Баку и молокане 7. Новое о противостоянии общин

Генадий Леонов
            Прошло немногим более месяца после публикации главы о противостоянии молоканских общин. И вот, новый документ, найденный на просторах всемирной паутины, пролил еще немного света на историю бакинских молокан.

            Источником очередных бесценных сведений стали письма, опубликованные в журнале «Духовный христианин» № 12 за 1908 год.

            После практически открытого конфликта  на Всероссийском съезде Духовных Христиан (Молокан) 1905 года в сел. Воронцовка Тифлисской губернии, противостояние руководителей молоканских общин в Баку еще более усилилось. Говоря о противостоянии общин, нужно понимать, что в первую очередь, это был конфликт между  их руководителями.

            Сразу же после съезда из многочисленной Первой Бакинской общины (Кащеевской общины) выделяется группа «братьев Тарусовцев». Следует отметить, что от Тарусовых на съезде было 5 делегатов или 13,2 %  от численности делегации, а также то обстоятельство, что в списках делегатов Тарусов Михаил Фад(еевич) был заявлен вторым номером после Кащеева Николая Михайловича. Т.е. по сути дела он был ближайшим соратником Кащеева Н.М.

            К этому времени быстрыми темпами застраивалась Молоканская слободка в Завокзальном районе (четвертая). Основной приток ее  населения шел из из шемахинских сел, в первую очередь из Алты-Агача и Хильмиллей. А именно в этих двух селах среди  распространенных родовых фамилий были Тарусовы. Отсюда становится понятным явное одобрение Тарусовской общины со стороны автора письма и жителей Хильмилли.

            Привожу полностью письмо Воронина Е.И., отражающее накал страстей среди бакинских молокан [1]

            «Изъ с. Хильмелли, Бак. г. отъ бр. Еф.Ив. Воронина:

            Прочитали заметку въ №5 «Дух. Христ.» 1907 г. на стр.53, озаглавленную «из Баку» и написанную «Бакинцем, членомъ Колесниковскаго собранiя постоянныхъ духовныхъ христiан». Заметка эта является ответомъ, или вернее возражениiемъ, на статью нашу, помещенную въ первомъ номере «Дух. Христ.» за 1907 годъ.

            Какое чувство заставило автора написать ее; чувство-ли справедливости съ целью доказать братiямъ, что вышеозначенная статья написана нами не откровенно, или другое какое чувство знаетъ, конечно, самъ автор. Можетъ быть, живя въ Баку, он стоитъ къ Тарусовской общине ближе насъ: обвиняя ихъ въ неоткровенности и припысывая разныя понятiя, онъ можетъ быть и правъ съ своей точки зрения и можетъ быть уверенъ, что этимъ служитъ Богу. Мы же правда, живемъ хотя въ селенiи, отъ Баку въ 100 верстахъ, но солидарность во всехъ наших духовныхъ взглядахъ, делаетъ братьевъ Тарусовцевъ близкими, почти неразрывными съ нами. Это подтвердилъ самъ авторъ въ первой своей статье въ №8 «Дух. Христ.» за 1906 г. Поэтому не можемъ не сказать, что въ отношении нашихъ понятiй авторъ грешитъ, и грешитъ очень многимъ. Касаясь понятiй Тарусовцевъ, онъ прямо касается нашихъ, что видно изъ его той-же первой статьи, где онъ именуетъ старцевъ, близкихъ нашему сердцу.

            Въ своей заметке авторъ говоритъ, что онъ хорошо знаетъ все особенности этой общины, а потому по чистой своей совести скажетъ все, что знаетъ о такъ называемыхъ «Гулинцахъ-Назарейцахъ». Говоря о такихъ особенностяхъ, авторъ указалъ, какъ мы понимаемъ о Спасителе, душахъ, воскресенiи мертвыхъ и въ чемъ заключаются главныя тайны, намекнувъ, что это не все, а есть еще какiя-то тайны, о которыхъ онъ пока не решается говорить.

            Не будемъ разуверять «члена Колесниковскаго собраниiя» въ томъ, что онъ очень близко стоитъ къ Тарусовской общине и не станемъ уверять его, что по части понятiй этой общины онъ беретъ чрезъ край и профансируетъ съ плеча. Съ своей стороны мы уверены, что двигательной силой къ сочиненiю заметокъ по адресу братской общины у него была не «чистая совесть», какъ онъ высказался, а продуктъ узкопартiйной розни. Ибо человекъ, находящiйся подъ влiянiемъ чистой совести, или чистаго сердца, по словамъ Евангелiя, Бога узритъ, а въ этомъ состояниiи ему будетъ некогда описывать сучекъ въ глазе брата, его будетъ давить тяжесть бревна въ собственномъ глазе.

            Какъ на особенность онъ указалъ почему мы называемся «кроткими назареями». Фактъ назарейства онъ объяснилъ ношенiем на головахъ длинныхъ волосъ, а эмблему кротости выразилъ опусканиiем лица долу. Мы уверены, что эти его строки говорят более чем красноречиво о состоянiи его «чистой совести», подъ влiянiемъ которой онъ писалъ свою заметку. Не насмешка-ли это? Члены Тарусовской общины по своей внешности ничемъ не отличаются от членовъ другихъ общинъ и отъ самого, писавшего эту заметку. Да если-бы, наконецъ, и отличались, разве тогда это внешнее отличiе было-бы ставить «по чистой совести» въ счетъ отрицательных качествъ брата? Ношенiе длинных волос разве предосудительно? Предосудительно это настолько, на сколько предосудительно брить голову подъ бритву №1. 

