Если голова стеклянная, нечего ею в дверь стучать

Протоиерей Павел Великанов
Будучи вытеснена осьмомартовскими приуготовлениями, закончилась истерия СМИ по поводу блестящего провала нашей сборной на Олимпиаде в Ванкувере – значит, теперь самое время спокойно поразмыслить, а что же произошло на самом-то деле?
 
Не сработало. Так одним словом можно было бы охарактеризовать общий тон всех публикаций – и ругательных, и извинительных, и самоуспокоительных. Причём ничто не сработало: ни мощь финансовых вливаний, ни былая аура советского спорта, ни категорическая установка первых лиц на победу, ни даже благословение Патриарха. По идее, надо бы во вретище да со пепелом до морозу – благо, что пост на дворе, – только вот почему-то нет ощущения не то что вины, даже легкого смущения по поводу происшедшего. Не победили? Завалили всё? И слава Богу.
 
Странно, скажете вы, – разве не о победе нашей сборной молились и стар, и млад, прильнув носами к экранам телевизоров и мониторам? Не знаю, не знаю, что это за молитва такая новая – телевизионно-компьютерная – не специалист. А вот о патриаршем молебне и благословении, действительно, рассудить не помешает.
 
Итак, что же действительно сказал Святейший Патриарх в своём напутственном слове спорстменам? Патриарх говорил о том, что спортивная победа – больше, чем победа. Человеческий успех складывается из двух факторов – из готовности делать всё, что зависит от человека, и от действия Бога. Но Бог не отвечает на молитву лентяев, разгильдяев, людей, разрушающих своё здоровье. Не отвечает, потому что Бог – не фокусник: Он отвечает на молитву тех, кто своими трудами и силами приближает достижение цели.

Еще Святейший особо резко выступил против идеи «везения»: не удача должна сопутствовать соревнованиям, а действие Бога по отношению к людям, не «везение», а Божья помощь. И в завершение Святейший подчеркнул, что в борьбе побеждает сильнейший – но чтобы победить, надо быть прежде всего внутренне сильным человеком.
 
В принципе, после этих слов можно было бы поставить точку: всё сказано. Осталось только настроить уши на слышание. А они, как выяснилось, были настроены на сверхъестественные фокусы. Которых так и не дождались. Впрочем, нет: и действие Бога было очевидным, да и ответ свыше был более чем определённый – не-за-чёт!
 
Главный вывод, который следовало бы сделать и участникам, и зрителям, предельно прост. Бог – совсем не мальчик на побегушках, который по первому звонку стремглав несётся исполнять поручение. С такими мыслями лучше к Нему и близко не подходить: а то ведь и в ответ схлопотать можно! Другими словами, без особой нужды Бог никогда не действует в противофазе: Его стратегия – резонансная.

Да, мы за победу. Но только не любой ценой. Мы за ту победу, которая видится только боковым зрением. Которая потому и приходит, что не заслоняет собой самого главного. Того Главного, ради Которого только и стоит не пожалеть ни души, ни тела.

Дай Бог, чтобы это наше поражение стало причиной и нашей победы: пусть глубоко-сокровенной и внешним – невидимой, но от этого не менее действенной. Разве не победа – отрезвиться от пагубной эйфории везунчиков и непобедимых чемпионов всем нашим хоккеистам и фигуристам, биатлонистам и  конькобежцам, всем тем, кого видели с золотой медалью на шее ещё задолго до Олимпиады? И мы наконец-то перестанем превозносить спортивных кумиров до разряда неприкосновенных небожителей. Чтобы не увидеть снова их поражение, только теперь ещё и на собственной земле. Ради такой победы – над собственными пристрастиями – не жаль и проиграть. Один раз. Если со всеми выводами. Вот такое богословие.
http://www.bogoslov.ru/column_editor/index.html