XIY. Рост ДШИ. Выставки. Главы 60 - 63

Павлова Вера Калиновна
            Продолжение
                Раздел  четырнадцатый

                Глава   60

                ЛЮБАНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

                ИЛИ  ТАКАЯ  ПЁСТРАЯ ЖИЗНЬ

           Более  тридцати  лет  школа имени  Радищева  пела  под  аккомпанемент  баяна  учителя  музыки Макарова  Михаила  Яковлевича.  Ежегодно  в  школе  проводились  смотры-конкурсы  патриотической  песни,  где  каждый класс  выступал  со  своей  программой  революционных песен,  песен  военных  лет  и  посвященных  Дню  победы,  часто  в  традиционной  форме литературно-музыкального монтажа.  Михаил  Яковлевич  доходил  до каждого  класса,  что  занимало  его  и  урочные  и  неурочные  часы.
           С  какой  эмоциональной  отдачей  пели  дети!  Наполненный  глубоким смыслом репертуар воспитывал чувство  гражданственности, патриотизма, наполняя сердца  детей  гордостью  за  своё  Отечество.  Полагая   всего  себя  детям,  Михаил  Яковлевич  стал   сочинять  сам.  Известно  много  его песен  о  Любани,  Любанской  сторонке,  о её  лугах и  перелесках,  о  Тигоде-реке,  что  вьётся  по  Любани и  далеко  в  Тосненском районе.  Известны  его  Тосненский  и  Шапкинский  вальсы,  песни  по случаю  и   другие.
           Педагогический коллектив  школы  п.  Сельцо  во  главе с  его  директором  Павловой  Валентиной  Карловной,  Заслуженным  учителем  РФ, так  же отличается  повышенным  интересом  к  эстетическому.  Достаточно  сказать  о  том,  что  в самодеятельном  хоровом  ансамбле в  п.  Сельцо  пели,  в основном,  учителя.
Педагоги   школы    работают  в  условиях  свободы творчества  и  инициативы.  Любое  творческое  начинание  в  коллективе    поддерживается  руководителем  школы. Служебные  взаимоотношения зиждятся на основе  взаимного  доверия, уважения,  ответственности,  творческой  заинтересованности.
           Настоящим  подвижником  музыкально-эстетического  воспитания  детей  является  Соколова  Валентина  Ивановна  - преподаватель  русского  языка  и  литературы  общеобразовательной  школы п.  Сельцо.  В трудное  для  школы  время,  когда  в  ней не  было  учителя  музыки,  Валентина  Ивановна,  имея и общее  музыкальное  образование,  вела  уроки  музыки  и  хор  в  школе,  который успешно  выступал  во   всех  школьных  смотрах  и  конкурсах  в  районе  и  области, занимая  призовые  места.  Валентина  Ивановна  понимает,  как  важна  эстетическая  составляющая  для  формирования  личности  учащегося.          
           Во время  пения  ребёнка  в  хоре  исподволь,  незаметно для  него, под  влиянием  самых  разнообразных  музыкально-поэтических  впечатлений  происходит  воспитание  эмоций,  духовности;    пение  в хоре воспитывает чувство патриотизма, коллективизма, положительно влияет на  нравственность, на развитие  интеллекта  и  музыкальных  способностей  ребёнка.

