XII. Хоровая работа. Главы 49 - 54

Павлова Вера Калиновна
  На фото вокально - хоровой ансамбль педагогов общеобразоватеьной школы п. Сельцо.
                Руководитель  Павлова В.К.


                Продолжение
                Раздел двенадцатый
               
                Глава   49

                ЛЮБАНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА


           Все вокальные концерты и вокальные выступления школы были в нашем с концертмейстером  Одарчук И.В. исполнении. Ирина Валерьевна – настоящий музыкальный подвижник. Хорошо владея инструментом, без особых затруднений читая с листа, она всегда была исполнительным, неравнодушным,  инициативным  и  доброжелательным человеком и педагогом.
           Будучи  творческим,  талантливым  человеком, Ирина  Валерьевна  сочиняет   музыку  для  фортепиано,  В  числе созданных ею  произведений  цикл  «Детские  пьесы»,  «Времена  года»,  «Детский  альбом»  и  другие.  Состоялись  её    авторские и школьные концерты,  в которых она  успешно выступила  с  собственными  сочинениями.

           Типичной была в Любани такая картина:  учащиеся и преподаватели, с инструментами, колонной идущие с  концертом в общеобразовательную школу, детский сад или на предприятие.  Часто  для  осуществления  наших  концертных  представлений  вне  школы  нам выделяли транспорт  ЛЛДОК,  совхозы  «Агротехника» и  «Любань»;  иногда  мы  получали  автобус  благодаря  содействию главы  администрации  п. Сельцо  Докучаева  Евгения  Анатольевича, директора  КСК п.  Сельцо Николаева  Николая  Петровича.
           Мой рабочий день начинался с восьми утра и продолжался до 20 –21 часа.
Чтобы разрешить многие хозяйственные вопросы, нужно было связываться с руководителями предприятий, учреждений, бухгалтериями, для работы с которыми время  с 08 до 10  часов утра -  самое продуктивное. Далее шел учебный процесс, в котором всегда много текущих вопросов, проблем. Всем этим я могла заняться, если не нужно было встретиться с тем или иным руководителем из сторонних организаций, и если не была занята   на совещании в г. Тосно, в г. Ленинграде. На вечер обычно откладывалась работа с документацией, репетиции.
           Главной проблемой для директора было общение со всем коллективом, мысленно объединять преподавателей, рассредоточенных на расстоянии от полутора до четырех километров друг от друга, в единое целое. Автобусы ходили редко, и их график не совпадал с учебным расписанием, которое, в свою очередь, выверялось  с возможностью преподавателей, при необходимости, совмещать нагрузку на базе, в основном здании, с учебными часами в филиале и возможностью учащихся просто попасть на урок к преподавателю.
           Занятия тогда в общеобразовательной школе были в две смены.
           Лукьяненко Юлия Вячеславовна начала работать в сентябре 1987 года. Молодой специалист с постоянным стремлением к  совершенствованию, с хорошей пианистической школой,  полученной  в  Магнитогорском  музыкальном училище у преподавателя Писаренко  Ю.Г. - одного  из  ярких представителей Ленинградской   фортепианной  школы. Своими выступлениями она  украшала школьные концертные программы; учащиеся её класса также были активными участниками концертной жизни школы. Самые  успешные из  них:  Кузнецова  Маша,  Ильченко  Маша. 
           С сентября  1989  года  пришла  работать    в филиал  ДШИ  в  п.  «Любань»  Гинкель  Елена  Александровна, инициативный,  деятельный   преподаватель, умевшая  найти  согласие  между  преподавателями  и  родителями  в возникавших  иногда  недоразумениях  между  ними.  Преподаватель  с хорошей  пианистической  школой,  участвовавшая  в  концертной  деятельности  и как  пианистка, и  как вокалистка в  фортепианном  и  вокальном  дуэтах.  Такой  же  деятельной  и  творческой  была  её  работа  с  учащимися  класса.
           Бычкова  Татьяна  Юрьевна    в  ДШИ  с  1992  года.  Преподаватель с  крепкой  пианистической  школой, хорошо работала  с учащимися  класса,  добиваясь  приличных  результатов с ними на конкурсах  разного  уровня.
           Будучи  заведующей  фортепианным  отделом,  в значительной степени активизировала  методическую  работу  на  отделении  проведением  тематических  открытых уроков,  методических  сообщений. Сформировались  исполнительские  фортепианные ансамбли, фортепианные  дуэты:  Гинкель  Е.А.  -  Бычкова  Т.Ю,  Саенко  Н.И.  -  Гинкель  Е.А., сольные концерты  Лукьяненко..В.,  Саенко  Н.И.  Самыми  успешными  учащимися  в  классе  Бычковой Т.Ю.  были  Таппырова  Надя  ,  Вяткины  Оля  и  Катя,  Бычкова  Аня  и другие.

