IV. Магнитогорск. Музучилище. Главы 14 - 17

Павлова Вера Калиновна
                Раздел четвёртый 
               
                Глава    14

                Магнитогорское  музыкальное училище


          В сентябре  этого же года в музыкальном училище я была переведена на второй курс дневного отделения.
 В это время в г. Магнитогорске продолжал жить и работать мой старший брат Николай, с семьёй  прибывший сюда из  ЛИСИ   по распределению  шесть лет назад. Во время учебы я некоторое время жила у них. Однако, через месяц я переехала на квартиру недалеко от училища.
          Это была комната в квартире одинокой женщины. Комната была на двух постояльцев. Моей напарницей была студентка вокального отделения этого же училища Нина Терентьева.
          Спокойная, с высоким чувством собственного  достоинства, она обладала  сочным меццо-сопрано приятного тембра. Образ жизни у нас резко отличался. Она, хорошо выспавшись, вставала не рано. Неспешно и тщательно выполнив туалетные процедуры,  не торопясь, она  шла на специальность, порой сильно опаздывая на урок.
          Я же вставала очень рано, быстро собиралась и бежала в училище, чтобы занять свободный класс для работы за роялем над программой по специальности и фортепиано. В  связи с тем, что по гармонии и сольфеджио я стала заниматься в дневной группе, то нужно было  усиленно заниматься и по этим дисциплинам.
          После  окончания училища  Нина  Терентьева  окончила  Ленинградскую  консерваторию  и  стала  солисткой  Большого  театра,  со  временем  получив  звание  Заслуженной  артистки  РСФСР.

          Семья наша постоянно нуждалась, и нужно было подрабатывать, чтобы обеспечить свое существование. Я устроилась музыкальным работником в детский сад - ясли на полставки.
          Небесная Валентина  Илларионовна, - преподаватель по специальности (хоровое дирижирование), внимательный и отзывчивый человек, приняла сердечное  участие в моей судьбе. Это она посоветовала мне открыть трудовую книжку с поступлением на работу по совместительству.
         С благодарностью вспоминаю её строгое и участливое ко мне отношение. Осенью я ходила в костюмчике, перешитом мной из старого осеннего пальто. Заметив, что уже поздней осенью я так легко одета, Валентина Илларионовна  предложила мне своё старое, приличного вида пальто:
- Носи, пока не купишь новое, сказала она.
         Николай с семьей жил на правом берегу Урала. Я бывала у них  в гостях. В трудных ситуациях они помогали мне материально. Жена Николая  Эля, его одноклассница,  была отличницей;  школу окончила с золотой медалью, затем химико-технологический факультет Свердловского политехнического института. Когда они были на последнем курсе, состоялась их студенческая свадьба в ЛИСИ.
Как  студентка училища,  обладая  весьма  скромным  достатком,  и будучи девочкой скромной, я стеснялась  что-либо у кого-либо просить..
         Однажды это вышло наружу. Когда у меня уже неделю не было ни гроша, я пришла к брату и разрыдалась. Он сильно расстроился и недоумевал:
- Я думал, вы, женщины, договоритесь между собой. Позднее он признался, что в то время у них был сложный период в семейных взаимоотношениях. Сам Николай никогда ни на что не жаловался.  В семье были сын и дочь, которые для него были дороже всего  на  свете.      
         Приезжала я на правый берег редко.
         Я понимала, что семья у брата не маленькая: в двухкомнатной квартире кроме Николая, Эли, Алеши и Галочки жили бабушка и прабабушка. Они активно участвовали в решении семейных вопросов, так что сын и дочь были под хорошим присмотром.
         Музыкальное училище находилось на левом берегу в трущобном помещении. До сих пор представляю узкий лабиринт  коридоров  в старом здании.  Новое выстроили лет через двадцать (в девяностые годы). Училище славилось преподавателями,  многие из которых были выпускниками либо аспирантами Ленинградской консерватории, и сильными выпускниками, поступавшими во все ведущие консерватории Советского Союза: Ленинград, Москва, Киев, Новосибирск, Одесса... Их ждали везде. 
Руководителем  хорового  класса  1 – 2  курсов  была  Томас  Е.В.,  3 – 4  курсов - Федотова  А.С.,  обладавшая  хорошим  певческим  голосом.  И  в  том,  и  в  другом  хорах  были  на должном  уровне  учебная  дисциплина  и  вокально-хоровая  работа.
         Сольфеджио  вела Васильева М.Г. Требования по предмету были  высокими. Маргарита  Георгиевна, окончив  Ленинградскую  консерваторию  как  хоровик,  в  училище совершенствовалась  в  области  вокала у  преподавателя  Павловой М.Г..  Впоследствии  М.Г. Васильева  окончила  вокальный  факультет  Свердловской  консерватории  и  пела  сопрановые  партии в  театре  оперы  и  балета г. Свердловска.