           Исполнителями  концертов, лекций-концертов ДШИ были   учащиеся и преподаватели ДМШ: Коноплева О.Л.- домра, Свинцов В.П.- гитара, Гинкель Е.А., Бычкова Т.Ю., Лукьяненко Ю.В., Саенко Н.И. Чернышов Б.Н. – фортепиано, Чернышова М.И., Одарчук И.В. – концертмейстеры, БычковаТ.Ю.- Павлова В.К. – вокальный дуэт, Саенко Н.И.- Гинкель Е.А. – фортепианный дуэт, Павлова В.К. – вокал.
          С 1992 года  в музыкальной школе открывается хореографическое отделение. В 1993 году на отделении начала работать преподаватель Лаенко Татьяна Борисовна. Отделение постепенно набирало силу и контингент.
          Через четыре года состоялся первый отчетный концерт отделения. Это была драматургически выстроенная программа, соединившая в себе народный, классический, историко-бытовой и современный танцы. Татьяна Борисовна применила все свои воображение и фантазию,  чтобы выступление  класса  в рамках  целого отделения было связным, театрально-зрелищным, контрастным по стилю, хореографии. Такими же были отчётные концерты отделения и в последующие  годы.
          Отделение постоянно участвовало в областном фестивале-конкурсе «Праздник Терпсихоры». Выступления класса хореографии всегда были яркими, праздничными. Этому в немалой степени способствовали и приобретаемые для хореографии костюмы. Умение использовать в танце в полной мере все возможности костюма – также одно из профессиональных преимуществ Татьяны Борисовны. За отделение на  конкурсах никогда не было чувства неудобства; ни на областном – всегда вручались Грамота или Диплом, ни на районном  - в г. Тосно хореография школы не раз занимала первое место в районе.
          Было одно обстоятельство, которое создавало неравные условия для конкурсантов «Праздника Терпсихоры». В конкурсе на равных участвовали и детские школы искусств, и коллективы художественной самодеятельности со званиями, и коллективы молодежного возраста.
          Хореографические отделения в детских школах искусств – это, прежде всего, учебные коллективы со своей обязательной программой обучения, учебным планом и не слишком богатой материальной базой, которая не может идти ни в какое сравнение  с обеспечением некоторых самодеятельных коллективов.

          В 1992 году открылось художественное отделение в филиале п. Любань. С этого года Любанская музыкальная школа по существу состояла из трёх маленьких школ: филиалы с контингентом по 40 единиц и на базе, в г. Любани, – 120; всего – 200 учащихся. Контингент школы формировался за счёт расширения круга специальностей и постоянного увеличения числа желающих обучаться в музыкальной школе.
          В своём развитии Любанская музыкальная школа постепенно шла к своей кульминационной точке.
          В филиале п. Любань начала работать Короткова Ольга Павловна – замечательный преподаватель живописи и декоративно-прикладного искусства,  человек  инициативный, творческий. Учащиеся её класса целыми группами участвовали и были награждены дипломами в престижных выставках, например, в выставке, организованной по инициативе посольства Индии в г. Санкт-Петербурге, областных выставках. Педагог весьма деятельный: кроме педагогической работы с детьми в ДШИ, Ольга Павловна сама создаёт эксклюзивные изделия из стекла и керамики.
          Поскольку жанр романса был востребован почти всеми слоями населения, я взяла на себя удовольствие, насколько это возможно, удовлетворить этот спрос, тем более, что петь на сцене,петь для других было моим давним желанием. Я составила нечто вроде антологии русского романса, начиная с забытых, старинных, авторских романсов, кончая романсами русских композиторов – классиков. Для меня было радостью знакомить слушателей и с романсами, которые они слышали впервые, и с произведениями известными, но не столь популярными среди здешней публики.
          Музыковедческую часть этих концертов успешно выполняли преподаватели Давыдова Т.П. и Лаенко С.В.. Концертмейстерами в  разное время были Горбачева В.И., Бычкова Т.Ю, Чернышов Б.Н.,  Одарчук И.В.,  Саенко Н.И..   
          Начался активный период моей сольной певческой деятельности, невероятно сложно сочетавшейся с административно-хозяйственной работой в школе и занятиями с самодеятельным хоровым ансамблем в КСК поселка Сельцо.


