Религиозные традиции и гадания в Таиланде. ч. 1

Дарья Мишукова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ И ГАДАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ ТАЙЦЕВ
(Часть 1)

Культура любого народа уникальна, также как неповторимо индивидуальное восприятие культуры каждым человеком на земле. Одни аспекты национальной культуры раскрывают себя только будучи вплетенными в исторический контекст, другие требуют пристального рассмотрения и полного абстрагирования от привычного ассоциативного ряда. В этой статье рассматриваются некоторые традиционные черты духовной жизни тайцев в их органичном вплетении в жизнь современного таиландского общества. Наряду с такими известными широкому кругу исследователей культуры стран Юго-Восточной Азии элементами тайской культуры как, например, традиция пострижение в монахи или поклонение духам, в статье приводятся материалы о предсказаниях и гадательных системах. Данная информация о роли предсказаний в современной жизни тайцев и связанных с ними ритуалах представлена вниманию российских исследований впервые. Эта тема долгое время была белым пятном в изучении культуры Таиланда в отечественном востоковедении в силу ряда идеологических причин.  Автором статьи дается описание нескольких гадательных систем, составленное на основе сделанных при посещении храмов наблюдений и сведений, почерпнутых из объяснений и комментариев тайцев, обращавшихся за предсказаниями к названным оракулам.


Пострижение в монахи
Принятие монашества – важнейшее событие в жизни тайского мужчины. В Таиланде, где более 95% населения исповедует буддизм, на протяжении многих веков существует традиция: каждый мужчина должен провести в монастыре минимум три месяца своей жизни, изучая мудрые наставления Будды. Как правило, пострижение в монахи происходит по достижении 20-летнего возраста. Юноши, желающие удалиться в монастырь до достижения указанного возраста, могут проводить время при храме в качестве послушников. Послушники должны соблюдать 10 заповедей по буддийскому канону, в то время как от монахов требуется исполнение 227 заповедей. Соответствие требуемому возрасту – лишь одно из условий. Кроме того, претендент должен быть в здравом уме и не иметь серьезных физических заболеваний или увечий и получить согласие родителей на принятие монашества. Государственные служащие должны также испросить разрешение своей организации или учреждения. Далее кандидату в монахи надлежит просить аудиенции у настоятеля храма и получить его согласие на постриг в определенный по специальным астрологическим таблицам день. В ожидании дня церемонии будущим монах посещает родственников и просит у них прощение за все причиненные огорчения, вольные и невольные грехи, намеренно или непреднамеренно нанесенные обиды. Церемония принятия монашества проводится обычно в начале сезона дождей, который в Таиланде длится с июля по октябрь. Эти месяцы всегда были свободными от сельскохозяйственных работ, поэтому пострижение родственников-мужчин в монахи не влияло на материальное благополучие семьи.

Время, проведенное в монастыре, считается поворотной вехой в жизни тайского мужчины. Без этого события, человек не может считаться зрелым духовно и нравственно. До пострижения в монахи таец не имеет права вступать в брак. Поэтому еще не побывавшие в монастыре молодые люди не считаются серьезными поклонниками и не пользуются успехом у девушек. Только после жизни в монастыре мужчина может принять на себя ответственность за семью: жениться и родить ребенка. Согласно представлениям тайцев в жизни человека должен соблюдаться определенный порядок: рождение, приобретение знаний, пострижение в монахи, создание семьи, воспитание детей, смерть.
Длинная и сложная церемония пострижения в монахи сохранилась до сегодняшнего дня без изменений. Будущему монаху сбривают волосы, усы и брови. После церемонии омовения его одевают в белые одежды, затем родственники-мужчины относят  его на своей спине в храм,  где проводится специальная церемония с подношениями монахам и окроплением святой водой. Современные таиландцы стремятся запечатлеть на фотоснимках все эти события, чтобы сохранить в памяти каждую деталь. Фотографии становятся предметом особой гордости родителей удалившегося в монастырь юноши и украшением семейного архива. Лишь после завершения всех положенных этапов церемонии происходит облачение в желтые монашеские одеяния. Во время жизни в монастыре изучают учение Будды, медитируют и выполняют храмовые послушания.

По завершении трех месяцев сезона дождей монах испрашивает разрешения настоятеля покинуть монастырь, для чего по астрологическим таблицам определяется благоприятный день. Молодой таец, впервые принявший монашество, должен оставаться в монастыре до проведения важной ежегодной церемонии «катхин» или преподнесения одеяний монахам, которая проводится в течение месяца после окончания поста сезона дождей.
В любой момент своей жизни таец может постричься в монахи, когда у него появляется духовная потребность в этом, например, чувство внутренней опустошенности, невозможность принять важное решение либо ощущение потребности в важных жизненных переменах. Время в монастыре – это еще и время для внутренней концентрации и самоанализа, так нередко поступают бизнесмены или политические деятели. Но даже если срок пребывания в монастыре равен двум – трем дням, церемония пострижения в монахи проводится всегда полностью с соблюдением всех положенных ритуалов.


