XYI. 25-летие ДШИ. Реконструкция. Главы 66 - 71

Павлова Вера Калиновна
               Продолжение
                Раздел шестнадцатый
                66
                ЛЮБАНСКАЯ  ДЕТСКАЯ  ШКОЛА  ИСКУССТВ
                ("ИЛИ  АКТИВНАЯ  ЖИЗНЕННАЯ  ПОЗИЦИЯ")

          В этом же году продолжился «многосерийный» предъюбилейный цикл выставок и сольных концертов учащихся и преподавателей. Подготовить сольный концерт с учащимся или программу сольного концерта преподавателю – дело совсем неординарное. Не буду останавливать внимание на  многих обычных концертах и выступлениях школы в общеобразовательных школах, детских садах, в КСК и Домах культуры к знаменательным датам и «красным» дням календаря. Назову выборочно некоторые из них.


08.01.95 Открытие выставки Калинина Д.С. и концерт в КСК п. Сельцо
15.01.95          Закрытие выставки Калинина Д.С.
22.01.95 Открытие выставки Калинина Д.С. Г. Тосно, к/т «Космонавт»
29.01.95 Закрытие выставки Калинина Д.С. Там  же Те  же
11.02.95 Закрытие выставки  Лилии  Цибизовой  и В.Пантелеева
        Г.Санкт-Петербург, выставочныйЗал Союза художников .
10.03.95
10.03.95 «Пока  горит  свеча», вечер старинного романса Общеобразоват.
школа п. Сельцо
 29.04.95 Выставка работ учащихся художественного отделения ДК п. Сельцо           Преподаватель  Лёвкин А.А.

04.05.95 Сольный концерт  учащихся кл. фо-но Зал ДШИ Класс преп. Саенко
23.11.95 Выставка акварелей Зал ДШИ Лёвкин А.А.
09.12.95 Концерт фортепианной музыки Зал ДШИ Сольное выступл.  Преп.
                Саенко Н.И., ф/п дуэт: Саенко Н.И., Гинкель Е.А.
15.12.95 Выставка  акварелей ДК «Юбилейный
с/за «Любань» Лёвкин А.А.
21.12.95 «Дорогой к храму» Старинные романсы, выставка.
24.01.96 Концерт класса хореографии ДК п. Любань Класс преп.
                Лаенко Т.Б.
30.01.96 Концерт-встреча с профессором Ленинградской
                консерватории  Лебедевым  Р.М.  Мастер-класс с преп. Саенко Н.И.         Зал ДШИ Орг. Павлова В.К.
03.03.96 Концерт учащихся
                Тосненского района Михайловский Замок, г. Санкт-Петербург
18.04.96 «Забытые русские романсы» Зал  ДШИ Павлова В.К.,
                Одарчук И.В. –
концертмейстер
20.04.96 Концерт класса хореографии ДК п. Сельцо Класс преп.
Лаенко Т.Б.
27.04.96 Отчётный концерт учащихся и преподавате-
лей, посвящ. 25-летию ДШИ. ДК «Юбилейный»
Совхоза «Любань» Все преподаватели,
лучшие  уч-ся.

24.05.96 ЮБИЛЕЙНЫЙ КОНЦЕРТ, посвя-щённый 25-летию Любанской ДШИ. Зал ДК  г. Любани         Все преподавате-ли и учащиеся ДШИ.


