XIII. О семьях. Связи. Концерты. Главы 55 - 59

Павлова Вера Калиновна
   Продолжение
                Раздел  тринадцатый
               
                Глава   55

                ЛЮБАНСКАЯ  ДЕТСКАЯ  МУЗЫКАЛЬНАЯ  ШКОЛА

           Семья – это первый институт, где ребенок получает воспитание к труду, к учёбе, доброму отношению к людям, учится не обманывать, быть ответственным за свои  слова  и  дела, а школа научит его этике, знаниям и навыкам. И чем больше усердия со стороны детей и родителей, тем заметнее результаты  в  школе.
           Главный, самый доступный и наглядный пример для ребёнка – это его родители. С самого начала он интуитивно, подсознательно, «списывает» и впитывает способ мышления, поведенческие навыки  родителей.
           В отношении признания части родителей таких взглядов на воспитание детей мы, в полном смысле этого выражения, «пахали целину». Достаточно такой просьбы от родителей: «Можно, мы будем ходить только на специальность? Сольфеджио, музыкальная литература нам не нужны, мы заплатим…», - чтобы перечеркнуть весь смысл обучения ребёнка в музыкальной школе. И всё нужно было начинать сначала.
           Ведь овладение игрой на инструменте это – производное от многих дисциплин: сольфеджио, музыкальная грамота, музыкальная литература, хоровой класс, где формируется комплекс музыкальных понятий, знаний и умений, применяемых затем и на уроках по специальности.
          Были от определенной части  родителей заявления и о том, что ребёнок «расхотел» заниматься в школе, в то время как у него явные способности к музыке.   
          Ведь такое приятное дело как Музыка требует труда, усидчивости, а эти качества не  приходят с рождением, их нужно приобретать, часто с принуждением и постоянным контролем, если сказать мягче, вниманием к  успехам ребенка.
          Рассуждение типа: «Хотел заниматься, а теперь не хочет»- полностью переносит ответственность за воспитание ребёнка на самого ребёнка, что лишено естественной логики.   
          Ведь ребёнок в этой жизни ещё не знает, что такое хорошо, и, тем более, не знает последствий неправильного решения в будущем. Для того, чтобы оградить его от таких ошибок  есть жизненный опыт родителей, которые должны найти ключ к решению проблемы, иногда заставляя, принуждая его к  работе.
          Немало было случаев в школе, когда  детей забирали из школы до её окончания по причине упорного нежелания детей продолжать обучение или его завершить, находясь на финишной прямой.
          И какие были сожаления и детей, и родителей, что одни не продолжили обучение, а другие не настояли на этом в своё время. Интересно, что в большей части случаев дети обвиняют родителей, заявляя: «Мама, ведь у тебя больше опыта, ты должна была заставить меня окончить школу», - не больше, не меньше.
          В этом смысле показателен пример с учащимся  Л. Он оканчивал школу по классу аккордеона. Мальчик учился в девятом классе общеобразовательной школы. Возраст с  неуёмным стремлением к самостоятельности. Он всё реже появлялся на занятиях в музыкальной  школе. Освоение выпускной программы по специальности  остановилось на стадии хорошего разбора.
          Мне так жаль было, что мальчик, музыкально одаренный, с неплохой исполнительской манерой, может к концу года остаться ни с чем.  Ведь будут жалеть и мама, и сын. С мамой у меня разговоры уже были. После очередной его неявки на урок я решила пойти в школу  к  последнему уроку, чтобы ещё раз поговорить с ним.
