XIX. 30-летие ДШИ. Сложности. Главы 82 - 87

Павлова Вера Калиновна
                Продолжение

                Раздел  девятнадцатый

                Глава    82

          В здании необходимо было поддерживать порядок и состояние помещений, которые были достигнуты в период реконструкции и подготовки помещений к учебным  занятиям.

          Промелькнул слух о том, что на помещение филиала в п. Любань (коттедж) претендуют лица, явившиеся к депутату в г. Тосно с предложением приобрести коттедж. В администрацию района школой искусств было направлено письмо с просьбой о переведении коттеджа в п. Любань из жилого фонда в нежилой с последующей передачей его детской школе искусств в оперативное управление.
          Затем произошло укрупнение Любанской городской администрации за счет включения в неё Любанской волости. Появился вариант перевода филиала в освободившееся здание  волости. На этот вариант последовала просьба администрации школы оставить коттедж в распоряжении ДШИ для предоставления квартир и гостиничных комнат преподавателям в случае перевода филиала в здание бывшей волости. Всё остановилось,  и решения принято не было. 
          В дальнейшем, «ничейный» коттедж, предположительно,  может явиться лазейкой для злоупотреблений. Поэтому всё,  что происходило вокруг коттеджа, я старалась придать огласке, если не удавалось добиться реальных решений или распоряжений по его поводу.

          Позволю  себе, дорогой  читатель, привести  две  истории,  с  моим  курсивом,  бывшие некогда в практике  директоров   музыкальных  школ  в  г.  Костроме,  и в самых  общих  чертах  сходные с недавней ситуацией  в  ДШИ.

