Наровчатская Л. Б. Первозванность. Рад скомрах...

Индрик
Наровчатская Л.Б. Первозванность

2. "РАД СКОМРАХ О СВОИХ ДОМРАХ"
 
    "Мир, в котором мы живем, насыщен всевозможными звуками... Древнейшие обитатели Земли слышали примерно то же, что и мы. Но... звуки сами по себе - еще не музыка", - так повествуют соавторы книги "Рассказы о русских народных инструментах" Ю. Васильев и А. Широков (М., Советский композитор, 1986). И они правы, что звуки - еще не музыка. Но звуки - это уже сигналы, несущие информацию, которые формируются и сами абстрагируются до понятий.
    Возьмем современные европейские звуковые символы - восклицания-сигналы: А, О, У, И(Ы), Е(Э). Всего-то навсего 5 гласных звуков. Но, хоть это и трудно представить воочию, из них можно создать целый словарик из 325 слов - протопонятий-сигналов!
    Так же как негры в глубинах джунглей до сих пор используют систему барабанной сигнализации (кстати, тоже из 5 звуков) для житейских "бесед" деревни с деревней, так же можно и пением-воплем передавать животрепещущую информацию. Ведь звук является сигналом-символом физиологической и  эмоциональной необходимости в конкретных ситуациях. Слово «необходимость»  я
употребляю здесь в смысле неминуемой конкретности объективного мира: это существует, это произошло, порядок явлений и вещей именно таков.
    Рассмотрим эти конкретные ситуации в тот момент, когда субъект получает сигнал-символ от объективного окружения.
    1. Что? Кто? издал звук, заставил издать возглас звук? - т. е. предметная необходимость и следственность ситуации.
    2. Когда? в какой последовательности изданы сигналы, являющиеся отпечатками действа? - т. е. передается временная следственность.
    3. Где? произведен звук? - т. е. локальность действа. Таким же отражением функционально-биологической необходимости являются и согласные звуки, но об этом - ниже.
    Сейчас (в первом приближении) посмотрим, сколько "кругов по воде" расходится в океане понятий от брошенного в его глубины вопля-"камня".
         1. "Опасность - Радость" в случае локальной необходимости:
         1) рядом! "А!" "О!" "У!" - "Поодаль!" "Около!" Возле!"
         2) далеко! "И!" "Е!" - "Слышу что-то!" "Вижу кого-то!"
         3) единичная! "А!" "Е!" - "О!" "у!"
         4) всеобщая! "А!" "И!" "О!"
    Еще раз оговоримся, что это весьма приближенное моделирование момента, но, тем не менее, от понятий "далеко!" и "всеобщая" тревога-радость рождается абстрагированное понятие "много", "бесчисленное множество", "тьма". Это неконкретное "много-тьма" конкретизируется с развитием исчисления боевых единиц до конкретной (?) – «тьмы», равной 10000 воинов, до ? = 1000, ? = 1 или (?) - "легиону" = 100 000.
    Сигнал же "всеобщая!" и "много!" рождает и понятие "неизбежности", "судьбы", "рока", "катастрофы", "катаклизма" - "необоримоI1 неизбежности", но и противопоставленной ей множественной силы рода - до абстрагированного множественного числа (дела, враги, пескари, Ванин, рязанский, войска, добыча, стада etc.). Но и борьбы - непримиримости - оборения - победы до беды смирения - гибели.
    От сигнала неведомой опасности родились и понятия - боги вечного покоя - ночи - смерти Та и Тот, как и аид, "тот свет". Нижняя нота "до", "животный" страх прародители их, как и верхняя "си".
    От сигнала радости родились по логической нити развития понятия общего мира-радости-ликования, света, солнца, славы, силы, единения-братства, образ сильной струи, русла.
    Все это, естественно, впитали и символы-звуки-понятия.