          Был март месяц и всё – земля, её зимнее покрывало - находились в состоянии активного таяния. И недалека дорога в школу, но,  свернув не на ту тропу, я забрела в болотце перед самой школой, основательно промочив ноги и испачкавшись. …В школе я  учащегося  Л. не застала. Были попытки ещё уговорить его, но в этом случае  все-таки не хватило домашнего влияния. Потом были сожаления…
          Примечателен такой факт. Годы спустя, когда бывшие ученики становились мамами и папами, те из них, кто окончили школу или приобщились к занятиям в музыкальной школе, обязательно отдавали в музыкальную школу своих детей. Отличало их сознательное и грамотное отношение к своим чадам, внимание к их успехам.
          В  этой связи уместно  упомянуть  о  родителях,  чьи  внимание  и  заинтересованность в  воспитании  своих  детей делают чудеса.
          Благов Миша  с  первого класса, будучи  7-летним  ребёнком,  был уже личностью, если  можно  так выразиться,  с  «пакетом»  положительных  поведенческих  навыков. Всегда вежлив, исполнителен, трудолюбив,  пунктуален к  его                хорошим музыкальным данным:    музыкальный  слух,  природная  техническая  пальцевая  моторика,  осмысленность в  работе  с  инструментом  (гитара),  в постижении  предметов  музыкально-теоретического цикла.
          Это  не даётся  с  рождения.  Всё это  в  решающей  степени  результат  непосредственного  влияния семейного  окружения.  Кто  не знает  Благову  Елену  Николаевну,  скромного, деликатного,  интеллигентного человека,  добросовестного и  внимательного врача?  Интеллигентна  и  бабушка  Миши  Лидия Ивановна.  Вот  почему  и  Миша  такой  интеллектуал.
          Другая  семья.  Женя  и  Лена  Семёновы  - дочери  известного  в  Любанском  регионе  врача  Семёновой  Натальи  Евгеньевны. Женя  и  Лена  пришли в  школу  на  отделение фортепиано,  но,  окончив  обучение  на  этом инструменте,  они  не  без  домашнего влияния  решили  научиться  играть ещё и  на  гитаре.  Они  имеют  по два  свидетельства  об  окончании  ДШИ:  по  специальностям  фортепиано  и  гитара.
Наталья Евгеньевна  или  их  бабушка  Алина  Владимировна  за  время  учёбы  девочек  в  ДШИ  не пропустили  ни одного   мероприятия  в  школе:  концерт,  музыкальная  гостиная.
          Куликову  Люду  привела  в  школу бабушка  Кира  Ивановна.  Они  долго не  могли  остановить  свой выбор на  чём-то  определённом.  Преподаватель  по  классу  баяна  и  аккордеона  в  школе  отсутствовал.  Я  сама  решила  продемонстрировать  им  возможности  аккордеона. 
          Мне  удалось  увлечь Людочку инструментом.  В последующем  она  с  интересом  занималась  на  аккордеоне,  не  пропуская  занятий.  Бабушка  и  Люда  до  сих  пор   не  пожалели  о  той  первой  встрече,  когда решился для  них  вопрос,  на  чём  играть, чему  я  искренне  рада.  Люда  успешно  окончила  школу,  отлично  исполнив  выпускную  программу.
          Отношение родителей Андреевых  Светланы  Борисовны  и  Георгия  Изыбаевича к  воспитанию  своих детей  иначе  как  самоотверженным  и не  назовёшь.  Троих  детей  Викторию,  Виктора  и Дарину   они возили  на каждое занятие  в  нашу  школу   (в  ДШИ)  из  посёлка  Трубников  Бор.
Бывший выпускник  фортепианного отделения  Кузнецов Василий - достойный  сын  Кузнецовой  Марии  Николаевны,  главной  заботой  которой  было  воспитание  у своих  детей  творческого  отношения  к  жизни.  Василий  сейчас  учитель  в  школе.  Думаю, что  учитель  он  замечательный: серьёзный, вдумчивый,  с  широким  кругозором.  В такой  семье  иначе  быть  не  может.  У  его   мамы  хватало сил  и  на воспитание  детей,   и  на активную  общественную  деятельность.