                Глава   61


Летом 1992 года наша семья снова собралась у Николая  на годовщину отца. Николай встретил меня в аэропорту, и мы стали ждать рейс из Кишинева, который вот-вот должен был прибыть. Я знала, что Николай любил шоколадные конфеты, и когда он узнал, что я их привезла, он очень обрадовался и с детской непосредственностью попросил: «Дай мне конфету». Под настроение он был с юмором не только на словах, но и в мимике, и в жестах, обыгрывая обычную в жизни ситуацию и доводя её до уморительности. В этот момент это всё было смешно и очень мило. Через час  приземлился самолет из Кишинева, а чуть позже подъехал и Алексей.
          Мы посетили могилу отца и, помянув его, решили, что, находясь так близко от отчих мест, - Кустанай был в восьми часах езды на поезде, - нам нужно проведать могилу мамы, и повидать родственников, живущих в г. Кустанае.
          На прямой поезд мы уже опоздали, поэтому в ночь отправились в путь на автобусе. В Троицке нам предстояло пересесть на поезд до Кустаная. В г. Кустанай мы прибыли в половине седьмого утра.
          Поскольку время было ещё раннее, мы пешком отправились по центральной улице Ленина. Город приятно удивил нас чистотой, обновленным дизайном архитектуры, решенной в национальном стиле. Знакомые с детства улицы и перекрестки выглядели по-новому, не только уютными, но и красивыми. Вот знакомое летнее кафе-мороженое  среди зелени, оформленное по краю навеса нарядным казахским орнаментом. В тени деревьев было прохладно.
          День ещё только занимался. Дальше мы прошли на рынок купить что-нибудь на завтрак и приобрести  кисти и краску для обновления ограды на могиле мамы. Самым запасливым из нас оказался Алексей: он взял с собой сумку на колесиках, куда мы сложили все купленное.
          Рынок был так же очень чистым. Овощи, фрукты, ягоды, арбузы и дыни везде на прилавках были уложены красивыми горками. Мы выбрали арбуз, дыню, помидоры и отправились в ближайший сквер имени Ленинского комсомола, где мы когда-то, будучи комсомольцами, каждую весну работали на его благоустройстве: убирали, сажали кусты и деревья.
Дойдя до середины сквера, мы увидели множество строительного материала, сложенного в штабели. Мы заинтересовались, к чему бы это. У проходившей мимо нас пожилой женщины я спросила:
- Будьте добры, скажите, пожалуйста, а что здесь собираются строить?
- Ой, милые мои, вы хорошо сделали, что остановились на святом месте. Здесь заново будет построена снесенная когда-то Никольская церковь. Дай вам бог здоровья!
        Следующей нашей целью было посещение отчего дома. Когда мы к нему приблизились, ворота во двор были закрыты. На стук нам открыла старушка, сын которой был на работе. Всё как будто было родным и в то же время чужим: другая обстановка, пустота, безлюдье, тишина. Мы не стали задерживаться здесь и продолжили путь дальше.
        Недалеко, на Рабочей улице, жила тётя Клава, жена покойного дяди Сени, брата отца. Она была дома. Настоящей удачей для нас было, когда минут через пятнадцать подъехал на обед двоюродный брат Виктор.  Вскоре  на  обед  пришли  Наташа  и  Таня,  наши  двоюродные  сестры  так  же  по  отцу,  как  и  Виктор.
        Дальше мы продолжили путь на машине. На кладбище, сориентировавшись, мы нашли могилы мамы, дяди Сени, Раи, тёти Тони. Мы облагородили могилу мамы и покрасили ограду.
 После этого была встреча на квартире у Виктора. Через два часа мы отправились обратно на поезде, на который купили билеты по приезде. Утром следующего дня мы прибыли в Челябинск.

        В этот же день  мы отправились на дачу Николая. За всё время работы, будучи строителем, он не построил себе дачного домика.
Дача представляла собой стройную композицию из плодово-ягодных деревьев и кустов,   аккуратно ухоженных цветников и овощных грядок, приносивших неплохие урожаи. Здесь же были брусья, уложенные в штабели для предполагавшегося домика.
Нам всем нужно было возвращаться на работу. На следующий день мы снова разъехались…