          На втором этаже подъезда школы направо - дверь в коридор, где находились квартиры жильцов. Три бывших школьных класса – три двухкомнатных квартиры, возникшие в результате деления каждого класса невысокими перегородками на две комнаты, прихожую и кухню. В каждой квартире круглая печка- голландка – для тепла  и плита – для приготовления пищи. Всё топилось дровами. Вода приносная; отработанная  вода -  мытьё, стирка  – всё в вёдрах. Те же условия были и на первом этаже.
          Жильцы были разные. Лестничные пролёты пытались убирать по очереди,  но то и дело очередь нарушалась, и на уборщицу школы приходилась львиная доля этой  работы.      
          Особенно зимой, всё приносимое и выносимое в вёдрах при неосторожном или «неверном» движении по лестнице оставляло на ней тут же замерзающие следы. В морозы на ней было иногда довольно скользко. Ещё хуже были следы на стенах и лестнице после праздников…..
          Такое соседство для музыкальной школы было тихим и жестоким испытанием, хотя, по санитарным требованиям, недопустимым. Нужно добавить, что переход детей, родителей, педагогов с первого этажа на второй и обратно в неотапливаемом подъезде никому здоровья не прибавлял. Вся борьба за приемлемое существование ещё предстояла впереди.
В перспективе было строительство общежития для рабочих ЛЛДОКа и переселение из здания школы туда всех здесь живущих. Мы очень ждали этого момента…

           Параллельно с административной, общественной, профессиональной работой постепенно осуществлялась моя мечта о сольных концертах. С преподавателем фортепьяно Бычковой Татьяной Юрьевной, а затем с концертмейстером Ириной Валерьевной Одарчук мы осваивали романсы русских композиторов, которые втечение многих лет стали репертуарными в нашей концертной деятельности.
           Первыми в ряду классиков были романсы М.И. Глинки:
«Как сладко с тобою мне быть» - эмоциональный, с необычным, «взволнованным» ритмом, мелодией,  «лишённой» покоя, с неожиданными интонационными поворотами, окончаниями и началом  фраз. Все это требовало определенной исполнительской техники, вокального мастерства; «Я здесь, Инезилья», «Скажи, зачем»,  «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье» - романсы,  требовавшие большой физической отдачи, пения в полный голос.


                Глава   50


           Романсы Гурилева А.Л. были проще в освоении, мелодия в них на широком дыхании, близка к народной песне; они просты и непритязательны по содержанию и кругу образов: «Матушка – голубушка», «Колокольчик»,  – лирические песни.   «Сердце – игрушка», «Внутренняя музыка», - городской романс.  В первом особенно необходимы выразительная мелодекламация, фразировка, штрихи, во втором – внутренняя сосредоточенность, экспрессия, «бесконечная» мелодия. «Сарафанчик» - близок к шуточной народной песне. Звук и слово должны быть «на кончике языка».
           Романсы Алябьева А.А. «Я вижу образ твой», «Зимняя дорога» - от куплета к куплету варьируется «окраска» звука в зависимости от содержания текста и созерцания  красоты, навеваемой его образами.
           Романсы Булахова П.П. «Колокольчики мои», «Нет, не люблю я вас», «Не пробуждай воспоминаний» - разнообразны по содержанию и характеру. Первый лирический, второй требует легкой колоратуры, третий - больших полноты чувств и тембра.
          