                Глава   56


          Коротковы  Василий  и  Александр   окончили  музыкальную  школу  по  классу  фортепиано.  Обоих  отличали  прекрасные  музыкальные  способности.  Родителей  не  пугала  большая  занятость  детей.  Они   были  уверены  в необходимости  дать детям  разнообразное  воспитание  и  образование,  в  том  числе,  и  музыкально-эстетическое.   
          В настоящее время Александр  и Василий  окончили  технические ВУЗы,  и  являются высококлассными  специалистами   своего  дела. С  такими  сыновьями  родителей  Наталью Александровну и Алексея Юрьевича    можно  только поздравить.
          Хочется  добрым словом вспомнить  многих  родителей, с  большой  ответственностью  относившихся  к  воспитанию  детей,  и которые  в  полной  мере  вознаграждены  хорошими  и  очень  хорошими успехами  своих  детей  в  разных  сферах  деятельности,  не  обязательно  связанных  с  музыкальной.
          Мошникова  Света  окончила   ДШИ  по  классу  гитары,- родители  - Юрий  Николаевич  и  Людмила  Сергеевна.
          Баканов  Дима  учащийся  класса  фортепиано, родители - Вера  Анатольевна  и  Виктор   Владимирович.
          Пилиевы  Полина  и  Илья  окончили ДШИ по  классу  фортепиано. Илья поступил  в Санкт-Петербургскую  Лесотехническую Академию,  Полина – в  Санкт-Петнрбургский  институт  Гидромета,  - родители - Надежда  Сергеевна  и Виталий  Ливанович.
          Демирчиева Ксения, выпускница ДШИ по классу  фортепиано,     поступила на   филологический  факультет Санкт-Петербургского университета, родители - Артур  Феохарович  и  Елена  Андреевна.
          Дмитриева  Аня,  выпускница  класса  фортепиано  ДШИ,  учится  в  Голландии  по  специальности  Музыкальная  терапия.
          Её сестра - Дмитриева  Ксения, выпускница ДШИ по  классу фортепиано, окончила медицинский  институт, родители  - Галина  Александровна  и  Владимир  Борисович.
          Сабецкий  Саша,  выпускник  класса  фортепиано,   учится  на  финансово-экономическом факультете Санкт-Петербургского Технологического  института.  Родители:  Владимир  Андреевич  и  Евгения  Константиновна.
          Сергеева  Наташа,  выпускница  фортепианного отделения  ДШИ,  окончила  университет им. Герцена  в  г.  Санкт-Петербурге  и работает  в  общеобразовательной  школе  им.  Радищева  учителем русского  языка  и  литературы, продолжив  семейную  традицию:  её  мама  Татьяна  Михайловна  прекрасный  учитель  математики в  общеобразовательной  школе  п.  Сельцо,  папа -  Сергеев  Александр  Николаевич.
          Пантелеева  Ульяна,  выпускница  ДШИ  по  классу  фортепиано,  поступила в  Ленинградский  областной  колледж  культуры  и  искусства на  отделение  туризма  и  полна  решимости  обязательно  продолжать учёбу дальше.  Родители -  известные  художники  Цибизова  Л.П. и  Пантелеев  В.П.
          Ульяна  выросла  в  семье, одухотворённой  разнообразным  творчеством  и  удивительным  талантом  её родителей – Лилии Цибизовой  и Владимира Пантелеева.          Олечка  -  младшая дочь  - многообещающий  бутончик,  которому ещё  предстоит  раскрыться, Ульяна – прекрасный распустившийся  цветок,  унаследовавшая   и  соединившая  в  себе  замечательные  творческие  свойства родителей.  Склонность   к  глубокому  раздумью,  философскому  осмыслению  жизни,  потребность  и  способность  к музицированию,  природная  пальцевая  беглость  -  от  Владимира  Павловича,  когда-то,  в юношеском  возрасте,  овладевшего  игрой  на  фортепиано,  и    который  и  сейчас,  оторвавшись от  кисти  и  красок,  нет-нет  да  и  пробежится  по  клавишам,  воскрешая  в  памяти  пьесы  Скрябина,  Шопена….  Однако,  ещё об  Ульяне.  Её    поэтичность,  безыскусственность,   тонкое  обаяние,  сотканное  из  интеллекта,  утонченности  восприятия,  эмоциональности  - это  от Лилии  Павловны,  а  наличие  певческого  голоса  и  умение  себе  аккомпанировать  -  завершают  духовный  портрет  нашей  юной  современницы.
          Эврика!  Ульяна  уже  поступила  в  Академию  менеджмента  на  факультет  по  туризму.  Приёмная  комиссия  Академии,  не  раз  проводившая  тесты  с будущими  абитуриентами,  давно  приметила  незаурядность  девочки  из  Любани  и  зачислила  её  на  первый  курс  до  вступительных  экзаменов.    