        В январе 1993 года Александру Николаевичу было присвоено звание Заслуженного работника лесной промышленности. 
        Руководство ЛЛДОКа  сочло возможным продажу ему бывшей в употреблении в течение 30 лет машины Газ – 24 по её остаточной стоимости. Мы решили, что я пойду учиться  на водительские курсы.
        В мае 1993 года я их окончила. «Белая ночь» была в таком состоянии, что ездить на ней было нелегким испытанием, но приобретать навыки вождения нужно было, поэтому приходилось ездить и терпеть…. После ремонта, малого или большого, она могла повести себя непредсказуемо. Неизвестно, что могло отказать в следующий момент:  газ, замок зажигания, трамблер, карбюратор...
        Чаще всего были эпизоды, связанные с категорическим «нежеланием» машины заводиться. Тем не менее, в какой-то степени она стала подмогой в моих заботах между филиалами школы, организациями и учреждениями в г. Тосно и в Любани.
        В 1998 году, в сентябре, мы успели приобрести «Синюю полночь», Газ – 3110, за день до изменения цен в связи с дефолтом. Новая машина была для нас большим нескончаемым праздником.

         На 1993 год был запланирован капитальный ремонт первого этажа школы. В актовом зале полы под воздействием влаги и времени прогнили и стали проваливаться. Там занимался класс хореографии, и ремонт был необходим. Требовали замены и все оконные блоки первого этажа. В марте 1993 года они в количестве одиннадцати штук были заказаны в Вагонном  депо  Тосно – 2. Заказали, в том числе, и три штуки для замены окон по коридору жильцов, на который мы претендовали в будущем, для того, чтобы все окна со стороны двора были однотипными.
         По понятным причинам демонтаж и устройство оконных блоков нужно было производить быстро, поскольку нельзя оставить незаделанным оконный проем на ночь.
В июне почти каждого учебного года, когда преподаватели были более-менее свободны,  в школе всегда были дела, требовавшие коллективного участия.

         В сентябре 1993 года я добилась полставки завуча. Сергей Владимирович Лаенко, будучи на должности преподавателя теории, совмещал  обязанности секретаря  и при этом всегда был при хозяйственных делах. За что бы он ни брался, работу выполнял отлично, будь это лекции, вступительное слово в концерте, методическое сообщение, машинопись, столярные работы, электромонтаж, работа с электроникой. С появлением полставки должности завуча я предложила ему часть административной работы.

         Оконные блоки мы вставляли всем коллективом. Мужчины занимались  демонтажом и монтажом окон, женщины убирали мусор, которого было немало. 
         В это же лето был произведен ремонт пола в зале, а  на его стенах  были устроены станки и зеркала для хореографии. Этой работой занимались Кононов Н.А. под руководством Лаенко С.В.. Металлические  и деревянные детали станков были заказаны на ЛЛДОКе, а зеркала  приобретены заблаговременно. В этом же году был произведен косметический ремонт второго этажа школы, где был заменен  линолеум.
         В связи с этим мне запомнился случай. Линолеума я достать нигде не могла. Председателем исполкома Тосненского горсовета был тогда Соколов Юрий Васильевич. Я обратилась к нему с вопросом,  на каком заводе можно  приобрести этот строительный материал. Это было летом. Прокомментировав мои действия как директора, который «не спит», он набрал номер телефона завода, производившего линолеум, договорился о цене и количестве. В  заключение он сказал, когда,  куда и к кому по этому поводу нужно обратиться. Через четыре дня мы  имели этот линолеум и могли продолжить ремонт.
Это был идеальный пример делового, нечиновничьего подхода руководителя к решению вопросов. После выполненного летом ремонта в школе стало гораздо уютнее.
         В 1993 году отдел культуры впервые стал оформлять  дело на присвоение мне звания «Заслуженного работника культуры РФ», имевшее продолжение в 1997 году и закончившееся в  2000  году  вручением  медали  «За достижения в культуре».
         Не  жалею о  том, что всю жизнь работала не за рубль и награды, а ради воплощения в жизнь тех профессиональных  музыкально-эстетических  задач, которые  в данных обстоятельствах ставило  время.  Между тем, получила много грамот.  В 1989 году - профсоюзное звание «лучшего по профессии» в районе. В  дальнейшем, когда реконструкция школы была в разгаре, и я добывала очередные деньги на её продолжение, от одного из  чиновников в районе мне последовал вопрос: «Что, медаль хотите получить?» Я промолчала:  тон  был  без  ноты  доброжелательства.
         Доносилось до меня и шушуканье в кабинете заведующего отделом культуры, настраивавшее его против меня, якобы стремящейся на его место. На общих конкурсных основаниях, в честной борьбе, я предлагала свою кандидатуру на должность заведующего отделом, что не было секретом ни для кого, но -  никогда за счёт предательства или интриг за спиной коллег.