          Варламов А.Е.–автор романсов "На заре ты её не буди" «Разочарование», «Красный сарафан», «Взволнуют море непогоды». Среди множества его романсов отбирались романсы контрастные и близкие нам по содержанию и образному строю: первый – лирический, второй – мелодекламационный, третий – широкий  русский распев, четвертый – полный драматизма.
            Над романсами Даргомыжского А.С. «Я помню глубоко», «Я все еще его люблю», «Расстались гордо мы» я работала уже давно. Постепенно в репертуар вошли «Чаруй меня, чаруй», «Ночной зефир струит эфир», «Юноша и дева», «Не скажу никому», «Лихорадушка», «Бушуй и волнуйся, глубокое море». Петь романсы А.С Даргомыжкого - большое творческое удовольствие: они полны тонкого лиризма, яркого эмоционального высказывания, напевны, разнообразны, красивы. Исполнение их требуют большой отдачи творческих сил.
           Мы не могли не коснуться романсового творчества Н.А. Римского-Корсакова. Любимыми для нас стали «Не ветер, вея с высоты», «О чем в тиши ночей», тонкие по характеру, мелодичные и изящные.
           Особое место в репертуаре заняли романсы С.В. Рахманинова. Его «В молчаньи ночи тайной», «Полюбила я на печаль свою», «Давно в любви» - эмоционально яркие, полны внутренней экспрессии. Экспрессия и в мелодии, и в сложной и развернутой фактуре и гармонии фортепьянной партии.
           Романсы «Сон», «Сирень», «Речная лилея» - изящны и представляют собой тонкие музыкальные акварели – так легки  и прозрачны в них мелодия, тонкая изобразительность. В сопровождении невесомая музыкальная ткань  фраз как бы «повисает» в воздухе…Диапазон музыкальных «красок», выбор средств выразительности необычайно широки. Исполнение произведений композитора – очень  серьёзная исполнительская задача и большая художническая ответственность.


                Глава   51


           Романсы Чайковского П.И. – непреходящее музыкальное богатство России и высокая школа воспитания вокалиста. Их нельзя петь плохо или посредственно. Неподдельные страсть, драматизм, гениальный мелодизм, сложная и богатейшая фортепьянная партия романсов требуют от вокалиста и концертмейстера  грамотности, большой музыкальной и интеллектуальной отдачи. Только большая любовь к музыке и стремление дать людям хотя бы частицу этого понимания и счастья приобщения подвигли нас к этой работе, которая приносила нам и муки творчества, и радость, и счастье после удачного выступления.
           С каждым концертом мы видели, как увеличивалось количество зрителей на концертах, возрастал их интерес к нашим концертам – вокальным, инструментальным, фортепьянным. Концерты заранее афишировались в общеобразовательных школах, в городе, в поселках Любань и Сельцо. Объектом нашей музыкальной пропаганды были наши учащиеся, учащиеся общеобразовательных школ, родители, взрослое население Любанского региона.
           Романсы П.И. Чайковского «Нам звезды кроткие сияли», «Скажи, о чем в тени ветвей» – по характеру элегические с эмоционально яркой серединой. «Забыть так скоро» - лирическое, с оттенком драматизма воспоминание о прошедшей любви, романс полный  страсти и горечи. «Я ли в поле да не травушка была» - в народном стиле текст, мелодия, гармония. «Взволнованная» фактура в сопровождении появляется в связи с драматизацией образа.
          «День ли царит» - это высокое музыкальное осмысление композитором поэтического текста Апухтина. Романс  - апофеоз любви, ода прекрасному чувству.  Исполнение этого произведения, как и вся русская вокальная классика, требует высокой профессиональной и интеллектуальной подготовки вокалиста и концертмейстера, большой творческой работы над собой. Мы с Татьяной Юрьевной Бычковой решили дерзнуть. Романс был транспонирован на полтона вниз. Татьяне Юрьевне стоило большого труда освоить «кипящую» фортепьянную партию, а для меня это был большой шаг вперед в вокальном совершенствовании.
          С вокальной музыкой Чайковского П.И. мы хотели познакомить и учащихся младших классов общеобразовательных школ. В жанре детской песни композитором создан вокальный цикл «Детские песни». В репертуар были включены «Весна», «Колыбельная песнь в бурю», «Осень», «Зима», «Детская песенка», «Кукушка». Тексты и музыка песен просты и незатейливы.
          К жанру музыки для детей обращался и композитор Мусоргский М.П., создав вокальный цикл «Детская»: «С няней», «В углу», «Жук», «С куклой», «Поехал на палочке, «Кот матрос».
          Когда я систематизировала библиотечный фонд в школе, меня заинтересовали ноты 1950 года выпуска. Это был цикл «Детская» М.П. Мусоргского.  Я взяла ноты для анализа. Такие простые и типичные образы и ситуации, в которые попадает ребенок, но каждый раз как находчиво и изобретательно они решены композитором.
          В первом номере – выразительная мелодекламация, множество штрихов, агогика, постоянно меняющийся метр, атональное развитие музыкального материала.
Во втором – яркая изобразительность. На фоне вокальной партии няни мы, буквально, видим, как в фортепьянном сопровождении «разматывается» клубок с вязанием няни. А как хороши интонационные «броски» у няни «Ах ты, проказник!.. В угол! В угол!».
          Драматургически достоверно передана «встреча» ребенка с жуком:  его испуг, затем его сбивчивый рассказ. «Сбивчивость» достигается музыкальными средствами выразительности – ритм, скачки в мелодии, штрихи. Одновременно в партии фортепиано  мы слышим «ползучую» интонацию, «видим», как развивается «драма» между жуком и ребенком. Фактура проста, но так изобразительна. 
          «С куклой» – это колыбельная песенка ребенка, полная наивной фантазии.
«Поехал на палочке» - подвижная игра с палочкой разыгравшегося шалуна. Поначалу равномерные синкопы, восьмые, возгласы в вокальной партии создают образ ритмично скачущей лошадки с наездником. Постепенно движение ускоряется: восьмые сменяются триолями, затем ритм «сбивается» - появляются синкопы, дуоли, снова триоли, шестнадцатые, которые, «не удержавшись»,  «падают» в сфорцандо: «Ой! Ой, больно!». Номер сложный ритмически и интонационно для вокалиста и технически – для концертмейстера.
          «Кот Матрос» - миниатюра – сценка, взволнованный рассказ девочки об увиденных ею хитрых проделках кота.Здесь изобилие штрихов, нюансов, выразительные ходы мелодии, глиссандо, изображающие «поскрёбывания» лапой кота по клетке с птичкой, развитие к кульминации и удар девочки пальцами мимо кота, по клетке.
          Заканчивается номер интонационно капризным Moderato-жалобой: «Мама, какая твердая  клетка!» и заключительной фразой в фортепьянной партии, «взлетающей» из нижнего регистра в верхний от piano -  до forte и сфорцандо – кот стремительно исчезает.