                Глава  67

      
          Кроме проспекта об историческом пути развития Любанской ДШИ в честь грядущего двадцатипятилетия школы хотелось как-то запечатлеть тот  символ, который мы имели в качестве товарного знака, обозначенного в больших международных справочниках. В той же организации, где мы печатали пригласительные билеты на юбилей, мы заказали значки из легкого металла с изображением нашего символа и надписи: «Любанской ДШИ 25 лет».
          Даже  за  последние  пять  лет  после  20-летнего  юбилея  рост  школы по всем параметрам был заметным. Отмечать юбилей в том же зале, куда с аншлагом помещалось сто человек, не более, было невозможно.
          Празднование 25-летия школы планировалось масштабным. Количество присутствующих вместе с родителями, приглашенными, учащимися и педагогами предполагалось около трехсот. Для мероприятия подходил зал Дома культуры г. Любани, но там были другие проблемы: не было приемлемого инструмента, и была мала сцена для хореографии и групповых номеров. Сказывалась специфика здания, предназначенного для кинотеатра: широкий экран и узкая сцена.
          Работники ДК давно жаловались на отсутствие нормальных подмостков в кинотеатре, который за невостребованностью давно сменил свою ориентацию на ДК. Другого помещения в Любани не было.
          Проводить юбилей в  самом городе было делом принципа.
По согласованию с директором ДК Бигвава Верой Алексеевной мы решили переделать сцену, нарастив её в ширину. В марте 1996 года я обратилась с просьбой к директору ЛЛДОКа Захарчуку Петру Михайловичу с просьбой отпустить для реконструкции сцены в ДК пиломатериалы на льготных условиях. В течение трех месяцев до 24 мая я была постоянно занята  и  заботами о строительстве сцены. Технической стороной дела занималась Бигвава В.А.
          Продумывался концерт, количество и качество номеров, порядок проведения всего действа. Решили, что концерт поведут наиболее фотогеничные из всех преподаватели Гинкель  Е.А. и Лаенко С.В..  Номера концерта было решено перемежать с награждениями и поздравлениями.
          На праздник были приглашены руководство администрации муниципального образования «Тосненский район Ленинградской области» во главе с Хабаровым И.Ф., а также Селянинов Н.Н. – заведующий отделом культуры, администрация г. Любани, представители газеты «Тосненский вестник», руководители комитета по культуре и методического кабинета области, профсоюза «Единение», директора ДМШ и ДШИ района, директора предприятий, общеобразовательных школ,  детских  садов, ДК Любанского региона. У входа в ДК, в фойе   и   из зала велась видеосъемка всего события.
          Реконструкция сцены была закончена почти накануне юбилейного вечера и накануне из школы (ДШИ) на сцену ДК был перевезен кабинетный рояль. Большая помощь в предоставлении транспорта и организации перевозки инструмента была оказана начальником ТУСМ Жузловым Михаилом Николаевичем,  много раз приходившим на помощь ДШИ  в  разное  время.
          Активное участие в оформлении зала и сцены приняла Казакова Галина Николаевна – работник Любанской администрации. По её дизайну зеленью, сиренью и тюльпанами были украшены  сцена и зал.
          В фойе была оформлена выставка работ учащихся отделения живописи и декоративно-прикладного искусства преподавателя Левкина А.А. Звучала празднично-танцевальная музыка И. Штрауса, которая слышна была и на площади у ДК.
          За час до начала я была в школе. Для быстроты передвижения утром я поехала на машине. Но каково было испытание, когда у себя в кабинете я потеряла ключи от зажигания. Это было какое-то наваждение. Мне нужно было ещё заехать домой и принять праздничный вид, а я не могла двинуться с места. Пешком не успеть. Все уже ушли, уехали в ДК. В отчаянии я снова и снова принималась искать ключи. Искали ключи все, кто ещё оставался в ДШИ. За полчаса до начала торжества я нашла их между трубой отопления и стеной у окна кабинета. Видимо, стоя у окна, отвлекшись на что-то, я, незаметно для себя, их выронила. На всё у меня оставалось полчаса….  За восемь минут до начала я была у ДК.   
          Великолепным было зрелище, когда со всех сторон шли и съезжались гости. У входа гостей встречали красивые и приветливые лица преподавателей.
Каждый входящий получал проспект «Любанской ДШИ 25 лет»,  пригласительный билет и гордость ДШИ – «новоиспеченный» красивый значок школы. На центральной лестнице и в зале –везде были встречающие гостей работники школы. Зал быстро заполнялся.
          До последней минуты не было уверенности в том, что приедет глава района Хабаров И.Ф.  Дело в том, что на этот же день  назначила проведение своего юбилея газета «Тосненский вестник».
          Иван Филиппович не мог не быть на 65-летии газеты и не хотел обидеть нас. Чтобы как-то сгладить наше огорчение, наш замечательный Тосненский поэт-лирик Рачков Николай Борисович посвятил  нашей школе  следующие стихи:

                Вот и речка поёт в тумане,
                И сады зацвели опять,
                Музыкальной школе в Любани
                Исполняется двадцать пять!
               
                Молода, хороша собою,
                Для детей она, как магнит,
                Днём и ночью, без перебою
                Чудный голос её  звенит.

                Вот малыш с баяном в обнимку,
                Ждёт его за порогом мать…
                Загляните скорей в глубинку, -
                Здесь талантов не занимать.

