Но я не об этом...

Злой Шарманщик
Тут я в Москву ездил. По делам. Семейным. Внучку навещал, она у меня в столичном универе учится. А работа у меня без командировок. Какие у учителя труда могут быть командировки? Разве что ребят на экскурсию сопровождать. Но, это раньше было. Сейчас, нет. Если и ездят школьники, так только по месту. Тут, недалеко. Денег нет, а туры дорогие.

Но я не об этом.

Так вот, приехал я в Москву, с делами быстро справился и, пока Дашутка моя на занятиях была, я по Москве погулял. Так сказать, достопримечательности осмотрел. Обязательную программу для провинциалов выполнил: Красная площадь, Третьяковка, подземными Дворцами на Кольцевой ветке метро полюбовался, по Александровскому саду погулял. Как раз там вечный огонь вновь зажгли. А еще говорят, что место это уникальное. Какие-то там аномальные явления происходят. Хорошие, говорят. Таких мест только три во всём мире. Но, я это не в научном журнале прочитал, а слышал, как мужик один рассказывал. Интеллигентный такой, мужик. На учёного похож, видно точно знает. С дамой красивой был, и ей рассказывал. Да, нет, не подслушивал я! Но, прислушивался. Ещё он сказал, что здесь можно желание загадывать. И оно сбудется. Надо только подольше думать об этом. Тот мужик с красавицей ходил и думал. И я тоже начал думать о том, что хочу. Не знаю, о чём думал учёный мужик, а у меня, кроме как о дочери, да о внучке и дум никаких не было. Всё о них…  А тут и Дашутка объявилась. Звонит.

- Дед!  Как тебе прогулка по Москве? – спрашивает.
- Хорошо! Москва замечательная! А ты скоро ко мне присоединишься? Вместе перекусить сходим.
- Нет, - отвечает, - занятия скоро закончатся, но нас оставляют. Завтра в университете будет встреча с важным человеком, будут нас готовить к ней.
- А что к ней готовить? – спрашиваю, - Встретитесь, да поговорите.
- Это будет в рамках круглого стола. И мы должны вопросы хорошие подготовить, а он будет отвечать. Ты гуляй, а сам подумай, что же ему задать этакое интересное?
- Так надо же знать, кто такой этот важный господин! А с вопросами помогу! – обещаю ей.
- Это председатель Центросоюза, а Центросоюз учредитель нашего университета.
- Хорошо, внучка, я подумаю! Да ты и сама получше меня знаешь, что у такого человека спросить.
- Знаю я! Ну, хорошо, дед, ты прав! Не забивай голову! До вечера! Не заблудись там!

Поговорили, и вновь я продолжил свою прогулку по Москве. Перекусить захотелось. Помню, в средине девяностых «Русское бистро» становилось популярным. Я тогда с удовольствием там блинчики, пирожочки ел, квасом запивая. Ну, думаю, надо осмотреться, да зайти. Прошёл довольно много, но ничего подобного не видно. Макдональдсы, Ростиксы, Кофе-Хаус, Шоколадницы и прочее подобное, пожалуйста, на каждом шагу, а куда же Русское бистро делось? Нет его! Не нашёл. А помню, как Лужков обещал: «Это наша альтернатива Макдональдсу! И мы будем развивать эту сеть!» Давно это было.  Не вышло, наверное. Не удалось победить вездесущий Макдональдс. Но, всё же у прохожего спросил, как раз на Тверской был, недалеко от метро «Пушкинская». Мне показали. Нашёл, захожу. Комнатка метров 16 квадратных, не больше, два-три столика, за которыми можно сидеть и два-три столика высоких, без стульев, здесь же умывальник. Туалета нет.  Подошёл к стойке, посмотрел меню. Показалось интересным. На самом деле, оказалось вкусно, особенно пирожки и кулебяки. А людей мало. Почему? Не знаю! Вот и думаю: по какой же причине идея лужковская не прошла? Что помешало? Неужели желающих отведать хорошую пищу не нашлось? Загадка.

Но я не об этом.