            Я предложила ноты Ирине Валерьевне для ознакомления. Музыка ей понравилась. Вокальный цикл «Детская» потребовал большой профессиональной и исполнительской работы. По существу, музыкальный язык цикла явился провозвестником современного модернистского стиля с его сложными ладо-гармоническим языком  и тональным планом, чаще – его отсутствием, неожиданными интонационными, мелодическими поворотами.
           Работа над циклом, а затем исполнение его в концертах явились для меня и для концертмейстера Одарчук И.В. настоящим испытанием на профессиональную зрелость. Но радость удовлетворения была не меньшей.  Не смотря на сложность музыкального языка цикл «Детская» был хорошо принят публикой и у нас, в ДШИ, в апреле 1989 года, и в ноябре 1991 года  - в концертном зале Гатчинского дворца в школьном абонементном концерте,  и в Никольской ДМШ  - в январе 1993 года.


                Глава   52


           Позднее  цикл «Детская» из нашего репертуара выпал в связи с длительной болезнью Одарчук И.В.
           Были у нас в репертуаре и романсы неизвестных авторов: темпераментная цыганская песня «Что это сердце», лирический романс «Калитка», задушевные – «Луны волшебной полосы», «Белой акации гроздья душистые».
           Целое отделение концерта составили народные песни: «Над полями да над чистыми», «Родина», «Зачем тебя я, милый мой, узнала», «Улица, улица широкая моя», «То не ветер ветку клонит», «Калинка», «Не корите меня, не браните»,  «Под дугой колокольчик поет», «Дивлюсь я на  небо», «Вдоль по улице метелица метет».
          Исполнение этого репертуара относится ко времени работы в школе преподавателя баяна и аккордеона Степанченко Л.М, окончившего в прошлом Ленинградскую консерваторию. Талантливый исполнитель, изумительный аккомпаниатор. Технических сложностей на баяне для него не существовало. Леонид Михайлович с легкостью импровизировал, создавал обработки пьес, с которыми постоянно выступал в концертах. Его учащаяся Николаева Алла окончила Новгородское музыкальное училище по классу аккордеона.
          В программах концертов были и популярные советские авторские песни:  Блантера  «Лучше нету того цвету»,  «Черноглазая казачка»,  «Катюша», «Огонек»; Аверкина  «На побывку едет молодой моряк»; Богословского - «Темная ночь»; Петербуржского - «Синий   платочек».
          Целый пласт в репертуаре составляли старинные авторские  и «забытые» романсы. Их было много, и мы с И.В. Одарчук исполняли их сборниками.
          В дуэте с Бычковой Т.Ю. мы спели русские народные песни «Пряха», «Вот мчится тройка почтовая», «Меж крутых бережков», Глинки - «Вы не придете вновь», Гурилева - «Радость-душечка», Рубинштейна «Горные вершины», Даргомыжского «Ванька-Танька».