                Оттого в этот день чудесный
                Школе шлём весенний привет,
                Чтоб дружила с хорошей песней,
                Чтобы с музыкой – много лет.

                Заведующийотделомкультуры                Селянинов Н.Н., поэт Рачков Н.Б.


                Глава  68               


          Всеобщей радостью было встречено появление в  зале  ДК делегации во главе с Иваном Филипповичем. Открыв юбилейное торжество, я предоставила слово для приветствия главе администрации Муниципального Образования «Тосненский район Ленинградской области» Хабарову И.Ф.  и его заместителю Карповой  Г.А.
          Задолго до этого дня я просила у районной администрации  средства на приобретение видеокамеры. Мы вели большую эстетическую работу, и нужно было многие главные мероприятия снимать на видеопленку, чтобы в ДШИ была своя видеотека творческой жизни школы.
          Видеокамера стоила около пяти с половиной тысяч рублей. Зал взорвался аплодисментами и радостными возгласами, когда Иван Филиппович объявил о решении выделить нам 4 тысячи рублей на приобретение видеокамеры. От  радости на сцене я только не прыгала.
          После выступления Хабарова И.Ф. я передала бразды, чтобы «править бал» дальше, нашим уважаемым преподавателям.
Красиво смотрелся дуэт конферанса - Гинкель Е.А. и Лаенко С.В. По заготовленному тексту они вели дальше  этот синтез из концертных номеров, торжественных поздравлений и награждений.
          Постепенно ряды стульев на сцене слева заполнялись преподавателями, приглашаемыми для награждения от школы,района, областных комитета по культуре и методического кабинета.    
          Было много цветов. В зале, на сцене царило приподнятое, праздничное настроение. Это «чудное мгновенье» длилось  более  трёх часов.
          Банкет был в зале общеобразовательной школы, где концертный зал имеет прямое сообщение с кухней. Столики, тосты, веселье, танцы….. Праздник, в том числе, удался благодаря спонсорам: Любанский ЛДОК предоставил материалы для реконструкции сцены, профсоюз «Единение», местные спонсоры – средства на цветы преподавателям и ужин для гостей. Замечательные фотографии были изготовлены лучшим фотографом района Алексеем Петровичем Филипповым.

          До одиннадцатого июня для преподавателей в школе был объявлен тайм-аут…
               
          Прошло лето, начался новый 1996-97 учебный год. Без объявления причины Лаенко С.В.  подал заявление об увольнении в связи с отъездом в Литву, к себе на родину. Через три месяца он возвращается и снова приступает к обязанностям заместителя директора по учебной работе.

          C   сентября 1996 года работает в школе Сторчевой Николай Викторович, преподаватель по классу кларнета, весьма коммуникабельный, доброжелательный человек.  Его отличают деятельное и  творческое  отношение  к работе. Он  участвовал в хоровом ансамбле  «Серенада», создал начальный четырёхлетний  курс обучения  на кларнете с примерным репертуаром  для инструмента.  Большинство  пьес  сочинил  он сам.
Николай Викторович  активно  участвует   в  концертах  ДШИ  и  отдельными выступлениями  в  концертах  в г.  Любани   и в  г. Тосно. В  каждом концерте школы  играют  и  его ученики.  Особенно  успешные  из них:  Меньковы  Коля  и  Костя,  Иванов Миша,  Конторин  Юра,  сочетающий  обучение  в ДШИ по  двум  специальностям – кларнет  и  баян.