                Глава   15


         Ещё училище было примечательно тем, что  при нём была создана Академическая государственная хоровая капелла им. М.И. Глинки. Она пополнялась студентами вокального отделения, а дирижерами в ту пору были аспиранты Ленинградской консерватории. Высокого исполнительского уровня  капелла достигла во время работы в ней Чернушенко Владислава Александровича, а после его отъезда, Васильева Виталия Григорьевича. Художественным руководителем капеллы и директором училища был Эйдинов Семен Григорьевич, выдающийся музыкальный и общественный деятель, основавший и музыкальное училище в 1939 году, и капеллу в 1944 году. Его инициативе принадлежит создание первого в России Дома музыки в г. Магнитогорске. Его имя вписано в Большую Советскую энциклопедию. Он оставил богатое наследие:   в 90е годы на базе Магнитогорского  музыкального училища было основано  высшее  музыкальное учебное  заведение.

         Я очень хотела петь и тайно помышляла работать в капелле. Однажды Валентина Илларионовна предложила мне прослушаться в капеллу. Тогда там были вакансии. Прослушивалась я у ведущего педагога-вокалиста капеллы,  чудесного человека, Романовской Наталии Ивановны, обладавшей удивительно теплым по тембру лирическим сопрано.
         С 23 февраля 1965 года я начала совмещать учебу с работой в капелле. В соответствии с трудовым законодательством совмещать работу в капелле  возможно было, при условии перевода на вечернее отделение. Однако, все предметы музыкально-теоретического цикла  мне было разрешено посещать с дневной группой. Моё материальное положение резко улучшилось: вместо стипендии в  двадцать рублей я стала получать заработную плату в размере шестидесяти девяти рублей в месяц.
         Тяга к вокалу – моё новое увлечение, родившееся в стенах училища. Постановке голоса, вокальной грамоте в воспитании дирижера - хоровика в училище уделялось особое внимание. Установка – без вокала ни звука – было естественным условием  на занятиях хора, сольфеджио, специальности. Именно работа в капелле  раз и навсегда  утвердила во мне желание  совершенствовать свой голос.
         Замечательные традиции были созданы в капелле.  В репертуаре были самые разнообразные произведения: от Реквиема Моцарта до хоровых циклов «Времена года» Шамо, Флярковского, Гудкова, Лятошинского,  Калинникова, хоровой цикл «Радуга» Фрида, хоры Чайковского, Чеснокова, Архангельского, - широчайшая стилевая и ладо - гармоническая палитра.
         В капелле  царила теплая доброжелательная  атмосфера. Я начала работать в капелле в мужской праздник и к 8 марта не ожидала услышать такое поздравление в свой адрес:

Сейчас космическая эра,
Летят ракеты на луну, -
В капелле новая Венера, -
Ее приветствовать прошу!

Как в небе новое явленье,
Как роз бутоны молоды,
То молодое пополненье
Для нас -  как признаки весны!

         В сезон 1964-65 годов отмечалось 20-летие капеллы.  В качестве капустника готовилась пародия на оперу «Мойдодыр» с переделанным юмористическим текстом о капелле, другие сценки из жизни капеллы, полные остроумия, юмора, веселья. Удивительным был праздник.


                Глава   16


         В мае 1965 года состоялись гастроли капеллы в г. Сарапул и г. Воткинск, на родину П. И. Чайковского, 125 – летие со дня рождения которого широко отмечалось в музыкальном мире. В г. Воткинске состоялся юбилейный концерт, в первом отделении которого была исполнена кантата «Москва» Чайковского П.И., во втором отделении вместе с прибывшим из Москвы государственным симфоническим оркестром была исполнена «Патетическая оратория» Г.В.Свиридова под  управлением Вероники Дударовой. У дирижера было достаточно исполнительской воли,  репетиционной власти и музыкальной страсти, чтобы после одной репетиции двух коллективов, ранее  не встречавшихся, сочинение прозвучало убедительно и мощно.
         Капеллой дирижировал Васильев В.Г.. Был момент на репетиции, когда В. Дударова выронила дирижерскую палочку. Васильев В.Г., находившийся поблизости, сделал естественное  движение для оказания джентльменской услуги, но В. Дударова стремительным жестом, буквально, выхватила палочку из-под его рук. Это была показательная сценка профессионального соперничества со стороны московского маэстро.  Гастроли были краткими. Состоялся ещё один концерт в г. Сарапуле, и капелла отбыла в г. Магнитогорск.

