Устарел ли классовый подход? 15 февраля 2010 г

Игорь Хлебников
    15 февраля 1848 года в Лондоне вышел в свет «Манифест Коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Свод слов не только о том, как устроено буржуазное общество, но и о том, почему оно обречено на гибель и как его надлежит убрать с исторической сцены.
   Текст, говоря математическим языком, векторный по своей природе", писал по этому поводу 15 февраля археообезреватель "Независимой газеты" Петр Спивак.
 
   Следует отметить, что еще в 2005 г. издание HUMAN EVENTS попросило группу, состоящую из 15  неназванных ученых и политиков, помочь определить десять самых вредных книг XIX и XX столетий.
   Каждый участник опроса называл некоторое количество книг, а затем голосовал за все представленные списком названия. В результате самый высокий "анти"рейтинг оказался у "Коммунистического манифеста" Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

   В "горячую десятку" также вошли, ставшие "классикой"

   4. "Сексуальное поведение самца человека" Автор: Альфред Кинси. Год издания: 1948
   Зоолог Альфред Кинси преподавал в Университете Индианы. В 1948 году он издал свой фундаментальный труд под названием "Сексуальное поведение самца человека", известный как "Доклад Кинси".
   В докладе содержались шокирующие сведения о том, что более 90% всех опрошенных доктором Кинси белых американцев-мужчин занимались онанизмом, около 85% имели половую связь до вступления в брак, от 30 до 45% изменяли своим женам, до 70% прибегали к услугам проституток, 37% хотя бы раз имели секс с другим мужчиной, приведший к оргазму.
   Пять лет спустя Кинси издал работу "Сексуальное поведение женщины". Кинси пытался доказать в своих трудах, что сексуальные повадки каждого человека настолько уникальны, что их можно сравнить с интеллектуальными способностями. Кинси считают основоположником сексуальной революции. Он умер в 1956 году.

   5. "Демократия и образование". Автор: Джон Дьюи. Год издания: 1916
   Джон Дьюи - американский философ, психолог и педагог, один из ведущих представителей прагматизма. Жил с 1859 по 1952 год, преподавал в Университете Чикаго и в Колумбии. Демократию и образование в интересах демократии Дьюи в своей работе назвал проблемами, в исследовании которых возникают другие вопросы, в том числе моральные и логические. Дьюи отрицал традиционную религию и абсолютные понятия морали.

  6. "Капитал". Автор: Карл Маркс. Год издания: 1867-1894.
  Главный труд Карла Маркса, в котором он представил капитализм уродливой фазой в развитии человеческого общества, при которой аморальные капиталисты нещадно эксплуатируют дешевую рабочую силу. Маркс в своем труде пытался доказать неизбежность гибели капитализма и победы коммунизма. Маркс умер после публикации первого тома этой книги. Энгельс после смерти Маркса подготовил к печати 2-й и 3-й том "Капитала".

  8. "Курс позитивной философии" Огюста Конта. Дата издания: 1830-1842
  Огюст Конт - французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм Конт рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом. По Конту, ни наука, ни философия не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, как они происходят.
  А также не менее известная и чтимая западными экономистами
  10. "Общая теория занятости, процента и денег". Автор: Джон Мейнард Кейнс, советник и автор "экономического чуда" Т. Рузвельта, Год выпуска: 1936.
  Кейнс получил образование в Итоне и Кембридже. Он предложил теоретическую модель рыночной экономики, которая послужила основой для ее реформирования и приведения к современному виду. Учение Кейнса сыграло важную роль теоретической защиты капитализма как экономической системы в годы Великой депрессии. По мнению Кейнса, государственные инвестиции и текущие расходы можно финансировать в долг.
 