           Девятого сентября 1996 г. мне  позвонили из отдела культуры, и последовала просьба предоставить несколько концертных номеров на открытие картинной галереи в Тосненском  районном Доме культуры.
-  Хорошо, постараемся, - ответила я, -
-  Начало в 18 часов, - уведомили меня.
В школе были преподаватели Саенко Н.И. и Чернышов Б.Н. Около 14 часов мы собрались наметить программу и порепетировать романсы. Голос, как будто бы, звучал неплохо, но к концу короткой репетиции я заметила, что не выговариваю согласную «р.».
 -  Ребята, - говорю я, - А что это у меня «рр»,  не получается? Все похихикали, не обратив на это особого внимания. Меня это немножко смутило. Разошлись, договорившись встретиться в 17 часов для совместной поездки в Тосно на машине.
           Дома я, приняв концертный вид и, на всякий случай, нужные лекарства,  отправилась в Тосно. В машине, кроме  Александра Николаевича, были Чернышов Б.Н., Саенко Н.И., Чернышова Полина и я – за рулем. По дороге замечаю, как правая рука соскальзывает с рулевого колеса. Возвращаю её на место, - она снова падает, и так - до Дома культуры г. Тосно. Когда приехали, обращаясь  к Селянинову Н.Н., я не могла выговорить: «Я не смогу петь» - «Да, да», - понимающе закивал он.
           Мы отсидели аукцион, момент продажи картин. Александр Николаевич, как профессиональный покупатель, приобрел две из предлагавшихся. Держать вилку в руке я уже не могла….  А так, больше никаких признаков…
           На обратном пути машину повел Чернышов Б.Н..  За врачебной помощью обратились только наутро, когда признаки потери речи обозначились более заметно.
Три месяца ушло на восстановление здоровья. В декабре я вышла на работу, чувствуя себя неплохо. После  серьезного предупреждения в виде микроинсульта  я на три года забыла об этом тревожном звонке.
           В ноябре 1996 года в нашем подъезде оставались жильцы только в одной квартире.
Началась работа по подготовке всех уровней власти к предстоящему необходимому решению вопроса о здании музыкальной школы. Моим преимуществом в этих безвыходных обстоятельствах было то, что, характеризуя их, мне не нужно было ничего выдумывать и фантазировать. Нужно было как можно точнее и правдивее «списать» всё с натуры. Мои письма не были «плачем Ярославны», они отражали ту отчаянную объективную реальность, с которой мириться было нельзя.