         2. Опасность! от кого - рождение понятия "родительного" падежа, принадлежности предмета:  Предметная необходимость
     Радость!
    1) от сущего живого;
         2) неживого;
    3) от неизвестного, случая, тайны, катастрофы единичной или всеобщей: молния или обвал - от сил природы. И опять, как следствие, рождение понятия неведомой силы - среднего рода и множественной субстанции. Иллюстрации словарей вы увидите ниже, а наиболее древние: дело, тело, идея, где lo-la-Ie и LLANO-LLONO-LLENE несут понятия "сущего" и "изменения лона".
3. Временная необходимость - когда?
    1) мгновенная беда, немочь, нужда; акт рождения, смерти, эмоциональный всплеск.
 
    К "земле" и "поясу девственности", к первым знаниям физиологии продолжения рода человеческого идут следы. "пояс" - "Pollase" - "излияние земле", т.е. пояс - всего лишь гигиеническая повязка древних, которая, по-видимому, стала ритуальным предметом, торжественно возлагаемым на лоно-чресла-чрево в день девичьего созревания. Физиологическое "пояснение", т. е. демонстрация всем ее способности к деторождению, культ девственности, простыни новобрачных, "ясные" глаза невест невинных, конфирмация - право на совершеннолетие, на вступление в брак - рудимент этого протопонятия "лона" "явления" "излияния" "сияния" над богоматерью etc. Венец-сияние над главами святых - не только сияние-излияние Солнца-всеродителя, но и сияние-излияние мысли-продолженности разума, добра-гуманизма.
    Термин "пояснить", т. е. плеснуть на землю, на поверхность из почвы-глубины-чрева-лона, ритуального сосуда, туши животного, стало приемом гадания на внутренностях жертвы, гуще, заговорного варева у авгуров и друидов, жрецов, колдунов, ведьм, гадалок, - вплоть до плевка! Воск, кофейная гуща, "тьфу! тьфу!" - рудименты этого. А вот слово "прояснить" - всего-то с иной приставкой! - несет иную древнюю информацию: "освещение - излияние солнца сквозь темь-тучи" - "ясная" погода, когда лучи светила изливаются беспрепятственно.
         Древность, "самость" нашего языка восторгает!
         Именно в сохранении древнейших струй первозванности, пронесения ароматов ее туманных доледниковых лугов с буйством соцветий - восприятие мира! - через тьму веков, - именно в этом исток многокрасочности русского языка и, несмотря на кажущуюся сложность, легкость его усвоения для соседей.
    "Специализация" экономических отношений по нуждам панкоординирующей державы на важных этапах становления РаУЗа-Руси, "выхолащивающая" "фактацию" и укрепляющая "рацио", не кастрировала наш язык лезвиями рабства, замкнутости, кастовости. Не превратила наш язык в арго торговцев, воинов, жрецов или политиков.
    Повезло нам, что не были мы замкнуты и географически, т.к. язык, как и любая живая система, нуждается в постоянном притоке новейшей информации, чтобы передать опыт старой объективной информации в лоно нового носителя ("ракета" - пример тому: "Солнца-цикла земли движения-посланник к высшему от тайны Земли" - таков протосмысл!). Иначе хиреет язык, а с ним и народ (таты Кавказа хранили первозванность, но где они? Их погубила замкнутость, как губит она и любое религиозно-фанатичное государство ... ).
    Русь спас "закон энтропии": всегда оставалась достаточная живая заповедная целина провинций - деревень - земель, творивших и устно хранивших традицию эстетического наслаждения словотворчества.
    Сейчас, в век "эталонно-телевизионного" языка нам политически необходимо культивировать все языки нашего Солнечною Союза - РаУЗа народов, чье ядро есть земли Повольжья-Поочья от Каспия до Балта, Приуралья и Приаралья, Кавказа и Причерноморья; т.е. ядро Ратеи-России на экономической базе полюдья с 2-го тысячелетия до н. э. до наших дней. Это необходимо, чтобы наш СоУЗ-Союз Радости дожил до разгадки смысла человеческого существования во Вселенной.