   Вернемся, однако, к "Манифесту", который и до сего дня  вызывает жаркие споры и дискуссии в мире, подчас переходящие в не менее жаркие потасовки.... Как известно, с некоторых недавних пор "классовый" подход стал не "модным", "скомпрометированным" в общественном сознании и чуть ли не был объявлен лже-научным усилиями "борцов с коммунизмом", вот уже почти 160 лет ведущих с ним последовательную борьбу...... А заодно с ним - и само понятие "социальных классов".
   Зададимся однако вопросом, а насколько обоснованным является скоропалительное "расставание" с классами? Для этого обратимся к некоторым современным ПОПУЛЯРНЫМ источникам по этому вопросу.
   "Классы общественные - относительно устойчивые большие социальные группы (например, крестьянство, рабочий класс, буржуазия, средний класс). Концепция классов получила распротсранение в 19 в. (К.А.Сен-Симон, О. Террье, Ф.Гизо - Франция, и др.). К маркс и Ф.Энгельс связывали существование классов с определенным способом производства, считая борьбу классов движущей силой истории. В современной социологии выдвигаются разные критерии деления общества на классы и другие социальные группы" (См. Социальная стратификация, Статус социальный)" = Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. М., 2005, с. 338.
   Британская энциклопедия Хатчинсон, вышедшая уже на рубеже XXI века, пишет по этому поводу:
  "Классы в социологии - основная категория социальной стратификации, базирующаяся на экономических и профессиональных факторах, но также соотносящаяся с образом жизни человека и сознанием принадлежности к определенной группе. В общественных науках понятие классов как выполняло описательную роль, так и служило основой теорий об индустриальном обществе. В классовых теориях такое разделение в обществе может быть как источником стабильности (Э. Дюркгейм), или социального конфликта" (К. Маркс). В России эта энциклопедия была выпущена под "псевдонимом" Новый большой иллюстрированный энциклопедический словарь (М., 2004, с. 445).
   Английские авторы той же энциклопедии Хатчинсон отмечали: "Марксизм - философская система, развитая в XIX в. немецкими социальными теоретикам К.Марксом и Ф.Энгельсом, известная также под названием диалектического материализма, которой материя дает толчок сознанию (в чем и заключается материализм), при этом все имеет тенденцию к изменению (диалектика). ... марксизм зарекомендовал себя как исключительно мощная, хотя и оспариваемая теория в современной истории, снискавшая себе как горячих сторонников, так и противников"(там же, с. 586).
   В отличие от британских коллег отечественные авторы Нового иллюстрированного энциклопедического словаря ( М., 2005, с. 434) характеризуют марксизм как философское, экономическое и политическое учение. Общество в М. рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Взаимодействие этих сфер образует формации общественно-экономические, смена которых определяет процесс поступательного движения общества.
   Марксизм стал важной вехой в развитии социальной мысли XIX в. В то же время в нем абсолютизируется роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицается возможность прогрессивной эволюции... После Октябрьской революции в России марксизм стал господствующей идеологией, подвергся догматизации и вульгаризации, и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму.....".
   Изложив данные подходы к трактовке места марксизма в истории человеческой мысли, мы предоставляем читателям делать самостоятельные выводы. За одним исключением: в образовательных школах России объективное изложение основ марксистского учения подменяется его огульной критикой как "заблуждения на пути человеческой цивилизации", что явно не соответствует процитированным нами взглядам.....
 
   Помимо сугубо "философско-теоретических" фактов перейдем и к историческим.....
   Помимо прочего, III  Отделение  Собственной Его Императорского Величества канцелярии готовило ежегодные нравственно-политические отчеты "о состоянии народного духа", представляющие и ныне интереснейший источник по социально-политической истории страны.
   Процитируем в этой связи первый из ежегодных отчетов о деятельности Ш Отделения.
   Не являясь, собственно отчетом «о деятельности», он был составлен на французском языке управляющим канцелярией Ш Отделения Максимом Яковлевичем фон Фоком, что свидетельствует как о степени доверия Бенкендорфа этому сотруднику, так и о его роли в истории страны.
   Стремясь представить императору полное представление о назначении и «методологии» деятельности политической полиции, фон Фок осмелился начать «всеподданнейший краткий обзор общественного мнения за 1827 год» следующими словами:
   «Общественное мнение для власти то же, что топографическая карта для начальствующего армией во время войны. Но составить верный обзор общественного мнения также трудно, как и сделать точную топографическую карту. Чтобы ознакомиться с мнением большинства во всех классах общества, т.е. с мнением лиц, пользующихся в своем кругу наибольшим влиянием, органы высшего надзора использовали все находящееся в их распоряжении средства, также содействие достойных доверия и уважения лиц. Все данные проверялись по нескольку раз для того, чтобы мнение какой-либо партии не было принято за мнение целого класса. Представляем здесь краткий обзор результатов этого исследования….».
   На наш взгляд, здесь следует подчеркнуть два важных обстоятельства.
   Во-первых, это понимание политической элитой того времени объективного факта, что структура общества складывается из различных групп населения, уже тогда именовавшихся классами.
   Во-вторых, это наличие внутри подобных «классов» течений и групп различной ориентации и взглядов, именовавшихся партиями, хотя понятно, что подобные группирования и не являлись политическими партиями в прямом и современном смысле этого слова.