                Глава   69


           В декабре 1996 года была встреча директоров ДМШ и ДШИ района с кандидатом на пост главы администрации района Хабаровым И.Ф., где мной была высказана главная проблема школы:  необходимость реконструкции здания, в котором она находится. Мне показалось, что она, эта проблема,  Хабаровым И.Ф. была услышана. И впоследствии я не обманулась в своих ожиданиях. Иван Филиппович - человек слова и дела. Но предстояло длительное «хождение по мукам».
           Ни такого опыта, ни наших обстоятельств, чтобы перенять опыт их преодоления, ни у кого из директоров школ района не было. Приходилось идти  нехожеными тропами.
Итак, я полагала, что для того, чтобы реконструировать что-либо, нужно было на бумаге нарисовать то, что мы хотим, и где.
           Был готовый технический паспорт на дом, и я начала «проектировать». Проект нужно было составить с учетом существующих возможностей здания, несущих конструкций и наших потребностей. Стены между классами-квартирами были легкие, заменяемые, устраняемые.
           Нам нужны были классы для групповых и индивидуальных занятий, концертный зал со сценой,  «карман» - класс – артистическая у сцены, кладовая. Было решено классы устроить на первом этаже, рядом с luft-clozet, концертный зал – на втором.
           Через кальку на  лист А-4 я перевела схему первого и второго этажей из технического паспорта школы, указав только несущие стены. Получилось помещение в девять окон и коридор на обоих этажах. На первом этаже все стены между квартирами были сохранены: первая квартира – три окна (каждое 2м х 1,7м) - большой класс - для художественного отделения; во второй квартире – театральный класс – два окна и класс сольфеджио – одно окно;  в третьей – класс для коллективных занятий - хор, оркестр, – два окна и кладовая – одно окно.
           На втором этаже,  на месте трех квартир проектировался концертный зал (9 окон), по габаритам превосходивший старый более, чем в два раза. Сцена – три окна, рядом со сценой – карман -артистическая  - комната-класс – в левом конце коридора с входом на сцену. Начертив такой проект-план в нескольких экземплярах, я пошла по инстанциям для его согласования. 
           В ОКСе (отдел капитального строительства) мне сообщили о необходимости его согласования прежде в СЭС и Пожарной части.  Вообще-то, в ОКСе мне  было  отказано в приеме документов, поскольку Любанская ДШИ ни в планах района,  ни в областных планах на капитальное строительство не значилась ни в текущем году, ни на ближайшую перспективу.
           Я приняла к сведению лишь необходимость согласования проекта в надзирающих организациях. Иду в СЭС. Инспектор, глядя на мои документы, по-моему, даже расстроился, видя мою совершенную неосведомленность в таком серьезном деле.
           Я была готова учиться.    Наконец, я поняла, что к предоставленному мной «рисунку» нужна еще пояснительная записка, в том числе, на «изготовленные» нами туалеты, с подробным описанием  выполнения особых санитарных норм, предъявляемых к объектам этого типа. Нужна была ещё и вентиляция. И это мы устроили, используя сохранившиеся дымоходы в стенах и кирпичные трубы на крыше. Мы нашли также и необходимые для этого пластмассовые трубы.
           В следующий раз я принесла  проект в СЭС с подробным его описанием. Затем последовали муки переведения указанных в светильниках ватт в «люксы». Предварительно, в СЭС я попросила справочник на эту тему, но в СЭС ничего подобного не оказалось. Я обошла все библиотеки Любанского региона, книжные полки на предприятиях, но нигде этой системы перевода «ваттов» в «люксы» не нашла. Нести документы в СЭС нужно было завтра.
           Уже вечером звоню на вахту совхоза «Любань», спрашиваю у сторожа, женщины, которая, будучи уже на пенсии, была вхожа в кабинет с полками для книг по производству. Поскольку в совхозе имелся строительный цех, то была вероятность наличия специфической литературы.
           Имелась там, в одном сборнике  страничка, на которой было через тире количество ватт – люксов. С помощью пропорции приблизительно я вычислила их соотношение и таким образом вышла из положения, применив этот принцип везде, где были ватты, а нужны были люксы.  В СЭС проект был согласован с четвертого раза.
           В Пожарной части особо заинтересовались вторым «пожарным» выходом со второго этажа. Он был найден. Одна из бывших кладовок жильцов в коридоре второго этажа  стала выходом во вторую половину здания и далее – по лестнице правого крыла вниз.
           Через месяц, в феврале, приношу проект со всеми согласованиями в ОКС. В ОКСе, по – моему, не ожидали, что я их выполню.  Кроме отторжения, ко мне отношения никакого не было. Почему-то все обстоятельства, условия работы в школе в этом отделе никого не трогали. Для меня главное было в том, что если по этой части здания не принять практические меры немедленно, она могла быть утрачена для нас навсегда.
           Ведь известны обычные сроки от заявки на капитальный ремонт или реконструкцию до её внесения в план и, тем более,  до  воплощения проекта в жизнь. Для нас до этого момента в отношении здания  все «плавало в тумане»:  и сроки осуществления строительства общежитий для рабочих ЛЛДОКа, и в связи с этим выселение жильцов из нашего подъезда.   
           Когда же это всё совпало, пропустить возможность реанимации помещений для школы искусств нужно было не упустить. Ответственность за это была только на мне.
Под воздействием администрации муниципального образования «Тосненский район Ленинградской области», наконец, в ОКСе мне сообщили о том, что никто не соглашается взять в работу наш объект, потому что под ним нет денег.
           - Ищите строительную организацию, которая согласится работать на Вашем объекте в долг, - было  сказано  мне.
           Я, как в иных русских народных сказках, стала искать, преодолевая очередное препятствие.
           В Любани был один капитальный объект – строилась больница  Ленинградским строительно-монтажным управлением Нео – ТЕКС Сервис. Начальник его был согласен работать в долг, так как на больнице организация работала по Договору с тем же ОКСом. Удобство было и в том, что наша школа находилась  неподалеку от строящейся больницы.
           Строителями была составлена смета, которая очень долго согласовывалась с ОКСом. Неоднократно откладывались сроки начала реконструкции. 11 августа 1997 года смета и Договор были сторонами подписаны. Тосненской администрацией на ведение реконструкции были выделены сто миллионов рублей взаимозачетами. Средства в  форме взаимозачетов подрядчика не устраивали, поскольку они изрядно «таяли», пока в реальности доходили до потребителя.
           Предвидя все злоключения с реконструкцией, её стоимостью, предстоящими сложностями её осуществления, в целях ускорения процесса, по согласованию с коллективом, мы решили взять на себя труд подготовить строительную площадку к началу ремонтных работ.
           Втечение июня 1997 года всеми преподавателями и работниками школы были разобраны и вынесены все перегородки на втором этаже и внутренние перегородки в квартирах на первом этаже. Мы разобрали по кирпичику все двенадцать печек и на носилках и вручную вынесли их на пустырь школьного двора. Электричество на этажах уже было отключено. Приходилось демонтировать и проводку.
 

