Семинар о певице Валерии. Песня Город детства

Сергей Торжевский
Есть песни, которые сопровождают тебя всю жизнь… которые невозможно забыть… которые согревают и направляют по жизни…
    Для меня такой песней стала Город детства. Помню, как исполняла еe мама - большими и грустными глазами… очень строго… держа каждую ноту подолгу, не искажая тон и нефливорничая как сейчас.

Автор слов - Р. Рождественский
(вольный перевод английской баллады "Зелёные поля"),
авторы музыки - Ф. Миллер, Т. Джилкинсон, Р. Дер

Где-то есть город тихий, как сон
Пылью текучей по грудь занесен
В медленной речке вода как стекло
Где-то есть город в котором тепло
Наше далёкое детство там прошло

Ночью из дома я поспешу
В кассе вокзала билет попрошу
Может впервые за тысячу лет
Дайте до детства плацкартный билет
Тихо кассирша ответит: "Билетов нет"
Билетов нет

Ну что, дружище, как ей возразить
Дорогу в детство где ещё спросить
А может просто только иногда
Лишь в памяти своей приходим мы туда

В городе этом сказки живут
Шалые ветры с собою зовут
Там нас порою сводили с ума
Сосны до неба, до солнца дома
Там по сугробам неслышно шла зима

Дальняя песня в нашей судьбе
Ласковый город - спасибо тебе
Мы не приедем, напрасно не жди
Есть на планете другие пути
Мы повзрослели, поверь нам, и прости
(Ты нас прости) Прости...

    Только много позже я понял глубину этих слов, связанных с национальным горем Шотландии… Если плохо на родине, то несомненно может быть хорошо где-то в высоте… Кажется, что какой-то тайный шотландский принц перед казнью ночью, весь избитый до крови, в подвале углем от потухающего костра пишет на манжете эти проникновенные слова… «Где-то есть город…»…
    Зачем-то известный поэт того времени Роберт Рождественский перевел в 60-х на русский эту прекрасную народную английскую балладу Зеленые поля (http://www.poezia.ru/article.php?sid=10262), сообщив ей совсем другой смысл… ее все запели на эстраде… по-разному…
    Но, конечно, эпохальным было исполнение Эдиты Пьехи. Тут встретились Добрая Фея (а таких в то далекое советское время было много на эстраде – достаточно вспомнить Майю Кристалинскую и Людмилу Сенчину) и Владетельница Балантрэ - польский утонченный аристократизм, перенесенный европейскими ветрами на русскую почву (аристократизм, как известно, был безжалостно уничтожен в России)… Исполнение Эдиты Пьехи - спокойное и вдумчивое (для поколения физиков и лириков это стало даже каким-то моральным оправданием комсомольских заблуждений). Интересно отметить эмоциональное нарастание во втором куплете…
    Знаменательно обращение Валерии в каком-то году к этой песне. Почему Валерия обратилась к этой песне? неизвестно… Жаль, замечу, что не получилось целевого романтического альбома из Города детства, Маленького принца и чего-то еще сродного… (ну хотя бы Золушки). Тогда, в то время, наверное, это еще было возможным…
    В исполнении Валерии эта песня зазвучала по-новому. Необычное начало… разговор мамы с младенцем… сильный и чистый голос дает новое измерение песне и поднимает на новую высоту. Это уже не рассуждение и оправдание – это вопль сердца… это полет… это смертельный страх потерять детство и романтику… которые у нас отнимает время и всеобщее опопсение. Такое же нарастание во втором куплете… кульминация… «дорогу к детству где еще найти»…
    Когда я впервые услышал эту песню в исполнении Валерии для меня наступил шок – как-будто я вернулся в детство и сейчас надо собираться в школу… Я каждый день прокручивал и не мог без нее жить… Наверное тогда я Валерию воспринимал не только как Прекрасную Даму, но и как Добрую и Заботливую Маму... Тогда мы помню обсудили это на форуме официального сайта… тогда еще это было возможным… тогда сам форум официального был ласковый и добрый как эта песня (теперь уже все прекрасное и таинственное там порезали). Как все мы жестоко ошиблись!
     Есть и минусы по сравнению с Эдитой Пьехой – нарочитая модуляция голосом дает обратный эффект ненастоящности и отсутствия глубины (что сейчас особенно чувствуется по последним песням Отпусти меня, Ты грустишь и Маленький самолет). Во всяком случае высокого уровня слова и мелодия скрашивают эти и другие недостатки исполнения…
    Апогеем встречи этих двух поколений стало 03 июля 2005 года на выпускном балу москвичей по ТВ совместное исполнение какой-то известной песни Эдитой Пьехой и ее внука Стаса Пьехи. Какая разница! Эдита Пьеха – это спокойствие и аристократичная сдержанность и Стас Пьеха – это распущенность на сцене, некоторая шульгинская сила плюс пробивающий космический голос (но, увы и повторяющий за Валерией все минусы, указанные выше).

    20 ноября 2004 – 04 июля 2005 года Москва

Форум первого неофициального сайта Валерии
http://valeria.borda.ru/?1-3-20-00000004-000-0-0-1179464975
Мой сайт https://clck.ru/EHiFR