…         Директор М. заболела  и  была  госпитализирована  на длительный срок. Временно исполнять обязанности директора было    предложено  преподавателю  Б.  Штатный   завуч.   был  освобожден от должности по собственному желанию  в связи с болезнью.   
          Преподаватель Б. выразил желание быть завучем без испытательного срока, раз и навсегда.
          За шесть лет работы в школе он дважды был в длительном отпуске  по семейным обстоятельствам. Одновременно он учился, получая высшее образование, поэтому производственные достижения  Б. были весьма скромными. Директор М.  недоумевала над его несговорчивостью,  полагая, что если человеку предоставляется возможность, даже временно, попробовать свои силы в новом и в более престижном для него амплуа, то ради познания можно согласиться, ничего при этом не теряя. Они   договорились.
          Через три недели директор возвратилась на работу. Узнаёт, что за это время была авария в теплосетях около филиала, находившегося в черте  города.  Преподавателю Б. пришлось побеспокоиться, решая этот узел, сотканный из прав ЖКХ  на здание, разорвавшихся труб  и их  неопределенной  принадлежности:  ЖКХ или  администрации.  Проблема преподавателем Б. с помощью соответствующих организаций была решена.
          Преподаватель Б., оставаясь на должности завуча, просил давать ему определенное задание, выполнив которое, надо полагать, он чувствовал бы себя свободным. Ознакомившись с должностными обязанностями, Б. представлял свою работу смутно. Обязанностей было много, и нужно было просто начинать действовать, засучив рукава. Такого желания не последовало.
          Заместитель директора по учебной работе - это ведь не поручение, а должность в процессе. Нельзя опаздывать на работу и уроки, надо выполнять всю педагогическую нагрузку без скидок на должность, иначе проблем с педагогами  и родителями не избежать. Кроме этого, надо выполнять  обязанности завуча,  постоянно присутствуя на работе.
          Почему-то многие представляют себе любой пост начальника как освобождение от ежедневной  рутинной работы и как наступление в жизни  эры льгот и власти над людьми. Это коварное заблуждение. Желание высоко летать с короткими крылышками, как известно, оборачивается большими неприятностями.
          Сила руководителя в его профессионализме, нравственном и деловом опыте. Без этого багажа нельзя коллективу предъявить свои требования, декларировать истины, носителем которых  не являешься. Завоеванный личный авторитет,  глубокая нравственность, уважение к человеку, апробированные в работе знания, правильная оценка обстановки и постоянное видение перспективы развития учреждения – необходимый сплав качеств, без которых руководитель не может состояться.
          Об окончании испытательного срока  преподавателя Б.  директору  М. пришлось напомнить.  С чувством оскорбленного достоинства Б. пошёл в атаку: «Почему?! Я буду бороться! Я буду жаловаться. Я этого так не оставлю!» Директор  М. ответила вопросом: «С кем Вы будете бороться? За что Вы будете бороться?» Угадывалось  желание  преподавателя  Б. стать завучем здесь и сейчас, чтобы не нести ответственность перед кем-либо, не отчитываться за свою работу  наряду  с  равными  себе  коллегами. Однако, «сейчас»  не выходило. Он написал заявление на один из своих многочисленных отпусков  за последние пять лет, сроком на полгода для защиты диплома…
…        В одной из ДМШ  Костромской  области   была принята  т. С. на должность преподавателя народного  отделения. Когда-то, лет семь назад, она уже работала там. Директору бы покопаться в памяти и в личном деле С. Преподаватель С. была так обходительна, почти заискивала. Надо было обратить на это внимание.
По направлению из поликлиники директор  Т. выехала  в  санаторий, оставив заместителя исполнять обязанности директора. 
         Преподаватель С. в первый же день  отсутствия  директора позвонила в СЭС и, назвавшись  именем  директора, сообщила ложные сведения о том, что отдельный флигель, в котором занимается  некоторая  часть  ДШИ, находится в антисанитарном состоянии: кругом грязь, бегают крысы, и так уже давно. СЭС срочно выезжает и закрывает один из классов в связи с протечкой. Других поводов не обнаружилось.
         Флигель  в чьей-либо  официальной  собственности  никак  не был обозначен. Исполняющий обязанности директора завуч и заместитель директора по хозяйственной работе  прилагают отчаянные усилия, чтобы умиротворить ситуацию, тем более, что ремонт этого  флигеля был в плане школы, и к нему велась подготовка. О протечках в помещениях неоднократно сообщалось в ЖКХ, и капитальный ремонт кровли был так же  и  в плане   ЖКХ, о чем в СЭС были предоставлены соответствующие документы.
         Мадам С. надеялась на план «Барбаросса»: возможное закрытие флигеля, а там, если получится, приобретение его сомнительными людьми, с которыми она имела связь. По причине семейных перипетий г-жа С. квартиры не имела.
         Полноценного отдыха  у  директора  Т. не получилось…
         В течение марта и апреля месяцев директор Т. не могла увидеться с преподавателем С., находившейся  на больничном. За ней было много дел, которые требовали разбирательства и её личного присутствия.  К  примеру, собранная  ею за несколько месяцев родительская плата  не дошла до бухгалтерии,  опечатанный  класс во флигеле  был самовольно ею вскрыт,  без ведома  администрации.
         Когда директор  Т.   стала выяснять, на больничном ли она, оказалось, что работу преподаватель С. .прогуливает. У неё закончилась временная прописка и за март месяц она успела временно перепрописаться в жилфонде одного из предприятий. Она обладала той степенью аферизма, который позволял ей устраиваться ненадолго здесь и сейчас. Она снова была на  больничном.
         Контракт с ней был заключен до 31 мая. Только в этот день, не  ранее, ДМШ смогла расторгнуть с ней всякие отношения, так как г. С. давно исчезла из    поля зрения коллег и соседей. Уроки по специальности в её классе до конца учебного года пришлось проводить директору  Т…

                Глава    83

 
         В феврале-марте 2001 года в новых помещениях ДШИ состоялась выставка картин художников Цибизовой Л.П.и Пантелеева В.П.. В течение двух недель было организовано посещение выставки и встречи  художников с учащимися общеобразовательных  школ имени Радищева  и п. Сельцо по расписанию. Это было следующим замечательным событием  в стенах школы после реконструкции.
         Благодаря  творческим  людям,  подобным  Цибизовой  Л.П.  и  Пантелееву  В.П.  школа  наполняется  удивительной  атмосферой  высокого  профессионализма,  иного  отношения  к  творчеству,  духом  созидания.  Школа  становится учреждением,  которое питает  духовностью  любого  приобщающегося  к искусству  через  живопись,  портреты,  стенды, исполнительство,  посредством  особого стиля  взаимоотношений.
         Из  реабилитационного  центра  я  получила  уведомление  о разрешении  провести  в  нём  очередной  курс  лечения.
         По возвращению из центра я стала форсировать капитальный ремонт кровли в коттедже, без которого запланированный внутренний ремонт своими силами и с помощью спонсоров не имел смысла.