                Глава  70


           Молодые педагоги в общей мусорно-пылевой атмосфере рукотворной разрухи устроили нечто вроде шабаша нечистых сил. Неизвестно откуда появилась скачущая и хихикающая кикимора в немыслимой юбке, ведьма, качающаяся на оборванных проводах. Всеобщие хохот и вакханалия происходили под грохот и треск падающей штукатурки, скрежет работающих в руках мужчин гвоздодера, топора, совковой лопаты.
           В будущем концертном зале царил дух творческого созидания, устраняя из изначально учебных помещений  хаос, пребывавший в них и в годы войны в виде немецкого госпиталя, и в виде временного жилья рабочих завода.
           Во дворе напротив окон здания ещё стояли в ряд сараи бывших жильцов. Ещё на многих из них висели замки. Объявленная два года назад просьба убрать сараи результата не давала. Со временем их просто бросали. Как только снимался замок с очередного сарая, местные жители разбирали их на дрова.  На месте сараев была большая свалка, которую тоже нужно было разбирать собственными силами. Это мы сделали через год, в июне 1998 года.

           12 июля 1997 года г. Любань отмечал 500-летие селения Любань и восьмидесятилетие со дня присвоения ему статуса города. Праздник был большим и красочным.  Был выстроен подиум – сцена у входа в ДК. Нарядно оформлен был фасад Дома культуры. Играл духовой оркестр. 
           Своеобразно была выстроена программа концерта, в котором театрально разворачивалась пятисотлетняя история селения Любань, в 1917 году ставшего городом.  Лучшие самодеятельные номера со всего района были собраны в один роскошный букет. На празднике присутствовала почти вся администрация района.
           На площади перед ДК, правую её сторону украшали пятнадцать больших планшетов с работами учащихся художественного отделения школы искусств и их преподавателей – Коротковой О.П. и Левкина А.А.   На сцене были разыграны  сценки с регистрацией молодоженов и новорожденного. Был и запуск разноцветных шаров в небо,  звучал и взмывал в вечерние сумерки, переливаясь разноцветьем, салют - апофеоз торжества и радости жителей и гостей города. Организатором  всего праздничного шоу был глава Любанской администрации Шупер В.И. 
          
           С каждым годом  выделяемый на школы бюджет  снижался все более и более. Денег, кроме средств на  заработную плату и обслуживание здания, не было ни на что. В ОКСе мне было предложено продолжать искать деньги на реконструкцию. Мною были направлены письма в районную администрацию, губернатору Ленинградской области Густову В.А. и вице-губернатору Соколову Ю.В. с просьбой о выделении средств на реконструкцию здания Любанской школы искусств.
           В конверты с письмами я вкладывала цветные фотографии внешнего и внутреннего состояния здания, убеждая в необходимости срочной реконструкции со всех точек зрения: недостаток помещений в школе, антисанитария в связи с теснотой и неотапливаемом подъездом, накапливающаяся антисанитария и криминогенная обстановка в прилегающих  к ДШИ пустующих  частях здания, угроза потери здания от разрушений.
           Первые восемьдесят миллионов мы получили от областного правительства ко дню 80-летия города Любани  благодаря  активному  содействию вице-губернатора  Соколова  Ю.В. Реконструкция началась месяцем позже. Перед началом строительных работ втечение лета  с  помощью  спонсоров мы поставили решетки по всему периметру нашей половины здания.

           Первым было демонтировано перекрытие между этажами. Между поперечными балками перекрытия в целях звукоизоляции в  «доисторическое» время был уложен грунт со шлаком. Без него балки слегка прогибались  и мелко раскачивались под тяжестью любого становившегося на них.
           Тревога и сомнение легли на душу. Зал рассчитан на 150  мест. Как будут вести себя балки при единовременной нагрузке? Советуюсь со всеми сведущими в этом деле строителями. Решили наряду со старыми балками через каждые два метра устроить металлический швеллер – 30.
           В конце месяца бригадир выписывает рабочий наряд с дополнительными работами по укреплению перекрытия между этажами, но ОКС его не принимает. Более того, приостанавливает строительные работы в связи с превышением сметы расходов, проведением работ, не предусмотренных  Договором. Снова письма, жалобы, визиты в администрацию. Состоялся «ученый совет» при главе  администрации района с участием всех заинтересованных сторон.
           Примечательно, что ОКС заинтересованной стороной назвать было нельзя, так как настолько редко представительствовал на стройплощадке, что вряд ли порой знал об истинном положении дел. Через три месяца стройку снова продолжают. Снова ищу деньги на продолжение реконструкции. Обращаюсь, с согласия  Хабарова И.Ф., к  Сысуеву, чиновнику федерального уровня, появляющемуся в общеобразовательной школе  п.  Сельцо. Вручаю ему письмо.
           В начале июля в Чудской Бор приезжает на презентацию административно-культурного комплекса председатель Государственной Думы Селезнев Г.Н., под патронажем которого велось это строительство. ДШИ выступает в концерте в честь этого события. Пою в нем и я. Во время исполнения чувствую, что разговор между главами администраций района, г. Любани и гостем идет о нас. После концерта обращаюсь к Г.Н. Селезневу с просьбой, вкратце объясняю ситуацию и вручаю письмо. Геннадий Николаевич обещал посодействовать.

