Похороны шамана

Нина Ядне
(начало см. 1. Душа шамана. 2. Известный шаман Мертяко.
3. Ненецкий шаман Енара Салиндер)

Когда его похоронили, возвращаясь с кладбища, мужчины втыкали в снег по 7 еловых веток, а на гробе сбоку было сделано 7 дырок, сверху – одну большую. Это была последняя воля шамана.

Сегодня часто жители тундры вспоминают о том, как Енара во время очередного сеанса ставил перед собой чистое блюдце со спиртом или водкой, брал комочек чистого, только что выпавшего снега, глотал его, и из его рта выпадал камешек – если чёрный, то человек действительно болен, если белый – у человека всё хорошо. Белый камень считался амулетом, оберегом, его часто зашивали в малицу, чёрный камень тоже хранили, когда человек исцелялся – чёрный камень исчезал сам собой. Люди и сейчас с благодарностью вспоминают о шамане, ведь им теперь не к кому больше обратиться за помощью.

Но в те дни, когда великий шаман ушёл в мир иной, произошло ещё одно необычайное событие.
После того, когда родные шамана приготовили всё, что необходимо в таких случаях, когда покойник переночевал у себя дома последний раз, а после полудня, одетого в новую одежду покойника вынесли на улицу и поставили на нарту, соблюдая все похоронные ритуалы, зажгли маленький огонь около нарты, накрыли небольшой столик… Люди стояли и ждали, когда будут закончены последние приготовления и процессия двинется далеко в тундру на родовое кладбище.

В начале мая в тундре очень холодно, хотя по календарю должны появиться первые признаки весны. В этот год зима долго не сдавала своих позиций.

…В тихом стоячем воздухе вдруг послышались далёкие звучные клики. Люди изумлённо вскинули головы, пошарили глазами по небу: перепутал что-то лебедь кликун, он никак не должен был находиться здесь зимой, что-то, видимо, в природе сместилось.

Клик одинокого лебедя возбудил в людях ликующее чувство, почему-то все горести и заботы отошли на задний план, они недоумевали и спрашивали друг друга: «Откуда взялся этот белый лебедь? В это время лебедей в тундре не бывает! Что его привело сюда?»

И только один древний старик негромко промолвил по-ненецки: «Хохорэй юнгумы ненеця сидянгм хосая!» («Лебедь прилетел за душой исчезнувшего, ушедшего от нас»).
Мы, ненцы, умершего человека покойником прямо не называем, а говорим уклончиво, как бы деликатно, осторожно по отношению к нему, ушедшему в иной мир: «Исчезнувший, ушедший от нас».

…Сначала этого лебедя, слетающего со священной нарты шамана, увидели другие люди – жители посёлка, после чего птица сделала три круга над двухэтажным домом, в одной из квартир которого жил шаман. Некоторые люди пытались подпустить птицу к себе, но она отлетала от них, изредка издавая жалобные клики.

Похоронная процессия медленно двинулась в путь, а белая птица с упорством следовала за этим печальным поездом, отчаянно махала крыльями и низко летала по направлению солнца. Потом резко поднялась в воздух и улетела в сторону солнца…

Очевидец этого события, который ехал последним на оленьей упряжке, потом объяснил поведение лебедя так: «По всей видимости, ушедшему от нас всю жизнь помогала энергия солнца, птица об этом не скрывала. Лебеди – это души людей, этот лебедь прилетал за душой своего  родственника. В душу лебедя навечно вселилась душа Енары и, может быть, птица унесла её с собой…»

Во всём этом есть что-то удивительно красивое, и всякий раз, когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает волна тёплого чувства.

А ещё душу наполняет особое чувство гордости оттого, что настоящая фамилия великого шамана была… Ядне!

Май 2008 г.
Ядне Нина Николаевна.