          Есть  среди  них и   дети  наших  педагогов-родителей, которым  известна  простая истина:  музыкальное  образование даёт  не  только  профессию,  но,  прежде  всего,  даёт  сильнейший  импульс  к  общему  развитию  ребёнка.
          Чернышова  Полина  - студентка  Санкт-Петербургской  консерватории.  Родители  Чернышовы  Марина Ивановна  и  Борис  Николаевич,  преподаватели ДШИ,  полагают много  сил для  того,  чтобы  своим  детям  дать  всестороннее  воспитание  и  образование.
Чернышов Федя  постоянно  занимает  первые  места  в  конкурсах  разного  уровня  среди  учащихся  класса  флейты.
          Коноплёва  Ксения,  выпускница класса  домры, поступила  в технический  ВУЗ  г.  Санкт-Петербурга.  Родители -  Ольга  Леонидовна, преподаватель  домры  в ДШИ,  и  Анатолий  Алексеевич,  известный  в  Сельцо  врач.
          Лаенко  Александра,  выпускница  класса  хореографии  и  класса  фортепиано  ДШИ, поступила  в  Санкт-Петербургский  университет  на  исторический  факультет. Желание Александры  получить  образование  на   историческом  факультете  университета  открыла  для  всех новую,  сложную  и  серьёзную  сторону в  её  гуманитарном  умонастроении.
            Отличная  учёба  в университете,  трудолюбие,  незаурядные разносторонние  способности  позволили  ей  в  числе  избранных  студентов  стать  экскурсоводом  в  Эрмитаже - одном  из  известнейших  музеев  России  и  мира  -  до  окончания  ВУЗа.
Как  удивительны  и  трогательны  превращения  слегка  угловатой  девочки-подростка  в  юную  очаровательную  принцессу,  излучающую  нежное  и  доброе  одухотворение,  которым,  не  скупясь,   наделила  Александру  природа  и её родители - Сергей  Владимирович  и  Татьяна  Борисовна: тонкий  юмор, высокий интеллект,  пытливый,  ироничный  ум, приобретённые  музыкальные  и  хореографические  навыки.



                Глава   57
 

           С 1992 года постепенно стали выезжать жильцы  из второй половины здания. Полностью освободился первый этаж. Мы стали свидетелями быстрого его разрушения после  освобождения жильцами. Вначале были выбиты стекла и сняты оконные блоки. Затем разбиралась кирпичная кладка в проемах окон и дверей. Здание на глазах приходило в упадок. С 1993 года началось переселение жильцов и из нашего подъезда. Мы с трепетом  ждали дня, когда мы сможем закрыть свой подъезд.

           Лет через семь моей работы в Любани мне было предложение из областного методического кабинета занять пост директора в  большой школе в одном из районов Ленинградской области. Предложение было престижным, но переехать, поменять место жительства я одна уже не могла. Слишком много труда вложил Александр Николаевич в ЛЛДОК, который стал ему родным. Я отказалась. В 1989 - 90 году такое же предложение было от заведующей отделом культуры Тосненского района. Мне предлагали Тосненскую музыкальную школу. Я отказалась по той же причине…

          Важным событием для меня было участие в концерте преподавателей  ДМШ и ДШИ области, посвященном 150 – летию со дня рождения П.И.  Чайковского, в концертном зале училища имени  Н.А. Римского – Корсакова 6 мая 1990 года. Здесь состоялось мое первое выступление на профессиональной  сцене с романсами П.И. Чайковского «Я ли в поле да не травушка была» на стихи Сурикова, «Нам  звезды кроткие сияли» на стихи Плещеева, «Скажи, о чем в тени ветвей» на текст Соллогуба.
          Партию фортепиано исполнила Синяговская Людмила Григорьевна, – преподаватель фортепиано и заместитель директора  по  учебной работе музыкального училища имени М.П. Мусоргского  г.  Санкт-Петербурга.  Под её аккомпанемент легко пелось, поскольку сопровождение было чутким, улавливающим малейшую агогику  у солиста. Во время одной из пауз из зала  был слышен шепот: «Это консерватория»…

