Моя георгиевская ленточка

Анна Поршнева
Вот передо мной фотография лежит. Старая, довоенная, выцветшая маленькая. На ней мальчик восемнадцатилетний, младший брат моей бабушки - Алексей Иванович Анфимов: белые волосы, светлые застенчивые глаза, нос наш, северный, пухлые губы, нарочито серьёзное выражение лица не вяжется с ребячьими округлыми щеками. Он в лагере для военнопленных погиб, Олёша, от голода. Выжившие архангельчане потом приехали к нему на родину, рассказали.

Вот крепкая весёлая девка с пышной русой косой в пилотке набекрень, обширная грудь теснится в гимнастёрке, две медали... Это Клавдия, сестра бабушки. Медсестрой была. Погибла летом 1944 года, лежит сейчас где-то в чужой земле. Двадцать пятый год ей шёл.

Вот другая порода, совсем стёрший снимок с группой людей. Там в центре, среди многочисленной родни, мой дед по отцу, Григорий Васильевич. Синявинские болота, осень 1943 года. Пропал без вести.

И ещё много их, таких старых фотографий, могло бы лежать передо мной, да не сохранились. Вот я глажу лаковую хрупкую поверхность старых фото, словно это кожа, и думаю, когда же голос кровей Авелевых докричится до нас, окаянных. Но как-то не грустно я это думаю, просто памятливо. Ведь на то и нужны такие праздники - чтобы помнить.