          Специальный хоровой класс под моим руководством состоял из учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы п. Сельцо и был в количестве пятнадцати человек. Этих малюток я должна была обучить музыкальной грамоте, навыкам общего фортепиано, научить грамотно и красиво петь. Некоторые изъявляли желание учиться играть на аккордеоне. Для них я могла обеспечить и это.
          На сольфеджио с первых шагов я старалась, чтобы они относились к этому предмету с интересом. Для этого использовала плакаты, другие пособия. На уроках с детьми играли в «Угадай-ку». Для этого детям предлагались  карточки для определения нот, ритма, палочки для выстукивания ритма. Пробовали воспроизводить простейшую полиритмию, применялись элементы сольмизации.
          Хоровые занятия начинались с распевания. С самого начала четкое, близкое произношение согласных, округлые гласные и чистый унисон – были главными элементами в работе над упражнениями, скороговорками,  короткими попевками, небольшими песенками с напевной мелодией. Позже пели несложные знакомые песни, детские хоровые циклы из четырех-пяти пьес без сопровождения, внедряла ритмическую полифонию, канон.
          Разнотембровая хоровая кокафония в начале года постепенно, к концу первого года обучения, трансформировалась в довольно чистое и стройное пение. В начале второго класса я взяла в работу хоровую миниатюру Ц.А. Кюи «Заря лениво догорает». Я хотела поработать с учащимися над подголосочной полифонией. Произведение с точки зрения вокала и фактуры сложное. Это были новые для учащихся звуковые ощущения, когда нужно было петь не то, что поют рядом,  красиво выводить свою вокальную партию, одновременно слушать другую, иногда уступая ей «дорогу».
          Мы стали участниками школьных и внешкольных концертов. 17 мая 1986 года и 30 апреля 1989 года специальный хоровой класс выступил в зале Ленинградской академической капеллы в отчетных концертах ДМШ  Тосненского района. Ансамбль прозвучал негромко, что естественно для их возраста, но «чистенько и приятно», как отзывались слушатели.
          В репертуаре хорового класса были «Жаворонок»  Глинки, «Горные вершины» Рубинштейна, Римского-Корсакова «Не ветер, вея с высоты», хоровой цикл а capella «Хоровые забавы» Ройтерштейна, обработки народных песен «Ах, вы сени», «Яблоня»,  хоры русалок из оперы Даргомыжского А.С. «Русалка»,  хор «Кто там…» из оперы Верди «Аида» и другие.
          Отношения с учащимися были  непосредственными: при моем появлении радостные, они толпой бежали ко мне, окружая и щебеча. Я радовалась им не меньше. Так, играя, они постигали радость познания, приобретали навыки, взрослели, становились серьезнее.
Иногда и в сопровождении родителей,  и без них мы ездили в Ленинград на концерты в капеллу, на выставки в музеи и картинные галереи, на оперные спектакли. В то время проезд на электричке стоил копейки, а билеты  на концерты, в музей и в театр – доступными.
           Мне было приятно, когда уже после окончания музыкальной школы Макаренко Марина и Баранова Марина пели в местных  вокально-инструментальных ансамблях, заполняя эту нишу молодежной самодеятельности и имея элементарные  певческие навыки и эстетический вкус, вместо вокального убожества, которое агрессивно,  широкой рекой лилось с концертной эстрады, с экрана и по радио.
           Будучи студенткой, в пору пышного расцвета ВИА (вокально-инструментальных ансамблей), я физически не могла переносить гнусавого или с серьезными дефектами речи «пение», в моде было подражание своим эстрадным «кумирам», явление просто невыносимое. Это даже не «попкультура», это инструментально-вокальный шабаш музыкального невежества. Еще  не знаю, страшнее или смешнее, когда сочиненную на кухне «мелодийку» называют произведением, а её автора композитором.

Дорога в поселок Любань пролегала через Московское шоссе, железную дорогу, мимо церкви святых Петра и Павла, вела через мост над Тигодой и выходила к прямому,  как стрела, Загородному шоссе, который заканчивался уже в п. Любань. От п. Сельцо до п.

