Хосе Ортега-и-Гассет Государство как высшая угроза

Индрик
Хосе Ортега-и-Гассет   ГОСУДАРСТВО КАК ВЫСШАЯ УГРОЗА


В   наши  дни   государство   стало   чудовищной   машиной   немыслимых возможностей,  которая  действует  фантастически  точно  и  оперативно.  Это средоточие общества, и  достаточно  нажатия кнопки, чтобы гигантские  рычаги молниеносно обработали каждую пядь социального тела.

Современное  государство - самый явный и наглядный продукт цивилизации. И отношение к нему массового человека проливает свет на многое. Он  гордится государством и знает, что  именно оно гарантирует ему  жизнь, но не сознает, что это  творение человеческих рук, что  оно  создано определенными людьми и держится  на определенных  человеческих  ценностях, которые сегодня  есть, а завтра  могут  улетучиться. 

С  другой  стороны, массовый  человек  видит  в государстве безликую силу, а  поскольку и себя ощущает безликим, то  считает его своим. Здесь-то  и  подстерегает  цивилизацию  главная опасность  -  полностью огосударствленная  жизнь,  экспансия власти, поглощение государством  всякой социальной  самостоятельности -  словом, удушение  творческих начал истории, которыми в  конечном счете держатся,  питаются  и движутся  людские  судьбы.

Масса говорит:  "Государство - это я" - и жестоко ошибается. Государство идентично массе лишь в том смысле, в каком Икс  идентичен Игреку,  поскольку никто  из них не  Зет. Современное государство  и массу  роднит лишь их безликость  и безымянность. Кончится   это   плачевно. 

Государство   удушит  окончательно   всякую социальную самодеятельность, и никакие новые семена уже не взойдут. Общество вынудят  жить  для  государства, человека  - для государственной  машины.  И поскольку это всего лишь машина, исправность и  состояние которой зависят от живой силы окружения, в конце концов  государство,  высосав из  общества все соки,  выдохнется, зачахнет и  умрет самой  мертвенной  из смертей  - ржавой смертью механизма.
Диктат государства - это апогей насилия и прямого действия, возведенных в  норму. Масса действует самовольно, сама по  себе, через безликий механизм государства.

Суть такова: Европа утратила  нравственность.  Прежнюю массовый человек отверг не ради новой, а ради того, чтобы, согласно своему жизненному складу, не придерживаться никакой. Так что наивно укорять современного человека в  безнравственности.  Это не  только  не  заденет,  но даже  польстит. Безнравственность  нынче  стала ширпотребом, и кто только не щеголяет ею.
Мы живем в эпоху всеобщего шантажа, у которого два облика с дополняющими друг друга гримасами -  угрозой насилия  и угрозой  глумления.  Обе служат  одной  цели  и  равно пригодны для того, чтобы людская пошлость могла не считаться ни с кем и ни с чем.

Как же умудрились  уверовать  в  антиморальность  жизни?  Несомненно, к этому и вела вся современная культура и цивилизация. Европа пожинает горькие плоды своих  духовных шатаний. Она стремительно катится вниз по склону своей культуры, достигшей невиданного цветения, но не сумевшей укорениться.

Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс
Перевод А. М. Гелескула, 1991 г.

Origin: http://www.chat.ru/~scbooks/