Дядя Володя

Родослав Васильев
  Быль.

Хороший, день выдался. Ока еще вчера такая хмурая и неприветливая, с утра уже улыбалась нам искристо протягиваясь под крутыми,золочеными  ярами.  Видимо ей матушке  понравилось что вчера по приезду мы битый час закапывали всякий хлам, оставленный некими   несознательными личностями.Как такое не оценить?
То тут, то там, вода взрывалась брызгами шустрой серебристой уклейки, разбегающейся от обнаглевшего голодного хищника, которого уже даже не смущало наше явное  присутствие.Пора  начинать рыбалку.
Я с удовольствием умылся и полез вверх по обрыву.Вдруг на краю  прямо над моей головой появился человек. Он был явно не из моих друзей. Кирзовые, замызганные сапоги, выцветшие заштопанные штаны, выдали в нем местного жителя. В руках человек  держал кривенькую удочку из выбеленного солнцем орешника. Я взглянул снизу  на его лицо, но солнце ярким лучом попало в глаза и больно резануло  заставив прищуриться. На секунду я ослеп.
-Миша, никак ты?
На краю обрыва стоял  дядя Володя, двоюродный брат моего деда убитого на войне.Лет ему было уже много, но выглядел он моложаво благодаря "поджарому" телосложению и называть его дедом  язык совсем не поворачивался.
- Здравствуй, дядь Володь, что рыбку решил половить?
- Точно, решил. А ты что же Миша в деревню-то не заехал? Или обидели чем?
- Да чем же это вы меня обидели? Просто ночью приехали. Я не на своей машине.Сам понимаешь людей просить с дороги сворачивать как-то неудобно.
- Ну и что. Переночевали бы у нас, поели, а утром на рыбалку.
- Дядь Володь, месяц в Москве просидели, терпежу нет. Ближе к рыбе охото. Ты уж меня прощай.
- Ладно.Мать с отцом как?
- Нормально, все здоровы.
- Ну хорошо, пойдем тогда рыбку удить, а то окончательно зорьку проззявим.

Рыбу ловить не зубы лечить. В этот день особенно мудрствовать не пришлось, мелкая щука и жерешки были не разборчивы в блеснах и хватали  абсолютно все что оказывалось перед их носом.

Суть да дело, вдоволь наловившись,я подошел к дяде Володе, сидевшему под глиняным яром на свернутой в кулек телогрейке.Мои друзья тоже собрались рядом с ним и попивая чай из термоса,  вполголоса весело гыгыкали.
- Дядь Володь, а ты где такую удочку взял? Посоветуй магазин … гы-гы-гы
Дядя Володя стойко переносил смешливые уколы и только снисходительно покачивал головой.
-Миша, хорошие у тебя друзья. Вот познакомились пока ты по берегу ходил. Веселые. Языки у них острые. Взять бы их, да в одном месте поковыряться.
-Дядь Володь, а ты попроси.Поковыряемся,-все дружно загоготали.
-Дядь Володь, а рыбы, сколько наловил! На мотоцикле не увезешь? Надо трактор из колхоза вызывать... гы-гы-гы
Рядом с дедом,прямо на песке, лежало штук пять уклеечек, глазастый ерш,и одна плотвичка.
-Сколько ни есть все мои. У вас задача жен да деток накормить, а у меня чтобы кот домой пустил. Да ну вас окаянные! чего пристали! Идите  рыбу удить.Посидеть спокойно не дадут.На рыбалку приехали или над дедом посмеяться? Никакого к старшим уважения!
Я поддался общему веселью и мне почему-то очень захотелось удивить деда своей рыбацкой сноровкой.
-Дядь Володь, сейчас я тебя научу как нужно рыбу ловить,-положив спиннинг я пошел в лагерь за новенькой, "фирменной"  удочкой.
                ***
Уклейка брала как "заведенная". Тонкая, аккуратная снасть позволяла не пропускать даже  малейшего прикосновения чувствительных  рыбьих губ  к приманке.Конечно, можно было и еще помудрствовать, но и так ловилось отлично.
Удить уклейку- смешное занятие. Рыбка мелкая и шустрая.Иногда  после подсечки,рыбки  вылетали из воды как пули. Но это только еще больше придавало веселья нашей компании.
-Вот дядь Володь, как надо рыбу ловить! А ты все червяка на орешине купаешь.Все по старинке.

Снимая очередную уклейку я посмотрел на дядю Володю. Он как-то весь сгорбился и посерел. Я вдруг увидел какой он старый.
Глаза,еще недавно живые, теперь вдруг погасли и безжизненные смотрели в даль.Потресканные губы дрожали. Он медленно встал, взял орешину, подмотал толстую леску с дурацким поплавком из гусиного пера,сунул телогрейку под мышку и молча побрел по тропиночке на верх. Стало тихо.
-Мих, что это с ним? - спросил меня Вася.
- Не знаю? Даже рыбу не взял.Обидели чем- то старика. Черт меня дернул с этой учебой влезть. Откуда у него деньги на все эти снасти дорогие с пенсией копеечной.
- Парни соберите рыбу в пакет.
Поднявшись вверх по тропке  и увидел дядю Володю стоявшего около густых кустов шиповника.Он молча собирал в тряпичный мешочек ягоды. Удочка лежала рядом в траве.
-Дядь Володь, ты чего?
-Да ничего Мишут,- он вытер рукавом глаза.
-Вот бабке ягодок соберу. Чай заварим.Чай из шиповника вкусный.
-А ты чего плачешь?
-Да старый наверное стал. Чуть что слезы сами бегут. Отца я вспомнил. Он мне первый раз уду срезал. Здесь это как раз и было.Вон в том леске.
А потом мы с ним  тоже уклейку ловили.Ты не обращай на меня внимания.Ты лучше вона с дубом пойди поздоровайся. Он нас всех маленькими видел.

Тут только я понял чего невольно мы коснулись.Мне вдруг понятны стали его стариковские слезы.
Передо мною была сама Великая Русская Традиция, в лице этого простого, бесхитростного старика. Не нужна ему была ни эта рыба, ни наши современные удочки,не наше умение. Сквозь годы пронес он в этой орешине память об отце, о своем детстве, о прожитых тяжелых годах. Эти уклеечки, пойманные как учил отец, река, ореховая удочка, были его связью с предками.С детством. И он  трепетно сберег и пронес ее до самого конца.
                ***
Прошло два года и нет уже дяди Володи.Он умер на руках моего отца. "Рак" убил его. Прервалась еще одна нить великой Русской традиции. Я не смог его проводить.Был очень далеко.