            Духовный христiанинъ на нашей общей братской ниве долженъ делать более продуктивное дело, чемъ писанiе заметок, наводящихъ тень на честь и религiозное чувство своего же брата. Долженъ давать читающему братству духовную питательную пищу, могущую хотя и въ малой мере быть на пользу и укрепленiе организма нашего расшатанного духовного тела, а не способствовать еще большему разъединенiю и розни. По нашему мненiю читающему братству ни сколько ни интересны дефекты нашей нравственной жизни; ему интересно наше тесное единство, наше безпристрастное братское отношенiе, чистота нашихъ нравственныхъвзглядовъ. Только все такое мы должны по нашимъ силамъ давать братству, и только это окажется назидательнымъ для нашей души и целебнымъ бальзамомъ нашего больного духовного тела. А не преподносить ему такiе незрелые фрукты, какъ упреки, споры и инсинуацiи, набившiе оскобину и надоевшiе порядочно намъ дома.

            Намъ почему-то сдается, что вышеозначенныя заметки написаны однимъ и темъ же лицом, съ закоренелым старымъ реакцiоннымъ духомъ, и что это лицо занимаетъ видное место въ Колесниковской общине. Молодое братство мы считаемъ неспособными на писанiе заметок пободного сорта, такъ какъ оно по ученiю Апостола Павла не знаетъ ни еллина, ни iудея, ни варвара, ни скифа. Наши же знатные во Израиле, будь то тарусовцы, колесниковцы, кащеевцы и проч. наименованiя  …вцы, какъ показываютъ сами эти наименованiя обладаютъ исключительной психологiей деления на Павловыхъ, Кифовыхъ и Аполосовыхъ; а отсюда психологiя эта порождаетъ уклеинцев, гулинцев-назарiйцев и многихъ другихъ, съ неизбежными ихъ чадами: спорами, рознею, ненавистью другъ к другу и на почве якобы религiозных взглядовъ, а на самомъ деле изъ-за личнаго самоблюбiя, изъ страсти к первенству, изъ-за служенiя своему чреву, а не Господу Iисусу Христу.

            Во времена нашихъ блаженныхъ предковъ подобныя явленiя не встречались. Тогда, конечно, были тоже разныя понятiя, и все-таки не мешавшiя имъ жить въ мире и тесной любви. Не находили они также повода делиться на Павловыхъ и Аполосовыхъ...»


            К сожалению, не смог достать карт Баку 1906-1908 г.г., соответствующих событиям в приведенном выше письме. Но на карте 1913 года практически вся Молоканская слободка между 11-ой и 13-ой Завокзальными и 2-ой и 4-ой Слободскими улицами была уже застроена. И эта планировка слободки практически оставалась без изменений до конца 20 века.

            Вполне вероятно, что  и в 1908 году Тарусовская община уже имела свой молельный дом на Молоканской слободке (во дворе Семиховых). Поэтому беру на себя смелость выдвинуть предположение, что именно Тарусовская община после кончины в 1909 году Кащеева Н.М. смогла объединить все конфликтующие стороны молокан Баку.

            Это чисто гипотетическое  предположение основано на тех свидетельствах, которые известны автору на сегодняшний день. Работа над очерками не завершена, любой новый документ, любое новое свидетельство позволит все более и более приблизиться к истинной истории бакинских молокан…

            Указанное письмо также подтверждает выводы, сделанные мной (Баку и молокане 3. Противостояние общин) по отнесению Колесниковской общины к толку «Постоянных молокан».

            И еще. Пока не известно наверняка, откуда прибыли в Баку руководители молоканских общин Колесников и Кащеев. Но благодаря другому письму в этом же номере журнала «Духовный христианин» кое-что начинает проясняться: [2]

            «Въ вертоградъ (По городамъ, селамъ и хуторамъ)
   
            Нам пишутъ:

            …Въ с. Маразы Бакин. г. дух. христ. Ив. Федос. Колесниковымъ устроенъ водопроводъ для общества; село населено исключительно духовными христiанами.»

            На мой взгляд, благотворительное строительство Колесниковым в селе Маразы можно объяснить только наличием тесных связей его с жителями села. Каких? Пока неизвестно. Но не следует забывать также, что активно сотрудничавшие с Колесниковской общиной братья  Скобелевы были выходцами из Маразов. В этом направлении я и наметил для себя ориентиры дальнейших поисков…


Upgrade (22 февраля 2011 г.):


Приведенное мною выше чисто гипотетическое  предположение о времени, месте нахождения Тарусовской  общины и ее роли в объединении конфликтующих сторон было ошибочным. В свете новых документов Тарусовская община выглядит в несколько ином свете.  Более подробно об этом в главе: Баку и молокане 9. Молоканские собрания-2


Источники:

[1] По городам, селам и хуторам.  Письма в журнал "Духовный христианин" №12 1908 г., стр.51-53 (http://www.sdhm.ru/files/istoria_material/)

[2] По городам, селам и хуторам.  Письма в журнал "Духовный христианин" №12 1908 г., стр.49 (http://www.sdhm.ru/files/istoria_material/)


© Copyright: Генадий Леонов, 2010
Свидетельство о публикации №21003160001