Чехов и Михаил Козаков

Шалюгин Геннадий
           «Нельзя играть гениальность Чехова…»

11  мая  1989 года. Сидя на  садовой скамейке, я  разглядывал   пластинку со стихами Иосифа Бродского в исполнении Михаила Козакова. Большой портрет актера -  ироничного мужчины лет сорока -  был напечатан на  конверте. Актер оставил на пластинке автограф – это необычно, Впрочем, однажды  Алла Демидова после посещения музея оставила для главного хранителя автограф  на бутылке  сухого красного вина…
     Раздался стук  каблучков:  на дорожке чеховского сада  в шелесте  белых платьев, в кружеве светской беседы  появился человек в темно-синем костюме  и начищенных  черных  штиблетах. Ростом повыше меня,  лицо узкое, смуглое,  с характерной синевой губ  и легким выкатом глаз. Невысокий череп с волосами,  сбежавшими к затылку, создавал ощущение скуластости. Странно: лицо восточное, но узкое.  Михаил Михайлович Козаков, собственной персоной. Приехал на свой концерт, назначенный в музее  10 мая  на 19 часов. Его сопровождает  молодая рыженькая  приятная особа лет 26, а то и меньше. Это жена Аня, она в интересном положении. В свите – две  роскошные дамы  неопределенного возраста в пышной белизе туалетов с немыслимыми  вышивками,  клипсами, цепками,  высокомерные от сознания причастности к  Артисту.
    Сели на скамью. Козаков быстрым движением  изъял сигарету и  закурил, не предложив мне. Как  догадался, что не курю?  Разговор зашел о возможной телеэкранизации  «Трех сестер», предложенной  Козакову на ЦТ.  В четырех сериях – сообразно четырем актам.
- Хотелось, чтобы проявились знаки времени.  Где-то кусочек казарменной муштры, легкий отблеск пожара – без нажима… Что-то телеграфное…
- Может, труба кирпичного завода -  как намек на  будущую судьбу Тузенбаха?
-  Да, да, да!  - Козаков быстро вскочил со скамьи,  разводя руками, жестикулируя  лицом, закатывая глаза, растягивая слова, глотая слова. Все тело его жестикулировало,  отражая оттенки мысли – решительное утвер-ждение,  сомнительное колебание, поиск, ожидательная пауза,  неожиданная находка.
-  Тузенбах… Трудно  найти актера, трудно выбрать. Он некрасив, но … не безобразен ведь! Что-то белесое на черепе… Да, Тузенбахом может стать только Альберт Филозов.  Эдакая, знаете,  мягкость, интеллигентность… и голова … с  эдакой…
    Козаков  делает некое движение  пальцами с потухшей сигаретой: ищет, куда бы ее деть. Наклонившись,  сует бычок между камешками, дабы не осквернять  девственность чеховского сада.
-  Я разлюбил театр. -  уже сидя, заговорил Козаков. – Но Петер Штайн и Брук  вдохновили меня. «Три сестры», «Гамлет». Вы видели «Три сестры»? Жаль.  Это что-то иное, иное…Без современного обнажения  того, о чем принято умалчивать. Хочется сделать что-то в этом духе.
    Козаков задумался. Чтобы заполнить паузу, рассказываю  о фамилии «Соленый», найденной Чеховым в Ялте.  О поручике Шмидте,  сибирском спутнике  писателя – он дал свой характер для  Соленого. Провинциальные офицеры старались  «косить» под  Лермонтова…
-  Да, у меня была мысль  совершенно поразительная: дать роль Соленого … Бурляеву!  Знаете, он Лермонтова играл?  А Вершинин – тут  я вижу Янковского. Он теперь уже не так молод, но  мягок и беззащитен.
    Заспорили о возможности экранизации  образов великих  писателей.  Козаков снова забегал по дорожке.  «Не могу верить  тому, что вот  э т о т  обыкновенный загримированный человек написал  «Войну и мир»! Нет, нет и нет. Или Чехов – как можно сыграть его  гениальность?».
