам в соответствии с требованиями системно-функционального подхода (что создает, помимо развивающего, еще и обучающий эффект).

3. Наличие системы проблемных ситуаций на выявление противоречий как одного из основных факторов творческого интеллекта. Решение этих проблем осуществляется по алгоритму решения проблемных ситуаций (АРПС).

Внедрение методики проводится на семинаре в форме интеллектуального тренинга. В результате тренинга у слушателей формируются навыки творческого мышления, что позволяет применять его для системы образования во всем диапазоне – от детских дошкольных учреждений до школ и вузов – сначала в ходе специальных занятий, а позднее непосредственно в учебном процессе. Такая возможность подтверждается результатами исследований американских психологов, проведенными в 1959 г.: креативность (способность к творчеству) имеет общую основу независимо от сферы деятельности и, наработанная на одном материале, может быть перенесена на другой материал.

Вот наше (очень краткое и сжатое) представление о том, какими должны быть базовые понятия ТРИЗ, идеология Центральной школы и стратегическое направление ее деятельности. Ими мы и руководствуемся в своей работе. Если Вас – как автора ТРИЗ – такое представление устраивает, мы готовы участвовать в конкурсе на местоположение Центральной школы.

И, кстати, об учебниках: 2 наших книги Вам известны (“Формулы теории невероятности” и “Логика воображения”). С точки зрения именно методичности изложения, они, особенно “Логика...”, по отзывам многих тризовцев, пока лучшее из всего, что есть. Третья книга (“Основы культуры мышления”) готовилась с учетом замечаний к “формулам...” именно как УЧЕБНИК по ТРИЗ, и в этом качестве получила высший грант на конкурсе альтернативных учебников фонда “Возрождение” в 1995 г. по номинации “Развитие мышления”.

И последнее: 14-16 мая в г.Ровно состоялась конференция “ТРИЗ как комплексная система развития творческой личности”. Прилагаем к письму “Справку о конференции” и наши доклады. Материалы о конференции отправлены также в ЧОУНБ.

Письмо получилось неожиданно большим – за счет изложения “Концепции”... Извините за задержку с ответом – весь май были в разъездах.

Всего Вам доброго! И – еще раз: если мы можем быть полезными в разработке концепции о Школе, учебника или других материалов – мы в Вашем распоряжении.
У нас появился Е-mail: markСОБАКАlama.intes.odessa.ua

Привет Валентине Николаевне!

Л.Шрагина
М.Меерович
5 июня 1996 г.»

Продолжение следует.