         Очень серьезно на хоровом отделении была поставлена  практика работы с самодеятельным хором. Все учащиеся были закреплены за существовавшими в г. Магнитогорске самодеятельными хоровыми коллективами, и в течение года нужно было подготовить определенную программу. За мной был закреплен коллектив, организацией которого я занималась в одном из цехов   Магнитогорского металлургического комбината. В работе с хором пыталась применять вокальную методику. Методист-куратор, отмечая результат моей работы, сказал:
- Хор поет почти как капелла... 
         Практику с профессиональным  хором студенты проходили с учебными хорами: женским хором первого-второго  и смешанным хором третьего-четвертого курсов. Выпускники готовили выпускную программу с капеллой или с одним из ведущих самодеятельных хоровых коллективов города, руководителями которых, как правило, были преподаватели училища.    
         Например, некоторые учащиеся преподавателя Васильевой М.Г. готовили программу с руководимым ею хором горного института. Я работала с капеллой. Выпускная программа у меня была довольно драматичной: №9 Hostias из Реквиема Моцарта и «Былое» Ленского.
         Практику по методике преподавания «Музыки» в школе мы проходили непосредственно на уроках пения в школах по расписанию. Порядок был строгий. То ли мы, студенты, были не так уж далеки по возрасту от предлагаемого объекта работы, то ли методисты так «высушили» содержание предмета «по Кабалевскому», но всеобщей  любви к дисциплине не было. Не было её и у меня. Признаки выхолащивания  преподавания уроков пения в школе методикой Д.Д. Кабалевского наблюдались уже тогда.
         В одном права методика Д.Д Кабалевского: качество преподавания музыки, или уроков пения, в общеобразовательной школе зависит от профессионального и творческого уровня  педагога. Есть творческая личность, - есть и методика по Кабалевскому. Если угодно, есть и методика вообще, но каждый раз своя, индивидуальная.
Общеизвестны основные «киты», по которым строится стратегия предмета:

1.Музыкальная грамота.
2.Пение.
3.Элементарное музыковедение.
         К музыкальной грамоте (сольфеджио, теория) и пению тесно примыкает детская вокальная педагогика. От степени компетентности педагога и владения им навыками в этой области зависит всё направление педагогической работы: качество избираемого для освоения репертуара, воспитание музыкального восприятия, эстетического вкуса, уровня интеллекта учащихся, в конечном счете.
         К сожалению, в нашем государстве хорошие традиции общего образования в этом направлении за последние двадцать пять лет только утрачивались. Увы, это общеизвестная истина.
         На хоровом отделении тогда было  много способных студентов: Никитин Александр, Богомолов Олег, окончившие Московскую консерваторию, туда же собирались поступать Надя Павкина и Иванов Саша, в Свердловскую консерваторию -  Яковлева Алла и Жихарева Наташа,   Петрова Лена собиралась поступать в Ленинградскую консерваторию. С ней мы учились  у одного педагога, Небесной В.И., к которой она была переведена  от Чернушенко В.А. после его отъезда  из  училища.
 

                Глава   17


         Слава о Чернушенко В.А., как о необычайно тонком дирижере-интерпретаторе, чудесном человеке и талантливом музыканте ещё долго звенела в стенах училища. Под влиянием впечатлений, высказываемых  Романовской Н.И., Небесной В.И., студентами, я сожалела о том, что в музыкальном училище В.А.Чернушенко  не застала.
         Окончила я училище за четыре года, как и учащиеся дневного отделения, сэкономив один год путем совмещения учебы на первом курсе с учебой в одиннадцатом классе.
         Сданы государственные экзамены. В дипломе большинство пятёрок. Я мечтала и очень хотела поступить в Ленинградскую консерваторию. С самого начала  обучения в училище я знала, что обязательно буду учиться дальше. Но я понимала также, что тот пробел по фортепиано, который сложился у меня волею судьбы, не дает мне твердой уверенности на поступление в Ленинградскую консерваторию.
         Получив рекомендацию из училища, производственную характеристику из капеллы и совет Небесной В.И. «Поступать наверняка», - я поехала в Новосибирскую консерваторию, - в одну из ведущих консерваторий после Ленинграда и Москвы.

       На фото: Нина Терентьева - студентка вокального отделения  Магнитогорско музыкального училища. 1963 -67 годов. Засл. арт. РФ, в прошлом солистка Большого    
          театра.  Партия Марины Мнишек из оперы Мусоргского Борис Годунов.

                На фото: родители - Калина Григорьевич, Пелагея Васильевна,
          дети - Вера, Алёша - после отъезда Марии и Евгения в Ленинград на учёбу.

                Продолжение следует