-  Может, - говорю я  сомнением, - это говорит ваша профессиональная щепетильность?  Если следовать вашей логике,  то бессмысленно писать  портреты, лепить бюсты.  И Ходасевичу незачем было писать о Держа-вине… И Зайцеву – о Тургеневе…
-   Здесь  совсем другое. Они пишут не Державина – пишут свое представ-ление о Державине.  А актер – это лицедейство, это другое…Почему противно смотреть фильмы про Моцарта, про Баха?  Невозможно играть гения. Николай Гринько играл Чехова в этом…
-  «Сюжете для небольшого рссказа».
-   Да, «Сюжете».  И длинный, как Чехов, и худой, и мягкий, но… не Чехов, как меня не убеждайте.  Вот если прямо сказать – без грима,  без «воплощения»: я буду играть «от Чехова». Читать его письма,  рассказы. Через них  передавать личность писателя. Это честнее,  это даст возможность зрителю  создавать с в о е г о  Чехова. Вот вы Галантера упомянули. Дескать, хотел Любшина уложить в чеховскую постель.  Галантер тоже задумался над проблемой воплощения. И отказался от идеи игрового фильма, хотел было что-то полуигровое, полудокументальное… И  все-таки не стал,  потому что … понимаете, почему.
    Кажется,  я  побежден логикой Козакова.  Хотя,  честно говоря,  не могу не признать и возможности иных подходов  к  воплощению образа гения.  В самом деле: если актер  задумал играть гениальность  Чехова – это бессмыслица. Но показать в образе, каков механизм  его творчества,  каковы отношения с эпохой, с людьми… Что именно от эпохи  и народа жило в этом человеке -  почему нельзя? Это можно, это нужно…
    На концерте Козаков читал сначала  чеховский рассказ  «На чужбине».  Читает он сильно: в сущности, рассказывает вся его фигура, каждый палец на руке, каждый волос на голове.  Когда аплодисменты стихли,  Михаил Михайлович припомнил, как  однажды во времена «застоя» его  пригласили  на  правительственный концерт в Большом театре.
-  А  вы знаете, что я читаю из Чехова?
-  Все равно. Мы вас  ставим в программу.
- Я советую:  возьмите дома рассказ  «На чужбине» и прочитайте.  Органи-затор концерта Чехова прочел … и Козакову было отказано.
    Потом актер читал Пушкина. Цикл осенних стихотворений. От Пушкина – к Ахматовой, ее посвящению памяти Михаила Булгакова. Когда Булгаков умер, Анна Андреевна пришла ко вдове  и, стоя на лестничной площадке,  прошептала ей на ухо свои печальные строфы…  По закону сцепления  Козаков «ушел в Булгакова» и достал из папки текст сатирического письма, якобы написанного Михалом Афанасьевичем … самому Сталину! Было это будто бы  в 1938 году.
    Известно, что Булгаков  д р о г н у л, хотел подсуетиться с пьесой «Батум» о юных годах отца народов. Но и там не смог  удержаться от скрытой иронии. А тут… Фантазия о том, как Сталин якобы получил письмо Булгакова, и писателя прямо с кухни, в  дырявых носках доставили  в Кремль. А там сидит уже все Политбюро…
- Пачему мой пысатель бэз сапог? – вопросил Сталин  Ягоду  и велел снимать сапоги.  Сапоги Булгакову не лезут.  Потом разувается Ворошилов, Каганович, Молотов… Наконец, Булгаков в сапогах.   Сталин звонит во МХАТ: подать сюда Станиславского. 
-  Станислаский только что умер.
- Подать Немировича.
- Немирович тоже умер.
   Находят администратора театра, и тот клянется в три недели  поставить пьесу Булгакова и заплатить автору  60 тысяч.
    Потом Сталин задумывает поехать в оперу. В лимузин садятся члены Политбюро,  главного спеца  в «советской музыке» Жданова сажают на ста-линские колени.  В театре участники спектакля уже прокручивают дырочки на лацканах пиждаков – для ордена… Но в ложе – молчание.