         В мае  2001  года  школа отмечала  своё  тридцатилетие  со  дня  основания.  К этому  событию  были  приурочены  выпускной вечер  и  отчётный  концерт  школы.  Интересным и  очень  значимым  для  всех  нас в  этот  день был  факт  передачи  школе  нашей  эмблемы  в керамическом  исполнении  в  количестве  30  штук   в  качестве  подарка  от главы  администрации  Муниципального  Образования  «Тосненский  район  Ленинградской  области»  Хабарова  И.Ф. 
 
         Необходимые средства  для  проведения  юбилея  нам  предоставили  наш  родной  профсоюз  «Единение»  во  главе с Вадимом  Александровичем Сукачем  и  местные  спонсоры.  В  разное  время  ДШИ  помогали: Гедьо  В.М,  Блохин  В.В., а  также: Андреева  Г.Н.,  Петров  А.М., Куковерова  Е.И., Захаров  В.В.,  Корж  В.А.  Весь  коллектив  ДШИ  благодарит  вас  за  оказанную  нам   поддержку.
         Особая  благодарность  Совету профсоюзов  «Единение»  и его председателю Сукачу  В.А.,  Гедьо  В.М. – директору  ЛДПП.
         Однажды на  одном  из  школьных  концертов  присутствовали  предприниматели  Андреева  Г.Н.  и  Петров  А.М.  Они  заметили,  как первоклассник  Буджак  Коля долго  усаживался  за  роялем, то  пододвигая  стул, то  отодвигая, то  устраивая     подставку  на  сидение  стула…. После  концерта  они  поинтересовались,  нужен  ли  школе  специальный  стул  для игры  за  роялем. Узнав  о  том,  что  мы  мечтаем  о  нём,  они   обещали  принять  активное  участие  в его  приобретении. 
         Меня  поразили  их внимательность,  быстрота реакции  на  нашу,  казалось бы,  небольшую  проблему.   Они  не однажды  оказывали помощь  ДШИ.
         Петров А.М. и Андреева  Г.Н. являются  авторами  и  создателями  «Системы»  магазинов  в  Любани,  отличающихся  современным  внутренним  дизайном,  ассортиментом  товаров,  удовлетворяющим  самый  взыскательный  спрос.  В  магазинах  чувствуется  особое  доброжелательное  настроение,  во  всём  ощущается тёплый душевный  камертон   их  владельцев,  угадываются  огромный  труд,  радости  и  преодоления  на  пути  совершенствования  задуманного  дела.
         «Кружевной»  домик  с беседкой,  находящийся почти у въезда в город со стороны Санкт-Петербурга  является  как бы  «визитной»  карточки  г.  Любани.  Это  домик  Андреевой  Галины Николаевны  и  Петрова  Анатолия Михайловича. Сколько творческих сил,  скрупулёзного  труда    отдали  отец  и  сын  Петровы,  чтобы  остановить  красоту  во  времени.  Около их дома  выходят  туристы из  автобусов,  притормаживают  машины,  чтобы  ещё  и  ещё  раз  посмотреть  на  это  рукотворное  чудо.

          Сроки ремонта крыши в филиале п.Любань ЖКХ постоянно откладывались и, благодаря участию заместителя главы администрации МО «Тосненский район Ленинградской области» и моим настойчивым просьбам, этот ремонт состоялся и завершился к концу июня.
          В нашем распоряжении были июль и август – время отпусков. Из местных педагогов была создана бригада из двух человек для ремонта потолков. Отпущенные в отпуск в  середине июня преподаватели возвращались на работу в середине августа. За оставшиеся две недели августа нам предстояло в  коттедже всё вымыть, наклеить обои и выкрасить полы. К началу 2001- 2002 учебного года все помещения филиала были отремонтированы.