                Глава   62


         С сентября 1994 года в школу пришел преподаватель флейты,  духовых и ударных инструментов Баранов Александр Александрович, бывший артист симфонического оркестра.   
         Очень быстро вокруг него сплотились подростки, составившие основу его класса.
Из них он в короткий срок  организовал инструментальный ансамбль, получивший областную известность. Баранов А.А. делал переложения для флейты и фортепиано,  обработки, инструментовал несложные романсы для небольшого ансамбля преподавателей: флейта – Баранов А.А., фортепиано – Гинкель Е.А., домра, - Коноплева О.Л. скрипка – Лаенко С.В., окончивший в своё время  музыкальную школу и два курса музыкального училища по классу скрипки; вокальный дуэт – Павлова В.К. и Гинкель Е.А., вокал – Павлова В.К.
         Саенко Н.И. пришла работать в ДШИ, будучи студенткой Новосибирской консерватории. С первых дней работы она заявила о себе как способный педагог и талантливый исполнитель.
         Втечение короткого времени она стала популярной в районе, выступала на концертных площадках в г. Санкт-Петербурге. За четыре года работы её учащиеся Буджак Аня и Буджак Коля стали известны как профессионально подготовленные конкурсанты разных уровней: областного,  регионального. Буджак  Аня стала учащейся музыкальной школы при музыкальном училище имени Римского-Корсакова в г. Санкт-Петербурге до окончания Любанской ДШИ.
         Наталия Ивановна интересно проявила себя как педагог – методист. Её тематический открытый урок «Работа над техникой с учащимися разного возраста в классе фортепиано ДШИ» явился бы прекрасным методическим материалом для любого преподавателя в качестве и теории, и практики работы с учащимися  класса.
         Она, вместе с тем, была смелым, дерзновенным человеком в своей профессии,  согласившись стать испытуемой, когда профессор Ленинградской консерватории Лебедев Р.М. приезжал в нашу школу с концертом и согласился дать мастер-класс для всех собравшихся в зале. Саенко Н.И. была успешной и в этой роли.
         Прекрасным исполнительским чутьем обладает Наталия Ивановна и в качестве концертмейстера. В этом смысле показательно наше с ней выступление в концерте преподавателей Тосненского района, состоявшемся в музее-квартире Самойловых   в г. Санкт-Петербурге в январе 1995 года. В этом зале  нами были исполнены романсы Чайковского П.И. «Нам звезды кроткие сияли» на стихи Плещеева, «Не  ветер,  вея  с  высоты» Римского-Корсакова на слова А. Толстого, Даргомыжского  «Лихорадушка». Существует  видеозапись  всего концерта  с  сольным  фортепианным  номером  в  нём  и  Саенко  Н.И.
         Был в школе  другой преподаватель Чернышов Б.Н., который также достиг широкой известности как способный педагог-пианист, активно участвовавший в концертной жизни школы, педагог и отец, сумевший организовать нужные профессиональные связи и направить их на развитие музыкальных  способностей   своей учащейся и дочери Полины, успешно продвигавшейся к вершинам  фортепианного исполнительского мастерства. 
         Будучи в разное время лауреатом многих международных конкурсов и являвшейся постоянной участницей концертов в известных концертных залах г. Санкт-Петербурга, позже она стала студенткой музыкального училища имени Римского-Корсакова при консерватории, а  затем  и студенткой  консерватории  в  г.  Санкт-Петербурге.
         На смену Полине в класс Чернышова Б.Н. пришли  Сабецкий Саша, Баканов Дима, ставший лауреатом международного конкурса, Кириллов Валера, успешно выступивший в первых для него конкурсах.
         В школе есть способные учащиеся, которые, к сожалению, блеснут на  районном конкурсе и затем гаснут в исполнительском небытие. Объясняю это вялой педагогической политикой преподавателя, свиду пропагандирующего правильные профессиональные принципы.