      Но вернемся к нашим гласным. Не только мир  информации начинался с них, но и мир музыки, искусства искусств!
    Именно музыка и даже сами музыкальные инструменты являются неопровержимыми свидетелями нашего родства с цивилизациями древнего Египта Хеттии нашего «райского исхода».
         Приманивая птиц и животных (ведь "кис-кис" и "кось-кось" мы пронесли через тьму веков!), человек постигал океан звуков, участвуя в осознанном акте протоохоты и усмирения "братьев меньших".
    Но с позиций протопонятий В этом зове человека к кошке, гепарду или к лошади заложен глубочайший смысл взаимоуважения, фиксация силы зверя: К -"движение"; С - "сила", "скорость", то, что свыше, что осиливает и оборяет; И - "множество";О - "общность", "совокупность".
         "Приблизься, многосильный!" - калька "кис-кис".
         "Приблизься, олицетворение скорости!" - обращение к коню.
    Апофеоз этих отношений с конем или гепардом фигуры скифов на вазах или иранские миниатюры, где запечатлен акт сотрудничества человека и животного на тропе пропитания рода, как и росписи египтян, греков, римлян, африканцев.
С примитивного манка из куги свивались великие, мелодии человечества: звуки укладывались в гармоничесную последовательность, отражая чувства и мысли. Именно в процессе постижения гармонии созвучий возникла музыка. И речь! Природа всегда была для человека подателем знаний.
Открывая ее законы, человек использовал их в быту. Музыкальные инструменты - яркая иллюстрация тому.
    Ученые датируют первые музыкальные инструменты XIII веком до н.э. А это время Нового Царства Египта, смена главенства касты буев-навигаторов кастой всадников. Это великий прорыв Рамзеса II и Хеттусили III от Сахары до Сахалина. Каменные орудия и охотничьи луки появились тогда в Азии, в Средиземноморье, на Русской равнине. И одинаковые свистки, погремушки, музыкальные луки изготовлялись обитателями Африки, Европы, Америки. Такова диалектика звука ...
    Древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование "пандура". Это грузинские чунгури и пандури, танбур южных славян, бандура украинцев, дут ар туркменов, домбур монголов, думра киргизов и татар, домра остяков, домра калмыков. Ее мелодии помнят  братство касты всадников человечества ...
Если у нас на Руси скомрах радел о своих домрах, то трубадура или менестреля мы видим на "древних полотнах" с лютней, давшей виолу, скрипку, контрабас, виолончель, мандолину, гитару, балалайку. Я взяла в кавычки "полотна", т. к. таковыми являются зачастую поверхности стен, ваз, погребальных камер.
    Сама история дышит и плачет, хихикает и стонет в струнах, под удаpами пальцев скомороха, акына, барда ... 
Слова «Жалость» -в «жалеЙке», изливающей душу, стыкуются с протопонятием "излияние-слияние", рождающееся от звуков "ИА" -"Я". В них живо осознание собственной личности как уникума множества, излиянного-рожденного из лона сущей матери "Лады".
    Лада, LАDО – это «ребро-RIВ - отросток" Дерева Жизни; Мысли, "Памяти" = "Почвы-Земли Меты-Цели", порождение "БОГА" - "Воздуха, Воды, Варева, Воли" + "Гона"-"Исхода живого". Богиня Лада-Леля и ее сын-пастушок Лель - древние божества любви хеттов в облике Великой Лель Ваны. К библейскому ребру Адама, из которого сотворена Ева, приводит нас испанское "ладо", английское "риб" и русский Лель.
    Свирель русских, курай башкир, най узбеков, дудка белоруссов, флуэр молдаван, сопилка украинцев, саламури грузин - древнейший инструмент, для изготовления которого "срезал с березы три кружочка, делал три гудочка" Лель, сын славянской Лели-Лады. По-латыни "лелеять" - "качать", "баюкать" (баюкать - др. греч.), как и порусски. Лель - бог ритма, качания, секса древних. Опыт физиологического акта передан в культе качелей, плясок, жалости-любви древних.