            В течение зимы 1997-98 годов  были устроены новые кирпичные перегородки между классами и почти завершены штукатурные работы на первом этаже. Чтобы не замерзал раствор, топили буржуйки. Нужно было думать об устройстве отопительной системы. Проекта на неё не было, и вопрос необходимо  было поднимать. НеоТЕКСом  были  составлены проект и смета. Очередная конфликтная ситуация между строителями и ОКСом, к которому постепенно пришло недоверие к этой строительной организации.
            Реконструкция сопровождалась постоянными спорами, нигилизмом со стороны ОКСа. Меня обвинили в том, что я нашла эту организацию. Мне  ОКС предложил  найти СМУ, согласное работать в долг, - я это сделала, к тому же,  к моменту подписания Договора по нашему объекту ОКС с НеоТЕКСом   уже два года работал на площадке Любанской больницы.
            Заглядывая на год-полтора вперед, нужно было уже сейчас что-то делать в отношении будущих интерьеров школы. Имея ввиду постоянный финансовый дефицит в районе, можно было предполагать решение этого вопроса  в течение 8 - 10 лет. Нужны были шкафы, стулья, столы, парты, банкетки, пианино и другое.  Выделенные  в районе на нашу школу взаимозачетами сто миллионов были для нас тем резервом, который мог быть погашен ЛЛДОКом  предоставлением нам той самой мебели.
            В начале 1998 года мне поступил тревожный сигнал, что эти взаимозачеты стали «таять», и мне порекомендовали поторопиться  с их «материализацией». В течение весны и лета 1998 года вся мебель на ЛЛДОКе была заказана и вывезена. Ею были  заполнены и без того тесные все классы и коридоры школы. Нужны были еще карнизы, большое количество гардинного полотна на окна и еще много мелочей.


                Глава   71
 

           Тёплые  воспоминания  остались  о  бухгалтерии,  когда  в  ней  в  качестве  главного бухгалтера  работала   Павлова Мария  Георгиевна.  Это  удивительный  бухгалтер.  Казалось,  у  неё  зимой  снега  не  выпросишь.  Однако,  для  неё  не  существовало  нерешаемых  вопросов.  Ей  приходилось  разрешать  самые  сложные  финансовые  кроссворды,  примиряя  вечный  финансовый  дефицит  с  удовлетворением  необходимых  потребностей  города,  учреждений  культуры и образования,  чьи  интересы  также  находились  в  ведении  городской  централизованной  бухгалтерии.
           С  каким  пиететом  Мария  Георгиевна  произносила  каждую  цифру  своего  ежегодного  финансового  отчета  на  сессиях  городского  совета. 
           Её на  посту  Главного  сменила  Матвеева  Светлана  Владимировна,   весьма грамотный  специалист,  по  жизни  весёлый человек,   искренне  болеющий  за  своё дело. 
           Втечение уже  многих   лет  рядом  с ними  трудится  бухгалтер  Русакова  Галина  Валентиновна, истый радетель качества  ведения  документации, неравнодушный человек,  добросовестный,  скрупулёзный  работник.  Весь  коллектив бухгалтерии  отличался  честностью,  заинтересованностью  в  стремлении  помочь  в  трудные  минуты.  А  лёгких  времен  за  двадцать лет  совместной  работы и не было…
           Много  лет уже  работает  главным  бухгалтером  в  Тосненской  централизованной  бухгалтерии  Мосеева  Алла  Фёдоровна,  лет  двадцать  назад  бывшая  лучшим  «казначеем»  в  централизованной бухгалтерии  Любанской администрации.  Интеллигентная, с  негромким  голосом,  она  пользовалась  всеобщим  уважением,  относясь  ко  всякому,  имевшему к  ней  вопросы,  с  терпеливым  спокойствием,  компетентно  и  доброжелательно  объясняя  непонятное  в  бухгалтерских  алгоритмах. 