Вечером с Дашуткой обсудили предстоящую встречу с важным человеком. Она рассказала, что декан факультета собрала их и велела подготовить такие вопросы, чтобы не поставить важного человека в неудобное положение, а то он этого не любит. Просила отметить, что председатель - особа весьма неуравновешенная, и он не намерен выслушивать разные жалобы и ерунду всякую.
- Дедушка, как ты думаешь, я же могу задать ему вопрос почему  наши лаборатории уже давно не пополняются новым материалом и нам, будущим товароведам-экспертам, приходится учить особенности вкуса и запаха продуктов по учебнику? – спрашивает внучка.
- Конечно, можешь! – отвечаю ей, - он же учредитель!
- А ещё очень хочется спросить, зачем они университетскую столовую в аренду отдали? Со всем уникальным, современным оборудованием! А ведь университет, кроме прочих специалистов, готовит и технологов общественного питания. Кроме того, стало значительно дороже, чем было и менее вкусно.
- Ну, это в первую очередь спросить надо! А почему  это студенты до сих пор не спросили? – удивился я.
- Тогда я сейчас запишу эти вопросы. Завтра утром все должны передать свои вопросы на утверждение декану. Он еще смотреть будет, пройдут или не пройдут.
- А это ещё зачем? – спрашиваю, - на то он и Круглый стол, что проходит в порядке беседы и никто ничего заранее не планирует.
- Что ты, дед! Так не бывает!

Но я опять ушёл в сторону! Ведь не об этом я хотел сказать!

Время, мне отведенное прошло, домой возвращаюсь. Поездом. Ехать не близко, почти сутки. Но, это ничего. Поезд хороший, вагон, хоть и не новый, но чистый, проводница приятная, да и с соседом повезло. Познакомились. Москвич. Сан Саныч. Я принялся расхваливать Москву на все лады. И совершенно  искренне. Так как во время пеших прогулок имел возможность увидеть, как там со снегом борются. Не в пример моему городу, где в эту неожиданно снежную зиму по улице пройти нельзя было, а травмопункт городской больницы переполнен на триста процентов.

Да… Занесло нас снегом. Такое редко бывает. Сначала радовались, а потом поняли, что никакое это не благо. Ходить нельзя по улицам. Тротуары вообще не чистятся, а проезжую часть улицы какой-то не очень приспособленной техникой убирают, вернее, сдвигают снег на тротуары. Спасибо еще Медведеву, что вздумал нас навестить, так центральные улицы хоть убрали. Правда, снег с улиц вывозили не куда-нибудь, а на пляж. Грязный снег, с реагентами и прочей дрянью уличной, и на пляж… Не знаю, как этим летом отдыхающие будут там загорать? Да, будут… Они же не знают.
 А в Москве снег чистят. И хорошо чистят! И никаких реагентов, как в прошлые годы делали. Умеют же работать!

Ничего не сказал попутчик-москвич, только усмехнулся эдак хитровато. Удивился я тогда. С чего бы это? Что-то не то я сказал?

Но я не об этом!

Едем дальше. Проводница чаёк принесла. Я бутерброды выложил, внучкой приготовленные. А Сан Саныч бутылочку достал.  Хорошая бутылочка. Коньячок. Никого, кроме нас в купе не было, не сезон ещё, можно и выпить, никому не мешая. Так и сделали.
Выпили. Закусили. Разговорились. Я ему о своей школе рассказал. Пожаловался, что физику на старости лет пришлось учить. В школе  нет физика, и взять негде. А я труды веду. Никак не хотел браться за физику. Я её со школьной скамьи не любил. А тут такое дело, вызывает меня директор и говорит, что положение безвыходное. Надо! Обложился  учебниками, посидел на уроках у физиков других школ, да и вперед! Извинялся перед ребятами, что физик я никудышний. Они, правда, успокаивали и всё больше сами учили. Не могу пожаловаться, учили.  Хорошие ребята…