          В декабре 1990 года с помощью Александра Николаевича состоялось мое знакомство с председателем Совета профсоюзов «Единение» Сукачем Вадимом Александровичем. Сукач В.А., с  первой встречи, производил впечатление человека прогрессивных, широких взглядов. Ему далеко не чужды были социальные проблемы музыкальной школы, значение  и важность музыкального и эстетического воспитания  подрастающего поколения.
          Любанская музыкальная школа, по согласованию с коллективом,  стала коллективным членом профсоюзов «Единение», а 22 января 1991 года был подписан Договор о  дружбе и сотрудничестве между Любанской ДМШ и профсоюзом «Единение».
          Кроме членства для нас этот союз был перспективным и с точки зрения  спонсорской помощи. После первого посещения Сукач Вадим Александрович высказал идею строительства новой музыкальной школы рядом со старым зданием и предложил   совместную со ЛЛДОКом  реконструкцию существующего здания под квартиры с перспективой их предоставления и преподавателям музыкальной школы.
          Планировалось подведение инженерных сетей к зданию. Были получены согласования из ЛДОКа на водозабор и сброс сточных вод в существующие и строящиеся очистные сооружения ЛЛДОКа. Нужно было составлять проектно-сметную документацию.
          Профсоюз «Единение» согласился оплатить работу по её изготовлению в сумме сто тысяч рублей. Но первого января 1992 года цены на строительство поднялись в десять раз, а затем еще в десять раз, и изготовленную многотомную проектно-сметную документацию на строительство музыкальной школы и реконструкцию здания пришлось отложить на неопределенное время. Так жесточайшим способом время преобразований и перемен ударило по нам,  бедным и сирым.
          С  течением  времени  Совет  профсоюзов  «Единение»  во главе  с  его  председателем  Сукачем  В.А.  постоянно  приходил на помощь  ДШИ  выделением  средств  на  проведение  конкурсов, участие  в  конкурсах,  проводившихся  в разных  районах  области и  на  разном  уровне;  для поощрения учащихся  и  педагогов  школы,  для  проведения  новогодних праздников  для учащихся, для поздравлений  коллектива  с  днем  учителя, Днём  защитника  Отечества  и  8  марта и многое  другое,  связанное с ремонтом  и  реконструкцией  школы.  Вадим  Александрович,  понимая  наши  нужды  и  бедность,  никогда  в  просьбе  нам  не  отказывал. 

           С 1986 года к моим административным обязанностям добавились заботы депутатские: я была избрана депутатом Любанского городского совета и в 1990 году – повторно. На сессиях обсуждались и решались  самые разные вопросы городской жизни. Всегда главными были вопросы городского благоустройства, на которое бюджетом выделялось все меньше и меньше средств.
           Принимались к сведению  отчеты и сообщения руководителей учреждений и организаций города. Особенно доставалось выступавшему  от  градообразующего предприятия - ЛЛДОКа. К нему сыпались и просьбы, и вопросы  нерешенных проблем в городе. Мы так же надеялись получить жилье для преподавателей  в строящихся общежитиях ЛЛДОКа,  но это нам так и не удалось. Слишком велика была давнишняя, почти нерешаемая проблема с квартирами в г. Любани. 
           Не одно ходатайство было отправлено в адрес разных уровней власти о предоставлении квартиры преподавателям Гинкель Е.А., Бычковой Т.Ю.,  Давыдовой Т.П., Баранову А.А., Одарчук И.В., Левкину А.А., Лаенко С.В.
           В 1989-90 годах в Сельцо был построен дом для преподавателей ССПТУ – 254.  Лаенко С.В. и Левкин А.А. по сроку работы в школе и по профессиональной отдаче были первыми претендентами на получение квартир. Я неоднократно писала письма, просила администрации г. Любани и г. Тосно о выделении для них жилья в строящемся доме.
           Обещание было получено. Почти без проблем получил однокомнатную квартиру Левкин А.А.,  Лаенко С.В. также должен был получить двухкомнатную квартиру. Но во время обсуждения жилищной комиссии выяснилось, что ему квартиры не хватает. Звоню в Тосно ответственному товарищу.
- Ну,  нет больше двухкомнатных квартир, - заявляет он.
- Как это нет? Вы обещали! Музыкальной школе не было дано ни одной квартиры за всю историю! - плача возмущалась я,  -
- Давайте трехкомнатную, если нет двухкомнатной!
Удивительно, но это подействовало. Каким-то образом, в порядке взаимообмена вопрос был решен, и Лаенко С.В. получил трехкомнатную квартиру вместо заявленной двухкомнатной. 
           В филиал п. Любань пришла работать Бычкова Т.Ю., которая с семьёй занимала комнатку в трехкомнатной квартире совхоза «Любань». С помощью ходатайств от ДМШ (музыкальной школы) Татьяна Юрьевна получила вторую комнату в этой же квартире.