           С  июня 1998 года  в  школе  стала  работать  Панкратьева Татьяна  Михайловна на должности концертмейстера  и  преподавателя  общего  курса  фортепиано (ОКФ),  имея  диплом  об  окончании  музпедучилища.  Два  года  проучившись  в  музыкальном  училище  им.  Римского-Корсакова  в  г.  Ленинграде  на  дирижёрско-хоровом  отделении, она  получила неплохую дополнительную теоретическую и вокально-хоровую  базу, что  позволило  ей  в  разное  время вести  в  ДШИ  сольфеджио,  ОКФ  и общий  хоровой класс.
           Она  так  же была  участницей  ансамбля  «Серенада». Нередко  мелодии,  сочинённые Сторчевым  Н.В.,  в  концертах  звучали  в  гармонизации  Татьяны  Михайловны.  Несколько  лет  уже  Панкратьева Т.М.  является  концертмейстером  в  классе  кларнета  и  является   постоянным  участником его  разнообразной  концертной  деятельности.
           В  этом  же  году  в  школе  приступила к  работе  Габбасова  Назира  Фаритовна,  преподаватель  по  классу  баяна  и аккордеона.  Преподавателя с  первых же  дней  работы  отличали  пунктуальность, скрупулёзность, доброжелательность  к  учащимся,  родителям  и  коллегам,  инициативное отношение  к  работе. Несмотря  на  все  сложности  с  формированием  контингента  в  классе,  её  учащиеся  были постоянными  участниками конкурсов  и  школьных концертов.
           Примером  для  учащихся  класса  была и  остаётся  сама    Назира  Фаритовна,  которая, имея  от природы хорошие вокальные данные,  играет  на  аккордеоне и  поёт  на мероприятиях  татарской  и  башкирской  диаспор  в  г. Санкт-Петербурге,  в  концертах  ДШИ, приглашают  её для участия  и  в  концертах  г. Тосно.  Будучи  участницей  ансамбля  «Серенада», она  пела  романсы,  вместе  с ней  мы  выступали  в  составе  вокального  дуэта.  В нашем  исполнении прозвучали  дуэт  Лизы и  Полины  из оперы П.И.  Чайковского «Пиковая  дама»,  дуэт  Прилепы  и Миловзора  из  той  же оперы.  Было  отмечено  хорошее тембровое  слияние  наших голосов.
           Активно преподаватель занимается  методической работой: дает  открытые  уроки  с  учащимися  класса  в  ДШИ,  в  районе,  совершенствуется в  области  вокала.  Лучшие учащиеся  в классе:  Куликова  Люда,  Скоробогатов  Витя,  Конторин  Юра,  Федоров  Юра,  Голикова  Даша.

           Кроме профсоюза «Единение» у нас появляется местный спонсор в лице Гедьо Василия Михайловича – директора ЗАО  ЛДПП, настоящего россиянина и просто хорошего человека, интеллигента, который душой воспринимает чужие проблемы.  Думаю,  что  вот такие умные  и  предприимчивые   люди   должны  управлять  городом,  государством,  так  как  такой  человек  способен  понять  возникающие  трудности с  полуслова;  имея хорошее  образование и широкое представление  о  жизни, он не  отодвигает  проблемы  от себя,  а  ищет  пути их решения.   Он  деятелен,  зная  о  том, что  ничто не  падает с  неба.
           Блохин Вадим Владимирович  и  Корж Вадим  Алексеевич – из  той же когорты предпринимателей, которым  не чужды  интересы  Отечества, интересы  простых людей.  Они  не раз оказывали    помощь  Любанской  детской  школе  искусств.
Пора,  пора  России до  самой  дальней  веси иметь  у  власти  деятельных, разносторонних, универсальных руководителей,  патриотично настроенных,  с  высоким  мировоззренческим  духом.

      На снимке: Хор старших классов Любанской ДШИ. Руководитель В. Павлова,         
                концертмейстер И.Одарчук

                Продолжение следует