          В реконструированном  помещении под новыми стенами между классами на первом этаже был проложен и новый кирпичный ленточный фундамент, накрытый кусками толя для гидроизоляции. Стены были благополучными.
          Но несущая стена между классами и коридором   фрагментами   стала менять свой цвет  на серый до  высоты полутора метров….Это было для нас ожидаемым сильным огорчением. На следующий год  была запланирована установка панелей ДСП по всему периметру коридора и в классах.
          Мы пошли по собственному проторенному пути, поскольку гидроизоляция со вскрытием всех  полов - процедура очень дорогостоящая. На бюджетные средства вне очереди после проведенной реконструкции мы надеяться  не  могли. Оставить нерешенной эту проблему в школе я так же не считала  возможным. В течение лета 2001 года панели на стенах были устроены.
          Панели были приобретены  на  ЛЛДОКе  за счет родительской платы за обучение. Работы выполнены на средства спонсоров и материальной помощи, оказанной нам депутатом Ленинградского областного Законодательного собрания Сазоновым Валерием Васильевичем, который в разное время помогал многим учреждениям культуры и образования в Тосненском районе.
          На средства спонсоров силами преподавателей был проведён косметический ремонт и в классах филиала в п. Сельцо.
          С августа 2000 года я начала ездить на машине, добираясь таким образом в школу. В сухое время года проблем почти не было, только улица Кима,  подъездная и пешеходная дорога к школе, была сильно изрыта,  и вся поднимавшаяся по дороге пыль долго оседала на плечи прохожих. Две зимы 2000 и 2001 годов необычайно отличались  многократным чередованием  снегопадов со снеготаянием.


                Глава  84

          Улица Кима становилась непроходимой и труднопреодолимой даже для легкового транспорта. В дождливое время  многочисленные ямы на всю глубину и ширину заполнялись водой, и пройти по улице можно было только в резиновых сапогах. В легкий морозец все эти узенькие островки между лужами становились слишком скользкими, а вся вода в лужах – ледяным зеркалом, по которому тоже было не пройти, особенно, когда устанавливались морозы.
          Когда машина была неисправной, и в снег, и в ветер я пускалась в путь пешком. Улицы от снега  очищались  редко. Грейдер, если и проходил по главным улицам, оставлял непроходимые сугробы на перекрестках слева и справа. Часто на улице Кима, будучи на машине, я буксовала: так непредсказуемо уводила в сторону невидимая под талым снегом колея. Вся улица представляла собой болотистую смесь из снега, воды и ледяного крошева. Не менее  непроходимой  была дорога и во дворе школы.
          В какие-то кульминационные моменты распутицы я обращалась в местное Дорожно-эксплуатационное управление, но мне сразу отвечали почти отказом, так как у них есть план, обслуживаемая территория, куда не входят наши интересы, но после просьб, подробных объяснений и мольбы, они делали нам «тракт» среди непроходимого бездорожья.
           Я решила обратиться в администрацию района по поводу ремонта всех подъездных и пешеходных путей к детской школе искусств. Были направлены письма. 
           Из второго уровня власти был ответ: «Да, мы понимаем ваши проблемы. На следующий год не всё, но что-то обязательно будет сделано». Обращаясь к местному уровню власти, я получала один ответ, что есть дороги ещё хуже, многие «бабки» ходят по колено в глине. Всякие увещевания насчет первостепенности решения проблем детского учреждения – не воспринимались.
           Почему-то все  дороги в Любани, не раз ремонтировавшиеся и вновь строившиеся, предпочтительно вели от здания администрации в одну сторону, как правило, противоположную от ДШИ… 
           Постепенно положительный ответ на обращённую из ДШИ просьбу в район  втечение трех месяцев переживал метаморфозу, пока не трансформировался в свою противоположность:  «Нет, есть более сложные дорожные проблемы», приводились примеры, в том числе, в  г. Любани.
           Я поняла, что с многоярусными чиновничьими джунглями, негосударственным подходом к решению очевидных проблем бороться можно, но непродуктивно для собственного здоровья, поскольку по этому принципу устроена вся чиновничья рать. На стадии пожеланий на будущее ходатайствовать, пока не подойдет очередь до Любанской ДШИ, переговоры о реконструкции подъездных путей к ДШИ были приостановлены.
           В нашей ситуации при прошедшем ремонте в школе, где помещения приобрели такой привлекательный вид, невозможность благополучно добраться до них создала барьер эстетического дискомфорта для  проведения в ней массовых мероприятий: собраний,  концертов, концертов-лекций и другого.
           Я не знаю дорог  к детскому учреждению ни в г. Любани,  ни к любой другой школе в районе, относящейся к  сфере культуры и детского образования, где они были бы в таком же удручающем состоянии, как наши.