 Любань – четыре с лишним километра, от п. Сельцо до ДМШ – полтора, от ДМШ до п. Любань – более 2,5. Прямое автобусное сообщение было только  между п. Сельцо и  г.  Любань.


                Глава  53


           В 1989 году по просьбе учителей, работников совхоза  «Агротехника» меня попросили возобновить занятия с хоровым ансамблем в КСК. Я  решила попробовать. Как всегда, при организации или  возобновлении работы хорового коллектива требовались терпение, силы и дополнительное время, чтобы начались регулярные репетиции.
           Ночью в сиянии пламени воспаленного  сознания рождались творческие замыслы, репетиционная драматургия их воплощения, возникли и такие стихи, обращенные к потенциальному участнику хора, на самом же деле,  оставшиеся втуне:
 
Приходи, друг, во дворец,
Музы ты открой ларец,
Хора ты, поверь, творец, -
Приходи же, наконец.

Петь талант в себе откроешь,
Музыкальность не зароешь,
Мир прекрасный ты откроешь,
Счастье ты себе построишь.

Кто б ты ни был: повар, пахарь,
Полевод, овощевод,
Педагог, животновод,
Механизмов цеха мастер,

Пекарь иль библиотекарь,
Токарь, слесарь иль шофёр,
Будь начальник или зам, -
Приходите, просим, к нам!

Хор и радость, и горенье,
Ты творец, а он – творенье, -
Гибнет он от отчужденья,
Прочь сомнения гони
И на спевку приходи! 
          Мы возобновили  старый репертуар, выучили новый. Снова началась  концертная жизнь и с хоровым ансамблем  поселка Сельцо.
          В  репертуаре  ансамбля  были  популярные песни:
                «Колокольцы»,
                «В чистом небе»,
                «Цветёт  черёмуха  к  похолоданию»,
                «Над  окошком месяц».
          Хоровой ансамбль, состоявший  из  пятнадцати человек, звучал 
довольно   слаженно  и  мягко. Его  участниками  были  учителя  Сельцовской  общеобразовательной школы:
            Соколова  Валентина  Ивановна,  организатор            
            внеклассной  работы,  учитель русского  языка и   
                литературы;
            Сергеева  Татьяна  Михайловна,  учитель          
            математики;
            Молчанова Вера  Анатольевна,  учитель  младших   
            классов;
            Васильева  Вера  Николаевна,  учитель               
                географии;
            Мастафанова  Галина  Павловна,  учитель  младших   
            классов;
            Олина  Таисия  Алексеевна,  завуч,  учитель   
            математики;
            Соболева  Нина  Александровна,  учитель младших   
            классов;
             Масалова  Татьяна  Владимировна, учитель  младших
            классов;
             Прохорова  Валентина Викторовна,  учитель   
            немецкого языка;
            Ливинская  Валентина  Васильевна,  учитель   
            немецкого языка;
работники  совхоза «Агротехника»:
            Моисеева  Вера Павловна,  зоотехник;
            Яковлева  Неля  Васильевна,  зоотехник;
            Смирнова Галина  Александровна,  работник администрации  совхоза;
            Сидорова  Екатерина  Анатольевна,  директор  КСК;
            Куликова  Галина  Георгиевна,  специалист  в  администрации  совхоза;
            Елизарова  Таисия  Васильевна,  администратор  КСК;
            Иванова  Мария  Павловна,  нянечка  в детском  саду  совхоза.
 

