Об антисемитизме

Эдуард Алкснис
   По своей великой милости Бог подарил мне шестерых прекрасных и верных друзей и трое из них были евреи - Валя, Ефим и Зиновий. Все они были людьми светлого ума и высочайшего благородства и их дружба облегчила и украсила мою жизнь. Их уже нет на свете и я не могу их забыть. Единственное, что я могу сделать ради их памяти - выразить свое отношение к общественному явлению, которое обижало их при жизни и оскорбляет после смерти.
    В своей новой книге  “200 лет вместе”,  именитый писатель А.И.Солженицын излагает свое мнение по еврейскому вопросу, научное по форме и ошибочное по существу:  он считает, что роль евреев в истории - глубокая метафизическая загадка (“мы не знаем Божьего замысла”) и  что взаимоотношения евреев и русских нуждаются в изучении и осознании (“МН”, 19-25.06.01).
 Предположение, что, в отличие от всех прочих компонентов мироздания, у евреев была своя особая роль противоречит и естественнонаучным и христианским догматам, ибо Создатель, вместе со всей Вселенной сотворил Человека, а дальше род человеческий “плодился и размножался”, т.е. развивался и распространялся сам собой и часто не по Божеским законам. Приписывая евреям особую историческую задачу, Солженицын по существу повторяет ветхозаветный миф о Богоизбранности евреев. Но  Спиноза, еще в 17 веке в “Богословско-политическом трактате” объяснил, что “они были избраны Богом не в отношении разума,...и добродетели; в этом они были равны другим народам... Избрание и призвание их состояло только во временном счастье и выгодах государства; и мы не видим, чтобы Бог обещал патриархам что-нибудь иное, кроме этого...” По науке же объектом творения был и вовсе носитель наследственности - ДНК, а далее - эволюция: водоросли, растения, животные, человек. По всему этому никакого специального предназначения евреев и не было и быть не могло.
  Точно так же нет и не может быть никаких межэтнических , в частности, русско-еврейских взаимоотношений. Между русским и евреем (греком, немцем и т.п.) - вполне, и какие угодно. Могут временно складываться определенные отношения между локальными группами представителей разных этносов, объединенных общими интересами, например, при конкуренции на рынке труда, а этнос в целом не может ни любить ни ненавидеть. Конечно, групповой нарциссизм (см. у Э.Фромма) или ксенофобия - вполне реальные явления, но  из глубин психики они всплывают только тогда, когда их позовут. Как всем известно, ксенофобия и антисемитизм, в частности, проявляются не спонтанно, а вследствие натравливания глупых людей на невинных иноплеменников органами власти, когда выгодно: когда нужно их ограбить или устранить с политической сцены. Если притеснения длятся веками и выражаются в ужасном насилии (в Индии, в Америке, в Чечне),  возникает ошибочное представление о взаимной ненависти, но это иллюзия. Когда государственная политика исправляется - через одно-два поколония всякая межэтническая вражда исчезает.
  Со стороны некультурной части русского населения некая утробная антипатия к евреям иногда бывает, но она явно вненациональна. Вот черты евреев, ее питающие:
1. Очевидная склонность к умственному труду, который темные люди считают легким и приятным. Примерно 30 веков назад одно из древнесемитских племен провозгласило единобожие и культ Книги. Он был весьма полезным для консолидации и развития племени, но более важным оказался косвенный результат: 30 веков зубрежки Торы и Талмуда и почет, которым пользовались знатоки, обусловил искусственный отбор, который привел к статистически заметному интеллектуальному превосходству евреев. Если бы они 30 веков разгадывали кроссворды - результат был бы еще лучше.
2. Осторожность, бережливость, умение планировать и организовывать свою жизнь, повышенная  приспособляемость,  умеренность в  пьянстве.
3. Взаимная поддержка - приоритетная взаимопомощь соплеменникам.
  Последние качества, так же как повышенное внимание и забота о детях, возникли и утвердились веками диаспоры, как условия выживания в неблагоприятной обстановке. Никакой опасности для коренного населения эти свойства еврейского этноса не  представляют, но вызывают у наиболее беспечных и безалаберных русских досаду, как проявления жадности и мелочности. Проявления этого дворового антисемитизма не выходят за пределы анекдотов и совершенно безопасны. Встречается и более вредный вид антипатии: со стороны бесталанных ученых, писателей, врачей и других интеллектуалов - это чистая зависть к более одаренным или удачливым коллегам.   “Праведный гнев советского народа против убийц в белых халатах” (Дело врачей, 1952 г) был направлен преимущественно против евреев, потому что инспирировался партократией. С другой стороны, евреи в массе лишены многих отрицательных качеств, распространенных у русских, например, среди евреев трудно встретить пьяного хама, хулигана, дебошира, грабителя и т.п., зато часто встречается способность к состраданию и сопереживанию, отсюда - способности к воспитанию и врачеванию. По всему этому не абстрактный этнос, а живые русские всегда жили с живыми евреями в дружбе, мире и согласии, а лечиться и учиться у них предпочитали. А для антисемитов низменные мещанские мысли и предрассудки важнее гуманных и рациональных принципов общественного поведения, в духе христианской морали.
  Надо понимать, что полезные привычки и повышенная интеллектуальность отнюдь не являются показателями каких-то человеческих достоинств, к каковым относятся мужество, доброта, честность, верность, трудолюбие и т.п. Не русские и не евреи, а обладатели этих душевных качеств - только они и есть люди высшего сорта. Интеллект, не облагороженный совестью, как у Березовского, и называют не умом, а хитростью или смекалкой.
   Среди евреев, естественно,  встречаются и дураки и злодеи и, особенно, жулики, тем не менее колоссальный вклад евреев в науку, культуру,  искусство и экономику  России, на всех этапах ее существования, невообразим и неоценим. Если бы у российских правителей были мозги и забота о благе своего народа (“выгодах государства”), они  поняли бы, что еврейская диаспора, которая досталась России после треьего раздела Польши в 1795 г., это ее  великая историческая удача, шанс, Божий дар. Вместо того, чтобы всячески притеснять и мешать жить (черта оседлости, пятый пункт и т.п.), они бы предоставили  евреям  режим “наибольшего благоприятствования”, тогда их положительные качества проявились бы гораздо сильнее и полезное влияние  было бы намного больше, Россия жила бы несравненно лучше, чем сейчас, избежала бы многих катаклизмов и войн. Общеизвестно, что в коллективах, которыми руководят евреи, гораздо меньше  недовольных и конфликтов, чем там, где русские. Сталинского наркома - Кагановича подчиненные обожали, хотя был такой же бандит, как и прочие... Невзирая ни на что, евреи оставались самыми законопослушными и  лояльными гражданами..
 Антисемитизм - явление не только безнравственное и бесчеловечное, поскольку возбуждает межнациональную рознь и вражду, оно, кроме того, антироссийское. Безмерный вред России нанесли фашиствующие отморозки, ибо еврейская эмиграция - самая страшная утечка мозгов, а большая их часть не хотела уезжать, они искренно любили эту несчастную страну с ее беспутным народом, но больше не могли выносить обид. Не мифические жидомасоны и космополиты, а именно антисемиты -  главные злопыхатели  и  вредители России.
                Э.Алкснис    17.08.01.