           Мой  «опыт»  пребывания  в  «немощном»  состоянии  дал  мне  видение  всего  коммунального  неудобства  городского  благоустройства.  Здоровый  человек  не  замечает  пустых  глазниц  между  ступеньками,  легко  взбираясь  на  самый  верх  перехода  через  железнодорожные  пути.  Если  смотреть  просто  вперёд,  то  взгляд  невольно  «упирается»  в  пустоты  между  ступенями,  и по  мере  набора  высоты,  у  здорового  закружится  голова.…     А  слегка  оттопыренные  в  сторону  от  ступеней  перила  и  под  ними  весьма  редкие  «балясины»?  Наступает  состояние  почти  невесомости  от  вынужденного  созерцания   такой  свободы,  почти  полёта...…   
           Ведь  «Железная  дорога»  считается  по  финансовому  состоянию  «Государством  в  государстве».  А  тут  не  хватило  средств (может   быть,  что-то  иное?),  чтобы  выровнять  третью  платформу  до уровня  высоты тамбура  вагонов от  начала  до  конца.  Презабавная (хорошо,  если  благополучная) картина  выхода    из вагонов народа, прыгающего  на  платформу  с  высоты  60-70  см.
           А  ничем  непосыпанные  скользкие  подступы  к  магазинам,  тротуары;  неочищенные  от  снега и  льда ступени  к  почте,  отсутствие  перил  к  ступенькам  в  детскую  библиотеку  (?)
           Нет,  это  не  в  критику,  это  описание  мелочей,  без  которых  нет  хорошего  настроения,  а  невозможность  взобраться  на  эти  несчастные  ступени  усиливает  состояние  отчаяния,  вызывает  ощущение  захолустного  обитания,  ненужности  населения  целого  города…
           Для  того,  чтобы это  всё  увидеть,  достаточно  рано  утром,  когда  город  ещё  спит,  пройти,  -  не  проехать,  а   пройти - по  городу,  заглянув  во  все  его  закоулки…
           Улица  Кима  -  это  улица-аллея.  Почему  её  не  сделать  праздничным,  асфальтированным,  приятным  подходом  к  детской  школе  искусств?  Это  отвечало  бы на  многие  вопросы.  Это  была  бы,  пусть  не  такая  масштабная, но Забота  о  целом  поколении,  нескольких  поколениях  в  г.  Любани.
           Когда  мой  отец  временно  проживал у  нас,  он  иногда  с    огорчением  спрашивал:
-  Дочка,  а  почему  у  вас  по  улице  до  вокзала  нет  ни  одной  скамеечки?  Хотел  присесть  отдохнуть  и  не  нашёл, где.
           Теперь  такой  вопрос  встаёт  передо  мной  и  многими  другими.  Кто  нас  услышит?
           За последние 6 – 7 лет наблюдается большой отток рабочей силы из г. Любани.  Это заметно и по  ДШИ:  уходят лучшие, молодые силы, которые находят более привлекательные в социальном отношении города и веси. В Любани упала рождаемость, в несколько раз возросла смертность. Вовсе прекратилось  строительство жилья  в совхозах «Любань» и «Агротехника», за счет которых раньше выживал  и г. Любань.


                Глава   85


И надо бы в такой обстановке оберегать и заботиться о том, что осталось, особенно  то, что касается детей…