         Летом 1994 года был произведен косметический ремонт подъезда и фасада здания со стороны двора.Подъезд белили мелом, красили бежевой краской  панели, двери и перила лестницы. Охру и жидкое стекло для фасада  нам подарили в строительном цехе Любанского вокзала.  Каким был беленьким подъезд,  и каким  бежевеньким  было лицо школы...
         Увы,  зимой 1994-95 учебного года на втором этаже, в квартире одинокого пьющего человека случился пожар. Если бы не почуяли запах дыма не спавшие поздним вечером соседи, погорели бы и хозяин квартиры (будущая артистическая), и жильцы на этаже, досталось бы и нам. Пожар случился от непогашенного окурка.
         Соседи спасли хозяина квартиры, выбросив в коридор горящее одеяло, обугленный след от которого остался на деревянном полу до начала реконструкции. Наутро  после  пожара  вместо  беленьких стен и потолков в  подъезде  был  черный закопченный свод. От отчаяния я чуть не плакала. Поскольку хозяином квартиры был бывший рабочий ЛЛДОКа,  вопрос повторного ремонта в подъезде решился с помощью строительной бригады завода.


                Глава    63

          Встречаясь летом 1992 года у Николая в Челябинске, мы не знали, что в таком составе мы больше не увидимся. Николай страдал гипертонией. Явку к врачу он все время откладывал. Однажды, в декабре 1994 года он не вернулся с работы. На производственном совещании, отвечая на обращенный к нему вопрос, он вдруг склонился на плечо коллеги и, не приходя в сознание, умер за четыре дня  до  60-летнего юбилея.
          При воспоминании о нём  я плачу, годы спустя, полная горечи и сожаления: мы так мало встречались. Между всеми нами было так много общего. И тем более, каждая встреча была такой ожидаемой,  желанной и в то же время несбыточной ввиду всех обстоятельств у каждого из нас, которые в обыденной жизни почти невозможно было преодолеть. Иногда в последние годы все эти обстоятельства отступали на второй план, если случалось что-то непоправимое...

