Хокусай

Константин Рыжов
Хокусай Кацусика. «Фудзи в ясную погоду». Из серии «36 видов горы Фудзи». Цветная ксилография. Москва. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (перегравировка).

Накадзима Тамэкадзу (известный позже как Хокусай) родился в Эдо (Токио) в крестьянской семье. В молодости он перепробовал немало занятий: продавал книги и табак, был разносчиком календарей и даже бродяжничал.  В 13 лет он увлекся рисованием,  стал работать у резчика по дереву и тогда выполнил первые иллюстрации для книг. С 1797 по 1810 г. Накадзима работает как мастер суримоно (особый вид гравюр, употребляемый как поздравительная открытка), изготовляя многочисленные  поздравительные и пригласительные карточки. Все это было временем постижения техники (http://proza.ru/2023/01/15/1116).

Как оригинальный, самобытный художник Накадзима проявил себя достаточно поздно - только в начале XIX в. Именно тогда он начинает подписывать свои работы псевдонимом Хокусай. В 1804 г. появляется его цикл «53 станции Токайдо» - виды дороги, соединяющей Токио и Киото. Расцвет творчества Хокусай приходится на грань 1820 - 1830-х гг., когда им были созданы лучшие пейзажные серии: «36 видов горы Фудзи» (1829), «Мосты» (1829), «Путешествие по водопадам страны» (1830), «Поэты Китая и Японии» (1830). В своих произведениях Хокусай запечатлевает  самые разные ландшафтные  мотивы. Его работы отличают смелые перспективные эффекты, и цветовые сочетания.

В создании многоликого образа Фудзи художник не просто с фотографической точностью фиксировал  положение горы при закате или при восходе солнца. Он творчески переосмыслил и переработал  массу мимолетных впечатлений, которые и легли в основу серии. Одной из лучших ее гравюр является лист «Красная Фудзи», в котором Хокусай с наибольшей силой передал образ совершенной красоты мироздания. На листе в кристальной  ясности и чистоте своего силуэта изображена гора, высоко поднявшая свой конус в небо. Цвет горы, цвет неба, цвет облаков – все это передача только одного кратковременного движения природы, когда само утро еще только занимается.  Ощущение хрупкой предутренней тишины отражают и колорит гравюры в целом, и композиционное решение облаков, и форма Фудзи.

Творческое наследие Хокусай  велико и разнообразно: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот книг. На всех его творениях лежит печать яркой индивидуальности, смелой фантазии, неистощимой изобретательности и декоративного чутья. Его творчество оказало значительное воздействие на европейскую живопись и графику  конца XIX – начала ХХ века.
Японская гравюра стала известна в Европе в 60-х гг. XIX в. и сразу же привлекла  своим сложным эмоциональным миром, неожиданной декоративной красотой, узорчатостью линий. Знакомство с ней состоялось в 1867 г. на всемирной выставке в Париже. Это стало последним толчком к рождению французского импрессионизма.  О том, чем обогатили японцы молодых французских художников, говорил Тугенхольд: «В японских гравюрах не было линейной геометрической перспективы, которой учила европейская академия, - но зато в них была воздушная перспектива, в них струились солнечные лучи, клубился утренний туман, реяли нежные облака пара и дыма… Японцы… первые  великим инстинктом своим поняли, что природа – не совокупность тел, а нескончаемая цепь вечно меняющихся явлений. Они первые стали изображать  целые серии одного и того же пейзажа при различном освещении и в разные времена года… На примере японцев французские художники поняли всю красоту  асимметрии, все очарование неожиданности, всю магию недосказанности. На примере японцев они убедились в прелести легких набросков, моментальных снимков, сделанных несколькими линиями и несколькими пятнами».

Восточная культура в Древности и Средневековье  http://proza.ru/2013/07/11/270