           В июле  преподаватель Чернышов Б.Н. подал заявление об увольнении по переводу на должность председателя комитета по культуре района. Пожелав успехов на новом государственном поприще, я подписала его заявление.
           Сколько номенклатуры разного уровня – профессиональной, административной – вышло из стен школы. Преподаватели, проработавшие в школе от 7 до 15 лет, приобретали всесторонний опыт работы,  творчески росли, возрастал их имидж, определялись те или иные их творческие, педагогические наклонности, приходила профессиональная зрелость.
           Давыдова Т.П. -  преподаватель теории, с училищным опытом работы, после 10 лет работы в ДШИ стала директором Приозерской музыкальной школы, куда она уехала, отчасти, в связи с решением там для неё квартирного вопроса.
           У Гинкель Е.А. после семи лет работы в школе решился вопрос переезда семьи в Германию.
           Бычкова Т.Ю.,  отработав семь лет, вместе с семьей переезжает в г. Санкт-Петербург, устроившись на коммерческую должность в одну из фирм.
           Лукьяненко Ю.В. после 13 лет поездок из г. Ленинграда в Любань, нашла место преподавателя в одной из центральных музыкальных школ Санкт-Петербурга, где успешно работает.
           Саенко Н.И. за четыре года работы в школе окончила последние курсы консерватории, обрела исполнительскую и методическую популярность в районе и области, чему я способствовала совершенно искренне, реально оценивая её профессиональные способности. Она перешла в районную школу. В г. Тосно находилась её семья и там  была  большая перспектива для неё решить  квартирный вопрос. В Тосненской детской школе искусств она стала одним из ведущих педагогов-пианистов.
           Икко Г.А. - хороший концертмейстер, исполнительный работник, Тосненский житель, так же перешла на работу в Тосно, как только там появилась вакансия в ДШИ.
           Лаенко Т.Б. после 10 лет работы в ДШИ нашла более престижную и хорошо оплачиваемую работу в г. Санкт-Петербурге.
           Чернышов Б.Н – стал номенклатурой районного масштаба.
           Чернышова М.И. – преподаватель теории и фортепиано, работает  в школе  около  20 лет и на общественных началах является председателем секции теории музыки районного методического объединения.
           Левкин А.А. отработал в школе 14 лет, из них последние десять лет, будучи на пенсии. Александр Александрович обрел широкую популярность как преподаватель и художник благодаря результатам своего труда.
           Лаенко С.В. в течение 18 лет работы в ДШИ внес самый разнообразный вклад в её развитие: в качестве педагога, исполнителя, лектора-музыковеда, участника общестроительных работ. Позже он ушел из школы, устроившись на административную должность и преподавателем информатики в Сельцовскую среднюю общеобразовательную школу.
           Около  20 лет в школе  работает   Маркелова В.В.  Общеизвестен  её  педагогический  и  организационный вклад  в  развитие  филиала  в  п.  Любань.
           Около 25 лет  в школе  работает Свинцов В.П., обучив и воспитав несколько поколений учащихся - гитаристов, лауреатов районных и областных конкурсов.
           Около 20 лет работает в школе Коноплева О.Л., долгим, кропотливым трудом создавшая класс домры, вначале в филиале п. Сельцо, затем и в г. Любань. Иногда её учащиеся в единственном числе защищали честь школы и района, представляя  инструмент на районных и областных конкурсах.



                Глава   86

                Притча  первая            
               
          С октября месяца до моего слуха стал доноситься шорох. Пока я не понимала причину его возникновения. Но потом я заметила, как серая мышь юркнула под диван с клочком бумаги. Я стала наблюдать. Сначала с опаской, затем все смелее она стала выбегать из своего убежища.  Затем к ней присоединилась большая палевая мышь, которая давно обосновалась там и ходила почти пешком. Вдвоём они пересвистывались о чем-то о своём.
          Можно было бы пригласить Кота, который был хорошо известен, но, откуда ни возьмись, появился  Другой, с которым первая мышь, вопреки природе, заигрывала. Вторая в это время находилась в сторонке и молча наблюдала.
          Их выдворение я решила начать с неё, тем более, что крошками со стола она уже не насыщалась и стала проникать в сумку в поисках более сытного пропитания. Из-под дивана продолжал доноситься бумажный шорох и высокий фальцет. Я закрыла свою сумку и убрала её в недоступное место.
Шорох на время стих.  Месяца через два шелест перелистываемых  клочков повторился. Я сделала генеральную уборку и убрала весь бумажный мусор. Чистая бумага их не привлекала. Теперь ничто не нарушало установившейся деловой тишины. Мыши куда-то подевались...



           Никому из преподавателей, уходивших из школы в связи с повышением, удовлетворением их  личного состояния, я не чинила препятствий, так как ничего не могла  предложить им взамен: ни квартиры, ни более высокой зарплаты, ни иных благ или привилегий.   
           Наметив программу-минимум дел в школе, необходимых к выполнению, я решила уйти из ДШИ.

           Удивляюсь сама себе: как я могла каждый день, в особенности, первые полтора года, после выписки из госпиталей, преодолевать дорогу в школу и обратно в любую погоду. Были ещё моральные силы, был сильным духовный и физический потенциал, жил дух преодоления. Были ещё и нерешённые проблемы в школе. Мне хотелось привести всё в порядок, и за эти два с половиной года я это сделала:
1. Завершена реконструкция.
2. Отремонтирован филиал в п. Любань.
3. Выполнен  косметический ремонт в филиале п. Сельцо
        силами педагогов на средства спонсоров.
4. Устроены панели на первом этаже новых помещений.
5. Заново организована  вся школьная документация.
6. Активно продолжалась плодотворная связь со спонсорами.
7. В школе появились стенды с цветными фотографиями, отражающими  внутреннюю жизнь ДШИ: учебную, концертную, с результатами прошедшей реконструкции и другие; фотоальбомы разных лет с  1982г. и  видеотека важных событий и концертной деятельности школы  с  1995г.