           В Любанской музыкальной школе партийной организации не было, как  не было и членов КПСС. Я посещала партийные собрания территориальной партийной организации, проводившей свои мероприятия в помещении городского совета.
           По преимуществу это была партийная организация пенсионеров, которые закончили свою трудовую деятельность. В 1989 году я была избрана секретарем этой партийной организации. Поскольку опыт работы по этому профилю у меня уже был, я отказываться не стала.
           Работы было немного, в основном, организационная - установить очередность проведения политзанятий среди членов КПСС, сообща составить план работы, наметить тематику собраний, может быть, экскурсии, другие общие мероприятия. Все равно,  ведь посещать собрания нужно было.
           На этом посту я была два года, до роспуска КПСС. Новая Россия в лице фальшивых сиюминутных самозванцев звала к новым рубежам, стирая и попирая старые, не сверстав и не обозначив новых…



           Отец наш ещё некоторое время жил самостоятельно. Однако, в связи с ухудшением состояния здоровья он решил переехать к Марии. Последнее десятилетие он понемногу  жил то у Марии, то у Жени, то у нас, то у Николая в Челябинске.  Десять лет  назад  дом решено было продать и вырученные деньги поделить между членами семьи.
 
           В последние годы  самочувствие отца всё более ухудшалось: он не мог уже с
былой легкостью преодолевать даже небольшие расстояния. В 78- 80 лет он сохранял ясность ума, был по-своему красив: с седой, аккуратно расчесанной бородой, черными бровями, мудрым и спокойным взглядом карих глаз.
           В Челябинске отец заболел и слег. Болел он тяжело. В течение трёх месяцев Николай ухаживал за ним, как за ребёнком. Отец все время хотел уехать к Алексею, в Москву, но, разбитый параличом, он был прикован к постели. Когда отцу стало совсем плохо, Николай вызвал всех  нас. Николай почти не  сдерживал  слёз, сжимая меня в объятиях, когда утром следующего дня я появилась у них дома в Челябинске. Я поняла, как тяжело ему дались эти месяцы болезни отца.
           К вечеру собрались все: приехали Евгений и Алексей. Наутро следующего дня отца не стало. В этот день случилось аварийное отключение электроэнергии во всем районе на несколько часов, никогда ранее не бывавшее.
           В день похорон по нерадивости служителей в специальной машине был привезен к дому чужой человек. Я в панике закричала, увидев вместо белой бороды отца, чужие черные усы. Алексей, сын Николая, бросился с кулаками на пьяного сторожа, отправлявшего покойников, когда они с Николаем, не надеясь на добросовестность Услуг, снова прибыли за отцом.  Казалось, на лице отца была легкая усмешка. В жизни он был горазд на весёлые розыгрыши…

                Глава    58
 
           Школа продолжала большую работу по эстетическому образованию и воспитанию, когда активный пик эстетического всеобуча  в районе слегка притупился. Мы продолжали свою работу не ради кампании, а по убеждению и необходимости её проведения в нашем регионе.
          Лукьяненко Ю.В., Бычкова Т.Ю., Гинкель Е.А. – преподаватели, которые в период с 1989 по 1996 годы представляли основу  фортепьянного отдела в филиале  п. Сельцо.  Бычкова Т.Ю. и Гинкель Е.А. играли в фортепьянном дуэте и выступали с концертами в школьных музыкальных гостиных «В мире прекрасного». Лукьяненко Ю.В. выступала с сольными концертами в этих же гостиных. Педагоги собственным примером демонстрировали учащимся профессионализм, манеру поведения на сцене, восполняя тот музыкальный исполнительский дефицит, который в большой степени имелся в районе и регионе.