                Глава   54

             
          Однажды, отрепетировав, я, как обычно, позвонила Александру Николаевичу сказать о том, что работа окончена, и я выхожу.  Я вышла чуть раньше, чем собиралась.
Был 1992 год , 25 марта,   половина десятого вечера. Вышла на улицу. Фонари не горят. Темень...  Дохожу до моста через Тигоду. Впереди кромешная темнота. Дорогу освещают лишь фары редких машин. Вдруг в свете фар замаячила чужая фигура с неверной походкой. В следующий момент «некто» обхватывает меня за шею. Машина уехала,  снова стало темно. Мне удалось  увернуться и я убегаю, что есть мочи. Он бежит вдогонку, сбивает меня с ног и бьет, приговаривая: 
- Пойдем со мной! Пойдешь со мной? –
            - Нет! Нет! – отвечаю я, отчаянно сопротивляясь, и пытаюсь встать. Проезжает машина, ярко осветив фарами происходящее:  я на коленях, оглашающая рыданиями тишину безлюдного глухого вечера, без шапки, с оторванным воротником у пальто. В  свете фар  вижу приближающиеся четыре силуэта. Мужик, испугавшись, бегом  метнулся наутек.
 На мое счастье четырьмя силуэтами были четверо учащихся ССПТУ – 254, шедших  в  г. Любань. Они подбегают и спрашивают:
- Это он Вас обидел? –
- Да, - отвечаю я.
- Мы сейчас его догоним. Подождите нас, - и побежали за ним. Они привели его и спрашивают меня:
- Вы не возражаете, если мы с Вами и с ним пройдем   в
Любанскую милицию? –
- Нет, не возражаю, - плача ответила я. Молодые люди помогли мне найти сумку, которую он забросил подальше, шапку, и мы компанией пошли навстречу Александру Николаевичу, с которым встретились через  минут  семь.
           Шокированный произошедшим, он бросился было на этого мужика и хотел применить имевшиеся у него боксёрские навыки, но мы уговорили его не связываться с ним, ведь мы  ведём его в милицию.

           В милиции был составлен протокол. Весь мой вид был красноречивее всяких объяснений.  При электрическом свете стали заметны разбитые колени;  оторванный воротник я держала отдельно.
           Дня через три этот человек приходит ко мне домой. Просит прощения, предлагает деньги, купить пальто взамен испорченного, только не надо суда. Во мне  во весь голос кричали возмущение, обида и оскорблённое достоинство.
- Нет, ничего не надо, нет, - отвечала я на все уговоры. Оказывается, он хорошо знает меня, но в темноте, будучи в нетрезвом состоянии, он не разглядел меня. Он  - наш бывший родитель: в музыкальной школе училась его дочь. У меня не было желания сажать его в тюрьму, но суд должен был состояться обязательно,  правосудие хотя бы моральное должно было свершиться.
           После первого вызова к следователю наступило затишье. Дело пришлось возбуждать к активности. После этого процесс пошел. Приходила жена. Ругалась. На процессе судья допытывалась, говорил ли он мне что-нибудь. Я сказала: «Нет». Если бы я сказала, как было,  то  его судьба, очевидно,  была бы  решена  более круто.

           В конце каждого учебного года был отчетный концерт учащихся, а в период с 1989 по 1999 годы был и  отчетный концерт преподавателей.  К  концертам готовилась вся школа.
           Интересен тот факт, что все большее количество преподавателей включалось в концертную деятельность личным участием. Вначале отдельными выступлениями, затем стали поступать предложения выступить с сольным концертом. Это ли не было для меня отрадным фактом. А  как это было необходимо всем: учащимся, родителям, населению региона.
           Каждый концерт приносил моральное и профессиональное удовлетворение и педагогам – участникам этого большого эстетического действа во времени  и пространстве. Мы постепенно выходили за рамки популярности  в Любанском регионе. Школа становилась известной в области своими учениками, преподавателями.
           По личному опыту я знала, какое значение  имеет  для педагога вовремя  увидеть и оценить его успех. Я испытывала  радость по поводу каждого достижения любого преподавателя, старалась поддержать и поощрить инициативу, создать в школе, по возможности, нормальные моральные, бытовые, профессиональные условия  для работы и учебы.

           Непочатый край работы был с родителями и в г. Любани, и, в особенности, в совхозах. Контингент родителей в совхозах – это рабочие-животноводы, других цехов, график работы которых был очень напряженным. Интенсивный и тяжёлый труд отнимал силы и  время… Педагогам трудно было справиться с частью учащихся, которые были предоставлены сами себе, и родители которых почти не заботились о своих детях, считая, что если ребёнок определён в музыкальную школу, то он должен быть и воспитан и научен без их вмешательства. Легкомысленное и наивное заблуждение, удобное для самоуспокоения.
           Проводя собрания, встречи с родителями, мы пытались достучаться до некоторых из них убеждением, что, давая жизнь ребёнку, родители в ответе за его воспитание и образование каждый день. Нужно, чтобы ребёнок чувствовал, что  то, чем он занимается, интересно маме, папе…

     На фото вокально - хоровой ансамбль педагогов общеобразоватеьной школы п. Сельцо.
                Руководитель  Павлова В.К.
             
                Продолжение следует