          Уставала я и раньше, но вдохновляла перспектива. Я стала уставать от однотипности преодоления проблем, особенно выходящих за рамки школы. К примеру, по Уставу школа должна иметь собственного бухгалтера, но мы эту ставку не получили и после обретения школой юридического лица. Вся экономика школы была подчинена бухгалтерии местной администрации. Быть в курсе всей бухгалтерской жизни школы не представлялось возможным, поскольку все было подчинено главе администрации, и ответственность специалистов перед администрацией ДШИ была почти нивелирована.
          В этом состояла вся непростая суть проблемы, казуистика и психология производственных отношений. Здесь стоял «шлагбаум» и ждать его открытия было бессмысленно. Именно опыт длиной в 20 лет этого музыкально-технологического «романа»  с Любанской ДШИ позволял мне иметь собственный взгляд на проблемы и степень актуальности их решения «здесь и сейчас».
          Я увидела для себя возможность выйти из этой ситуации. Председателю комитета по культуре мной было подано заявление об увольнении по собственному желанию и служебная записка с изложением причины прекращения трудовой деятельности, первоочередных задач школы и рекомендацией по кандидатуре на пост директора ДШИ.
               
          В мыслях иногда возникали ассоциации с прочитанными в детстве рассказами о медведях гризли,  о волках, этих умных животных. Вот один из собирательных образов, навеянных воспоминаниями о прочитанном…

                Притча  вторая

          ...…Раненая волчица бежала и бежала, унося ноги в бескрайнюю лесостепь. Её чутью доносились запахи преследовавших её по следу падальщиков. Предвкушая её  падение
они, озираясь  по сторонам,  клацали челюстями и, ведомые матёрыми, окружали волчицу.
          Впереди были крутой берег и река, спокойно нёсшая свои прозрачные воды. На пути к берегу волчицу обступали деревья. Они, казалось, специально подставляли свои стволы,  препятствуя её полубессознательному побегу. Вот уже показалась и кромка берега.
Волчица продолжала бежать. Крутой берег приближался. Она вдруг подумала: «Если со всего разбега…., то она достигнет поверхности воды и не разобьется о песчаный берег…».      
          Размышлять  уже  не  было времени.  Она не могла уже преодолевать  огромные расстояния, а в обход ей уже не успеть…. Перед кромкой берега она  припустила изо всех оставшихся сил и взвилась над берегом в свободном устремлённом полёте. Её тело, коснувшись прохладной воды, кажется, обрело животворную силу. Она поплыла к берегу. Никогда раньше она так праздно не думала об окружающей зелени, голубом небе, ласковом, тёплом ветре. Всегда на охоте, всегда в пути…
           Она видела на высоком берегу столпившуюся в недоумении стаю. Никто не решался повторить её прыжок. Матёрые злобно обходили стаю и готовы были вцепиться в своих собратьев зубами, чтобы компенсировать тот голод, который накопился у них в пути за время преследования…..

                Притча  третья

           Я испекла пышный и красивый пирог и оставила его людям. Пирог окружили мыши. Пир для  «своих»  устроили серая  и  палевая  мыши,  которые  снова  вышли  в  свет и  стали  хозяйками этого  пиршества, заняв  место во главе  стола.  Мыши, как правило, поедают пищу под пологом ночи, яркого света они боятся.  Что-то останется  от  испечённого  мной  пирога?..


т                Глава   87

               
                «Эйфория»

                Только  б  мне  дождаться  чести
                На Путивле  князем сести,
                Я  б  не  стал тужить, 
                Я  бы  знал,  как жить.
                Всем  чинил  бы  я  расправу,
                Как  пришлось  бы  мне  по  нраву,
                Пожил  бы  я  всласть,
                Ведь  на  то  и  власть!