Но я не об этом…

Вижу и москвичу захотелось о себе рассказать. «Что ж, - думаю, - хорошо, так и время пройдёт незаметно».
Он и начал:
- Вот вы, Николай Павлович, про снег рассказали. Понравилось вам в Москве. Хорошо чистят! Так я вам скажу, перед вами, как раз тот человек, кто этим занимается.
- Вы снег убираете? – удивился я, - А я обратил внимания, что его убирают таджики или узбеки.
- Я, конечно, лопатой не орудую, и за штурвалом снегоуборочной техники не сижу, а занимаюсь этим, так как директором районного эксплуатационного предприятия являюсь. Объекты нашей работы – жилые дома. За всё отвечаем. И за то, что внутри, и за то, что снаружи. И за двор тоже. И скажу вам, ох и трудное это дело. Давно хотел рукой махнуть, и бросить всё это. Так не могу! Куда ж я устроюсь в моём возрасте? Был бы помоложе, убежал бы от этого подальше! А тут до пенсии не много и не мало, а пять лет ещё работать надо! Да и дочь сына одна воспитывает, помогать надо. И жена молодая, красиво одеться хочет… Нельзя мне без работы! И работать так тоже нельзя!
- Да, что ж такое? – удивился я, - директор вы, значит, главный на своём предприятии! Что же тут плохого?
- Главный-то, главный! А работать с такой мразью приходится, что порой плакать от безысходности хочется!
- Это вы про узбеков? – спрашиваю.
- Да, нет! Какие там узбеки! Они работники хорошие и проблем сами по себе не создают. Главное, расселить их надо, да заплатить куда следует, или лучше сказать, куда не следует, за то, что живут в домах, предназначенных под снос, за то, что работают без разрешения.
- А почему вы используете труд иностранцев? Разве москвичи не хотят работать у вас?
- Хотят! Но, им платить надо не десять тысяч, как узбекам, а в два-три раза больше!
- А вы это делать не можете?
- Мы бы могли, если бы… Короче, на всё есть такса, так называемого, отката. Управа оплачивает  наши услуги, а мы обязаны  треть полученного, вернуть наличными.
- Кому это?
- Кому? Кому? Есть кому!
- Так не давайте!
- Не давать? Можно и не давать? Но, заказов тогда не будет. Их получат те, кто даёт. А нет заказов, нет работы. Всем известно!
- А что, кто-то единолично решает, кому давать работу, а кому не давать? – спрашиваю, - ведь существует тендеры, их дают лучшим, кто победит и на деле покажет, что может с работой справиться. Я читал об этом!
- Лучшим, говорите? Да вы, Наколай Павлович, живёте старыми понятиями! Нет такого!
- Как нет? Есть! – не соглашался я.
- Тендеры есть, а победит не тот, кто лучше, а тот, кто больше даст, - москвич уже начал волноваться, - да мы полгода собираем деньги, чтоб тендер выиграть! А потом выиграем, и снова поборы! А ведь наша работа оплачивается из тех денег, что население за коммунальные услуги платит! Это же на сколько можно уменьшить квартплату, если бы не эти поборы! Так мало того, что за тендер платим сумасшедшие деньги Управе и в один карман, и в другой, и в третий, так они еще постоянные инспекции к нам направляют! Штрафы платим каждую неделю! И не малые штрафы. Вплоть до того, что: «У вас тут пыль на шкафчике» Еженедельно платим. А милиция? А иммиграционные службы? Все свои гонорары требуют. А еще дни рождения у важных особ. В месяц редко бывает по одному такому дню, чаще по два-три. Звонят из управы и командуют: «Так, у такого-то господина праздник! Гоните по двадцать тысяч на подарок!»
- А Лужкову это известно? Мужик он хозяйственный, бережливый, вон, кепку свою сколько носит, не меняя. Быстро порядок наведет! Только скажите!
- Порядок наведёт? Это уж точно, наведёт! Недавно Управа потребовала, чтобы все такие предприятия, как моё, купили по две снегоуборочных машины. Говорят, надо поддержать отечественных производителей. Посмотрел я на эти машины, а они ну никак не годятся для уборки снега. Ну, разве что снежок до двух сантиметров будет. А цена не малая - полтора миллиона! Это за две машины три миллиона выложить надо! Да им двоим четыреста тысяч – красная цена! И купить мы эти машины должны обязательно только у названной компании. А знаете, кто директор этой компании, занимающейся продажей дебильной техники? Лужков! Нет, не Юрий, конечно, но и не простой однофамилец.
- И вы купили? – спрашиваю.
- Жалко три миллиона на ветер было выбрасывать, пошёл к нужным людям в управе. Объяснил, что к чему. А там сказали: «Ладно, освободим вас от этой покупки. Миллион на стол и всё в порядке»
- Неужели положили?
- А как вы думаете? Положил! Один миллион ведь меньше трёх!   
-Так жалуйтесь на них! Почему не жалуетесь? – спрашиваю.
- Кому жаловаться? Да Вы, я вижу, совсем в этих делах наивный! Учитель, одним словом! Кому же я пожалуюсь?
- Ну не знаю, - ответил я ему, - раньше в горком жаловались. И сейчас же есть горкомы. Пусть не КПСС, зато Единой России.
- Единой России? Сказал бы я вам… Нет, лучше промолчу! Я даже с женой на эту тему не разговариваю. Потому что нельзя. Вычислят, тогда мне несдобровать. Хотя… вы меня не знаете, я вас – тоже. Почему не поговорить?
- Вот именно! Легче будет. Выговориться надо. Так психологи говорят. Так что про Единую Россию? – полюбопытствовал я.
- А то, что все мы книжечки этой партии имеем, все мы члены. В добровольно-принудительном порядке всех обязали. Взносы платим. Я и от себя плачу и от предприятия.
- А разве предприятия тоже в члены записывают? Я думал, что только физические лица,  – удивляюсь.
- Ну, как с вами трудно! Ничего не понимаете! – Сан Саныч начал нервничать, - Конечно, членами партии могут быть только физические лица. Но, это ни о чём не говорит. Предприятием руководит физическое лицо, и оно, это лицо обязательно член партии, и обязательно Единой России. И этому лицу – члену партии приказывают перечислять средства для единороссов. И это постоянно, так же, как и членские взносы. А деньги, прямо скажу, не малые. Очень большая статья расходов. О том, чтобы не перечислить и речи не может быть!
   