          Дружба с профсоюзом «Единение» продолжалась. Профсоюз сотрудничал с английскими предпринимателями Маргарет Робсон и Чедвиком Клиффордом. В один из визитов англичан в г. Санкт-Петербург  Вадим  Александрович  решил познакомить их  с системой музыкального образования в СССР, начиная с  детского возраста, на примере одного из отдаленных уголков Ленинградской области. Они прибыли в нашу школу.
          Мы выбрали несколько самых лучших учащихся-исполнителей и лучшие работы учащихся художественного отделения. Гостям был дан концерт и оформлена выставка.      
          Предприниматели  были  удивлены и  восхищены состоянием  эстетического и музыкального  воспитания  и  образования  в нашей стране и,  в  частности,  их  качеством,  безотносительно  от   удаленности школ от  административных  центров.  В  Англии  общее музыкальное   образование  начинается  с  11 -12  лет  и  является  сопутствующим  основному  образованию.  С более  раннего  возраста  (5-7  лет),  при  необходимости  и  возможности,  музыкальное  образование там осуществляется  с  помощью  репетиторства.
          Маргарет Робсон понравилась игра на фортепиано учащейся Таппыровой Надежды преподавателя Бычковой Т.Ю., и она предложила ей поехать в Англию для продолжения учёбы.
          Основная работа была с родителями, которые неожиданно воспротивились отъезду дочери. Процесс переговоров слишком затянулся. Время шло, и был упущен момент, когда всё было возможно. С Чедвиком мы договорились оформить художественную выставку из лучших работ учащихся и с его помощью отправить её в Англию в департамент образования для  демонстрации её в различных учебных заведениях.
          Такая выставка из 20 лучших работ учащихся художественного отделения преподавателя Левкина А.А. осенью 1992 года была отправлена. Были сообщения о демонстрации её в разных городах Англии, но затем связь с предпринимателями прервалась.

          В 1991 году Любанская ДМШ отмечала свое двадцатилетие со дня основания. Совместно с руководством ЛЛДОКа была предпринята большая работа по благоустройству территории школы: была устроена отмостка к зданию и асфальтирован двор и прилегающие подъездные пути к школе. Грунтовые воды под зданием очень близко подходили к поверхности. До асфальтирования нужно было выполнить дренажные работы. После установки дренажной системы вода из-под здания уходила в течение двух суток. С обратной стороны здания была расчищена и углублена дренажная канава.
          Перед нанесением асфальтового покрытия был снят верхний слой земли. Обнажившаяся болотистая почва была накрыта синтетической тканью и на неё была завезена  смесь грунта, песка и гравия.  После её уплотнения катками было нанесено асфальтовое покрытие. Заключительные работы проводились за три часа до начала юбилейного торжества.
Было приглашено много гостей, и  я боялась, что асфальтирование не успеют закончить. На свежее, ещё не застывшее покрытие выбегали дети и качались на нём,  как  на  батуте,    -так зыбка была почва под асфальтом. Всё было закончено  минут за двадцать до начала торжественной части. На симпатичный уже двор стали съезжаться приглашённые, и вскоре актовый зал был заполнен до отказа.
           Приехали и председатель профсоюза «Единение» Сукач В.А. и английские предприниматели. След от «Вольво», на котором они приехали, навсегда остался вмятиной на свежем асфальте нашего двора.
На торжественном вечере выступили руководители многих учреждений г. Любани, в том числе, директор завода ЛЛДОК Захарчук П.М., Сукач В.А. – председатель профсоюза, Чедвик Клиффорд.
           Он выразил своё восхищение тем, что дети в СССР с раннего возраста, шести-семи лет, могут получить систематическое музыкальное образование и, оглядывая взором помещение, и как бы дальше него, сказал, что они много ездили, но такого нигде не видели, чем вызвал смех в зале. Присутствующие имели ввиду те развалины, в которых находилась школа, так как окна второй половины здания напоминали послевоенную разруху. Ч. Клиффорд, слегка смутившись, уточнил, что он имел ввиду те принципиальные возможности, которыми обладают дети в нашей стране.