                А.П.Бородин, опера «Князь  Игорь»

           Наконец, выполнив всё намеченное, я ухожу из школы.
           Важно оставить оптимального преемника: и чтобы с образованием, и с опытом, и человек хороший, что чрезвычайно важно в педагогическом коллективе; и без лишней фанаберии, и чтобы,  требуя от других, сам хотел и умел работать. Кто-то не подходил по данным параметрам, кто-то, понимая всю ответственность, не хотел связывать себя административными «узами».
           Были и желающие  «порулить», насладиться «титулом». У некоторых это желание было настолько гипертрофированным, что пускались «во все тяжкие». Я предвидела и такой исход, так как предполагала, как будут развиваться события, кто стремится «в князи» и, приблизительно,  команду, благодаря которой претендент мог  «протиснуться»  к заветному креслу.
           Чтобы  упредить нежелательные события, я хотела бы  пофантазировать на тему «Если  бы», привести вымышленный негативный  пример,  достаточно ярко  демонстрирующий  любому, даже  несведущему,  как  делать  нельзя.
…          Для начала, не состояние школы и первоочередные задачи озаботили пришедших к власти, а новые «невиданные» доселе связи, которые должны были привести их к беззаботному должностному существованию и неограниченной власти над коллективом.
           Это «сотрудничество» никак не связывалось с благополучием учреждения. Педагогический  коллектив был отринут, как  ненужный инструмент в похождениях за посулами и мечтами, уводившими от реальности и работы. В угаре бахусной эйфории всё недостижимое для них ранее теперь казалось рядом, стоит сделать ещё один противоестественный шаг. Доступными кажутся должности, имена и недвусмысленные разговоры о дележе власти на ранг - два ранга выше достигнутой.    Появилась возможность тратить всё, что есть на то, «что считаем нужным», не отчитываясь ни перед кем, будучи под прикрытием. Деньги-то когда-то кончаются и свои, и не свои, и связи - тоже.  А момент, необходимый для того, чтобы дело продолжить, был  упущен. За несколько  лет не было ни одного  объявления  ни  по городу, ни в учреждениях о приёме учащихся в школу, ни одной рекламы на концерт для детей и населения города.
           Образования у новой администрации хватило лишь для того, чтобы пустить всё на самотёк, зная, что всегда есть защитный примитив типа: «ну, не всё же сразу, ведь мы только начинаем»… Было бы неправильно вмешиваться в происходящий «процесс» из вне, что означало бы быть той «палкой в колесе».
           Тем более, вероятно, чувствуя неверность своих действий, у «сидящих на Путивле» было желание укрыться от всех тайной, демонстративной самостоятельностью, явной агрессией: «Так, как раньше, не будет. Всё будет по-другому», – летело со всех сторон, чтобы всем было видно и слышно, как  метёт новая метла, не пощадившая и новых выкрашенных стен в школе, на которых красовались несколько стендов с цветными фотографиями, рассказывавшими о былой учебной и творческой деятельности школы. Чтобы вырвать их со стен «с корнем» перед самым началом массового мероприятия, много ума не потребовалось.  Ломать – не  строить.
           Предвидя всё это, я считала верным оставить в должности директора человека, которому будет дорого всё, что сделано в школе за последние 3-5,  12-15 лет, знающего, каким трудом это достаётся, человека, который много вложил личного труда в развитие школы и который  за  много  лет  работы  не  вынес из школы  и  гвоздя... Но, как обычно, сыграли роль привычные опасения: «Как бы чего не вышло» или вовсе далёкие от профессионализма «чувства»…
           Так  или  иначе  развиваются  обычно события,  связанные  со сменой  руководства.  Важно, чтобы новое руководство имело позитивное морально-психологическое лицо. Именно с позиций позитива относилось к  своим вчерашним коллегам, не заносилось, не  крючкотворствовало,  не  усложняло  проблемы,  а  коллегиально, по-деловому и доброжелательно их разрешало, идя навстречу коллективу,  который вместе с руководством  каждый  день решает  непростую социальную задачу эстетического образования и  воспитания  подрастающего  поколения  страны.

       На снимке Концертный зал Любанской ДШИ после реконструкции.  05.09.2000г
     Первый ряд: Коля Буджак - уч-ся фртепианного отделения, Селиванова Л.И. начальник ОКС, представитель СМУ,
     Второй ряд справа налево: отец Евгений, Хабаров И.Ф. - глава администрации
     Тосненского района, Шупер В.И. - глава администрации г. Любань, Вартанян А.С. -
     председатель комитета по культуре  Тосненского района. Далее преподаватели, 
                учащиеся и родители Любанской ДШИ.



                Продолжение следует