Храмовая церемония
Религия очень органично вплетена в повседневную жизнь тайцев. Большинство населения регулярно посещает буддийские храмы и монастыри как по случаю религиозных праздников или событий семейной жизни, так и по внутреннему побуждению для восстановления душевной гармонии. Посещая храмы, тайцы выполняют специальную церемонию. При входе в ворота храма посетители складывают руки в жест почтительного приветствия «вай», затем это приветствие, сопровождаемое поклоном, повторяется перед павильоном, где находится статуя Будды. Далее церемония совершается индивидуально и включает в себя следующие основные этапы. Прежде всего посетитель храма опускает в копилку добрых дел (т.е. в ящичек для пожертвований) небольшую сумму денег  – все остается строго конфиденциально между Буддой и просителем милостей. Эти деньги идут на содержание храма, помогая монахам, человек совершает доброе дело и улучшает свою карму.

Служители храма специально заранее готовят букетики цветов, ароматные палочки, свечи и завернутые в тонкую бумагу маленькие квадратики золотой фольги. В этом наборе для храмового подношения закодированы особые символы и мудрые истины буддизма: благовонные палочки есть аромат жизни, свеча напоминает о ее скоротечности и мимолетности, а цветок лотоса говорит о том, что красота не вечна. Квадратики фольги сусального золота предназначены для придания статуям большего блеска. Палочки и свечи зажигают от специальной курильницы и устанавливают на предназначенные для этого подставки. Считается, что дым благовоний уносит обращение просителя прямо на небо.

Затем наступает очередь преподнесения цветов. Букетик орхидей или цветок лотоса, который верующие подносят золоченым статуям Будды, как правило, используется несколько раз. В урочные часы служители храма собирают эти цветы и перекладывают в вазу рядом с копилкой добрых дел. Цветы преподносятся чаще всего покровительствующему дню рождения просителя изображению Будды. Далее следует церемония золочения, когда верующие приклеивают квадратики сусального золота к статуям. На этом подготовительный этап считается выполненным, после чего посетители молятся, медитируют или обращаются за предсказанием.


Предсказания «сиамси»
Нередко около входа в тайский храм на дереве привязаны сложенные тонкой полоской листы бумаги. Это – не декоративные украшения, а листочки с предсказаниями «сиамси». Так называется старинное китайское гадание, которое встречается во многих странах Юго-Восточной Азии с некоторыми местными вариациями. В Таиланде эта гадательная система приобрела международную популярность. Текст предсказания печатается последовательно на тайском, английском и китайском языках. Однако самая полная версия развития будущих событий дается на тайском языке,  на двух других языках представлено краткое резюме.

Для получения ответа на вопрос необходимо успокоить мысли и очистить сознание, достичь этого помогает специальный подготовительный ритуал, описанный выше. Затем спрашивающий садится в позу почтительного приветствия, берет двумя руками деревянную вазу с пронумерованными палочками, поднимает ее на уровень лба или груди и слегка трясет, пока не выпадет одна палочка. Ваза с палочками, как правило, должна находиться под углом 450 к полу.  Несколько выпавших одновременно палочек сообщают, что человек пока не готов узнать свое будущее во всех подробностях. Далее вопрошающий проверяет свой единственный номер, возвращает палочку в вазу, почтительно кланяется статуям Будды и направляется к шкафчику, где лежат листочки с предсказаниями «сиамси».
 
В некоторых храмах для гадания «сиамси» имеются современные установки, напоминающие игровые автоматы. В отверстие для монет опускают 5 бат (приблизительно 3 рубля), это активизирует работу прибора: нарисованное на корпусе аппарата изображение Будды начинает светиться цветной неоновой подсветкой, раздается звук крутящегося барабана, и через несколько секунд на табло появляется номер, которым руководствуются при выборе листочка с предсказанием. Однако большинство тайцев отдают предпочтение старинному способу определения номера по выпавшей палочке. В Таиланде для этого гадания используется 28 листочков «сиамси». Во Вьетнаме тоже распространен аналогичный способ вопрошания о будущем, – вариантов ответа – 100.  «Сиамси» рассказывают о перспективах решения текущих вопросов, семейных и сердечных делах, доходах, судебных тяжбах и выздоровлении больных.

В случае, если спрашивающего не удовлетворяет полученная информация о грядущих жизненных событиях, он складывает листочек «сиамси» в трубочку и привязывает к дереву у входа в храм. Это равносильно подаче в небесную канцелярию прошения о пересмотре судьбы. Разумеется, исправить судьбу человек может, улучшив свою карму совершением добрых дел.

Читайте продолжение:
Часть 2: Оракул «инь-ян», ответ бронзового слона, монетные заговоры, талисманы и обереги, домики духов


Опубликовано:
Мишукова Д.Д. Традиционные праздники, королевские и религиозные церемонии в современном Таиланде // Россия и АТР №2/2009 (ISSN 1026-8804), Владивосток. – с. 168-181, иллюстрации.