Помолчали. СанСаныч выпил воды, успокоился немного, а потом продолжил:
- Так деньги деньгами, но, они же и другое требуют. Перед выборами хоть на луну улетай!  Приказывают всем взять открепительные талоны по месту жительства и голосовать всем только на своём участке. И только за Единую Россию! И не дай Бог на нашем избирательном участке единороссы не победят! Головы полетят у всех!  Так что, вот так!
 
За окном стало совсем темно. Я посмотрел на часы и обнаружил, что уже второй час ночи. Не зря спать захотелось! Сан Саныч молчал, и я его уже ни о чём не спрашивал. Мы молча постелили каждый свою полку и легли. Уснул я сразу. Но быстро проснулся и уже не мог спать. Думал о Москве, о снеге и снегоуборочных машинах, о поборах, тендерах и Единой России. Слышал, что и Сан Саныч ворочался, ему тоже не спалось. Неужели это всё правда? Или это мужик перепил коньячку немного и его развезло. Наговорил всего… Надо будет утром спросить у него.  Конечно, это не правда! Это просто не может быть правдой! Потому что, так не может быть!

Рано утром прибыли на мою станцию. Я собрался выходить, а Сан Саныч ещё спал. Пока я раздумывал, как с ним попрощаться, будить его или нет, он сам проснулся. Пожелали друг другу всего доброго, и тут он сказал:
- Вы, Николай Павлович, это… Я вам наговорил всего вечером… Так вы это… Не принимайте всерьез… А то подумаете… Извините меня.


Ну вот, я так и думал, что это не правда. Потому что это не может быть правдой. Так и есть!  Хорошо, что проспался и извинился. А то бы так и думал, правда или нет?

Но я не об этом…

Дома жена и дочка встретили. О Дашутке расспрашивали. А тут   
И она звонит. Спрашиваю её, как встреча с важным господином прошла? На все вопросы ответил? А она мне говорит:
- Ой, дед! Не тут-то было! Все подготовленные нами вопросы декан забраковал и дал нам другие. Так что мы спрашивали у него не то, что хотели, а то, что надо было.
- А почему же  не настояли на своём? – спрашиваю.
- Да как тут настоишь?! Я сначала хотела, всё же, свои вопросы задать, а как посмотрела на него, и  на то, как он вельможно себя ведёт, желание сразу пропало. Поняла, что диалога не получится.
 
«Ну что ж, - подумал я, - хорошая смена Сан Санычу растёт, понятливая»

Но я не об этом…