          В январе 1995 года Любанская музыкальная школа получила статус детской школы искусств приказом №1 начальника отдела культуры  Муниципального образования «Тосненский район Ленинградской области» от  03 января 1995 года.
          С 1995 года началось переселение жильцов из нашего подъезда. С освобождением кладовок на первом этаже, отделявших часть коридора от среднего подъезда здания, они были разобраны на доски, и мы получили возможность продлить коридор до желаемой
длины. Доски на полу по коридору стали прогнивать, и вскоре обнажился земляной пол.
Здание, по большому счету, было бесхозным, если иметь ввиду наглядный пример быстрого разрушения его второй половины.
          Границу коридора мы установили перед средним подъездом по поперечной капитальной стене третьей квартиры. Мы сами стали решать насущный для нас вопрос о месте устройства в школе внутреннего туалета. Единственное подходящее для этого место – конец коридора перед средним подъездом. Поперек коридора помещались два дренажных кольца.
Нужно было следовать определенной технологии. В глубину была вырыта полутораметровая яма, нашли «бесхозные» кольца, точно подходившие по ширине. Как их транспортировать вовнутрь? Только в окно. Сняли оконный блок и автопогрузчиком подали их в коридор, в яму.
          Дальнейшее было делом ручной техники: ломами подправили; дно каждого кольца  забетонировали. Выстроили заднюю стену, заделали стенки туалетов обрезными дюймовыми досками, устроили подиум, установили двери. Получилось два двухкамерных помещения. В каждой «прихожей» в 1998 году  установили раковину, рукомойник, электросушилку для рук.
         Я получила эксклюзивное сообщение о том, что в Санкт-Петербурге в одном из ателье по реставрации роялей очень недорого продается приличный концертный рояль «Россия». За настоящую стоимость  (шестьдесят  миллионов)  нам рояль не купить, а по такой цене (пятнадцать  миллионов) – это единственный для нас шанс иметь  хороший инструмент на сцене. Он был необходим и для ансамблевой игры в качестве первого инструмента из двух на сцене.
         Было отправлено письмо в адрес Тосненской администрации с убедительнейшей просьбой о выделении средств. После нескольких устных просьб, ходатайств  заведующего отделом культуры Селянинова Н.Н. средства нам были выделены. Так впервые за двадцать пять лет у школы появилась возможность иметь настоящий концертный рояль.
         Следующий, 1996 год был для школы юбилейным: - Любанской ДШИ – 25 лет.  Подготовка к нему началась  в 1995 году.
         Почти спонтанно возник ансамбль педагогов. Первыми романсами,  исполненными  ансамблем,  были  «Белой  акации  гроздья душистые»  и «Луны волшебной полосы». За недостатком  времени и в связи с разбросанностью по филиалам репетировали не часто. Напомню, участниками вокально-инструментального ансамбля были: Баранов А.А., Гинкель Е.А., Лаенко С.В., Павлова В.К., Коноплева О.Л.
         С  января 1995 года в ДШИ появилась новая форма эстетической работы с населением: демонстрация художественных выставок в сопровождении  вокальных и инструментальных концертных номеров. Первой такой выставкой  была экспозиция работ художника - преподавателя нашей школы Калинина Дмитрия Семёновича  в  оборудованной им самим художественной мастерской, в филиале  ДШИ  (КСК  п. Сельцо), где он занимался со своими учениками.
         Калинин Д.С.  до работы в ДШИ   много работал за границей: в Финляндии, Швеции. Им написаны  картины в различной технике – масло, темпера. Известны целые циклы его картин, посвященных природным зарисовкам в северных странах. Его картины  впечатляют глубокой искренностью, лиризмом сюжетов, живостью и сочностью красок, они излучают чарующий магнетизм, захватывают скрытой сильной эмоцией.
         Он написал множество картин, которые разошлись в частных коллекциях по всему свету – так востребовано  было его искусство людьми разных национальностей.
Большое  количество  картин  Калинина  Д.С.  находится  на  постоянной  экспозиции  в  Тосненской  картинной  галерее,  хранительницей  которой  является  Калинина  Л.П., -  вдова  художника.
         Выставка Калинина  Д.С.  в  п.  Сельцо имела большой успех среди всех слоев населения. Хорошо вплеталась в это живописное представление музыкальная ткань концерта. Играли учащиеся классов Чернышова Б.Н., Чернышовой  М.И., Баранова А.А., звучали романсы, фортепьянные, инструментальные пьесы.
         Закрытие выставки было  проведено в том же стиле. Это мероприятие имело резонанс в районе. 22 января в этом же году выставка Калинина Д.С. в расширенном варианте повторилась в г. Тосно в кинотеатре «Космонавт».
         В основу концертных номеров была положена программа нашего концерта на выставке в Сельцо, так как она была составлена в соответствии с эстетической концепцией работ  Дмитрия Семеновича.
         Событие было очень трогательным и будило самые сокровенные  струны:   душевный  трепет и очарование.… После  выставки  многие  картины  Д.С. Калинина  были  приобретены  в  собственность  любителями  живописи:  «Следы  на  снегу»,  «Закат»,  несколько  осенних  картин – пейзажей  и другие,  покорявшие  яркостью,  реалистичностью  красок. 


         В поселке Любань живут и творят еще два замечательных художника: Цибизова Лилия Павловна  и Пантелеев Владимир  Павловлович.

      На снимке: СПЕЦИАЛЬНЫЙ ХОРОВОЙ КЛАСС  в филиале п. Сельцо Любанской ДШИ.
                Руководитель В.К.Павлова, концертмейстер И.В.Одарчук

                Продолжение следует