-  Я не буду давить и говорить, что  это сумбур и какафония.  Я хочу услышать ваше собственное мнение, - предлагает Сталин.
-  Я считаю, что это сумбур, - говорит Ягода.
-  Хорошо, садись поближе.
-  Я думаю, что это какафония, -  говорит Каганович – и тоже подсаживается  к вождю.
-  Это сумбур и какафония, -  твердо говорит Буденный. – Я бы их шашкой, шашкой…
   Наутро в  «Правде» - разгромная статья  о балете на музыку Д.Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»: сумбур и какафония…
    Эту самоубийственную вещь, написанную в 1938 году, отыскала и опуб-ликовала  Мариетта Чудакова  в  журнальном варианте «Жизнеописания  Булгакова». Я смотрел специально - в книжном  издании этого  сюжета уже нет…
    Во втором отделении  концерта – стихи Бродского.  Это «тунеядец» круга Анны Ахматовой. В творчестве Иосифа  произошло любопытное наложение  русской классической традиции 18-19 веков  на  традицию западной поэзии.  Философичность, парадоксальность образов.  Козаков читал цикл «Новый Жюль Верн», который опубликован недавно в  журнале «Новый мир».  Я, признаться, внимательно читал эту первую публичную публикацию, делал выписки. Но тут понял нечто,  ускользнувшее при чтении. В звучании осознается, что это – проза, прихотливо обнажающая ритмическую  основу.  С виду - груда кирпичей, хаос без смысла: обрывки разговоров,  штрихи и мазки, осколки хрусталя… В чтении Козакова они  сложились, состыковались,  сцементировались. Обнаружилась прочная  образная и логическая кладка стиха, представляющего собой  фантастический лабиринт  осязающего нутра осьминога, выращенного капитаном Немо в знак протеста против «угнетения».
   Да, силен Бродский!  И как это мы расшвыривали золото, оставляя для «внутреннего пользования» словесную жвачку  вроде стихов Егора Исаева или Сергея Викулова. Перестройка   обнажила  истинную цену  поэзии.
   Козакову хлопали, несли цветы… Мы обменялись адресами и телефонами. Может быть, судьба сведет нас на очередных «Днях Чехова  Ялте».
    Музейный  вечер был платный. Организатор – кооператив  «Экология».  Почему-то Козакову в Крыму не повезло: сорвался концерт в санатории «Россия». Не собрали зала в Симферополе. 
- Почему  меня не любят? Ну, почему? – страдальчески закатывал глаза Козаков, теребя подбородок. – Я выкладываюсь,  у меня программа. Какой-то Тихонов два часа рассказывает, как снимался в Штирлице – и сидят, и хлопают…
   В самом деле – почему?  Почему Александр Калягин просто выходит к рампе -  и народ счастлив? Наверное, кроме профессионализма, кроме мастерства,  кроме «программы», нужно  нечто,  что завораживает публику: обаяние  личности.  Этот добродушный толстяк  Калягин  по-человечески привлекателен, близок. Темный, по-щучьи   быстрый и нервный интел-лектуал Козаков совсем не для  массы… 
    Козаков – политалантлив, рассыпчат: он  и актер, и режиссер, и   рассказчик, и иронический сочинитель… Таких личностей рождает время  провальное, стоячее… Время, не одухотворенное  сильной идей. Оно рассы-пается  сверкающей рябью по  поверхности, не затрагивая  глубины. А сейчас, судя по всему, нужны люди сильного  фокуса. Сконцентрировав всю силу таланта,  они пробивают толщу, высветив  самое сокровенное.  Часто  такого деятеля хватает лишь на одно усилие, но и этого довольно, чтобы  сильным толчком заставить  духовную плоть  содрогнуться и сжаться. И вот она уже заведена, как стальная пружина,  и готова разрядится в сильном  социальном движении…
    Глаза Козакова:  на карей радужке вдоль  края -  размытый белесый  ободок. Словно лунное гало. Признак болезни.