                Глава   59


           Уже давно в местной газете «Тосненский вестник» стали появляться заметки о разнообразной жизни  Любанской ДМШ: о встречах с английскими предпринимателями, о выставке, отправляющейся в Англию, о музыкальных гостиных, об успехах учащихся на конкурсах разного уровня.
           С 1989 года концертная деятельность школы приобретает более систематизированный характер. Мы составляли абонементы с циклами концертов-лекториев для разных групп учащихся общеобразовательных школ под общим названием. Например: Абонемент № 1 из семи лекций-концертов «Знакомство с миром прекрасного» для учащихся 1 –3 классов:

Знаете ли  вы эту музыку? Октябрь
Старинные  танцы         Ноябрь
Народные  танцы                Декабрь
Хоровой  концерт         Январь
Народные инструменты:
Гитара, домра, баян         Февраль
               
Знакомство с группой деревян-
ных  духовых инструментов       Март
Концерт камерной  музыки Апрель

 
            Абонемент  №  2  из шести лекций-концертов под названием  «Вариации на тему  «МУЗЫКА»  проводился для учащихся 4 – 7 классов:

Русские  классики         Октябрь
Европейская популярная
Музыка ХУ111 – Х1Х веков Ноябрь
Танцевальная  музыка         Декабрь
Музыка  Англии                Февраль
Музыкальные ансамбли         Март
Вокальный  концерт         Апрель

          Абонемент  №  3  из 8  лекций-концертов назывался  «В  мире прекрасного» и был предназначен для  старшеклассников  и  населения г. Любань:

«Романса свежее  дыханье»                Октябрь
Русская фортепианная  музыка                Ноябрь
Зарубежные классики                Декабрь
Творчество художников-передвижников. И.Е. Репин   Январь
Русская  народная песня                Февраль
Ансамблевая  музыка                Март
Вечер  старинного  романса                Апрель
Творчество художников-передвижников. Ю. Левитан   Май

          Постоянными лекторами, ведущими этих лекций-концертов были Лаенко  С.В. - в г. Любани  и  в  п.  Любань, Чернышова М.И. – в г. Любани и в п. Сельцо. Замечательными были мероприятия, концерты, на которые, в соответствии с Абонементом № 3, в музыкальную школу приходили старшие классы общеобразовательной школы имени Радищева под руководством классных руководителей Удаловой Лилии Алексеевны и Евстигнеева Александра Васильевича. Приводила  на  концерты  в  ДШИ свой  класс  Кузнецова  Людмила  Павловна,  учитель младших  классов.  Кротяшева  Зинаида  Фёдоровна  всегда сопровождала на  занятия в  ДШИ  свой  класс  с  эстетическим  уклоном.   
          Это удивительные учителя. Каждый из них вёл свой предмет – историю, литературу, русский и математику, - но потребность эстетического в них была настолько сильна и заразительна, что в большой степени влияла  на формирование музыкального вкуса своих воспитанников. Поэтому уже взрослые учащиеся их классов так внимательно и серьёзно слушали и вокальную, и инструментальную музыку и в актовом зале музыкальной школы, и на концерте в классе, когда  со своими выступлениями мы выходили к ним в школу. Там к ним присоединялись и педагоги школы. Но не все получалось с первого раза.
          Первый раз, когда учащиеся услышали «живой» вокальный звук в классе, реакция была неадекватной: они смеялись. Но затем смех сменился на любопытство. В классе стало тише. Брали верх искренние чувства и мысли, заложенные в романсах. В глазах учащихся появились блеск и интерес.
          Платонова Фаина Павловна – заместитель директора по учебной работе общеобразовательной школы имени Радищева - с большим пониманием относилась к творческому взаимодействию ДМШ и школы и всячески содействовала его осуществлению и развитию. Недавно  ей было присвоено  звание  Заслуженный  учитель Российской  Федерации.


             На фото выступление хореографического отделения Любанской ДШИ,
                преподаватель Лаенко Т.Б.



                Продолжение  следует